Ответы
1)Обобщенное, закодированное обозначение понятия, действия или предмета, синтетический выражающее его смысл, называется:
человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать свое несоответствие принятым им самым принципам, называется:
3) Исторически меняющая форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности, называется:
4) Тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры называется:
5)Образ жизни, который характеризуют упорный тред, трезвость, бережливость, воздержание и отказ от плотских радостей, называется:
6) В Российской Федерации наиболее высокий юридический статус из представленный нормативно-правовых актов имеет:
7) Религия, в которой клан (родственная группа) именует себя названием растения или животного, считает его своим предком и приписывает ему священное свойства, называется:
8) Территориально концентрированная форма расселения людей, который обеспечивают себе средства к существованию в основном за счёт несельскохозяйственной деятельности, называется:
9) Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующих поколениях, называется:
10) Преставления людей о самых себе как о мужчинах или женщинах называется:
В. гендерным признаком;
27. Общение между реальными субъектами
29. Вербальная коммуникация
34. Валовый внутренний продукт
На картине изображена почти идеальная сцена: жена принесла мужу и сыну ужин прямо на поле. Жителям городов этого не понять, а на селе такая картина в летнюю пору становится нормальной.
Лето – это напряженная пора в жизни сельских жителей. Летом нужно заготавливать сено для животных, собирать урожай и выполнять множество других работ. Во время уборки урожая трактористы часто ночуют на поле, чтобы экономить время – и не пропустить хорошие денечки. Стоит только зазеваться – и большая часть зерна просто пропадет, а это большие убытки и дорогой хлеб. Все понимают необходимость такой работы, поэтому даже маленький мальчик своему отцу.
На переднем плане художник показал главу семейства, который совсем недавно еще работал, а теперь ужинает. Рядом лежит мальчик, внимательно наблюдающий за отцом. На заднем плане виднеется вспаханное поле, которое кажется бескрайним. Над ними ясное голубое небо, которое успокаивает душу.
Трудолюбие всегда ценилось и восхвалялось, особенно оно ценилось среди жителей села. Я думаю, отец и сын поработали на славу и вполне заслужили ужин, принесенный матерью.
Интегрированный урок русского языка и литературы «Производные и непроизводные предлоги рассказе А.П.Чехова «Детвора»
специалист в области арт-терапии
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе
по теме: «Производные и непроизводные предлоги
рассказе А.П.Чехова «Детвора»».
1.Познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; сформировать навыки отличия производных предлогов от других частей речи, умения правильного употребления предлогов в речи.
2.Отработать навыки правописания безударных личных окончаний глаголов, постановки знаков препинания в сложных предложениях, при причастных и деепричастных оборотах.
3. Повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг (сборники рассказов А.П.Чехова), текст рассказа «Детвора».
Вступительное слово учителя и разбор учащимися предложения.
Сегодня мы познакомимся с группами предлогов, понаблюдаем, как они работают с текстом рассказа А.П.Чехова, будем вести разговор о моральных качествах человека.
Каждый человек сам определяет цель своей жизни. А какой она должна быть?
С таким вопросом обратился ученик к учителю, философу Древней Греции, жившему до нашей эры, Демокриту.
( Текст написан на доске. Осложненное списывание.)
Какова должна быть цель ж…зни ч..ловека спросил ученик Демокрита
Хорош… Ра..пол..жение духа по…ледовал ответ
Какие пунктуационные знаки мы должны поставить? (Тире в начале фраз, знаки препинания после прямой речи, знаки завершения.)
(Учащиеся работают самостоятельно. Один ученик работает у доски.)
Как вы понимаете выражение «Хорошее расположение духа»?
(Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям, и оно несовместимо с завистью, злобой, ненавистью.)
Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.
Произведите разбор слова по составу доброжелательное.
2. Анализ рассказа А.П.Чехова «Детвора».
Прочитаем еще раз предложение. С таким хорошим расположением духа жил писатель А.П.Чехов. Жил он в Таганроге. Отец его, Павел Егорович, разорился и бежал в Москву. Антон стал опорой всей семьи. Его старшие братья строили только свою жизнь, а Антон каждый свой шаг сообразовывал с интересами семьи, безропотно неся бремя непомерного труда. Никто не догадывался о его болезни (туберкулез). Он всегда был жизнерадостен, радушен, гостеприимен. В чем секрет этой нравственной силы? Думается, именно в умении видеть светлые стороны жизни.
С юных лет Чехову были присущи деловая собранность, строгий самоконтроль. Чехов стал врачом и писал рассказы. Это были художественные зарисовки наблюдений за окружающими людьми.
Чтение слов М.Горького из учебника литературы: «…Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Перед вами сборники рассказов А.П.Чехова, которые вы можете взять для чтения в школьной библиотеке.
Дома вы познакомились с рассказом «Детвора». Сегодня на уроке мы проанализируем поведение героев рассказа и постараемся понять, какими качествами души обладает каждый ребенок.
1.Какое произведение называется рассказом?
(Рассказ- это прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.)
2. Какова композиция рассказа?
(Экспозиция, событие, финал.)
3. Найдите эти части в рассказе «Детвора», о чем они повествуют?
Событие— игра в лото. Персонажи обмениваются репликами, совершают поступки. Центр смысловой тяжести переносится на саму сценку, текст от автора скуп и эмоционально сдержан.
Финал неожиданный, создан необходимый комический эффект.)
Все рассказы А.П.Чехова кончаются чем-то ошеломляюще неожиданным и часто смешным.
Теперь понаблюдаем за подбором слов для изображения каждого героя, его характера и поведения.
Свои наблюдения вы должны были оформить в таблице. Изученные орфограммы будем графически объяснять.
Маленький, девять лет, с наголо остриженной головой, с пухлыми
щеками, с жирными губами,
Играет из-за денег, ощущает страх, зависть, высказывает финансовые соображения, с жадностью хватает деньги, прячет в карман, глядит с ненавистью, взволнованный голос
Восемь лет, с острым подбородком,
Умными, блестящими глазами
Боится, чтобы кто-нибудь не
выиграл, краснеет, бледнеет, зорко
следит, счастье в игре – вопрос
самолюбия, копейки ее не
Шесть лет, с кудрявой головкой,
с цветом лица очень здоровых
Играет ради процесса игры, на
лице умиление, спит сладко,
Нет ни корыстолюбия, ни
самолюбия, но порядочная бестия;
ему приятно, если кто ударит или
обругает кого; злобно таращит
Мечтательно глядит, к выигрышу
и чужим успехам безучастен
Выписанные нами слова и словосочетания очень точно характеризуют каждого ребенка. Мы воспринимаем их образно. Во всем этом сказывается не только писательский талант А.П.Чехова, но и его видение мира, чеховское суждение о нем, чеховский человеческий талант.
Объяснение нового материала по русскому языку.
1. Какую служебную часть речи употребляет А.Чехов? (Предлоги.)
2. Выпишите их из наших записей.
Вывод: такие предлоги называются непроизводными.
Есть и другая группа предлогов. Как называются такие предлоги и как они образуются?
( Чтение теории в учебнике русского языка. Стр. 136 параграф №50. Ответ на поставленный вопрос.)
1.Запишите предложения под диктовку. Введите предлоги вследствие, в течение,
Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. (Вследствие.)
Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. (В течение, в продолжение.)
2. Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?
3. Запишите словосочетания:
неизбежны при игре,
неизбежны в течение игры,
неизбежны в продолжение игры.
4. Составьте схему к каждому словосочетанию.
(Краткое причастие + существительное с предлогом.)
Поставьте вопрос к зависимому слову в словосочетаниях и понаблюдайте за предлогом. Где мы проговариваем предлог? (В вопросе произносится предлог.)
Вывод: производный предлог может быть заменен другим производным или непроизводным предлогом. Производный предлог обязательно включается в падежный вопрос.
1. Кто же из героев рассказа имел хорошее расположение духа? (Соня.)
2. Какие качества души помогают человеку жить дружно с другими людьми?
3. Запишите итог наших размышлений и наблюдений (по рассказу):
Бережное, уважительное отношение к окружающим помогает человеку жить в согласии другими людьми.
4.Назовите синонимы к словам
Деликатный ( вежливый, мягкий в общении)
(Выделите грамматическую основу предложения.)
Вывод: сегодня на уроке вы познакомились с производными и непроизводными предлогами, научились отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
Домашнее задание: рассказ А.П.Чехова «Хамелеон», параграф 50,
Тесты, как метод исследования в психологии 10 страница
Анализ мозговой деятельности человека, и в частности анализ тех изменений, которые наступают в психических процессах после локальных поражений мозга, дает возможность подойти к решению еще одной задачи, ответ на которую всегда представляется очень трудным. Как относятся одни психические процессы к другим? Какие из них связаны общими факторами, какие же имеют между собой лишь очень мало общего?
Применяя тщательный нейропсихологический анализ локальных мозговых поражений, мы получаем новые возможности обнаружения глубоких различий в, казалось бы, очень близких процессах и интимную близость в процессах, которые с первого взгляда кажутся не имеющими ничего общего.
Нейропсихологический анализ может решить этот вопрос однозначно. Мы не можем забыть одного выдающегося русского композитора, который 3 года был под нашим наблюдением: пережив кровоизлияние в левую височную область, он потерял четкий Фонематический слух, не полностью различал близкие речевые звуки, плохо понимал обращенную к нему речь и испытывал большие затруднения в письме. Однако в течение тех лет, когда у него были эти дефекты, он успешно продолжал свою композиторскую деятельность и написал большой цикл выдающихся музыкальных произведений.
Можно ли привести более убедительный пример, показывающий, насколько глубоко различие физиологических механизмов и нервных аппаратов, лежащих в основе этих обоих видов слуха?
Нейропсихологический анализ позволяет получить и обратные факты, установить внутреннюю близость, казалось бы, глубоко различных форм психологической деятельности.
Нейропсихологическое исследование позволяет проникнуть во внутреннее строение психических процессов гораздо глубже, чем простое феноменологическое описание, и именно поэтому нейро-психологические и психофизиологические исследования начинают все больше и больше привлекать интерес, приходя на смену исчерпывающему свои возможности внешнему описанию поведения.
Павлов И.П. «Условный рефлекс»
2. Заполнить таблицу
Таблица «Блоки мозга»
Блоки | Описание |
Энергетический блок | |
Блок хранения и переработки информации | |
Блок контроля и регуляции деятельности |
4. Подготовить сообщения на темы: «Самосознание человека», «Учение З.Фрейда о бессознательном».
Тест:
1.Приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным, подкреплением со стороны актуальной потребности.
2.Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются:
3.Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, называются:
4.Автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему:
• кора головного мозга;
• первичные проекционные зоны;
5.Явления условно-рефлекторного научения открыл:
6.Понятие концептуальной рефлекторной дуги было предложено:
Тема 3. Психология деятельности.
Практические задания:
1. Составить схемы: «Структура деятельности» и «Виды деятельности».
2. Подготовить реферат на тему:«Виды игр детей».
3. Составить схемы: «Структуры личности», «Стратегии изучения личности», «Классификация потребностей», «Классификация мотивов», «Виды направленности».
4. Заполнить таблицы:
Понятие потребностей в отечественных и зарубежных теориях
Понятие | Характеристика | Представители |
это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов. | ||
это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. | ||
потребность понимается как отношение между субъектом и миром. | ||
предметом потребности при этом является отсутствующее благо. | ||
как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности. | ||
переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. | ||
это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). |
Таблица 2. Понятие мотива
Понятие | Характеристика | Представители |
принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. | ||
потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. | ||
намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. | ||
это устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. | ||
это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. |
Ситуационные задачи:
1) Ребенок перекладывает игрушки с места на место.
2) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.
3) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.
4) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.
5) Школьник рисует каракули на страницах учебника.
6) Продавец обвешивает покупателей.
7) Ребенок катается на качелях.
8) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.
9) Человек разговаривает во сне.
10) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.
2. Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.
3. В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции).
а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.
б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.
в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.
г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.
4. Проанализируйте ситуацию, в которой выполняется какая-либо деятельность, выделив ее структурные компоненты. Рассмотрите различные варианты способов изменения деятельности в зависимости от меняющихся условий данной ситуации.
5. Покажите на конкретных примерах функции игры в жизни людей разного возраста.
6. Разработайте рекомендации по повышению трудовой мотивации.
7. Проанализируйте следующие потребности, выделив в них предмет, эмоциональную окраску, способ удовлетворения, цикличность и норму насыщения: потребности в пище, в отдыхе, в информации, в общении, в одобрении, во власти, в славе, в чтении художественной литературы.
8. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:
1) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.
2) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.
3) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!
4) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.
5) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.
6) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.
7) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.
8) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!
9) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.
10) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!
9. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируется мотивы достижения успеха и избегания неудач.
10. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:
— где родители очень опекают своих детей;
— где родители поощряют в детях самостоятельность;
— где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;
— где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.
11. Составьте список внешних и внутренних мотивов, при выполнении которых человек испытывает удовлетворенность своей работой.
12. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.
13. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей:
Вам предлагается перечень желаний. Нужно определить, к какой группе потребностей относится то или иное желание.
1) Я хочу селедку под шубой.
2) Я хочу самосовершенствоваться
3) Я хочу выучить английский
4) Я хочу быть довольным собой
5) Я хочу собственную квартиру
6) Я хочу избавиться от оков
7) Я хочу допить чай
8) Я хочу найти себя
9) Я хочу найти интересного друга
10) Я хочу путешествовать
12) Я хочу найти свою любимую
13) Я хочу прославиться
14) Я хочу жить здесь и сейчас
15) Я хочу участвовать в КВН
16) Я хочу получить высшее образование
17) Я хочу быть свободным
18) Я хочу шоколадку
19) Я хочу любить и быть любимой
20) Я хочу доверять себе и другим
21) Я хочу стать профессионалом
22) Я хочу танцевать
23) Я хочу разбираться в живописи
24) Я хочу мороженое
25) Я хочу познавать
27) Я хочу стабильности
28) Я хочу собрать сбережения на черный день.
14. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации.
Тема 4. Ощущения и восприятие.
Практические задания:
1. Составить конспекты из Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1975:
a) Брунер Дж. О перцептивной готовности.
b) Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности.
c) Зинченко В.П.Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования.
d) Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени.
e) Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия.
f) Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения.
g) Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного отражения.
h) Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы.
2. Законспектируйте статью: Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир [Текст] // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.
3. Составить схемы: «Классификация ощущений», «Свойства ощущений», «Психофизика», «Свойства восприятия», «Феномены восприятия».
4. Составить таблицу «Виды восприятия».
5. Сделать презентацию по теме «Иллюзии восприятия».
6. Подготовить сообщение на тему: «Закономерности восприятия». «Эксперименты по изучению перцептивных процессов».
Психологические задачи:
1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.
2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.
4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
в) Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
ж) «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал, как красный цвет, звук флейты — синий.
и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.
5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?
6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой тарелке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?
7. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах: (Что происходит с чувствительностью анализаторов?)
1) Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.
2) Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.
3) Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.
4) Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?
5) Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?
6) В романе Э.Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса», – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».
7) Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.
8) Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?
9) Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?
10) Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 4719 ; Мы поможем в написании вашей работы!