Про что песня электрический пес

Собаки

Про что песня электрический пес

Исполнитель: Гражданская оборона, Название: «Электрический пес», Стиль: рок, Год: 2012

Борис Гребенщиков признавался, что «Электрический пес» — это «злобная тирада в адрес людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым» И это справедливо: человеку свойственно ныть и сокрушаться, по поводу того, как раньше было хорошо, а сейчас стало плохо. Еще в древнеегипетских папирусах ученые обнаружили брюзжания на несносную молодежь, которая совсем от рук отбилась.

Егор Летов привык жить настоящим и тяготел к спонтанному творчеству. Песни «Аквариума» ему, в общем-то, не были близки. В середине 80-х он даже написал слегка ироничную «КБГ-рок», сплошь составленную из гребенщиковских строчек и представлявшую собой дружеский шарж на приятеля-«аквариумиста». Самого БГ Летов порою снисходительно величал «эстетом».

Тем не менее, предложение записать для трибьюта кавер на песню «Аквариума» в 2003-м лидер «ГО» воспринял с воодушевлением. Позади были успешные студийные сессии, на которых группа зафиксировала материал для будущих альбомов «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация». На этом подъеме Летов записал и «Электрического пса». К тому времени барабанщик Александр Андрюшкин отбыл домой в Тюмень, так что «Обороне» невольно пришлось воспользоваться проверенным гребенщиковским рецептом: «Я куплю себе Arp и drum-machine, и буду писаться совсем один, с двумя-тремя друзьями, мирно, до самых седин. ».

Есть и другие забавные пересечения. Ту же строчку из «Гренады» Михаила Светлова «отряд не заметил потери бойца» Гребенщиков и Летов задействовали в своем творчестве независимо друг от друга. В «Псе» есть фраза о пахнущем плесенью флаге, а незадолго до работы над кавером Летов записал песню «На х. », где, между прочим, пелось: «В моей душе черным пламенем пылает черный флаг». Так что оставим противопоставление Гребенщикова Летову на совести потенциальных героев песни «Электрический пес» и вспомним мудрого Сергея Чигракова: «Он не жалеет ни о чем, он держит дома шесть альбомов Г.О. (и пять альбомов БГ)».

Провидению было угодно распорядиться, чтобы летовская версия стояла особняком в ряду бесчисленных каверов на «Аквариум». В первый трибьют Гребенщикову «Небо и Земля» она так и не попала, а сейчас лейбл «Выргород» выпустил ее отдельным синглом, снабдив иллюстрациями Васи Ложкина и Александры Пашкиной, а также содержательным комментарием Натальи Чумаковой. И оно того стоило!

Источник

Про что песня электрический пес

История песни (Рождение хита)

Хиты Бориса Гребенщикова
и группы АКВАРИУМ:

1) История песен «25 к 10», «Железнодорожная Вода»,
«Электрический Пёс»

Хотя «официально» эта песня располагается на альбоме 1982 г. под названием «Акустика», я начну свой рассказ именно с неё. И вот почему.

Я инженер на сотне рублей,
И больше я не получу.
Мне двадцать пять, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу.

— поёт юный Боря Гребенщиков, и, проведя несложные расчёты, мы понимаем, что композиция написана ещё в 1978 году, когда её автор (математик по образованию) тянул лямку инженера в одном из многочисленных советских НИИ. К этому времени должность «инженера» уже не была столь престижной, передовой и высокооплачиваемой, как в те же 1920-30-е годы (вспомним, хотя бы инженера Брумса из «12 стульев» с его «гусиком» и хоромами).

Несмотря на лживость многих ярлыков эпохи перестройки, определение позднего брежневского периода, как эпохи «застоя», во многом верно. «Застой» был не столько в экономике, сколько в головах.
Давно не обновляющаяся советская идеология потеряла свой «огонь», превратившись в набор слов, правил и обрядов, выполняющихся автоматически, значения которых многие молодые люди уже не «переживали» внутренне. Всё свежее и новое воспринималось руководством страны с большим подозрением.
Особенно угнетали серые будни молодежь, не знакомую, подобно старшему поколению, с нуждой и тяготами жизни. Ей было скучно и бесцельно существовать в размеренном, предопределенном, застывшем советском временном континууме 1970-х.
Дети переставали жить в ритме страны, «меряться пятилеткой». Дети уходили в духовное подполье, создавали себе новое прибежище. Одним из таких прибежищ от выцветшего официоза и бытовой скуки стала рок-музыка.

Я счастлив тем, как сложилось все,
Даже тем, что было не так.
Даже тем, что ветер в моей голове,
И в храме моем бардак.
Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид;
И начальник заставы поймет меня,
И беспечный рыбак простит.


Лао-Цзы и Чжуан-цзы.

Так постепенно вырабатывался своеобразный стиль БГ, полный скрытых цитат и отсылок, понятных далеко не всем, и придающий текстам ту самую загадочность.

Читайте также:  Можно ли ставить слабительные свечи собаке

Я бы стучался в двери травы
И пел бы про Вавилон,
Я бы стучался в двери травы
И пел бы про Вавилон,
И мне бы ужасно хотелось испить
Железнодорожной воды,
Но если б я смог выбирать себя
Я был бы Гребенщиков…

Кстати, о железнодорожной воде…

«Железнодорожная Вода» (1981)

БГ:
«Я слушал песни Дилана и думал: «Он описывает какие-то вещи, которые я очень хорошо знаю. Но Дилан все-таки поет о своей жизни, о Нью-Йорке. А мы поем о реальности, которая диаметрально противоположна дилановской. То, что Дилан переживает по-своему там, мы переживаем по-своему тут. И пишем об этом тут. Это как прогноз погоды: там и тут».

Многие причудливые образы имели, как оказалось, вполне конкретные источники. Песня была действительно написана в поезде «Ленинград-Солнечное», а отражение ночных фонарей на рельсах породило в мозгу автора образ какой-то инородной жидкости.

БГ:
«Вы не представляете, что со мной было, когда я понял, о чем песня «Железнодорожная вода»! Я ее написал как дурак. Спел. А теперь посмотрел и понял, о чем я пою. Я попросил железнодорожной воды и с тех пор я 16 лет нахожусь на железной дороге. Поэтому к словам нужно относиться очень внимательно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется! Вот – отзывается теперь».

Прежде, чем продолжить разбор хитов группы АКВАРИУМ, я хочу обратить ваше внимание на расхожее представление о Гребенщикове, как исполнителе преимущественно пасторальных идиллических песен. Однако в его творчестве случались песни довольно мрачные, а иногда даже злые. Ярким примером злой сатиры от БГ может служить следующая композиция…

«Электрический Пёс» (1981)

БГ:
«Это было чудовищно: на дворе 80-й год, еще ничего толком не произошло, а меня уже тогда достали эти воспоминания на тему «как все было хорошо».
Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня «Флаг над замком». И там была строчка: «поднимать над башней мечты свой единственный флаг». Ну вот в песне как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. Он там висит, а они все считают, что флаг есть, всё в порядке. А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи. «

В песне немало и других отсылок и цитат: из «Двойника» А. Блока ( «стареющий юноша» ), из «Гренады» М. Светлова ( «Отряд не заметил потери бойца» ), из «Ночного разговора» Б. Окуджавы ( «Ах, если б я знал это сам» ) и даже из «Гамлета» В. Шекспира ( «…как не снилось и нам мудрецам» ).

Егор Летов, который над БГ нередко подтрунивал, тем не менее, любил «Электрического Пса» и даже перезаписал его в 2003 году для готовящегося трибьюта Гребенщикова, но этот кавер туда так и не вошёл.

Более стёбовую версию в стиле ска и музыкальной цитатой из детского киножурнала «Ералаш» записала группа ВОЛГА-ВОЛГА.

Источник

Бестиарий Бориса Гребенщикова: электрический пес, Сестра Хаос и другие

Тексты песен говорят о музыкантах гораздо больше, чем интервью с ними. Чтобы в стотысячный раз не задавать Борису Гребенщикову вопрос: «О чем Ваши песни?» — корреспонденты РИА Новости к юбилею музыканта переслушали 30 «естественных» альбомов группы «Аквариум» и записали краткий путеводитель по самым загадочным мифологическим существам, населяющим песни БГ.

Старик Козлодоев

Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.

Сам Гребенщиков утверждает, что персонаж из песни не имеет реального прототипа. Позже он с удивлением обнаружил, что многие состоятельные люди относили песню на свой счет. В песне престарелый ловелас проводит время в бесплодных попытках залезть к какой-нибудь женщине в постель. В прошлом ему везло больше, а сейчас возраст берет свое: «ползет Козлодоев, мокры его брюки, он стар; он желает в сортир». Особую популярность похотливый старикашка из песни обрел после фильма «Асса». Стоит заметить, что в фильме герой по имени Бананан проводит недвусмысленную параллель между стареющим героем-любовником и одним из главных героев «Ассы» — дельцом теневой экономики Крымовым.

Но ежели к тебе подойдет Люцифер,
Скажи ему, что Коля просил передать привет.

Колю знает каждый поклонник группы «Аквариум». Или наоборот — у каждого поклонника музыкантов есть свой собственный Коля. В каждой точке земного шара он — свой человек. Дело было так: перед одним из концертов в Токио слушателей предупредили, что БГ будет отвечать на вопросы, но попросили не присылать записок со словами «передайте привет Коле». Гости записок не присылали, но передавали приветы исключительно Коле прямо со своих мест.

Читайте также:  Рис при диарее у собак

Человек из Кемерово

У меня были проблемы;
Я зашел чересчур далеко;
Нижнее днище нижнего ада
Мне казалось не так глубоко,
Я позвонил своей маме,
И мама была права —
Она сказала: «Немедля звони
Человеку из Кемерова«.

Этот человек может тихо, без лишнего шума поправить любое дело, даже если небо рухнет на землю, «он придет и молча поправит все» со спокойствием де Ниро. Сибирь всерьез заволновалась после этой песни, и жители столицы Кузбасса стали выдвигать версии, что это либо знаменитый губернатор Кемеровской области, либо мистик Лобсанг Рампа. Но это все не более, чем домыслы, так как сам Гребенщиков неоднократно говорил, что персонаж этот реального прототипа не имеет, разве только похож на мистера Вульфа из «Криминального чтива», который молча появился и быстро скрыл следы преступления. А так как образ собирательный, то в нем можно усмотреть и аллюзию на супругу самого Гребенщикова, Ирину, которая родилась как раз в Кемерово.

Евдундоксия и Снандулия

Одну звать Евдундоксия, а другую — Снандулия;
У них перья днем — жемчуг, а в ночи — бирюза;
У них сердце — как камень, а слеза — как железо,
И, любимые мною, с переливом глаза.

Евдундоксия и Снандулия — это две птицы, которые взлетят с ветвей Мирового Дерева и спасут лирических героев песни «Фикус религиозный». В мировой мифологии птицы с такими именами не встречаются. При этом известен один возможный прототип персонажа из мифологии БГ: в 4 веке в Ктесифоне (Персия) жила молодая христианка Снандулия Персидская, помогавшая узникам веры, заключенным в тюрьмах Персии во время гонений на христиан при царе Сапоре II.

Крокодилы в Байкале

В Байкале кpокодилы,
Баобабы вдоль Волги-pеки…
Мама, как нам спpавиться с глобальным потеплением?
Покpепче пpибивать косяки.

Крокодилы, они только в Африке крокодилы, а в песне «Растаманы из глубинки» они, вместе с баобабами вдоль Волги-реки, — символы глобального потепления.

Галлюциногенный кальмар

И можно жить с галлюциногенным кальмаром.
Можно быть в особой связи с овцой —
Но как только я засыпаю в восточных покоях,
Мне снится Басё с плакатом «Хочу быть, как Цой!»

Галлюциногенный кальмар упоминается в песне «Пока несут саке». Моллюска Борис Гребенщиков «привез» из путешествия по Японии в конце 90-х. По одной из легенд, фразы «пока несут саке» и «галлюциногенный кальмар» БГ записал к себе в книжечку в один вечер, просто сидя в ресторане и глядя на закуски. В песне же жизни с моллюском, а также «особой связи с овцой» (это уже из Мураками) противопоставляется японский средневековый поэт Басё, который во сне лирического героя песни оказался знаком с творчеством Виктора Цоя.

Мама-сан

Аригато, мама-сан,
Никто, нигде и ничей
Весенний ветер,
Девяносто дней и девяносто ночей

Мама-сан — тоже привезена БГ из Японии, однако в песне появилась значительно позже. В Японии мамой-сан зовут хозяек баров, ночных клубов и злачных мест. В песне «Аригато» лирический герой благодарит ее очевидно за то, что та дала возможность отдохнуть.

Сестра Хо

Каждая душа на земле,
Которая летит высоко,
Видимо училась летать
У бессмертной Сестры Хо.

Сестра Хо — реальный исторический персонаж, автор китайского трактата по даосской алхимии, описывающего практические методы достижения бессмертия. «Я просто не мог устоять перед безумной красотой этого имени!», — сказал Гребенщиков в одном интервью. Также в песне про Бессмертную Сестру Хо, которой «порой нелегко», фигурирует ее брат Билли Боб Харлей. Выдуманное имя брата основано на образах Harley Davidson и Билли Боба Торнтона.

Сестра Хаос

С таким названием вышел двадцать второй «естественный» альбом группы «Аквариум». Название является отсылкой к сборнику Бориса Пастернака «Сестра — моя жизнь». Сестра, символизирующая родственную близость, у Гребенщикова воплощает собой хаос. О причинах близости человека и хаоса музыкант рассказал в интервью: «Хаос — это первичная энергия. Обычно мы понимаем хаос в его негативном смысле, но, в принципе, теория хаоса говорит, что он не имеет оценки — хаос существует еще до оценки, до плюса и минуса. После долгой и бессмысленной борьбы с хаосом можно понять, что это то, что нас питает, прийти к родственным отношениям с ним». Сестра Хаос появляется и в следующем, двадцать третьем альбоме «Аквариума», в песне «Уткина Заводь».

Читайте также:  Эскизы будки для собаки

Приходила сестра Хаос, оставила после себя бардак.
Уже четырнадцать суток я не могу соскрести со стен шлак.

Возможно, эти строки являются автобиографическими: Гребенщиков признавался, что запись альбома «Сестра Хаос» отняла у него множество сил и энергии, и впоследствии он долго приходил в себя.

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин, чьим именем названа одна из песен «Аквариума», — русский путешественник, тверской купец, живший в середине 15 века, совершивший путешествие в Персию, Индию, Турцию. Он первый в русской литературе описал путешествие без паломнических целей, насыщенное наблюдениями о быте и культуре других стран, — «Хожение за три моря». В книге путешественника многократно встречаются тюркские, персидские, арабские слова — такое вкрапление иностранных слов отразил в своем тексте и Гребенщиков, написав «хожение за три моря» Афанасия Никитина в современном мире.

Лев, Вол, Орел

…Гуляют там животные невиданной красы.
Одно — как желтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

«Животные невиданной красы» упоминаются в песне «Город золотой», автором которой, вопреки расхожему мнению, является не сам Борис Борисович, а российский поэт-авангардист и художник Алексей Хвостенко в соавторстве с Анри Волхонским. Лев, орел и вол — это так называемые «апокалиптические звери», которые, как пишет Иоанн Богослов в «Апокалипсисе», окружали престол Господа Бога. «…и посреди престола четыре животных, исполненных очей спереди, и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» («Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), 4:6–7»). Тетраморф, или крылатое существо с четырьмя лицами — человека, льва, быка и орла, являлся в видении пророку Иезекиилю, а позднее эти образы стали символами евангелистов: Марк — лев, Лука — вол, Иоанн — орел.

Никита Рязанский

Никита Рязанский
Строил город, и ему не хватило гвоздя.
Никита Рязанский
Протянул ладони и увидел в них капли дождя
Никита Рязанский
Оставил город и вышел в сад.
Никита Рязанский
Оставль старца и учаше кто млад…

Рассказывают, что один знакомый Гребенщикова, когда у БГ выдалось две недели свободного времени, вытащил его с женой в горы — тихое, спокойное и загадочное место. Там Гребенщиков сидел и читал жития святых. В столовой при этом находились люди, которые играли произведения группы «Led Zeppelin». Из сочетания песен рок-группы, исполненной на семиструнных старых гитарах, и чтения жития святых был рожден образ Никиты Рязанского.

Сирин, Алконост, Гамаюн

Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.

Сирин, Алконост, Гамаюн в древнерусской мифологии — птицы-девы из райского сада. Сирин прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако, слушая эти песни, можно потерять рассудок. Сирин часто изображается рядом с Алконостом, другой птицей, которая пребывает близ рая, и когда поет, то «сама себя не ощущает». Гамаюн является вещей птицей, поющей людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Паисий Пчельник

А старцам открыта книга будущих дней
Старец он слышит ушами сердца молчание древних камней.
Так что начни сейчас, не жди понедельника,
Правь этим миром по слову Паисия Пчельника

Паисий Великий — христианский святой, живший в пустыне в высеченной собственными руками пещере. За трудные подвиги Господь наделил его даром прозрения — в песне Гребенщикова Паисий говорит пророчество: «Как молвил Паисий/ Иные грядут времена/ Когда муж превратится в орнамент /И всем будет править жена». В одном из интервью Гребенщиков признался, что предвидит глобальные перемены: «Я серьезно считаю, что начался матриархат. В следующие 300–400 лет будет очень весело, все будет поворачиваться дальше и дальше к каким-то странным формам. Эра точно кончилась, пошел новый виток».

Электрический пес

И стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос,
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пес.

Электрический пес встречается нам в «451 градусе по Фаренгейту» Рэя Брэдбери: этот робот распознавал инакомыслящих, выслеживал их и убивал. В контексте времени написания песни БГ (начало 80-х), многие исследователи творчества Гребенщикова склонны видеть в «электрическом псе» КГБ.

Источник

Познавательное и интересное