Про что сказка мороз иванович краткое содержание

Сказки

Одоевский Владимир сказка «Мороз Иванович»

Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Автор: Владимир Фёдорович Одоевский

Название: «Мороз Иванович»

Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.

Второстепенные герои: нянюшка.

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.

Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.

Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.

Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.

Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.

Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.

Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.

Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.

Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.

Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.

Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.

Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.

Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.

Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

3. Подколодезный мир.

4. Знакомство с Морозом.

5. Три дня у Мороза.

8. Безделье Ленивицы.

9. Ледяная сосулька.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:

Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.

Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

Чему учит сказка:

Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.

Учит не лениться и не бездельничать.

Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

От неё одни убытки.

Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

И получила, но такую, какую в карман не положишь.

Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

Да и сама она целыми днями скучала.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

Пословицы к сказке:

Какова работа, такова и награда.

Труд всегда даёт, а лень только берёт.

Кто ленится, тот не ценится.

По заслугам и почёт.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;

а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,

когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,

голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

Словарь неизвестных слов:

Горемычная — неудачница, несчастная.

Горница — комната в крестьянском доме.

Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович

Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит. Ленивица ничего не делала, кроме как спала, ела да мух на окне считала. Бывает проснется и давай няню просить чулочки ей одеть, булочку подать. Маялась Ленивица от скуки и обижалась на всех, как будто не она это виновата в своем безделье.

Читайте также:  Рассказы по ролям для 1 класса

Приключился как-то раз такой случай: Рукодельница пошла к колодцу воды набрать, веревка возьми и оборвись, ведро и упало. Пошла девочка за помощью к няне, но та строга была и сказала, чтобы Рукодельница исправляла сама, что сделала. Ничего не оставалось девочке, пошла она и спустилась за ведерком на дно колодца. Смотрит, а там печь стоит, из нее пирожок выглядывает, кто его возьмет, тот его с собой унесет. Девочка взяла лопату и вытащила пирожок, с собой взяла. Видит дальше яблоня стоит с золотыми яблоками, кто их стрясет с яблони, тому они и достанутся. Стрясла девочка яблоки, прямо ей в передник падали.

Вернулась Рукодельница домой, а няня увидела подарки и послала Ленивицу тоже за пятаками. Спустилась Ленивица в колодец, но лень ей было пирожок вытаскивать, яблоки доставать, пришла она с пустыми руками к Морозу Ивановичу и попросилась к нему в услужение на три дня. Да ничего у нее не вышло, не знала она, как готовить обед, штопать, перину снежную взбивать не хотела, чтобы пальчики не замерзли. Вышло так, что Мороз Иванович все за Ленивицу делал, был он у нее в услужении. Попросила Ленивица на третий день дары за ее работу, но какова работа, таковы и подарки. Подарил Мороз ей серебряный слиток и огромный бриллиант, да растаяли подарки, как только Ленивица домой вернулась- слиток был из ртути, а бриллиант-сосулька.

Смысл сказки в том, что нельзя быть ленивым, нужно всегда трудиться. И только за хороший, настоящий труд, а не за лень будет награда.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Одоевский. Все произведения

Мороз Иванович. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Эбинейзер Скрудж старый жадный старик, живущий свою жизнь скупо и скучно. Он никогда никому не помогает, но занят лишь своим бизнесом, постоянно подсчитывая свои доходы. Когда наступило время подготовки к очередному Рождеству

У сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха

Полюбил князь прекрасную княжну и женился на ней, но недолго им пришлось радоваться. Потребовалось князю по делам собираться в дальний путь

Повествование рассказывает об интересной семье во время сложной обстановке в обществе. Павел Федорович Протасов является ученым, а по совместительству и химиком. Ему неизвестно как живет народ, как живет его семья и родственники

Источник

«Мороз Иванович» — краткое содержание сказки В.И. Одоевского

Сказка считается матерью любой литературной книги. Во 2 классе школьники изучают произведение Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Краткое содержание сказки учащиеся записывают в читательский дневник. Из истории двух девочек, Рукодельницы и Ленивицы, ребята узнают, что по труду даётся и оплата. Это — одна из главных мыслей этой сказки.

Образец русской литературной сказки

Владимир Иванович Одоевский — яркий представитель эпохи романтизма. Он был не просто писателем, а философом, педагогом, музыковедом, теоретиком музыки. С рождения Владимир имел княжеский титул, был предком знаменитых Рюриковичей. Важной задачей современности писатель считал народное просвещение. Он был первым, кто открыл сельскую начальную школу в России.

Одоевский сделал значительный вклад в детскую литературу. Владимир Иванович выпустил сборник под названием «Сказки дедушки Иренея». Книга стала очень популярной среди детей. Больше всего детворе понравилось произведение «Мороз Иванович», краткий пересказ которого они готовят по сей день для уроков литературы. Написанная 200 лет назад сказка нравится и современным читателям.

Книга вышла в свет в 1840 году. За основу повествования автор взял народное сказание «Морозко». В итоге получилась добрая волшебная история. Повествование заключает в себе некоторые крестьянские традиции. Дети из трудовых семей всегда выполняли различную работу по дому. Яркие образы сказки эффективно мотивируют ребят.

Композиция книги

Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:

Краткий пересказ

В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.

Читайте также:  Примеры сказок о животных сказок 3 класс

Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.

Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.

Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.

Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.

Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.

Идея, проблематика произведения

Тема сказки — это противопоставление Рукодельницы и Ленивицы. Автором поднимаются важные проблемы:

Главная мысль произведения в том, что нужно свою работу выполнять без ожидания похвалы и наград. Именно так это делала Рукодельница, за что Мороз Иванович её щедро наградил. Недобросовестное отношение к работе и корыстолюбие Ленивицы не привели к добру. Она получила хороший урок.

Характеристика Рукодельницы и Ленивицы

Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.

Самостоятельная и трудолюбивая героиня внимательно относится к окружающим, уважает старших, заботится о ближних. Доброй девочке удача идёт навстречу. Рукодельница преодолевает сложности, и весь мир сочувствует и помогает ей. Друзьями девочки становятся сказочные предметы.

Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.

Образ волшебника

В колодце было царство Мороза Ивановича. Он ассоциируется с Дедом Морозом. Герой ведёт себя как справедливый и строгий учитель. Это был седой дед с бородой.

Вся природа была под его присмотром. Он следил за урожаем на полях. Дедушка вежливо общался с гостями, проявлял щедрость и справедливость. Мудрому хозяину присуще чувство юмора.

Языковые особенности

Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.

Повествование сказки выдержано в народном стиле: используются запоминающиеся приговорки (думали-гадали, шутки ради), пословицы (работа работе рознь, сама сделала — сама исправляй).

В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.

Источник

Образец русской литературной сказки

Владимир Иванович Одоевский — яркий представитель эпохи романтизма. Он был не просто писателем, а философом, педагогом, музыковедом, теоретиком музыки. С рождения Владимир имел княжеский титул, был предком знаменитых Рюриковичей. Важной задачей современности писатель считал народное просвещение. Он был первым, кто открыл сельскую начальную школу в России.

Одоевский сделал значительный вклад в детскую литературу. Владимир Иванович выпустил сборник под названием «Сказки дедушки Иренея». Книга стала очень популярной среди детей. Больше всего детворе понравилось произведение «Мороз Иванович», краткий пересказ которого они готовят по сей день для уроков литературы. Написанная 200 лет назад сказка нравится и современным читателям.

Книга вышла в свет в 1840 году. За основу повествования автор взял народное сказание «Морозко». В итоге получилась добрая волшебная история. Повествование заключает в себе некоторые крестьянские традиции. Дети из трудовых семей всегда выполняли различную работу по дому. Яркие образы сказки эффективно мотивируют ребят.

Читайте также:  Рассказы о маме для детей дошкольного возраста

Композиция книги

Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:

Краткий пересказ

В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.

Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.

Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.

Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.

Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.

Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.

Идея, проблематика произведения

Тема сказки — это противопоставление Рукодельницы и Ленивицы. Автором поднимаются важные проблемы:

Главная мысль произведения в том, что нужно свою работу выполнять без ожидания похвалы и наград. Именно так это делала Рукодельница, за что Мороз Иванович её щедро наградил. Недобросовестное отношение к работе и корыстолюбие Ленивицы не привели к добру. Она получила хороший урок.

Характеристика Рукодельницы и Ленивицы

Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.

Самостоятельная и трудолюбивая героиня внимательно относится к окружающим, уважает старших, заботится о ближних. Доброй девочке удача идёт навстречу. Рукодельница преодолевает сложности, и весь мир сочувствует и помогает ей. Друзьями девочки становятся сказочные предметы.

Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.

Образ волшебника

В колодце было царство Мороза Ивановича. Он ассоциируется с Дедом Морозом. Герой ведёт себя как справедливый и строгий учитель. Это был седой дед с бородой.

Вся природа была под его присмотром. Он следил за урожаем на полях. Дедушка вежливо общался с гостями, проявлял щедрость и справедливость. Мудрому хозяину присуще чувство юмора.

Языковые особенности

Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.

Повествование сказки выдержано в народном стиле: используются запоминающиеся приговорки (думали-гадали, шутки ради), пословицы (работа работе рознь, сама сделала — сама исправляй).

В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.

Источник

Познавательное и интересное