Русская литература как путеводитель к Богу. Александр Ужанков разобрал «Сказку о рыбаке и рыбке»
24 февраля филолог, профессор Александр Ужанков в Актовом зале Сретенской семинарии в рамках курса «Духовные основы русской литературы» прочитал лекцию по произведению Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Идею и сюжет этой сказки Пушкин позаимствовал из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыба-камбала выполняет желания обоих: и старика и старухи. Пушкин взял сюжет и сильно приблизил его к русской действительности:
«По сути дела Пушкин превратил эту померанскую сказку в русскую».
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Далее Александр Ужанков детально разобрал вступление:
Описывая желания старухи, Александр Ужанков определил в ней «разыгравшуюся» страсть стать выше Бога. Рыбка выполнят все желания старика и старухи, но чтобы их «урезонить» возвращает всё в исходное состояние:
Так как эту сказку нужно понимать как притчу, а у каждой притчи несколько смыслов, то Александр Ужанков обозначил другое ее значение:
Александр Николаевич Ужанков — филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук (2005), кандидат культурологии (2000), профессор (2010). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2012). Член Союза журналистов СССР (1986) и Союза писателей России (2000), действительный член Академии Российской словесности (2011), член Общества исследователей Древней Руси, член Научного совета по культурному и историческому наследию Российской Академии наук, член Совета по науке при Министерстве культуры РФ, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (2013—2015).
Автор более 200 исследований по теории и истории древнерусской словесности, мировоззрению и культуре Древней Руси.
Про сказку о рыбаке и рыбке профессор
Мясников Андрей Геннадьевич
Пензенский государственный университет
доктор философских наук, профессор кафедры
методологии науки, социальных теорий и технологий
Myasnikov Andrej Gennadjevich
Penza State University
PhD, of the professor of chair
methodologies of science, social theories and technologies
Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина
Аннотация: В статье представлен современный системный анализ известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», с помощью которого выявлены четыре проблемные ситуации: «бедность», «покорность», «расколотое сознание» и «искушение». Философское осмысление этих проблемных ситуаций позволяет увидеть их практическую важность для человеческой жизни.
Ключевые слова: Пушкин, сказка, матрица традиционного сознания, проблемная ситуация, расколотое сознание, порядок природы
Modern philosophical comprehension of the fairy tale of A. S. Pushkin
«About the fisherman and a small fish»
Abstract: In the article the author deals with the modern system analysis of the famous fairy tale of A. S. Pushkin «About the fisherman and a small fish» by means of which four problem situations are revealed: «poverty», «humility», «the split consciousness» and «temptation». Philosophical judgment of these problem situations give a chance to see their practical importance for human life.
Key words: Pushkin, the fairy tale, a matrix of traditional consciousness, a problem situation, the split consciousness, the order of nature
Сказки А.С. Пушкина дают философам и другим специалистам-гуманитариям замечательный образец русского архетипического сознания, в котором представлены многие жизненно важные смыслы и проблемные ситуации, возникающие перед каждым поколением россиян [3].
Философский подход к анализу сказок предполагает определённую методологию, позволяющую увидеть в художественных образах скрытые, неявные смыслы и показать их существенное значение для нашей жизни. Ведь сказка предназначена учить практическому поведению, она даёт правила-предписания, образцы для подражания [5]. Если же мы выявляем в ней новые смыслы, то тем самым производим некоторую переоценку, трансформацию этих правил и образцов поведения, а значит, расширяем морально-практические возможности человеческой деятельности.
Практическая философия не случайно обращает внимание на самые известные и популярные сказки, которые задают привычные модели поведения для наших современников. Обнаружение и раскрытие новых смыслов способно разнообразить прежние модели поведения, осовременить их и увидеть новые перспективы и возможности решения проблемных ситуаций.
Итак, перейдём к нашей сказке «О рыбаке и рыбке». Это действительно «наша» сказка, на которой воспитывалось уже несколько поколений россиян. Мы любим её, и хотим понять в ней что-то ещё, может даже додумать за «нашего» великого автора.
По моему мнению, эта сказка является мудрым предупреждением Пушкина людям, прежде всего, своему русскому народу, всем мужчинам и женщинам, пожелавшим жить вместе, в одной семье, а также каждому человеку, сознающему внутренний конфликт своего ума и чувственных желаний. Потребность в предупреждении возникает именно в таких проблемных ситуациях, когда нарушается равновесие или баланс сил, что неизбежно ведёт к конфликтам и несчастьям. Не гармоничная жизнь не может не беспокоить наш разум, и он будет искать причины и способы устранения такой дисгармонии, – это и будет жизненным, практическим философствованием, к которому мы приступаем вместе с Пушкиным
Смысловые уровни сказки и проблемные ситуации
Чтобы увидеть новое в этой сказке я предлагаю выделить в ней 4 уровня, которые соответствуют структуре русского традиционного сознания или так называемой русской Матрице [6]:
На каждом из этих уровней происходит некоторое нарушение равновесия или дисбаланс сил, ведущий к конфликту и несчастью. Так, на первом уровне происходит безумное богоборчество, попытка человека стать Богом и подчинить себе всё сущее. На втором уровне происходит конфликт внутренних способностей человека: мышления и желаний. На третьем уровне просматривается разрыв между всесильной, абсолютной властью и бесправным народом, а на четвёртом уровне – семейный конфликт между мужем и женой, между мужским и женским началом человеческой природы.
Все эти уровни тесно переплетены между собой и в сказке, и в реальной жизни, потому обращаясь к одному из них, необходимо выходишь и на другие. При этом сюжет сказки разворачивается в обратном порядке: от социально-родовых, семейных отношений («Жил старик со своею старухой у самого синего моря») до религиозно-метафизического богоборчества («Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою»).
Первой проблемной ситуацией нашего философского осмысления будет неспособность мужа («старика») обеспечить материальное благополучие своей семьи; нищенское состояние этой семьи символизирует «разбитое корыто». В таких скудных жизненных условиях неизбежен конфликт между мужем и женой, а тем более в ситуации, когда старик отказался от возможности выйти из такого нищенского состояния (отказался взять выкуп с рыбки).
Почему «старик» сам не сообразил что-то попросить у волшебной «рыбки»? По всей видимости, он не был нацелен на улучшение своего материального состояния – его всё устраивало. Да, и к тому же, он мог реально испугаться волшебства («говорящей рыбки»), и не решился что-то спрашивать и просить.
«Старик» демонстрирует крайнюю воздержанность, полный аскетизм в желаниях, которые соответствуют традиционному православному мировоззрению. Не случайно, что большинство современных россиян считают деньги, власть и гордость злом, а ведь именно они стимулируют интерес к материальному благополучию и независимости[1]. Если же эти ценности признаются греховными, злыми, то человек не будет испытывать к ним доверия, почтения, и не будет к ним стремиться. Старик также понимает, что в феодально-крепостном обществе деньги и власть принадлежат лишь «господам», а простые холопы не должны на них претендовать.
Эту проблемную ситуацию, которая представляет собой социально-родовой уровень традиционного сознания, мы можем обозначить как ситуацию «Бедности», и связанных с ней жизненных проблем.
Вторая проблемная ситуация, возникающая на социально-политическом уровне осмысления сказки, связана с вопросом «что такое свобода?», и предполагает рассмотрение «многомятежного хотения» людей (Иван Грозный) как состояния между рабской покорностью и вседозволенностью.
В образе «старика» мы можем увидеть «безмятежную целостность духа», ту самую внутреннюю самодостаточность, которая делает человека как бы неуловимым для мира. Любой тиран или авторитарный правитель мог бы только мечтать о таких послушных и безропотных подданных, совершенно не интересующихся деньгами и властью.
Тогда возникает вопрос: можно ли считать «старика» свободным? Вроде бы внутренне он свободен, самодостаточен, безмятежен, но ему не даёт покоя «его старуха», он вынужден подчиняться ей, а значит, его внешнее поведение вовсе не свободно, ведь он с неохотой выполняет её указы. Его рабская покорность вызывает сочувствие и жалость, но за этим послушанием хочется видеть какую-то высшую мудрость, типа стоического осознания необходимости или христианского «непротивления злу», и хочется верить, что он делает это не напрасно и не по своей мягкотелости. Хотя итог сказки не даёт нам ясности: правильно ли поступал старик?
Некоторые интерпретаторы этой сказки полагают, что поведение «старика» соответствует мудрому принципу «Кто меньше всех возжелает, тот больше всех обретет», но он почти ничего не хотел и ничего не получил в итоге.
Морально-психологический уровень понимания сказки выводит нас к третьей проблемной ситуации, а именно к соотношению внутренних способностей человеческой души. Так, «старик» не хочет ничего менять, ему нужен только «покой». Он не имеет других желаний, его воля очень слаба или почти отсутствует, поэтому его поведение полностью подчинено чужой воле – воле «старухи», которая является его второй половиной.
«Старик» ясно понимает законы этого мира, он воплощает собой «чистый ум» (с психоаналитической точки зрения – Эго): он как стоик, аскет почти безропотно принимает данность этого мира, его чёткий, неизменный порядок, и не противится ничему, ни с кем не спорит, а лишь выполняет пожелания и повеления других лиц. Это похоже на мудрость, но почему-то его жалко, и сам автор называет его «невежей», не знающим «науку» о том, что не нужно садиться не в свои сани. В данном случае поэт говорит от имени народа, и это мнение оказывается моралью сказки [2].
Но почему эта мораль обращена к «старику», а не к «старухе»? Наверное, потому что он должен её научить, т.е. обуздать её «безумные», неограниченные желания. Для этого он должен проявить свою волю, и подчинить себе «старуху». Говоря кантовским языком, чистый разум должен стать практическим, самодеятельным, самовластным. Но чтобы стать таким «старик» должен что-то понять, и не случайно сказка возвращает нас к «разбитому корыту», к исходному состоянию: чтобы начать жить снова, опираясь на полученный горький опыт, на «науку».
Что же должен усвоить «старик», чтобы его жизнь со «своей старухой» была счастливой, чтобы была довольна её душенька? Ведь он не может без неё, как человеческий ум не может быть без желаний, без чувств и эмоций. Для счастливой, гармоничной жизни человеку необходимо согласие между умом и хотениями. Для этого ум должен быть деятельным, т.е. ясно знать и хотеть, а желания должны стать осмысленными, рациональными, упорядоченными. Иначе непрерывный кризис: бездеятельный ум обречён на многочисленные беспокойства и постоянные телесные страдания, а безудержность чувств и желаний приводит к ещё большим страданиям и потерям.
Понимание необходимости единства ума и желаний является взрослением человека и общества, выражением роста степени самостоятельности, увеличения человеческих возможностей. При этом растущая рационализация жизни, по мнению Макса Вебера, ведёт к гармонизации личностного самосознания и социальных отношений [8].
Итак, в сказке задаётся архетипическая модель человеческой личности:
«Старик» — это чистый, созерцательный Ум.
«Старуха» — это неразумная, беспокойная Душа = Желания.
Нужно обратить внимание на ключевую проблемную ситуацию сказки – на перевёрнутость иерархии Ума над Желаниями; тем самым нарушается естественный порядок отношений, что и приводит к дезорганизации жизни данной системы, к упадку (обнулению), символом которого становится «разбитое корыто»
Образ «разбитого корыта» наглядно показывает разорванность внутри человека, внутренний расколмежду бездеятельным, безвольным умом и неразумными, неограниченными желаниями души (от корыстолюбия до властолюбия), и вместе с тем внешний раскол между мужчиной и женщиной, мужем и женой, которые не могут вместе обрести счастья, удовлетворённости и гармонии в жизни [7].
Пассивный, созерцательный Ум («старче» — почти восточный мудрец) не может подчинить томящуюся желаниями и страстями Душу, которая считает свой Ум, свою вторую половину – «дурачиной, простофилей», не способным обеспечить жизненное благополучие, семейное счастье[2]. И «старуха» права, упрекая своего «старика» в том, что он «дурачина, простофиля», не заботящийся о благополучии своей семьи, не беспокоящийся о том, что даже выстирать грязное бельё не в чем – корыто ведь разбито.
Таким образом, «разбитое корыто» символизирует раскол между наивным, незаинтересованным, бескорыстным Мышлением и корыстными Хотениями – естественными человеческими желаниями, которые стремятся к неограниченному обладанию.
Пушкин замечательно показывает безудержный рост желаний «старухи» (души, отколовшейся от своего ума) как растущий разрыв со своим «стариком» — умом:
«Что мне делать с проклятою бабой…?» – этот первый практический вопрос старика, обращённый к рыбке, вернул всё к исходному началу.
Как наглядно показывает сказка, разрыв Души со своим Умом грозит страшным безумием для «старухи» и осмысленным признанием своего безволия (практического «невежества») со стороны «старика». Ведь только в самом конце он обращается к рыбке за практическим советом «что мне делать…?», тем самым признавая своё «невежество» — бессилие. Простофиля не знает сам, что ему делать, ему всегда нужны указания или приказы, поэтому он не может обойтись без своей приказчицы.
Выходит, что в этом разрыве виноваты обе стороны: и безвольный, созерцательный Ум, и неразумная Душа. Обе оказываются виновными в своём расколотом состоянии, и в итоге – в своей немощности, бессилии и обречённости всё начинать с нуля, с «разбитого корыта».
Теперь мы можем выйти на религиозно-метафизический уровень понимания сказки, который открывает проблемную ситуацию Искушения властью-могуществом.
Когда мы подступаем к этому смысловому уровню, то должны обратить внимание на явный христианский мотив 33-летия совместной жизни старика со старухой («Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года»). Этот христианский мотив предполагает, что герои сказки должны испытать себя дьявольским искушением властью-могуществом.
«Старик» (чистый разум) сразу преодолевает это искушение, отказываясь от выкупа золотой рыбки, а «старуха» (неразумная душа) испытывает его сполна. По сути, это и было искушение именно для неё – потенциально мятежной, страстной и желающей души человеческой.
Так, с точки зрения здравого смысла и обычной морали мы можем упрекать «старика» в безволии и холопской послушности, а с позиции христианского вероучения он проявил величайшее смирение, отречение от мирских благ и может вызывать уважение к своей нечеловеческой премудрости.
При этом «старуха» (его вторая половина) даёт нам пример страстного, почти безумного искушения властью-могуществом, доходящего до богоборчества. Хотя Пушкин и не решается прямо сказать, что, в конечном счете, она хочет стать Богом, эта идея ясно выражена в немецкой сказке братьев Гримм «О рыбаке и его жене» (1812 г.), сюжет которой был использован русским поэтом для своего шедевра [1]. Гриммовская старуха заявляет: «хочу я стать богом!», чтобы повелевать Луной и Солнцем [4].
Пушкин смягчает эту богоборческую амбицию «старухи» до желания повелевать «золотой рыбкой», но смысл искушения от этого не меняется. Желание человека стать Богом противоестественно, ведь человек не в силах изменить свою природу и природу вещей, потому эти попытки обречены на неудачу, которая и будет наказанием за гордыню. К тому же властолюбивые стремления «старухи» ломают традиционный иерархический уклад российского самодержавного господства, передаваемого по наследству. Её амбиции могут быть заразительны:
– Видите ли, захотела стать «вольной царицей», а потом ещё и «владычицей морской», которая уже выше царской власти. Это же бунт!
За такое нарушение традиционной властной иерархии должно быть суровое наказание, но сказка лишь возвращает главных героев к исходному началу. Можно ли это считать наказанием? В отношении «старухи» – несомненно, ведь она так высоко вознеслась, а в отношении «старика» – не очень понятно, ведь даже корыто у него снова разбито и его нужно делать или покупать. Они возвращены к жалкому началу, а вместе с ними и мы переживаем эту поучительную драму, и обдумываем её причины.
Итак, мы рассмотрели 4 проблемные ситуации в сказке «О рыбаке и рыбке», и теперь можем их упорядочить и обобщить:
Каждая из этих ситуаций может получить отдельное объяснение, но именно в системной связи они показывают глубину и масштаб сказочного предания, гениальность автора и великолепие русского языка. Эта выявленная системная связь позволяет современным исследователям видеть сложную целостность традиционного архетипического сознания, и вместе с тем по-своему использовать проблемные ситуации для решения современных теоретических и практических задач.
Теперь мы можем дать своё философское разъяснение пушкинского предупреждения, о котором говорили в начале статьи.
Бедность (материальная и умственная) парализует желания человека и склоняет к рабской покорности; отказ от личной свободы ведёт к внутреннему расколу между умом и чувствами, который порождает неудовлетворённость жизнью и разные конфликты; неудовлетворённое рабское сознание легко попадает в искушение неограниченной власти и пытается перевернуть весь мировой порядок; бунт человека против порядка природы даёт горький опыт и возможность начать всё с начала, обогатившись знаниями, опытом; а это даёт надежду на то, что новый жизненный цикл будет интереснее и счастливее.
[1] См.: Мясников А.Г. Деньги – это зло? // Режим доступа: http://sofia-pnz.ru/?p=762 (дата обращения: 11 февраля 2017 г.)
[2] Как отмечает И. Кант в своей «Антропологии», простофилей обычно называют человека, который «всегда нуждается в руководстве». См. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения. В 8-ми т., Т.7., М., 1994. С. 155.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос.
Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда.
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Духовный смысл сказки о рыбаке и рыбке.
Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?
Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».
О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?
«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.
«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.
А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.
Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.
Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:
«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».
«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.
Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.
Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.
«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».
Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.
«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.
В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.
Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.
Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»
Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».
Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.
Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте. ». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.
Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.
А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.
И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.
«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться.
Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.
Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.
Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»
Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.
Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.
Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.
Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.
Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.
ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»
Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.
Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.
Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?
«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.
Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?
«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».
«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.
Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.
Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»
Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?
«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»
Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.
Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.
Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.
С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.
В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.
Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.
Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?
Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.