Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»
Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин Михаил.
Название: «Лисичкин хлеб».
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: девочка Зина, автор.
Характеристика главных героев:
Зина — маленькая и любопытная девочка.
Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.
Умный и предусмотрительный.
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»
Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.
Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.
Он достаёт убитых птиц.
Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.
На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.
Зина с аппетитом съедает хлеб.
С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.
План рассказа:
7. Самый вкусный хлеб.
Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»
Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.
Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.
Чему учит рассказ
Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.
Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.
Учит нас верить в волшебство, чудо.
Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.
Героиня произведения интересовалась животными и растениями.
Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.
Это интересный и познавательный рассказ.
Автору удалось много поведать о чудесах природы.
Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.
И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.
Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.
Пословицы к произведению:
Хлеб — всему голова.
Не хлебом единым сыт человек.
Какой лес без чудес.
Кто много знает, тот много разгадает.
Знания дороже богатства.
Словарь неизвестных слов
Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
Отрывок, поразивший больше всего:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина
Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Основные персонажи рассказа
«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.
И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод:
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.
Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.
Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.
Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.
Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.
Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.
С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.
Главная мысль:
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.
Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин
«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:
Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
Главная мысль:
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Заключение:
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.
Лисичкин хлеб — краткое содержание для читательского дневника
Сюжет
Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу?
Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.
И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод:
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
План пересказа
Тезисный пересказ произведения:
Язык Пришвина в рассказах о природе
Михаил Михайлович Пришвин через всю жизнь пронес способность смотреть на окружающий мир глазами ребенка – с радостью, непосредственностью, удивлением. Именно поэтому его рассказы о природе так близки и понятны детям любого возраста.
Его произведения пронизаны трепетным отношением ко всему живому, любовью и к природе, и к человеку. Пришвин как никто другой способен показать удивительные стороны обыденных вещей, показать волшебство, творящееся прямо рядом с нами.
Формулировки автора поразительно точны и выверены. Пришвин воспринимает природу одновременно и как ученый, и как писатель. Главным действующим лицом в рассказах является сам автор – охотник, ученый, наблюдатель, поэт, художник. Простые и интересные рассказы о живой природе помогут сформировать у ребенка верное отношение к окружающему миру.
Итак, о чем же повествует рассказ «Лисичкин хлеб»?
Русская сказка
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Читая милые забавные рассказы Михаила Михайловича Пришвина, невольно закрадывается вопрос – а не автобиографичные ли эти истории? Повествование всегда ведётся от первого лица, к тому же, нам доподлинно известно, как автор любил природу и животных.
Не исключено, что часть этих историй действительно могли бы иметь место в реальности, но это только часть. Очень часто рассказчиком у Пришвина выступает опытный охотник, между тем нам известно, что писатель хоть и знал лес как свои пять пальцев, охотиться не любил – ему больше по душе были прогулки с фотоаппаратом. Современники утверждают, что Пришвин мог часами сидеть на пенёчке вместе со своей любимой собакой, наблюдать и прислушиваться.
«Лисичкин хлеб» — ещё одна забавная история, рассказанная героем-охотником, из которой читатель узнаёт, как много из леса можно принести трофеев, сколько в природе всего удивительного и как смекалка помогает в воспитании детей.
Главные герои и сюжет рассказа «Лисичкин хлеб»
Уже с первых строчек мы узнаем всех действующих лиц этого рассказа – охотник, который рассказывает нам эту историю, и девочка Зина, возможно дочка или внучка героя.
Мы узнаём, что охотник целый день ходил по лесу и принёс богатую добычу. Вначале охотник выложил на стол тетерева, которого назвал Терентий, а затем рябчика. Любопытная Зина крутилась возле стола, и наш герой подробно рассказал об этих лесных пернатых – как живут, чем питаются, как поют.
А после из кармана появилась целая полянка – охотник специально для девочки набрал всяких листочков и корешков различных лесных трав, что бы показать и рассказать о них. А какие названия здесь были необычные: петров крест, кукушкины слёзы, заячья капуста!
И тут внимательная Зиночка заметила на столе кусочек хлеба, тот, что охотник брал с собой в лес, чтобы утолить голод. Но наш герой смекнул сразу, как из этой находки извлечь пользу. Зиночка, бывало, плохо кушала, поэтому герой сказал, что это хлеб лисичкин. Раз есть заячья капуста, почему бы не быть «лисичкиному хлебу»?! С тех пор Зину именно так хлебом и подкармливали, девочка всегда говорила, что «лисичкин хлеб» вкуснее обычного.
Воспитательные задачи рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
В заключение рассказа, автор добавляет нотку юмора – историю о том, как девочку хитростью и фантазией приучили кушать хлеб.
Читайте рассказ про «Лисичкин хлеб» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Отзывы
После прочтения рассказа становится понятно, с какой любовью относится к природе главный герой. Охотник увлекает рассказом о лесе не только дочь Зиночку, но и читателя. И уже не одной героине хочется попробовать загадочный лисичкин хлеб. Отзывы о рассказе единогласны – он приходится по вкусу и малышам, и взрослым.
Благодаря простоте речи, этот и другие рассказы Пришвина часто используют в детских садах для знакомства детей с природой. Особенность этого рассказа в том, что в нем нет никакой высказанной морали — ребенок сам извлекает из прочитанного поучительный вывод. Вместе с Зиночкой дети узнают о жизни лесных птиц, названия трав и ягод, но, в отличие от наивной девочки, понимают, что хлеб, принесенный отцом из лесу, – самый обыкновенный, а значит, пренебрежение девочки к домашнему хлебу ни на чем не основано.
Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»
Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.
Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».
Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.
Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое
и не усложнять вещи.
Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.
Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.
Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.
Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.
Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.
Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.
С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.
Главная мысль:
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.
Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Лисичкин хлеб
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Читая милые забавные рассказы Михаила Михайловича Пришвина, невольно закрадывается вопрос – а не автобиографичные ли эти истории? Повествование всегда ведётся от первого лица, к тому же, нам доподлинно известно, как автор любил природу и животных.
Не исключено, что часть этих историй действительно могли бы иметь место в реальности, но это только часть. Очень часто рассказчиком у Пришвина выступает опытный охотник, между тем нам известно, что писатель хоть и знал лес как свои пять пальцев, охотиться не любил – ему больше по душе были прогулки с фотоаппаратом. Современники утверждают, что Пришвин мог часами сидеть на пенёчке вместе со своей любимой собакой, наблюдать и прислушиваться.
«Лисичкин хлеб» — ещё одна забавная история, рассказанная героем-охотником, из которой читатель узнаёт, как много из леса можно принести трофеев, сколько в природе всего удивительного и как смекалка помогает в воспитании детей.
Главные герои и сюжет рассказа «Лисичкин хлеб»
Уже с первых строчек мы узнаем всех действующих лиц этого рассказа – охотник, который рассказывает нам эту историю, и девочка Зина, возможно дочка или внучка героя.
Мы узнаём, что охотник целый день ходил по лесу и принёс богатую добычу. Вначале охотник выложил на стол тетерева, которого назвал Терентий, а затем рябчика. Любопытная Зина крутилась возле стола, и наш герой подробно рассказал об этих лесных пернатых – как живут, чем питаются, как поют.
А после из кармана появилась целая полянка – охотник специально для девочки набрал всяких листочков и корешков различных лесных трав, что бы показать и рассказать о них. А какие названия здесь были необычные: петров крест, кукушкины слёзы, заячья капуста!
И тут внимательная Зиночка заметила на столе кусочек хлеба, тот, что охотник брал с собой в лес, чтобы утолить голод. Но наш герой смекнул сразу, как из этой находки извлечь пользу. Зиночка, бывало, плохо кушала, поэтому герой сказал, что это хлеб лисичкин. Раз есть заячья капуста, почему бы не быть «лисичкиному хлебу»?! С тех пор Зину именно так хлебом и подкармливали, девочка всегда говорила, что «лисичкин хлеб» вкуснее обычного.
Воспитательные задачи рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
В заключение рассказа, автор добавляет нотку юмора – историю о том, как девочку хитростью и фантазией приучили кушать хлеб.
Читайте рассказ про «Лисичкин хлеб» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала, и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина
Сюжет
Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу?
Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Жанр произведения — рассказ.
Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.
Основные сюжетные действия в рассказе:
Лисичкин хлеб, стр. 1
Лисичкин хлеб (сборник)
© Пришвин М. М., наследники, 2015
© Алёшина Н. В., иллюстрации, 2015
© Вступительная статья, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015
«В лесу сегодня странный посетитель…»
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), выдающийся писатель-природовед, был неутомимым путешественником. Он объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе, в Крыму, в Казахстане и во многих других местах. Там он собирал материал, который стал основой его охотничьих и детских рассказов, философских заметок. Во время поездок он вёл дневник, где отражал всё – мысли, наблюдения, впечатления. Именно «Дневники» Пришвин считал своей главной книгой. Вот одна из коротких дневниковых записей: «Пудра вчерашней пороши по насту. И на ней звёзды. Каждая былинка смотрится и видит себя голубой. В овраге нет ещё воды, но следы зверушек двойные: бегают друг за другом – это у них весна света». Он был поэтом, умевшим выразить красоту. Он был учителем, умевшим найти новые знания.
В цикле «Памяти Пришвина» поэт Валентин Берестов написал:
В лесу сегодня странный посетитель.
А ну-ка, что он записал в дневник?
«В лес я вхожу как ученик,
Из леса выхожу я как учитель».
Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Миша был младшим из пятерых детей. Учился он с трудом – за 6 лет дошёл только до четвёртого класса. Он уже готовился снова стать второгодником, но тут его вообще отчислили из гимназии – «за дерзость учителю»
В. В. Розанову, будущему известному философу. Мишу отправили в Тюмень, к дяде по материнской линии купцу Игнатову. Экзамены за седьмой класс реального училища Пришвин сдал экстерном. После чего, отказавшись унаследовать бизнес дяди, уехал в Ригу. Учился в Рижском политехникуме, но недолго – вскоре был арестован за участие в революционном кружке. Целый год он просидел в одиночной камере, а потом был выслан в Елец. В начале XX века Пришвин получил диплом агронома в Лейпцигском университете и работал в Ельце по специальности.
С 1906 года Пришвин стал журналистом, печатался в известных газетах, часто выезжал в этнографические экспедиции в малоизученные места. Тогда-то и появились рассказы и очерки, которые прославили писателя как одного из самых больших знатоков русской природы. Уже после выхода первой книги, поэтичной, очень эмоциональной – «В краю непуганых птиц» (1907), – Пришвин получил признание как учёный, был избран действительным членом Российского географического общества. Первозданная, сказочная красота природы стала его темой на всю жизнь. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим».
Для детей Пришвин стал писать в 20-е годы XX века. Несколько поколений выросли на его книгах, таких как «В краю дедушки Мазая», «Дедушкин валенок», «Кладовая солнца», «Золотой луг».
Чудесами наполнены все истории Пришвина и особенным, тонким юмором – словно спрятанным от невнимательных глаз, как лёгкая тень улыбки мудрого философа, каким он и был на самом деле.
В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая, что и белый-то хлеб не берёт», автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным.
Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России особенно интересны писателю. Это и есть главные герои его сказочных историй.
Красоту природы видит писатель в самых обычных её обитателях, которых мы зачастую не замечаем. Каждую весну мы топчем одуванчики, плетём из них венки и, подобно мальчишкам из рассказа «Золотой луг», «фукаем» белыми парашютиками… А вот главный герой рассказа узнал о тайне одуванчиков. Оказалось, что одуванчик, похожий на солнышко, ложится спать и встаёт вместе с детьми.
За долгую жизнь Пришвин написал много. Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».
Устроить себе дом на колёсах мне помог один журнал, с которым мы заключили такой договор: я буду писать о своём путешествии, а журнал мне за это поможет устроить дом на колёсах. Вскоре после заключения договора мне прислали грузовик «ГАЗ», полуторатонку, и я стал обдумывать, как бы на этом грузовике устроить себе охотничий домик и уехать на нём в путешествие ранней весной и до глубокой осени.
После нескольких совещаний со столярами и плотниками я решил себе устроить нехитрый кузов из двойной фанеры.
Мастера мне скоро сделали такой домик с выдвижными щитами для окон: задвинешь щитки – и в домике делается полная тьма, необходимая мне для фотографических работ.
Округлый верх домика мы покрыли ещё хорошей клеёнкой и весь домик окрасили в защитный зелёный цвет, чтобы можно было в лесах затаиваться и не пугать птиц и зверей.
Когда зелёный домик был готов и краска совершенно просохла, мы установили его на машину, боковинки ящика грузовика плотно прикрепили железными скобами к стенкам домика, и дом на колёсах был готов… Но только окнами да крышей это было похоже на дом, остальное – машина, состоящая из двух частей: передней, моторной, и соединённой с ней тонкой переслежинкой огромной грузовой части.
А ещё больше, чем на машину, мой домик на колёсах был похож на какое-то длинное расчленённое зелёное насекомое.
Управление машиной мне было хорошо известно самому, и брать шофёра было незачем. Мы уложили ружья, резиновые лодки, припасы, усадили собак и уехали в край дедушки Мазая.
Этот край, описанный поэтом Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», находится недалеко от города Костромы, и река там течёт, наша Волга.
Ранней весной, в половодье, Волга до того переполняется водой, что ей уже некуда принимать в себя воду притоков. Напротив, лишняя вода из Волги выливается.
Вот тогда все реки, текущие в Волгу, повёртывают свою воду назад и текут обратно, и весь низменный край покрывается водой и становится похожим на море.
Когда прибывает вода, то, конечно, она сначала заливает места более низкие, и земля становится похожа на тело, покрытое бесчисленными глазками и жилками. А после, когда много прибудет воды, всё превращается в море с бесчисленными островами.
Мало-помалу и острова исчезают, и только самые высокие места не заливаются и остаются островами всё время разлива Волги.
Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери: лоси, медведи, волки, лисицы, разные мышки, букашки, всякие зайчики, горностайчики…
Тут есть на что посмотреть.
Мы приехали сюда ещё по морозу и в ожидании весны поставили свой дом на колёсах на самое возвышенное место.
Тут мы устроились лагерем.
Когда было холодно, мы согревали изнутри свой домик двумя керосинками, и спать было очень тепло.
Когда же кончились морозы и разлилась вода, в небольшом домике спать можно было и без керосинки. А когда стали одеваться деревья, мы надули две наши резиновые лодки, над ними раскинули палатку и спали в этих лодках, как на самых мягких и удобных кроватях.
Пословица к рассказу «Лисичкин хлеб», чему учит рассказ, главная мысль?
В рассказе Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб», присутствует всего два героя: некий «Я» и Зиночка. Про «меня» в рассказе почти ничего не говорится. Но есть Зиночка — милая девочка, которая познаёт мир, получает знания от «меня», и не любит хлеб, который есть у неё дома.
Рассказы Пришвина не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Так же и рассказ «Лисичкин хлеб», повествующий о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса, подарит читателям множество положительных эмоций.
Язык Пришвина в рассказах о природеМихаил Михайлович Пришвин через всю жизнь пронес способность смотреть на окружающий мир глазами ребенка – с радостью, непосредственностью, удивлением.
Именно поэтому его рассказы о природе так близки и понятны детям любого возраста.
В рассказе «Лисичкин хлеб» Вы можете прочесть деткам об интересных вещах. Малыши вместе с главной героиней, девочкой Зиночкой, узнают о заячьей капусте, лисичкином хлебе и о многом другом и удивительном. Рассказ Лисичкин хлеб читать Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
Пришвин “Выскочка” — главная мысль. Какая пословица в рассказе “Выскочка”? Главную мысль рассказа Пришвин вынес в его название — quot;Выскочкаquot;. Сорока, которая почему-то решила, что она самая разумная, и поэтому ей под силу в одиночку справиться с собакой, украсть у нее еду — аппетитную косточку, в результате лишается своего главного украшения, своей гордости — хвоста.
Их приносил ей отец-охотникю Однажды он принёс ей » лисичкин хлеб» и дочка съела весь этот черный хлеб до крошки, хотя дома не ела даже белый хлеб. С тех пор она всегда ждала подарок лисы.
Из рассказа мы узнаём — откуда же в лесу » лисичкин хлеб». Рассказ учит нас любить природу и животных.
Краткое содержание рассказа «Ребята и утята» Когда весной озеро разливалось, утки строили гнезда далеко за деревней, на прочном и сухом месте, и когда потом вода спадала им приходилось вести подросших утят к озеру через большое и открытое пространство.
Так и героиня этого рассказа утка-чирок, повела своих утят к озеру. Она шла позади деток, чтобы видеть их и уберечь от опасности. Около кузницы утке пришлось переводить утят через дорогу, их заметили, и стали закидывать камнями ребята. Они хотели прогнать утку и забрать ее утят.
Формирование потребности в чтении.
Развитие навыка медленного, вдумчивого чтения, умения понимать замысел автора и связь замысла с формой произведения, сравнивать своё первичное восприятие с открытиями по мере обсуждения и перечитывания, понимать, какие языковые средства помогли создать такое настроение, придать такой смысл. Формировать умение различать понятия «писатель», «автор», «герой-рассказчик».
Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку» Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе Скачать: ВложениеРазмер
Предварительный просмотр: Технологическая карта ОД
Главные герои рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» — охотник, от лица которого ведется рассказ, и девочка по имени Зиночка. Однажды охотник вернулся из леса с полной сумкой трофеев. Зиночке стало интересно, что же он принес, и охотник стал доставать из сумки свою добычу.
Сказка Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» знакома многим детям. Рассказ ведётся от имени охотника, который приносит дочке Зиночке разные подарки из леса. Однажды он принёс тетерева, ягоды, травы, а под ними нашлась засохшая краюшка чёрного хлеба. Охотник рассказал, что гостинец прислала лисичка. Зиночка попробовала хлеб, и он показался ей очень вкусным. Автор показывает юному читателю, что относиться к природе, труду человека, людям нужно с особым трепетом. Это открывает взгляд на волшебство каждого вещи и события.
«Лисичкин хлеб»
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Об авторе
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), выдающийся писатель-природовед, был неутомимым путешественником. Он объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе, в Крыму, в Казахстане и во многих других местах. Там он собирал материал, который стал основой его охотничьих и детских рассказов, философских заметок. Во время поездок он вёл дневник, где отражал всё – мысли, наблюдения, впечатления. Именно «Дневники» Пришвин считал своей главной книгой. Вот одна из коротких дневниковых записей: «Пудра вчерашней пороши по насту. И на ней звёзды. Каждая былинка смотрится и видит себя голубой. В овраге нет ещё воды, но следы зверушек двойные: бегают друг за другом – это у них весна света». Он был поэтом, умевшим выразить красоту. Он был учителем, умевшим найти новые знания.
В цикле «Памяти Пришвина» поэт Валентин Берестов написал:
В лесу сегодня странный посетитель. А ну-ка, что он записал в дневник? «В лес я вхожу как ученик, Из леса выхожу я как учитель».
Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Миша был младшим из пятерых детей. Учился он с трудом – за 6 лет дошёл только до четвёртого класса. Он уже готовился снова стать второгодником, но тут его вообще отчислили из гимназии – «за дерзость учителю»
В. В. Розанову, будущему известному философу. Мишу отправили в Тюмень, к дяде по материнской линии купцу Игнатову. Экзамены за седьмой класс реального училища Пришвин сдал экстерном. После чего, отказавшись унаследовать бизнес дяди, уехал в Ригу. Учился в Рижском политехникуме, но недолго – вскоре был арестован за участие в революционном кружке. Целый год он просидел в одиночной камере, а потом был выслан в Елец. В начале XX века Пришвин получил диплом агронома в Лейпцигском университете и работал в Ельце по специальности.
С 1906 года Пришвин стал журналистом, печатался в известных газетах, часто выезжал в этнографические экспедиции в малоизученные места. Тогда-то и появились рассказы и очерки, которые прославили писателя как одного из самых больших знатоков русской природы. Уже после выхода первой книги, поэтичной, очень эмоциональной – «В краю непуганых птиц» (1907), – Пришвин получил признание как учёный, был избран действительным членом Российского географического общества. Первозданная, сказочная красота природы стала его темой на всю жизнь. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим».
Для детей Пришвин стал писать в 20-е годы XX века. Несколько поколений выросли на его книгах, таких как «В краю дедушки Мазая», «Дедушкин валенок», «Кладовая солнца», «Золотой луг».
Чудесами наполнены все истории Пришвина и особенным, тонким юмором – словно спрятанным от невнимательных глаз, как лёгкая тень улыбки мудрого философа, каким он и был на самом деле.
В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая, что и белый-то хлеб не берёт», автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным.
Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России особенно интересны писателю. Это и есть главные герои его сказочных историй.
Красоту природы видит писатель в самых обычных её обитателях, которых мы зачастую не замечаем. Каждую весну мы топчем одуванчики, плетём из них венки и, подобно мальчишкам из рассказа «Золотой луг», «фукаем» белыми парашютиками… А вот главный герой рассказа узнал о тайне одуванчиков. Оказалось, что одуванчик, похожий на солнышко, ложится спать и встаёт вместе с детьми.
За долгую жизнь Пришвин написал много. Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».
Интересные факты из жизни
Анализ 2
Каждое произведение М. Пришвина – это бесценный эпизод из его жизни, где имеет место природа в любом из своих проявлений, отношения природы и человека, авторские наблюдения. Безграничная любовь к природе находится в центре внимания его рассказов.
«Лисичкин хлеб» — один из наиболее запоминающихся рассказов, которые имеет поучительный момент.
Композиция рассказа проста. После очередной прогулки по лесу лирический герой приносит в дом немало интересных даров леса и рассказывает необыкновенно увлекательные истории. Его с большим любопытством выслушивает девочка по имени Зиночка. Самым интересным моментом оказывается тот, когда Зина узнает о том, что такое «лисичкин хлеб» и откуда у него такое название. В заключении автор дает понять читателю, что порой обычная выдумка может принести пользу в воспитании ребенка.
Главные герои рассказа – взрослый мужчина и девочка. Каждый из них по своему мудрый, интересующийся и добрый человек.
Необыкновенно добрая атмосфера царит рядом с охотником, который представляет дары, принесенные из леса. Настолько реалистичными в воображении представляются природные картины, что кажется, что будто читатель вместе с автором побывал в лесу. Изумленная Зиночка с охотой запоминает информацию. Но особое впечатление возникает после того, как пробует на вкус хлеб, названный мужчиной лисичкиным.
Небольшой по объему рассказ является ярким и поучительным. Из него узнаем о пользе смолы, описании ягод, грибов и птиц. Он стал показательным способом, применимым в воспитании ребенка, у которого в некоторые моменты своей жизни не всегда есть желание есть. Подобный использованный мотив удивления с помощью неправды может принести положительный результат.
Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» — пример того, насколько бережно нужно относиться к природе. Знакомство детей с произведением воспитывает доброту, любовь к ближнему и способствует проявлению любознательности.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина↑ ДругиеАнализ рассказа Аверченко Вечером →
План пересказа
Тезисный пересказ произведения:
“Анна Снегина” – краткое содержание поэмы Сергея Есенина