Признаки святочного рассказа в рассказе рождественская ночь

Сказки

Мальчик у Христа на елке

Концепция спорная, но очень любопытная. В самом деле, для русских Пасха является более важным или, скажем, любимым праздником, чем Рождество. Поминовение усопших, память об ушедших в иной мир родственниках отмечается нами с большим, если можно так сказать, рвением, чем чудо появления на Божий свет младенца Иисуса Христа.

Русская литература куда более сосредоточена на теме смерти и вечной жизни, чем на чуде рождения и земной жизни.

Тем не менее, Рождество так же широко празднуется православными людьми, как и католиками, и протестантами.

До революции всякая уважающая себя газета заказывала специальные «рождественские» или «святочные» рассказы. Их писали для газет такие выдающие мастера литературного слова, как Достоевский, Лесков, Чехов, Горький, Леонид Андреев и другие.

У «рождественского» рассказа как жанра есть свои особенности, даже свой канон.

Одним из самых пронзительных и печальных рассказов Андерсона на эту тему была сказка «Девочка со спичками» про бедную девочку, у которой не было ни дома, ни одежды, а были лишь спички, которые она сжигала одну за одной, чтобы согреться в Новогоднюю ночь. Пока горело пламя, девочка переносилась в разные волшебные места в своем воображении и встречалась с умершей бабушкой. Когда спички закончились, девочка замерзла на улице…

Так, самым «рождественским» фильмом в мировом кинематографе является «Один дома». Вы, конечно, помните, о чем этот фильм.

Из русских писателей первым «рождественские» рассказы стал писать Борис Полевой в журнале «Московский телеграф».

Классикой «рождественской» или «святочной» русской литературы являются цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, хотя тема детства здесь прямо не заявлена.

А вот в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» эта тема звучит отчетливо. И, конечно, с явным переосмыслением отца «рождественского» рассказа Чальза Диккенса, которого Достоевский очень любил.

Вот целый список «рождественских» рассказов русских писателей: Александр Куприн «Елка в капельке», Антон Чехов «Мальчики» и «Ванька», Аркадий Аверченко «Рождественский день у Киндяковых», Леонид Андреев «Ангелочек», Максим Горький «Извозчик», Николай Лесков «Христос в гостях у мужика», Михаил Зощенко «Елка» и другие.

В советское время эта традиция была утрачена.

Источник

Рождественский рассказ Особенности жанра. Если бы на дворе был XIX век, страницы периодики сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, — презентация

Жанр святочного рассказа на уроках внеклассного чтения.

Не дается ЧУДО тому,

кто не силится к нему навстречу…

Жанр святочного рассказа на уроках внеклассного чтения.

1. Традиции святочного рассказа в литературе.

На Руси предшественниками литературного святочного рассказа явились устные истории, или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера.

Святки (с 6 по 19 января нового стиля) — две недели зимних праздников, которые продолжаются от Рождества Христова вплоть до Крещения, один из самых любимых и значимых праздников в жизни народа.

Рождество — время чудес и проявлений милости Бога к людям.

В России первые святочные рассказы появились на страницах уникального в своем роде журнала XVIII века «И то и сио».

Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь самые разнообразные материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки.

При этом к святкам печатались тексты подблюдных песен и, конечно же, святочные былички. Чулков пересказывал их с немалой долей иронии, вставляя собственные замечания и пояснения.

В XIX столетии начиная еще до того, как святочный рассказ сформировался как жанр, в России к Рождеству издавались особые литературные сборники. Во всех газетах и журналах помещалось множество святочных материалов: этнографические заметки о святках, стихотворения и рисунки на рождественскую тему, и непременно, особые рассказы.

Таким образом, святочный рассказ был, прежде всего, формой массовой литературы. Однако к его становлению как жанра в России оказались причастны классики русской литературы: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Святочный рассказ, несмотря на пестроту и многочисленность текстов, принадлежащих разным эпохам и разным писателям, тем не менее, весьма легко узнаваем. В самом общем виде можно определить святочный рассказ как рассказ о случившемся в период зимних праздников чуде.

2. Основатель жанра- Чарльз Диккенс.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства.

В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заглавием «Рождественские книги».

«Рождественский гимн в прозе: Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни: Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» — все эти произведения густо населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и разной нечистью, и чудо происходит непосредственно при участии потусторонних сил.

Святочные рассказы начинаются обычно с описания несправедливости, неполноты, кризиса.Но видно, оттого, что действие происходит в ночь под Рождество Христово, в великую ночь спасения, неутешенных не остаётся. По милости Провидения и сиротка встречает своего благодетеля, и бедняк получает наследство, и путник сквозь метель слышит звон колокольчика. Чудо входит в жизнь людей.

Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу. Рождественский рассказ в русской литературе сформировался на литературной основе, связанной с творчеством Диккенса.

К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие:

1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества;

2) наличие героя-ребенка;

3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;

4) пророческий сон или видение (страшный (-ое) или радостный (-ое));

5) счастливое разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности;

6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).

3. Лесков- русский Диккенс.

Н.С. Лесков высоко ценил творчество английского романиста – создателя цикла «Рождественских повестей», которые сам Диккенс рассматривал как свою “рождественскую миссию”.

Русский классик, готовя к изданию свой цикл «Святочные рассказы» (1886), не просто признал, что форма рождественского рассказа “была возведена в перл создания в Англии Диккенсом”, но и вступил в творческое соревнование с одним из ведущих авторитетов в рождественской литературе.

Общее число лесковских святочных рассказов насчитывает до двадцати пяти произведений. Уже в свои ранние романы и повести Лесков вводил приуроченные к Рождеству и святкам эпизоды.

Святочный рассказ не раз становился для Лескова объектом теоретического осмысления. Создавая тексты, писатель постоянно размышлял о задачах святочного рассказа, то есть творческая практика шла рука об руку с теорией.

В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885): автор определяет специфические черты святочных текстов:

«От святочного рассказа непременно требуется,

чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья,

чтобы он был сколько-нибудь фантастичен,

имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка,

и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело».

Но собственным святочным творчеством Лесков доказал жизненность жанра, выявив его нераскрытые возможности, способность к саморазвитию. Именно Лескову во многом принадлежит заслуга возрождения святочного жанра в русской литературе.

Русский писатель, ставший одним из первых теоретиков жанра святочного рассказа, собственной художественной практикой блистательно доказал, что “и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, всё-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и своё время и нравы”.

Рождественской теме отдавали дань писатели, композиторы, живописцы. В зарубежной литературе с этой темой связаны имена В. Шекспира, Ч. Диккенса, О. Генри и многих других. Среди отечественных авторов можно назвать В. Жуковского, А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, Л. Андреева, А. Куприна – и это только малая часть «списка».

1) Рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» по праву принадлежит особое место в ряду произведений с рождественской и святочной тематикой.

Читайте также:  Рассказ о пресноводных рыбах для детей

Обратимся к творческой истории рассказа Достоевского. 26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей.

«Мальчик у Христа на елке» Достоевского по силе эмоционального и нравственного воздействия на читателя- вещь беспрецедентная.

В заключение повествования Достоевский, обращаясь к читателям, так комментирует финал своего произведения: «А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об ёлке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло оно случиться или нет? На то я и романист, чтобы выдумывать». Каким образом мог появиться в рождественском рассказе такой сюжетный ход – ёлка у самого Иисуса Христа?

С давних пор ель – неизменная спутница рождественских праздников. О происхождении рождественского дерева существует немало легенд, сохраненных, главным образом, западноевропейскими культурно-религиозными традициями.

В Европе в старину бытовала легенда о том, как семья лесника приютила голодного, измученного ребенка, которым оказался Иисус Христос. В благодарность за доброту мальчик-Христос подарил домочадцам ветку ели, воткнул ее в землю, сказав, что дерево принесет людям счастье и достаток.

Считается, что ель своей геометрической формой с устремленной ввысь острой верхушкой напоминает храм, и функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Даже крестовина, к которой крепили ёлку, стала символизировать крестную ношу Христа: кто на крест опирается, тот крепко стоит, и никакие невзгоды его не сокрушат.

«Символическая соотнесенность ёлки с Иисусом Христом, — читаем в книге Е.В. Душечкиной, — привела к возникновению образа «Христовой» или «Божьей ёлки», которая зажигается в небе рождественской ночью. Образ «Христовой ёлки» положен в основу известного в Европе сюжета о ёлке у Христа, на которую попадают дети-сироты, умершие в канун Рождества».

Мотивы холода и тепла играют главную роль в изображении противостояния миров – земного и небесного.

Действие происходит накануне Рождества в «огромном городе» в «ужасный мороз». Главный герой рассказа – мальчик «лет шести» — в предрождественское утро просыпается в «сыром и холодном подвале».

«Холодный», «холод», «очень уж здесь холодно», «холодная, как стена» (о матери героя), — слово «холод» и производные от него часто используются автором. Они характеризуют не только температуру окружающей среды, но и взаимоотношения между людьми: автор констатирует абсолютное безразличие людей друг к другу. Да и могут ли быть иными взаимоотношения людей, лишенных домашнего очага, теплоты домашнего уюта? Поначалу герой, несмотря на то что совсем продрог, не понимает, что такое холод: «Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает». Незамутненное сознание ребенка противодействует стуже, не хочет впускать в себя холод. Белый пар в кромешной темноте – реалистическая деталь, которая переводит изображение в символический план: мальчик этот – единственное светлое существо во мраке подвальной жизни. Мальчик пытается вырваться из тьмы и холода подвала.

На улице – «ох какой широкой!» и ох какой многолюдной! – тепла не прибавилось. Мальчика встречает то же равнодушие горожан. Здесь «все… бегут и едут» по своим делам. Ребенок одинок в праздничной толпе спешащих к себе, к собственным детям людей. «Блюститель порядка» «отвернулся, чтоб не заметить мальчика». «Сгущенное» ощущение холода писатель передает при помощи повторения слов: «… лошади и кареты, и мороз, мороз!»

Цветовая гамма в рассказе усиливает контраст в изображении противостояния миров – земного и небесного.

В канун великого праздника улица великолепно освещена: «… а свету-то, свету-то!» Сквозь «большое стекло» герой видит празднично убранную в преддверии Рождества комнату и счастливых ребятишек среди изобилия лакомств и игрушек. Но маленький герой рассказа остается «по ту сторону» праздника. На чужой елке изобилие огней и множество сияющих золотом украшений. Но свет этот холодный — поистине, как гласит известная поговорка, «светит, да не греет». Никто «вдруг» не проявил доброты, не остановился, чтобы помочь озябшему и голодному ребенку. Не только никакое чудо не свершилось, нет самого обычного сочувствия ближнему. Поэтому слово «вдруг» отсутствует.

В третий раз употребленное слово « вдруг» запечатлело смену ощущений героя: «И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше…» Вообще это наречие используется писателем только тогда, когда речь идет о главном герое, описываются мотивы его поведения, ощущения и переживания. Слово «вдруг» выступает как кодовое: это знак не столько боли физической, сколько боли душевной, сердечной. Герой не плакал, когда покидал подвал и прощался с умершей матерью, ибо в сердце еще оставалось место для надежды. Соприкосновение с безжалостной действительностью постепенно разрушает все надежды и упования. Малыш «вдруг» начинает понимать свою чужеродность в мире людей.

Далее мы видим, что мальчик не просто лишний на празднике жизни, он вдобавок отовсюду гоним. Обратимся к эпизоду в булочной-кондитерской. «…И вот опять видит он сквозь другое стекло комнату… на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ». Увиденное едва не заставило мальчугана поверить, что и ему перепадет «кусочек» счастья – хотя бы в виде какого-нибудь пирожка: «Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел». Но шаг навстречу счастью, навстречу спасению оказался безрезультатным: чуда «вдруг» в очередной раз не случилось. Напротив, последовавшая за этим «шагом» ребенка реакция со стороны «сытых» взрослых, в порядке вещей: «Ух, как на него закричали и замахали!». Мы видим, что те, у кого нет Дома (обитатели подвала-ночлежки), и те, кого есть теплый Дом, одинаково равнодушны к чужим страданиям. Первые – потому что у них своих забот и бед хватает, вторые – потому что слишком «горячо» охраняют свой «очаг». Маленький герой Достоевского не ведал о сей печальной «закономерности». Поэтому в его порывах-чаяниях остается еще место для подобных «вдруг». С испугу бедный мальчуган даже не смог удержать в застывших ручонках поданную ему «копеечку» — поданную не из милости или жалости, а для того, чтоб, как говорится, поскорее покинул помещение и не смущал нежданным вторжением богатых клиентов.

«Вдруг» мальчик почувствовал, что «кто-то схватил его за халатик» и «вдруг треснул по голове». На этот раз обидчиком ребенка оказался тоже ребенок — мальчик, только «злой». В одном предложении, повествующем об этом инциденте, слово «вдруг» употреблено писателем дважды и означает в данном контексте: ни с того ни с сего, беспричинно. Однако в действительности причина, разумеется, была, и заключалась она в «переполненности» окружающего мира злом, которое выплескивается на первого встречного, казалось бы, без видимого повода. «Пинок» со стороны «злого» подростка явился последней каплей, переполнившей чашу горя, отмеренного маленькому существу на жизненных весах. Единственное желание героя состоит лишь в том, чтобы «бежать-бежать», забиться куда-нибудь, где «не сыщут». Читатель помнит, как в начале рассказа мальчик жаждал света и тепла, стремился из темноты подвала на улицу к людям. Теперь он прячется от них, и темнота укрывает его. Он, вероятно, уже и не верил, что удастся спастись от травли, – но ему неожиданно удалось сделать это: «Вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”». Здесь малыш нашел последний приют.

Читайте также:  Рассказ жизнь дана на добрые дела жанр рассказа

Финал рассказа и трагичен, и светел одновременно. С одной стороны, трудно представить более страшную картину рождественского утра, чем та, что воссоздана в рассказе Достоевского: «…дворники нашли маленький трупик… замерзшего за дровами мальчика». И самое страшное здесь то, что картина эта не удивила и не ужаснула ни дворников, ни тех, кто потом «разыскал» умершую мать ребенка. А светлое «пятнышко» — упоминание автора о том, что и мама, и сыночек — «оба свиделись у Господа Бога в небе». Вопрос же, которым писатель задается в эпилоге («И зачем я сочинил такую историю…?»), отнюдь не праздный. Митрополит Антоний (Храповицкий) в статье «Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения» писал: «Люди взирают на детей как на существ почти неразумных, которых они должны учить и развивать… Достоевский велит нам самим учиться у народа, а также учиться через детей…» Учиться через детей… Суровый, горький урок преподал художник «взрослым» читателям в своем произведении, но это урок во имя «оздоровления» души, во имя милосердия.

С гневом и болью говорит писатель о том, что человеческое сообщество поражено опаснейшим из вирусов – вирусом равнодушия. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей, — утверждал Достоевский устами героя своего рассказа «Сон смешного человека», написанного год спустя после «Мальчика у Христа на ёлке», и продолжал: — Главное – люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо… А между тем ведь это только старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!» Любовь к ближнему есть великая воскрешающая сила. И ведь именно этому учил тот, чье Рождество так широко празднует крещеный мир. Быть может, добрый свет рождественской звезды укажет миру путь к истине, научит сострадать и быть милосерднее.

Сегодня пора вспоминать теплые и трогательные рождественские истории. Особенно важно отметить, что никогда эти рассказы не прятались в отдельные «детские» и «взрослые» рубрики журналов и альманахов. Это рассказы для семейного, домашнего чтения. Перед чудом нет детей и взрослых, молодых и старых.

Не дается ЧУДО тому, кто не силится к нему навстречу…(А. И. Солженицын)

Источник

Особенности жанра рождественского рассказа

В статье рассказывается о возникновении, структуре и особенностях жанра рождественского рассказа, широко популярного в мировой литературе XIX века и вновь вернувшегося к нам. Жанр, оформившийся в творчестве Чарльза Диккенса, гармонично вошёл в русскую литературу, впитав в себя при этом особенности социальной действительности и национального менталитета, однако основные его структурные и назидательные черты были сохранены такими выдающимися писателями, как Ф.М. Достоевский, Н. С Лесков, А.П. Чехов.

Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра рождественского рассказа»

Особенности жанра рождественского рассказа

Из средневековой мистерии в рождественский рассказ перешла общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздания, а также трехуровневая организация пространства: ад — земля —— рай

Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики.

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви, добра, тра­диционно в литературе стал призывом к изменению жестокого мира через соб­ственное преображение.

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («Рождественская песнь в прозе» (1843), «The Chimes» (1844), «The Cricket On The Hearth (1845), «The Battle Of Life» (1846), «The Haunted Man» (1848)). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, благо почва уже была подготовлена такими гоголевскими произведениями, как «Ночь перед Рождеством». Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.

В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Детвора», «Мальчики»).

— Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).

— Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.

— Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.

— Нравственная христианская проблематика (милосердие, сочувствие)

— Мораль и назидательность (проповедь человечности, добра и любви).

Источник

Презентация по литературе «Особенности жанра святочного рассказа»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности жанра святочного рассказа и рождественского рассказа Работу выполнил ученик 5 Б класса ГБОУ Школа 626 Ромашин Иван Руководитель: Званская Елена Валентиновна

Определить особенности жанра святочного рассказа и рождественского рассказа в литературе ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить основные жанрообразующие признаки святочного, рождественского рассказа; проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор» сравнить рассказ Ф.И. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказку Андерсена «Девочка со спичками» Выявить особенности в рассказе «Неразменный рубль» Н.С.Лескова на основе анализа святочных рассказов выделить особенности жанра в рассказе современной писательницы Л.Улицкой «Капустное чудо», найти отличительные черты создать собственную работу в жанре святочного рассказа, написать синквейн

В России существовала традиция семейного чтения. И дети к Рождеству в специальных газетах и журналах находили удивительные истории и читали их вместе с родителями. Рождественские и святочные рассказы печатались в «праздничных – преимущественно в рождественских и новогодних номерах разных периодических изданий.

В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание. В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс

Рождество – это праздник рождения нового человека, надежды, души человека, его мечты, это время, когда может произойти чудо. Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. Ребенок радуется подаркам, доверчиво ожидает чуда.

Святочный рассказ Рождественский рассказ Святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий определенную специфику в сравнении с традиционным жанром рассказа, появился в 20-30 годы 19 века. Само определение рассказа – святочный – указывает на истоки этого жанра. Святки, святые дни, святые вечера длятся двенадцать дней после Рождества Христова до Крещенского сочельника. Святочный рассказ повествует об испытании человека злым духом. Жанр рождественского рассказа как особая разновидность повествования, приуроченного к Рождеству Христову, в русской литературе появился позже святочного – к 40-м годам 19 века Рождественский рассказ говорят о христианских заповедях и добродетелях

Читайте также:  Рассказ для контрольного чтения 4 класс

От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы. Н.С. Лесков

Характеристику жанра святочного рассказа дать достаточно трудно, так как он в своём развитии не оставался неизменным. В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается такое определение: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье»

Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Произведения в жанре рождественского рассказа писали и О’Генри («Дары волхвов») и Сельма Лагерлёф (цикл библейских рождественских историй и чудесных рассказов). Русские писатели тоже не обошли вниманием рождественскую тему. Есть замечательные рассказы у Н. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, Л. Андреева и многих других. Классикой «рождественского жанра» считается «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Стоящую буквально на грани смерти семью спасает чудо.

В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: – Вы позволите здесь присесть? Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

Не остаться равнодушным. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Не ждать благодарности за совершенный добрый поступок Помощь близким людям. Один добрый поступок способен изменить целую реальность: темное сделать светлым. Добро влечет за собой другое добро Нравственные заповеди:

Классический рождественский рассказ имел определенные жанровые особенности: был трехчастен и, как ни странно, своей «архитектурой», напоминал детский рождественский вертеп. Ад – Земля – Рай. Живший обычной земной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.

Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу! Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пестрые картинки

Мой рассказ Счастливая встреча В одном городе жили две сестры Анна и Александра, когда в юности они рассорились из-за пустяка, да так, что вот уже больше 15 лет они не виделись и ничего друг о друге не слышали. За эти годы они вышли замуж, и в семье каждой родился мальчик. В эту холодную зиму в семье в семье Анны произошло несчастье – сильно заболел муж и вскоре скончался. Анна осталась одна пятилетним сыном. Но и на этом ее беды не прекратились – она тоже заразилась от мужа, и болезнь быстро овладела ей. Она нашла Александру и просила ее прийти к ней. Скрепя сердце, Александра вошла в комнату умирающей сестры. Увидев бледную, чуть живую Аню, в душе Саши что-то кольнуло, но прежняя обида заглушила этот порыв. Анна просила сестру позаботиться о сыне, завещая все свое имущество сестре. Александра забрала Ваню, привезла его к своему дому, но в дом не пустила, а отправила его жить подсобку выдавала ему 5 рублей в месяц и в каждое воскресенье ваня ходил в храм и по праздникам тоже и однажды вваня увидел плакуещаю девушку в чёрном и спросил что такое и он понял что это александра и начался рожденственский тропар иони прижашейсь кдругдругу думоли о своём и александра полюбила ваню и они пошли в дом ваня проснулся не в подсобке а в своей комнате и проснулся от смеха это его брат вернулся а потом они пошли в храм и всё у всех наладилось Счастливая встреча В одном городе жили две сестры Анна и Александра, когда в юности они рассорились из-за пустяка, да так, что вот уже больше 15 лет они не виделись и ничего друг о друге не слышали. За эти годы они вышли замуж, и в семье каждой родился мальчик. В эту холодную зиму в семье в семье Анны произошло несчастье – сильно заболел муж и вскоре скончался. Анна осталась одна пятилетним сыном. Но и на этом ее беды не прекратились – она тоже заразилась от мужа, и болезнь быстро овладела ей. Она нашла Александру и просила ее прийти к ней. Скрепя сердце, Александра вошла в комнату умирающей сестры. Увидев бледную, чуть живую Аню, в душе Саши что-то кольнуло, но прежняя обида заглушила этот порыв. Анна просила сестру позаботиться о сыне, завещая все свое имущество сестре. Александра забрала Ваню, привезла его к своему дому, но в дом не пустила, а отправила его жить в коморку, рядом подсобными постройками, обещала выдавать ему 5 рублей в месяц и велела не показывать ей на глаза. Ваня горько заплакал, но суровая тетя даже не посмотрела на него. Недалеко от дома стояла красивая белокаменная шатровая Церковь. Ваня вспомнил, как он был счастлив, когда жил с мамой и папой. Они вместе ходили каждый праздник в Храм. Но сейчас он был совсем одинок – холодные стены, маленькая кровать с тонким одеялом – вот все, что окружало мальчика.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура – Л., 1988. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. – СПб., 1995. Кретова А. А. «Будьте совершенны…»: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. – М., 1999. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. – М., 2005. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. – Л., 1978 Список использованной литературы:

Источник

Познавательное и интересное