Признаки рождественского рассказа чудесный доктор таблица

Сказки

А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

специалист в области арт-терапии

Тема урока : А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

Цели урока : 1. Обучающие: обучать школьников работе в группе, индивидуальной работе, умению осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; закрепить понятие жанра рождественского рассказа. 2. Развивающие: развивать способности анализировать текст, делать выводы, развивать речь. 3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание, любовь)

1. Личностные: осознание и осмысление новой учебной деятельности, реализация творческого потенциала, работа в группе.

2. Регулятивные: умение поставить цель, устно формулировать ее, оценивать результаты своей работы в группе, осуществлять рефлексию по итогам работы.

3. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнение членов группы, вести дискуссию.

4. Познавательные: овладение приемами отбора информации, формируем умение на основе анализа делать выводы.

Основные понятия: рождественский рассказ

Межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство, история.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : Компьютер, мультимедийная доска, толковый словарь, выставка рождественских книг, презентация.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Пересказ ключевых эпизодов

2. Чтение и рецензирование письменных характеристик (по плану) доктора.

3. Сообщение о Пирогове.

4. Литературное краеведение: Куприн в Крыму.

III . Актуализация опорных знаний

1. Какие темы рассматриваются в рассказе?

2. Какую из тем вы считаете главной?

Беседа учителя : Умение служить людям всегда считалось высшей ценностью.

Делать добро людям- это душевная потребность, которая сохранилась в нас от далеких предков.

В нынешней жизни много зла, несправедливости, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство, бескорыстность людей.

Но добрый человек замечает в людях прежде всего хорошее, а злой- злое. Доброта слабых делает сильнее, сильных- великодушнее, а весь мир- чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Как красив человек, когда он честен, благороден, творит добро, помнит о милосердии, умеет быть благородным, помнит о хорошем и всем этим украшает свою жизнь и жизнь других людей. Человек, творя добро, делая хорошие поступки, притягивает к себе людей и учит их тоже быть хорошими- этим мы улучшаем жизнь на Земле. Все в обществе взаимосвязано. Поэтому мы так часто обращаемся к народной мудрости- поговоркам и пословицам о доброте, стихами поэтов, прославляющими лучшие качества людей. Какие же лучшие качество людей вы знаете?

Инсценировка одного из эпизодов повести (заранее подготовленные дети).

На сцене отец Мерцалов и врач.

Текст от слов: «Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку», до слов «По рецепту профессора Пирогова».

IV . Понятие о рождественском рассказе.

1. Рассказ учителя (о жанре рождественского рассказа).

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых были обусловлены сферой их бытования- карнавальными и религиозными представлениями.

Признаки рождественского рассказа:

2. Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо.

3. Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

4. Светлый и радостный финал рассказа.

5. Социальная тематика рассказа.

Задание 1. Слова, присущие Рождественскому рассказу.

Задание 2. Ассоциативная цепочка «Из жизни рождественского города».

Задание 3. Ассоциативная цепочка «Из жизни семьи Мерцаловых».

IV . Все вы любите играть. Играем в литературную игру. Работа в группах.

Задание: составить диаграмму Вена. Что общего в характеристиках А.И. Куприна и врача Пирогова

Источник

А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»

«Современное занятие, урок, внеклассное мероприятие с использованием ИКТ»

Лазарева Анна Викторовна

МБОУ Ремзаводская СОШ

Тема А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Место урока – 1 урок в теме

Тип урока: усвоение новых знаний.

познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.

практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

Читайте также:  Рассказ про дождевого червя для 3 класса окружающий мир

развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.

1. Выполнить оценку героев.

2. Выявить черты рождественского рассказа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word. Microsoft PowerPoint.

На этом уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятия: лекция учителя, беседа, просмотр презентаций, практическая работа (анализ текста), сообщения учеников.

Используемые ресурсы: ЭОР, презентация (номер слайда), тесты, раздаточный материал и т.д

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Ребята, тема нашего урока: А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Взаимодействие с учителем

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

— Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока?

Цель урока – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским. (Щелкнуть на цель, когда озвучат)

-Теперь составим план нашей работы. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

Вспомнить рассказ. Пересказать основные моменты по иллюстрациям. Проследить движение сюжета.

Рассказать о докторе и его прототипе.

Провести нравственную оценку героев.

Выявить черты рождественского рассказа.

(Учитель на доске пошагово размещает распечатки)

-Ребята, сегодня на уроке вам будет необходимо самим оценить свою работу. Найдите на парте дорожку успеха. После выполнения каждого задания вы будете отмечать себя на этой дорожке.

Один ученик читает стихотворение Я. Козловского

Называют шаги в работе.

Распечатка этапов для доски.

Актуализация знаний (5 мин)

Молодцы! Теперь мы готовы к работе. И по плану нашей работы. Что мы будем сейчас делать?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна?

— Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору?

— В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей?

— Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте.

Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему?

-Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу?

— Расположите события рассказа в правильной последовательности. Поставьте номера 1-6 (Работа в парах)(2 мин) (Приложение 1)

Отвечают на вопросы. Работа с текстом

(Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)

(«Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали. На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)

Работа с текстом произведения.

Выполняют задание в парах.

Раздаточный материал на парту

Первичное усвоение новых знаний. (4 мин)

-А кто же этот доктор Пирогов?

-Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины?

-А как вы думаете, жизнь Пирогова была образцом служения людям?

-Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью?

— «Добрый талант. ». Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя. (3 мин)

(сообщение о Пирогове)

Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

Читайте также:  Сказки нашей улицы энас

И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

(большой вклад в хирургии)

Раздаточный материал приложение 2.

Первичная проверка понимания (6 мин)

Найдите в словаре значение слова «чудо». (на слайде)

-Какое чудо совершил доктор?

-Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»?

-Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

— Напишем «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой

Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.

1. Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых.

2.Старшего из мальчиков зовут Гриша.

3.Семья Мерцаловых живёт в подземелье.

4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей.

5.Тяжело заболела мать мальчиков.

6.Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью.

7.В парке Мерцалов случайно встречает доктора.

8.Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию.

9.Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом.

10.После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему.

Работа со словарём

Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

Источник

Какие признаки рождественского, святочного рассказа присущи рассказу (см)?

Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи рассказу Куприна «Чудесный доктор»?

В рассказе «Чудесный доктор» можно найти практически все признаки святочного/рождественского рассказа. Перечислю самые главные из них:

Кроме того, не стоит забывать, что события рассказа разворачиваются в канун Рождества.

Если Вы немного подзабыли, то с кратким содержанием рассказа «Чудесный доктор» можно ознакомиться по этой ссылке.

Стоит сначала назвать признаки, или особенности, святочного рассказа вообще.

1) Помимо того, что действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок,

2) герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.,

4) и чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.

Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна «Чудесный доктор» относится к рождественским, или святочным рассказам.

1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.

4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.

Я не очень люблю рождественские рассказы, хотя сейчас это направление стало модным и по мотивам таких рассказов снято множество фильмов и мультфильмов. Рождественский рассказ призван вызвать у читателя чувство сострадания к тем, кто обделен благами цивилизации, кто подчас лишен последнего и находится у самой крайней черты отчаяния. Именно таковы герои рассказ «Чудесный доктор» Куприна. Бедная семья, отец которой долгое время проболел и лишился работы, дети также начали болеть и одна девочка уже умерла. Теперь болеет вторая и помощи ждать неоткуда.

И вот сразу видны основные признаки рождественского рассказа, это:

Безысходность положения героев

Им неоткуда получить помощь

Они не могут сами изменить ситуацию

Они задумываются о самоубийстве

Случается рождественское чудо. Появляется чудесный доктор, как ангел небесный, который не только оказывает помощь ребенку, но и помогает деньгами.

В учебнике литературы для 6 класса, составленным под редакцией Коровиной В.Я. перед рассказом о «Чудесном докторе» есть статья, в которой описаны основные признаки святочного (рождественского) рассказа и даны литературные примеры для понимания особенностей этих произведений. Например, Андерсеновская сказка про девочку со спичками, Чеховский «Ванька» и рассказ про «Мальчика у Христа на елке» Достоевского. Далее сказано, что писатели намеренно описывали ситуации, происходящие во время Святок, в период от Рождества до Крещения, при этом намеренно делая акцент на нуждах бедноты, чтобы разбудить сочувствие у обеспеченных слоев населения. Одним из отличий является то, что далеко не все истории заканчиваются так же хорошо, как в случае с произведением Куприна. Не всем героям встречается на пути волшебник или происходит чудо, помогающее им вылезти из ужасной действительности.

Читайте также:  Поделки по сказкам пушкина для детей 5 6 лет

Рассмотрим с объяснением те признаки, что встречаются в произведении Куприна, делая ее святочным.

В 1826 году в журнале «Московский телеграф» впервые напечаталось произведение Николая Полевого «Святочные рассказы». С тех пор и появился новый литературный жанр святочный, рождественский рассказ. Признаки этого жанра рассмотрим на следующем рисунке.

Теперь определим какие признаки жанра подходят для рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Эрна, девушка в синем платье и синими глазами, не думая о себе, спустилась в расщелину, чтобы помочь погибающему человеку. Ее доброе сердце и прекрасные синие глаза тронули Шарля до глубины души. Он называл Эрну Синей звездой и увез ее в свою страну, жители которой смогли оценить красоту девушки и называли ее самой красивой принцессой на свете.

В читательский дневник по рассказу «Белый пудель мы запишем следующее.

Перечисляем главных героев и второстепенных.

Далее кратко излагаем сюжет.

Вывод какой сделали из прочитанного, главная мысль.

Мальчик со своим пуделем и дедушкой шарманщиком гастролируют и выступают на улицах Крыма.

На одном из таких мероприятий мальчик капризуля увидел пуделя и захотел себе такого же.

Дворнику пришлось выкрасть пуделя, так как его не отдавали.

Серёжа пошёл на дачу за своим пуделем.

Преследование дворником и успешный побег мальчика и пуделя Арто.

Главная мысль здесь, научить быть честным, верным. Никогда не придавать не близких ни друзей не за какие деньги.

Подходит иллюстрация вот такая.

Главными героями рассказа Куприна «Ю-ю» можно считать автора (писателя), который разговаривает с маленькой Ники, Колю, который был хозяином кошки и кошечку Ю-ю, по кличке которой назван рассказ.

Кратко или о чем говорится в рассказе «Ю-ю»?

Писатель рассказывает историю жизни кошки Ю-ю в одной семье, которая попав ещё котёнком на глаза 3-х летнего мальчика, получила свое прозвище из-за того, что мальчуган смешно выпятив губенки, протянул нечто похожее на букву «ю», что и стало официальным кошачьим прозвищем.

В начале своей беседы с Ники, писатель отвлекается на рассуждения о животных, которых сравнивают с пороками человека. Писатель опровергает заблуждения, что осел глуп, свинья грязна и т.д., а про гусиное семейство вообще рассказывает увлекательную историю, сравнивая птиц с немецкой семьёй.

Однако, Ники ждёт рассказа про кошку, и писатель возвращается к основному предмету разговора.

Однажды случается так, что Коля заболевает. И Ю-ю, чувствуя это, меняет место своего постоянного обетования на место возле двери больного. Лишь, когда мальчик идёт на поправку, кошка возвращается к привычному своему распорядку жизни. Впрочем, не надолго, т.к. Колю увозят в санаторий, и Ю-ю приходит в недоумение, т.к. не понимает куда он исчез.

Позднее, когда писатель, на попечении которого осталась Ю-ю, рассказывал приятелям, что кошка хотела позвонить по телефону мальчику, находящемуся в санатории, те подняли его на смех, приписывая это писательскому воображению. В изложении для Ники рассказ продолжился так: Ю-ю поняв, что писатель разговаривает по телефону с Колей и его мамой, стала каждый раз присаживаться к телефону и вытягивать мордочку, как будто пристально вслушиваясь в разговор. Когда же писатель хотел провести опыт, как будет вести себя, услышав голос Коли, Ю-ю, ему не удалось вытащить из мальчика ни одного ласкового слова для животного, т.е. Ю-ю напрасно ждала.

Главная мысль рассказа для меня заключена в том, что животные, несмотря на их кажущуюся холодность, более преданные друзья, чем люди. Человек часто забавляется, воспринимая своего питомца игрушкой, а животное остаётся преданным всегда.

Источник

Познавательное и интересное