Про времена года для детей 6 7 лет рассказ

Сказки

Экологическая сказка о временах года для дошкольников

Светлана Терехина
Экологическая сказка о временах года для дошкольников

Экологическая сказка о временах года.

Ребята вы хотите узнать, почему сестры и братья не могли все вместе дружить?

Часть 1. Какова она королева Зима.

Королева зима была очень сурова. Она любила разгонять по свету холодные ветра, суровые холода, снег и стужу. В то время когда в гости к отцу Году приходила дочь Зима- природа спала. А дружила Зима с тремя братьями месяцами.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как их звали?

Первый братец был Декабрь. Он всегда переживал за природу, которая была не очень готова к суровости холодов королевы Зимы. И тогда у Декабря было очень много работы. Он укутывал спящие деревья в снежные шубы, реки покрывал толстым слоем льда, что бы все живое под водой не погибло. А еще декабрь был радостным месяцем. Очень уж ему нравилось радовать детвору снежными горками, ледяными катками и снеговиками. Поэтому он просил свою сестру Зиму намести побольше снега, что бы ребята могли порадоваться приходу Зимы разными играми и развлечениями.

Дети, а какие зимние развлечения вы знаете?

На смену Декабря, приходит братец Январь. У этого братца тоже немало забот, так как Декабрь не надежно спрятал землю, кусты и деревья от ледяного дыхания королевы Зимы. Когда Зима встречается с братцем Январем, она становится особа сурова своими трескучими морозами. И для того, чтобы природа не замерзла, и ей было тепло спать, Январь надежно укутывает деревья в снежные наряды, и засыпает землю большим количеством снега. Живет в это время природа необычной скрытной жизнью.

Затем Январь сменяет братец Февраль. В это время королева Зима очень злится- она не хочет уходить. Сыплет снегом, колючими ветрами стучится в окна, путает, переметает тропинки и дороги. А братец Февраль ей во всем помогает. Ничего порой не слышно из-за его метельного завывания. Но иногда Февраль любит пошутить. Он в один день пригреет природу светом солнышка. Обрадуются солнечному свету деревья, повеселеют птицы. А на следующий день снова заиграет братец метелями, а королева Зима холодным дыханием. Такой уж он Февраль, изменчивый, обманчивый. И не знаешь, какой завтра будет день, то ли солнечный, то ли метельный.

• Ребята, какие три брата дружат с королевой Зимой?

• Как вы считаете, какой по характеру Декабрь?

• Что вы можете сказать о братце Январе?

• Почему королева Зима особенно злится, когда приходит братец Февраль?

Часть вторая. Вот и пришла королева Весна!

Королева Весна отличается от своей сестры Зимы тем, что она любит будить природу ото сна. По этой причине сестры не когда не дружили. Когда приходит время королевы Весны, прийти в гости к своему отцу Году, Зима ни как не хочет уходить.

У Весны тоже есть три брата месяца, с которыми дружит только королева Весна.

Ребята, кто знает, как их зовут?

Первого братца королевы Весны зовут Март. Нелегко приходится Марту. Ведь именно тогда когда он приходит в гости с королевой Весной к отцу, его дорогие сестры Зима и Весна, очень сильно ссорятся. А так как Зима не хочет уходить, она насылает на сестру Весну снег и мороз. Но братец Март не дремлет- он изо всех сил старается помочь своей сестре Весне. Как бы не был мороз со стороны Зимы скрипуч, благодаря Марту он не больно жгуч. И старается братец, солнце разбудить, что бы снег от земли, а лед от воды отстал. Созывает март грачей. Но как бы братец не старался все равно на улице, то тепло, то холодно.

И тогда ему на помощь приходит второй братец королевы Весны- Апрель. У него своя работа. Он помогает своей сестре подготовить природу к пробуждению. В это время все чаще просыпается солнце. Снега и лед начинают быстро таять. Появляются первые ручьи. Куда не ступишь, куда не посмотришь- везде вода. И кажется, что вся земля спешит умыться перед тем как наденет, прекрасные зеленые наряды. В это время возвращаются перелетные птицы. И о животных братец не забывает. Он меняет их зимние одежды на летние. Братец месяц очень старается угодить своей сестре. И к тому времени, когда он должен передать власть третьему братцу, Апрель покрывает землю первыми цветами под названием подснежники.

• Ребята, а какие весенние цветы вы знаете?

• Почему братцу Марту нелегко пробуждать природу?

• Какую работу совершает месяц Апрель?

• Что вы можете сказать про месяц Май?

Часть 3. Вот и долгожданная сестра Лето приходит в гости к отцу.

Королева Лета и королева Весна дружат между собой. Поэтому Весна с радостью уходит под дружное пение птиц и уступает место в гостях у отца Года своей сестрице Лето. Среди своих сестер, королева Лето, самая теплая, добрая, легкая и лучистая. Она дарит много радости и развлечений всем жителям земли. У королевы Лето, как и у других ее сестер, есть три брата месяца, которые дружат только с ней.

Скажите ребята, как их зовут?

Первый братец месяц по имени Июнь. Он продолжает работу братца Мая. Поэтому Июню тоже надо успеть посадить семена плодовых культур, которые не успел посеять Май, а еще высадить рассаду. Июнь очень заботится о природе. Ведь она летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. За всей этой красотой необходимо очень хорошо ухаживать. Вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Реки и озера нагреваются к купальному сезону. Пока братец май занят своими заботами о природе, королева лето тоже не сидит на месте. Она то солнышко разбудит, то тучи нагонит и польет все теплым проливным дождем. Ведь природа не только любит греться под солнышком, ей еще жизненно необходимо пить и умываться.

Второй братец, месяц июль. Во время властвования этого братца стоят очень теплые, а порой даже знойные дни. Поэтому зверята и ребята часто купаются и плескаются в водоемах. Благодаря этому брату поля, луга и огороды одаривают всех желающих вкусными спелыми ягодами, а так же лечебными травами и первыми урожаями овощей. А королева Лето продолжает веселиться, то птички весело порхают и поют, то с бабочками играет. А иногда надует резкие черные тучи с грозой, пройдет тогда сильный дождь и снова солнышко выглянет, тут же пригреет, лужи быстро исчезнут, словно и не было никакого дождя.

И вот теплые и жаркие дни Июля плавно переходят к третьему братцу Августу. Братец Август не очень любит, когда стоит жаркая, знойная погода, по этому, он изо всех сил старается сделать погоду мягче. Ночами он нагоняет свежую прохладу, а утрами освежающую туманность. Братец Август очень щедр и благороден. Именно в это время наступает пора сбора долгожданного урожая. А после того как сестрица Лето польет природу не большими, но частыми дождями, можно отправляться в лес который одарит всех различными грибами.

• Ребята скажите, какой братец продолжает работу Мая?

• А во время, какого братца стоит жаркая и знойная погода?

• Во время, какого брата наступает пора сбора урожая?

Глава 4. Приход золотой королевы Осени.

Ну вот, и пришло время королевы Осени повстречаться со своим батюшкой Годом. Она среди своих сестер очень плаксива. Ведь королева Осень любит раскрашивать природу в различные цвета, создавая невероятную красоту. Но зная о том, что на ее смену придет суровая сестрица Зима, ей необходимо вместе со своими тремя братьями подготовить природу ко сну.

Ребята, скажите пожалуйста, как их зовут?

Братец Сентябрь переходный период от тепла королевы Лето к прохладе сестрице Осени. Он как и его летний брат Август продолжает нас баловать последними еще не собранными овощами и фруктами. А королева Осень в это время начинает заниматься своим любимым делом. Берет она в руки свою чудо кисть, краски и не спеша, с трепетом художника, принимается раскрашивать всю растительность в пестрые цвета. Лес благодаря сентябрю угощает нас последними грибами. Братец Сентябрь начинает провожать перелетных птиц в теплые края. А животных подготавливать к холодам сестрицы Зимы.

Второй братец Осени- Октябрь. Когда он сменяет Сентябрь, природа одета в очень красивые желтые наряды. На улице стоит достаточно теплая погода. Но как бы братцу не хотелось тепла и красоты вокруг, а все же природу надо готовить ко сну. Для этого он нагоняет ветра, чтобы наряды с деревьев побыстрее облетели. А сестрица Осень глядя на то, как безжалостно ветер избавляет деревья от ее художеств, все чаще начинает плакать и хмуриться. От этого на улице становиться холодно, земля от частых дождей превращается в слякоть. Некоторые животные почувствовав, что холода уже совсем блески ложатся в спячку. Перед тем как братец октябрь должен уйти, он подмораживает землю и посыпает ее первым снегом.

Читайте также:  Рассказ как я в первый раз встал на лыжи

Все молчаливей и грустней становится королева Осень, когда приходит пора последнего ее братца Ноября. Совсем редко появляется в эту пору солнце. Погода с каждым днем становится все холоднее. Снег то выпадет, то исчезнет от внезапного дождя. Братец Ноябрь устраивает период холодов, для того, чтобы кора деревьев твердела, обеспечивая защиту от ледяного ветра, льда и снега. Ведь уже очень сильно чувствуется приближение холодной и суровой королевы Зимы. И вот благодаря братьям и королеве Осени лес заснул, но звери не дремлют, ведь впереди их ждет не легкое испытание долгой зимы.

• Ребята скажите, какие цвета осени вы знаете?

• А какие лесные животные ложатся в спячку?

• Каким любимым делом занята королева Осень в сентябре?

• Почему осень много плачет при братце Октябре?

• При каком братце погода становится особо холодной?

Подведение итогов сказки.

Ну вот, ребята мы прочитали сказку о временах года. Теперь мы можем ответить на главный вопрос. Почему сестры и братья не могли все вместе дружить?

1. Королева Зима была очень сурова и холодна.

2. Королева Весна пробуждала природу ото сна.

3. Королева Лето цвела и согревала всю природу теплом.

4. А королева Осень готовила природу ко сну.

Вот так, благодаря этой сказки, мы выяснили, что все сестры и братья слишком разные по своему характеру и от того они не могут дружить и приходить к своему отцу Году все вместе.

Логопедический проект «Времена года» Логопедический проект Тема «Времена года»Автор проекта Шиловская Татьяна Анатольевна учитель-логопед второй квалификационной категории.

Сказка для детей «Четыре сестрицы» Давным-давно в стране под названием «Времена года» жили – были четыре сестрицы. Каждая со своим характером. Старшую сестрицу звали Зима.

Источник

Сказка о временах года для детей 6-8 лет

Жил-был царь, и звали его Сезон. Правил он временами года и стихиями. Было у царя четыре дочери: Зима, Весна, Лето и Осень. Все со своими талантами и способностями. Когда дочки были маленькими, с каждой он играл по отдельности, ибо не было у них ничего, что всем нравилось одновременно.

С дочуркой Зимой царь создавал ледяные и снежные замки, играл с ней в снежки. С Весной выращивал цветы и пускал кораблики из досочек по искусно сделанным ручейкам. С малышкой Лето ходил по ягоды и венки из цветов плел. А с Осенью создавал вихри из золотых листьев и кружил их по земле.

Вскоре дочки подросли и могли уже помогать отцу со всеми стихиями. Каждой из девушек захотелось руководить погодой и доходило дело, чуть ли не до ссоры. И чтоб не допустить разлада, царь сказал дочерям:
Все вы мои дочери любимые, все вы умные и красивые, но править погодой это не шутка и не игра, нельзя допускать, чтобы одновременно и жарко и холодно было, и снег и дождь в одно время шли. Это неправильно. Во всем должен быть порядок и последовательность.

Весна дунула. Снег потихоньку начал таять. На домах сосульки весело закапали, а на деревьях стали набухать почки с молодыми листочками. Стало теплее. На лесных полянках зазеленела молодая трава, а кое-где даже появились первые цветы. Снег растаял, люди вышли на улицу уже без шуб и пальто. Клином с криками пролетели стаи птиц одна за другой. Растаял и лед на речке, а довольная Весна наблюдала, как мальчишки и девчонки пускают в ручейках кораблики. Распускались цветы, зеленели деревья, воздух был необычайно свежий.

Настало время возвращаться – сказал царь, и они в хорошем настроении вернулись домой.
Осень-краса, вот и твой черед настал – сказал царь и пригласил четвертую дочь. Вышли они на улицу. Было еще жарко.
Что ж, хватит нам жары, пора и прохладу на мир пролить.

Пойдем, Осень-краса, теперь снова Зиме властвовать черед – сказал царь и вернулся с дочерью во дворец.
Что ж, дочери мои, теперь вы знаете, как надо управлять погодой. Будете следить за природным равновесием, не все сразу, а поочереди. Сначала ты, Зимушка, все засыплешь снегом. Речки льдом затянет, вьюга и метель пусть метут, а зверь мохнатый шубку подобающую холодам наденет. Деревья чтоб не замерзли снегом и инеем покроешь.

Потом на смену Веснушка придет, тепло принесет. Снег топи постепенно. А как солнышко пригреет, птицы певчие с юга вернутся, а на деревьях листочки распустятся. Зверь из спячки пусть отходит и жизни радуется.

Затем Летушка будет править, солнце рано будить. Следи, чтобы все росло и плодоносило. Не забывай про теплый дождик в жару.

А после красавица Осень все деревья украсит, принесет прохладу и дожди, птиц к перелету подготовит. Люди начнут урожай собирать, звери запасы на зиму делать.

Главное: выходить вам в строгой последовательности. И будет равновесие во всем.

Так повелось и по сей день: правят дочери царя исправно. Год начинает Зима, за ней Весна, потом Лето и Осень. Живут они в мире и согласии друг с другом.

Источник

Рассказы о природе для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Рассказы о временах года, о явлениях природы, о живом мире для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Г. Скребицкий «Скоро зима»

Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.

Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.

Вопросы для обсуждения

• О какой осени говорится в рассказе Г. Скребицкого «Скоро зима» — о ранней или поздней? О каких приметах поздней осени ты узнал из этого рассказа? Почему автор называет лес поздней осенью угрюмым, нахмурившимся? Как выглядят деревья и трава в таком лесу? Какие звуки можно услышать в эту пору? Как ты думаешь, почему в лесу всё приумолкло? Куда делись лесные обитатели? А как преобразится лес от первого снега, каким станет?

• Послушай рассказ Г. Скребицкого ещё раз. Попробуй рассказать об осеннем лесе так, чтобы было понятно, что ты им любуешься. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:

2. Всё в нём примолкло, как будто.

3. Кусты и деревья. листва.

4. От неё славно пахнет.

5. В лесу тишина, только.

6. Хочешь запомнить лес.

7. Ведь очень скоро он станет.

• А теперь попробуй сам рассказать об осеннем лесе.

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Зима

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется — зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.

. На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг — ёжик.

Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена.

А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.

Вопросы для обсуждения

• Ты знаешь, как проводят зиму лесные обитатели? Послушай, как об этом рассказывает нам Г. Скребицкий. Что ты сейчас слушал — рассказ, сказку или стихотворение? Почему ты так думаешь? В этом произведении говорится о каких-нибудь чудесах? А можно ли сказать, что это произведение мелодичное, напевное, что в нём есть рифма? Какие незнакомые слова и выражения встретились тебе в рассказе? («Трухлявый пень», «куча хвороста», «выколачивать клювом»). Что нового ты узнал из этого рассказа? Как ты думаешь, почему автор называет обыкновенный пенёк теремом-теремком для разных лесных обитателей? Расскажи, какие они нашли себе «уютные зимние квартиры» в трухлявом пне. Что нового для себя ты узнал из этого рассказа?

Читайте также:  Сказки на ночь мультфильмы слушать

И. Бунин «Мороз»

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет.

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

М. Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Вопросы для обсуждения

• О каком растении говорится в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»? Что ты знаешь об одуванчике? Почему сначала ребята считали одуванчик неинтересным цветком? Как они относились к этому растению? Как ты понял выражение «золотой луг»? Каким ты себе его представил? Какое открытие сделал однажды автор рассказа? Какой красивый образ он придумал, чтобы рассказать нам о зелёном и золотом луге? Почему теперь одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

• Тебе интересно было слушать рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»? Что особенно удивило тебя в этом произведении? Что нового ты узнал из рассказа? Как могут разговаривать между собой деревья? Как ты думаешь, почему автор называет почки на деревьях шоколадными? Они сделаны из шоколада? Расскажи, какими ты себе представил раскрывающиеся почки. С чем сравнивает автор молоденькую осинку? Чем осинка похожа на тоненькую зелёную свечку? Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в этом рассказе? (Шелест деревьев.) А какие запахи можно уловить? (Аромат от смолы разных деревьев.) Как ты думаешь, похожи ли в рассказе деревья на людей? Как автор добился этого сходства?

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

С. Т. Аксаков «Сурка»

Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я всё уже твёрдо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду; мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, ещё слепого щеночка, который, весь дрожа и нетвёрдо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька. Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести в блюдечке тёпленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутёнка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался, кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой; его назвали Суркой; он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет — разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Вопросы для обсуждения

• Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «. собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. »

Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.

• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («. он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. ») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?

Читайте также:  Сказки зарубежных писателей текст

Г. Снегирёв «Ласточка»

Как прилетят ласточки из-за моря домой, сразу начинают строить гнёзда.

Лепят ласточки своё гнездо из речной глины и просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят — строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая — ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.

И. С. Соколов-Микитов «Гнездо»

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Вот он — торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его — хвост и нос. Торчат как два часовых. Раз торчат — значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

Вопросы для обсуждения

• Из чего обычно строят гнёзда большинство птиц? Как ты понял выражение из рассказа «Гнездо» И. С. Соколова-Микитова: «Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни»? Ты знаешь, почему птица должна постоянно сидеть в гнезде, пока не выведутся птенцы? С чем сравнил автор хвост и нос дроздихи, сидящей в гнезде? Как ты думаешь, это правильное сравнение?

• Когда ты слушал рассказ Г. Снегирёва, ты, наверное, представлял себе, как всё было. Расскажи, как ласточка строит своё гнездо. Где расположено гнездо? Из какого материала его строят ласточки? Какой оно формы, чем выстлано изнутри? В чём необычность гнезда, которое строят ласточки?

Г. Снегирёв «Жук»

У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно я должен ей всё уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя своё съест и ещё у меня просит. Если не дашь, начинает реветь. Только о себе одной думала, но я её от этого отучил.

Пошёл я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нём жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.

Пошёл я снова воды принести, принёс чистой воды, ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.

— Галя, это ты жука взяла?

— Да, —- говорит, — я, пусть он в моей комнате живёт.

— Почему же, — говорю, — в твоей, пускай жук общий будет!

Беру из её комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.

Галя заплакала и говорит:

— Я всё маме скажу, как ты у меня жука отнял!

Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол

расплескала и опять поставила к себе в комнату.

— Нет, — говорю, — жук мой, я его поймал! — Взял и обратно банку на окно поставил. Галя как заревёт, одеваться стала.

— Я, — говорит, — в степь пойду и замёрзну там из- за тебя.

«Ну, — думаю, — и пускай!» Она всегда так: если не дашь чего, то сразу пугать начинает, что замёрзнет в степи.

Хлопнула она дверью и ушла. Смотрю я из окна, что она делать будет, а она идёт прямо в степь, только тихо- тихо, ждёт, когда я за ней побегу. «Нет, — думаю, — не дождёшься, хватит, побегал за тобой!»

Идёт она, снег ей по колено, и руками за лицо держится: ревёт, значит. Всё дальше и дальше от дома уходит в степь. «А что, — думаю, — и взаправду замёрзнет?» Жалко мне её стало. «Может, пойти за ней, вернуть? И жука мне не нужно, пускай себе насовсем берёт. Только опять будет всегда устраивать рёв. Нет, лучше подожду, будь что будет!»

Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти — смотрю, точка всё больше становится: обратно, значит, идёт. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на неё смотрю из окна.

Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:

— Какой хороший жук, его покормить надо!

Стали мы за жуком вместе ухаживать.

Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.

Н. Сладков «Домашняя бабочка»

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло их коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, как камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» раньше срока. И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.

Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

. И чего только не напридумываешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

Вопросы для обсуждения

• Куда зимой исчезают бабочки? Послушай историю про одну зимнюю бабочку, которую рассказал нам Н. Сладков («Домашняя бабочка»). Почему эта бабочка проснулась раньше положенного срока? Как она выглядела, когда выползла из коробки, в которой лежала? Почему автор так обрадовался этому «уродцу»? Расскажи, что делала бабочка в квартире. Какое настроение вызывают у тебя строчки рассказа: «Живая бабочка ползает по мёртвым цветам» — радость, удивление, печаль, сожаление? Почему? Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этому произведению?

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Пригрело весеннее солнце. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулся, выбрался из норки на пенёк, на солнышке погреться.

Тепло, яркий солнечный свет необходим ящерице для того, чтобы сделаться подвижной. Погреется ящерица и примется за охоту. Она очень прожорлива и уничтожает много слизняков, а также мух и разных мелких насекомых, вредящих растениям.

Ящерицы полезные животные. Берегите их!

Живёт у нас ящерица-живородка с лимонно-жёлтым брюшком. Она не откладывает яиц в землю, а рождает живых детёнышей. Вторая, прыткая ящерица, с красивым рисунком на теле, с зелёной весенней окраской, откладывает яйца в рыхлую землю, часто в земляные кучи чёрных муравьёв.

Источник

Познавательное и интересное