Кавказcкий пленник (Чёрный)
В весеннем саду было весело и красиво. Зеленела молодая листва берёз и мягкие иголочки старой пихты у пристани, воробьи перелетали стайкой с дерева на дерево и дрались, неподвижно сидящий над скворечником скворец смотрел «на весёлую рябь речонки». Вдоль забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бегали наперегонки такса и дворняжка Тузик: такса — по ту сторону, Тузик — по эту.
Внизу, за кустами сирени, виднелась петербургская речка Крестовка. На длинной, обсаженной черёмухой косе стоял большой сарай, в котором помещался английский гребной клуб. Юноши в белых фуфайках плавали по Крестовке в длинной лёгкой лодке. У пристани «тройка озорных мальчишек» раскачивала старую скрипучую лодку, плывший по Крестовке старичок в плоскодонке вылавливал из воды поленья и обломки досок, а навстречу ему плыла в лодке шумная компания писарей с гармошками и нарядными девушками.
Уютно было и в примыкавшем к саду флигеле. Грустили в этот прекрасный день только живущие во флигеле сёстры — старшая Валя и младшая Катюша. Они молча стояли у стеклянной двери в сад. На щеке у Вали блестела слезинка, а хмурая Катюша сердито смотрела на скворца. Разволновала девочек повесть Толстого «Кавказский пленник», которую они только что прочли.
Раз написано, — значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…
Мама уехала за покупками, папа был на службе в банке, няня — в гостях, и сёстрам не у кого было спросить, на самом ли деле на Кавказе так мучают людей. Наконец Катюше надоело грустить в такой светлый день, и она утешилась тем, что окончание повести всё-таки хорошее.
Сёстры решили, что после побега Жилин поймает татар, которые его мучили, и велит их больно высечь крапивой, а то и вовсе отпустит, как великодушный русский офицер. Кормившей его в плену татарской девочке Дине он передаст георгиевскую медаль и азбуку. Дина выучится читать по-русски, прочтёт «Кавказского пленника», убежит к Жилину и выйдет за него замуж.
Утешившись таким хорошим концом, девочки вышли в сад, где их встретил «неизменный адъютант» Тузик. В углу сада, у заброшенной оранжереи, сёстры нашли глубокую яму и решили, что в ней будет очень удобно играть в «Кавказского пленника». Жилиным стал сын дворника Мишка, а Костылиным — Тузик.
Сначала девочки стали свирепыми татарами, взяли упирающегося из озорства Мишку в плен и посадили его с тузиком в яму на коврик. От имени Тузика-Костылина они нацарапали на дощечке послание с требованием выкупа и доставили его дворнику Семёну. Потом Мишка бросал «татарским девочкам» игрушки, принесённые Валей из дому, и взамен получал пирожки, большую часть которых поймал Тузик.
«Кавказским пленникам» так понравилось сидеть в уютной яме полной мягкой прошлогодней листвы, что они не пожелали оттуда сбегать. В конце концов девочки тоже спустились в яму и уселись на коврик — пленников ведь может быть и четверо, а бежать всё равно полагается ночью.
Часа через два вернулась мама и начала искать дочерей по всему флигелю. Тут пришёл дворник со странным посланием на дощечке и сообщил, что Мишка тоже пропал. Мама всполошилась, стала звать девочек и вскоре нашла всех четверых «пленников» в яме на коврике.
Девочки шли домой, прижавшись к маме с обеих сторон, и думали: почему их так расстроил «Кавказский пленник»? Ведь на самом деле это «превесёлая штука».
«Кавказский пленник» читательский дневник
«Кавказский пленник» – добрая и поучительная история о том, как дети решили переиграть грустную историю о пленных офицерах на свой лад.
Краткое содержание «Кавказский пленник» для читательского дневника
ФИО автора: Саша Черный
Название: Кавказский пленник
Число страниц: 21. Саша Черный. «Кавказский пленник». Издательство «Лениздат». 2014 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1929 год
Главные герои
Валя – старшая сестра, находчивая, добрая, веселая девочка.
Катя – младшая сестра, большая выдумщица.
Мишка – веселый, добрый мальчик, товарищ по играм.
Тузик – уличный пес.
Сюжет
Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.
Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.
Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.
Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.
Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.
План пересказа
Главная мысль
В жизни многое зависит от того, как относится к проблемам. С боевым настроем можно преодолеть любые трудности.
Чему учит
Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беду. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности.
Отзыв
Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кавказский пленник.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как в роли офицера Костылина выступил уличный пес Тузик. Ему было очень весело играть с детьми, и он с блеском сыграл свою роль до конца.
Краткое содержание Саша Чёрный Кавказский пленник
Весь рассказ о том, как две девочки прочитали рассказ Льва Толстого « Кавказский пленник». И очень переживали по этому поводу, так как они очень впечатлительные натуры и поверили каждому слову автора, как будто это все происходило в реальной жизни.
На улице весна, все люди вышли насладиться прекрасной теплой погодой. И бабушка, стоящая на балконе и женщина стирающая белье в реке. Все кто просто гулял по городу и старик на лодке и мальчики, бегущие по берегу реки.
Девочки находились в папином кабинете, кот сидел на подоконнике, а вся остальная обстановка, была стандартной, портреты писателей, много книг, причем всевозможных направлений.
Катя и Валя были очень расстроены после чтения «Кавказского пленника», старшая девочка даже плакала. Кроме того что они очень переживали за главного героя рассказа, еще и дома никого не было. Чтоб объяснить девчонкам авторский замысел произведения и успокоить их.
Жилину удалось бежать из плена, значит дальше его судьба сложиться хорошо. И он сам сможет взять в плен татар, затем наказать их и отпустить по домам. Дальше девочки решили, что Дину приставят к награде. А Валя, выйдет замуж за Жилина.
В общем, девочки пошли играть в сад, там встретили Мишу и решили инсценировать события из прочитанного рассказа. Катя и Валя стали татарами, они начали гоняться за Мишей и вскоре посадили его в яму. И в итоге, Жилин и с ним его друг Костылин, оказались в плену. В роли Костылина была собака, в роли Жилина Миша.
Теперь Жилин должен был писать письмо родственникам, в котором за него требуют выкуп, но так как Миша писать не мог письмо, написали девочки. Передали его дворнику, вот только пленные никак не собирались совершать побег.
Теперь Катя и Валя меняли игрушки Жилина на еду, они нашли лепешки на кухне. Миша покушал собака тоже. Девочки опустили в яму палку, предлагая пленникам бежать, но они не захотели.
В итоге девочки опустились в яму к Мише и собаке, и стали ждать нужного количества звезд на небе, чтобы бежать. Но колодки для ног и рук еще не были готовы, поэтому бежать, никак не получалось.
Мама пришла домой, а детей ее нет. И тут же дворник принес записку с требованием выкупа. Мама и няня очень испугались и стали бегать искать девочек. Мама звала их и осматривала все уголки в доме.
Оказавшись в саду, мама и няня, звали девочек, те им ответили и женщины побежали на звук голосов раздававшихся из ямы. И девочки и Миша были очень довольны, что их освободили из плена. Они всем рассказали, что они настоящие кавказские пленники.
Валя и Катя шли, домой шагая рядом с мамой, теперь утром, рассказ которым они так восхищались вчера, показался очень грустным. А Миша и собака Тузик тоже полюбили эту игру и предлагали, еще поиграть в кавказских пленников.
В данном рассказе автор всем читателям намекает на детскую беззаботность. Тем самым давая понять, что любая неприятность или остросюжетный рассказ, показавшийся грустным сегодня, завтра уже будет чем-то неважным, и никто о нем уже и не вспомнит. Нужно просто жить и стараться не печалиться по всяким мелочам.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Саша Чёрный. Все произведения
Кавказский пленник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Сказка братьев Гримм «Король Дроздобород» об очень красивой и такой же гордой и своенравной принцессе. Ее отец-король созвал очень знатных и почетных женихов, однако девушка у всех нашла изъян и посмеялась над каждым из них
Весьма оригинальный рассказ Зюскинда произвел большой фурор в обществе. В 18 веке во Франции на свет родился Жан Батист Гренуэй. Родился он в крайне неблагоприятных и отвратительных условиях – прямо на прилавке рынка
В первой части романа («Талисман») Рафаэль де Валантен, разочаровавшись в жизни, решает покончить с собой, бросившись в реку Сену с моста ночью.
Историю поведал пожилой эмигрант-француз, маркиз д’Юрфе, на балу в Вене. Будучи молодым, он был проездом в сербской деревне. Остановился на ночлег в большой семье местных.