TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Какова главная тема произведений Ф. А. Абрамова?
Главной темой произведений Ф.А. Абрамова стали простые люди и их нелегкая деревенская жизнь.
Проверьте себя (стр. 172-173)
1. Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у автора? Какую роль в повествовании играет описание лошади?
Герой рассказа вырос в деревне и хорошо знал мир лошадей. И вот теперь он видел, как этот мир изменился: каждый раз, идя через луг, он наблюдал, как мучаются на выгоне привязанные лошади, голодные, неухоженные, изнывающие от жажды. Но не только это вызывало жалость, наверное, человек чувствовал, что прежний мир уже не вернется, потому что у крестьянина исчезла жизненная потребность в лошади. А ведь она тысячелетиями кормила людей.
В рассказе мы встречаем несколько описаний лошадей, но самое главное из них, это описание Рыжухи. Она в рассказе главный герой, она чувствует, думает, спрашивает, плачет, страдает. Это ставит лошадь наравне с человеком, поэтому поведение людей по отношению к животным становится настоящим предательством: приручили и бросили.
2. Как объяснить название рассказа и слова: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег. »? В чём рассказчик обманул Рыжуху?
В названии рассказа сразу можно почувствовать проблему: раз лошади плачут, значит им плохо, значит они тоскуют. И читая далее, мы понимаем, что лошади плачут от того, что их перестали уважать, в них перестали нуждаться: раньше они с людьми были родными, а теперь они для человека просто тягловая сила.
Слова про пушкинского вещего Олега подтверждают, что было время иного отношения к лошади. Ведь Олег пошел еще раз проститься со своим давно умершим боевым конем, выказать ему уважение. Вот насколько крепкой была связь лошади и человека. И герой рассказа тоже искал косточки своего коня Карько. А Рыжуху обманул, вернее, обманул ее ожидания и веру. Не стал рассказчик открыто подтверждать песни старой кобылы, чтобы не давать надежду на возвращение прежних времен, по которым только и осталось, что тосковать.
3. Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращён ко всем нам?
Рассказ Ф.А. Абрамова обращен к каждому человеку, потому что он призывает к ответственности за свои дела, слова и вообще за жизнь на Земле. Прочитав рассказ, я задумался о том, что, несмотря на то, что жизнь человека меняется, он не должен забывать своего прошлого и тех, кто ему помогал выживать. Вспомнил я и тысячи бездомных животных, слоняющихся по помойкам, они, наверное, тоже плачут и не понимают, за что так с ними обошелся человек.
Совершенствуем свою речь
1. Как вы понимаете словосочетания: самые сложные, самые разноречивые чувства, я называл её запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времён, выносливых и неприхотливых, в затишные вечера, неказистый, мочи не было смотреть, на износ, невмоготу, услада русской души? Подготовьте пересказ, включив в него эти словосочетания.
«Самые сложные, самые разноречивые чувства» – это противоречивые чувства, ведь мир лошадей дарил воспоминания о детстве и в тоже время выглядел очень удручающее.
«Я называл её запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времён»– называл, как было принято раньше в деревне.
«Выносливых и неприхотливых» – стойких, сильных, способных много работать и не требующих особого, сложного ухода.
«В затишные вечера» – тихие вечера
«Неказистый» – непривлекательный, некрасивый
«Мочи не было смотреть» – сил не было смотреть, жалко.
«На износ» – не жалея себя, изо всех сил.
«Невмоготу» – невозможно, не по силам.
«Услада русской души» – то, что греет душу, радует русского человека.
2. Какими словами заканчивается рассказ? Почему на рассказчика навалилась «лошадиная тоска»? Что хотел сказать автор этой концовкой?
Рассказ заканчивается словами, что герой почувствовал себя «той же лошадиной породы». Я думаю, что он тоже готов заплакать по тем временам, которые ушли. И его «лошадиная тоска» была по старому миру лошадей, по тем народным традициям, по тем отношениям между людьми и просто потому, что тот мир было в детстве и юности, которые никогда не вернешь. Но можно и нужно сохранять и уважать. Вот это мне сказал автор рассказа.
3. Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы: мольба, хватит киснуть, нелепый, доходяга, беспечальное житьё, бедолага.
Мольба – это горячая просьба, надежда на милость.
Хватит киснуть – не стоит унывать, печалиться, тосковать.
Нелепый – неподходящий, неказистый, некрасивый.
Доходяга – истощенный, болезненный человек или животное.
Беспечальное житьё – когда нет проблем или не задумываешься, или не знаешь о них.
Бедолага – находящийся в крайне затруднительном положении или пострадавший от чего-то.
Образовательный сайт
Размышления и ответы на вопросы по рассказу «В дурном обществе». Исчерпывающая информация о повести и главных героях. Интересные мысли и план пересказа. Смотрите вопросы и находите
1. Почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности?
Родители писателя были разных национальностей (мать – полька, отец – украинец) и религий (католичество и православие). В семье Короленко родными были 3 языка – польский, украинский и русский.
2. Расскажите о Короленко, подчеркнув уникальность личности писателя, о которой говорили его современники.
Владимир Галактионович Короленко назван современниками «нравственным гением» за его стремление выявить пороки общества и личности. Писатель с молодых лет занимался писательством. В студенческие годы ему приходилось подрабатывать корректором, картографом и переводчиком.
Рассказ Короленко «В дурном обществе»
Здесь размышляем о событиях повести, разбираем каждое из них и отвечаем на основные вопросы.
Размышляем о прочитанном
1. Почему так названа повесть? От чьего имени ведется рассказ?
Повесть называется «В дурном обществе», потому что главный герой попадает в общество людей, промышляющих мелким воровством. Однако становится ли он хуже как личность? Нет, совсем наоборот. Он становится «человечнее».
Рассказ ведется от имени мальчика Васи, сына честного (и неподкупного) городского судьи. Мальчику 6 лет, у него есть отец и младшая сестренка.
Понравилась ли вам повесть? Какие эпизоды показались особенно интересными? Что увидел Вася в старой часовне?
Повесть не может не понравиться любителям драматических сюжетов и быстрого развития событий.
Особенно были интересны такие эпизоды:
Как мы уже поняли, Вася увидел в старой часовне шапку, которая лежала возле какой-то небольшой дыры в полу.
2. Опишите (устно) героев этого произведения – Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.
Давайте обратимся к портретам героев:
Сравнение Маруси и Сони (В дурном обществе)
Соня имела круглые черты лица. Она резво бегала и звонко смеялась. В ее темные красивые волосы нянька каждый день вплетала алую ленту. Платья Сони были роскошны.
Маруся же бегать не могла, она и ходила то с трудом. Ее лицо было бледным и грустным. Смех девочки звучал как самый тихий колокольчик. Ее платье было грязным и старым. Однако белокурые волосы Маруси были пышнее и красивее, чем у Сони. Валек постоянно расчесывал свою сестренку и заплетал.
3. Расскажите, почему стала трудной жизнь Васи дома после смерти матери.
Вася всегда был близок со своей мамой. Отец же любил свою жену больше детей, мало обращая на них внимание. Когда мама Васи умерла от тяжелой болезни, отец ушел в себя, стал постоянно горевать над своей потерей. Детьми занималась нянька – пожилая женщина.
Кроме того, Вася приобрел репутацию озорника, поэтому отец относился к нему холодно, безучастно (не пытался участвовать в жизни сына, не интересовался его воспитанием). Васе требовалось общение, он хотел разделить с отцом их совместное горе после смерти матери. Однако отец всегда скрывал свои чувства. От этого Васе было очень тяжело и одиноко.
4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция?
Вася после знакомства с Марусей и Валеком переживал сильное любопытство – он хотел подробнее узнать о жизни своих новых знакомых. Также он был рад, что играет с друзьями. У главного героя часто возникало удивление, поскольку жизнь новых друзей была для него малопонятна. Кроме того, Вася испытывал к Валеку уважение. Сожаление – еще одно чувство, которое испытывал Вася, когда видел грустную и болезненную Марусю.
Вася плакал ночью, потому что понял, что Валек с Марусей – нищие, и они часто голодают. Их детство далеко не такое безмятежное и простое, как у него. Еще Вася понимал, что ничем не может помочь своим друзьям.
Боязнь Тыбурция была навеяна рассказами о нем, и его необычной внешностью. Однако после личной встречи с паном Вася перестал его бояться. Мальчик понял, что этот человек хочет сохранить свою семью, скрывая подземное убежище от людей. Тыбурций был главой семейства, он приносил еду и воспитывал Валека с Марусей. Еще мальчик не боялся пана, потому что проникся к нему уважением после слов Валека о том, что Тыбурций любит своих детей.
Какими предстали герои в эпизоде с куклой?
В этой главе повести Вася ставит себя в затруднительное положение – он берет на время куклу свой младшей сестры, чтобы отнести ее захворавшей (заболевшей) Марусе. После недолгих уговоров маленькая Соня соглашается отдать игрушку на несколько дней.
Старая нянька в этом эпизоде предстает перед читателями злой и обеспокоенной тем, что кукла пропала.
Отец Васи запрещает сыну гулять за пределами дома без его разрешения. Он думает, что мальчик украл куклу и, возможно, кому-то продал/отдал.
Соня всячески старается скрыть пропажу и убеждает няньку, что кукла ей не нужна.
Когда Вася посещает Валека и Марусю, он не хочет показывать, что у него проблемы. Валек и даже Тыбурций не знают, что делать. При попытке взять куклу у Маруси больная девочка начинает плакать, поэтому игрушка остается у нее.
Тяжелый разговор Васи с отцом заходит в тупик. Мальчик не выдает своих знакомых, а отец злится на него за его секрет и ругает, ведь куклу Соне подарила их умершая мать.
Ситуация разрешается, когда Тыбурций сам приходит в дом судьи и разъясняет судье, почему его сын забрал куклу. В этой главе Вася узнает, что Маруся умерла.
5. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Тыбурций имеет в виду, что встреча Васи с его семьей положительно повлияла на его характер. Благодаря этому знакомству мальчик узнал много нового о жизни людей, которые отличаются от него. Он узнал, что люди могут голодать, могут не иметь своего дома. Я думаю, Тыбурций догадывался, что Вася после посещений подземного убежища не будет судить* (осуждать) людей так же холодно и безоговорочно, как судит его отец.
*Слово «судить» здесь не обязательно понимается как «работать судьей». Судить – в рассказе значит оценивать поступки людей.
6. Что волновало Васю и его отца?
Васю волновало его одиночество и «холодное» отношение отца. Поскольку его папа был убит горем по своей жене, он не обращал никакого внимания на сына. Однако Вася хотел, чтобы отец его пожалел, чтобы они вместе поговорили о своем совместном несчастье.
Отца волновали лишь свои чувства. Он поверил слухам, что его сын несносный озорник, и потому относился к нему неодобрительно.
7. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья.
В начале повести рассказывается о Васе, как о безмятежном и озорном мальчишке, который любит бродить по городу и осматривать окрестности. Любопытство толкает его посетить старую церковь, где, по слухам, расположилась группа людей, оставшихся без крыши над головой.
Робел (стеснялся, замыкался) Вася только при виде отца, который всегда угрюмо бродил по саду или сидел у себя в кабинете. Мальчик любил наблюдать за природой. Он каждое утро уходил на улицу и мог гулять дотемна.
После встречи с детьми подземелья Вася стал вникать в чужие проблемы. Он перестал думать только о развлечениях. Кроме того, Вася больше не оценивал поступки людей с позиции «хорошо/плохо». Он стал человечнее.
8. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какой обет дали они и как он их характеризует?
Вася с Соней посещали могилу Маруси, потому что именно знакомство с ней сблизило брата, сестру и отца. Для них это было спокойное место, где можно делиться сокровенными тайнами и просто своими мыслями. Это было место единения.
Возможно, Вася и Соня дали обет всегда помогать друг другу, не забывать о родственной связи.
10. Можно ли назвать произведение «В дурном обществе» повестью? Почему? Составьте план пересказа повести.
Произведение можно отнести к повести, потому что:
План пересказа повести «В дурном обществе
1 глава – про город и его жителей
В первой главе рассказать коротко о главном герое, его отце и сестре.
Поведать о замке на острове, возле Княж-города, и упомянуть историю с обитателями замка.
Рассказать о пане Тыбурции
2 глава – про рассказчика
Рассказать об отце главного героя и его сестре. И про самого мальчика, от лица которого ведется рассказ. История про их семейную жизнь после смерти матери.
3 глава – про знакомство
Описать знакомство главного героя с Валеком и его сестрой Марусей в старой часовне
4 глава – история дружбы
История, как главный герой подружился с Валеком и Марусей, описание мелких радостей новых друзей и их быта
5 глава – истинная суть вещей
Главный герой понимает, что его друзья вынуждены жить в нищете и красть еду
6 глава – Знакомство паном Тыбурцием
Мальчик-рассказчик знакомится с паном Тыбурцием, узнает много нового о судьбе Валека и Маруси.
7 глава – болезнь Маруси
8 глава – подарок Марусе
Главный герой выпрашивает у своей сестренки куклу, чтобы подарить ее Марусе. Она больна и эта игрушка – единственная радость в жизни девочки. Отец узнает, что кукла исчезла и начинает спрашивать у главного героя про нее.
События нескольких лет спустя
11. Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление)?
Повесть «В дурном обществе» вызывает сильное чувство сострадания главным героям. Очень тяжело читать о болезни Маруси и отношениях Васи с отцом.
Л. Н. Толстой. После бала. Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков
От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе “После бала” два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
Нередко автор – создатель произведения – передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее.
Обратимся к началу рассказа.
“- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…
Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик – это Иван Васильевич.
Прочитайте начало рассказа по ролям от лица каждого из рассказчиков.
Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор
Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, “что хорошо, что дурно”. Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разговору? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему “После бала” можно назвать рассказом в рассказе?
Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
“После бала” – произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, “что хорошо, что дурно”. Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса.
Беседа друзей – рамка рассказа – является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.
Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой? Что “видел” и “слышал” он под впечатлением веселого бала?
Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают состояние Ивана Васильевича.
Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему “умилительно трогательными”.
Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: “все было мне особенно мило и значительно”.
Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова “стал различать”, “стал смотреть”, “увидал”, “расслышал”, “видел”, “мельком увидал”, “услыхал”, “не зная, куда смотреть”, “слышались слова”? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, которое испытал герой рассказа в страшное утро экзекуции?
Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.
“Мне было до такой степени стыдно…” – говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а “у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска”. Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.