Проанализируйте пословицы в каждой группе составьте устный рассказ о том какие духовно нравственные
Автор: Максимова Нелля Алексеевна
Организация: МБС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида»
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
Именно уроки русского языка и литературы благоприятны для работы в этих направлениях.
Учитывая специфику нашей школы, я хотела бы в своем выступлении обратить внимание на изучение пословиц и поговорок в качестве средства воспитания нравственности на своих уроках.
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми педагогических целях, воспитательной работе, справедливо считали пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму.
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – доброта, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Доброта есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.
(Возьмите любую пословицу – это своеобразная педагогическая миниатюр).
Пословица – это мини-текст, представляющий собой уникальный экспериментальный материал. Мир пословиц неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов. Анализ учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. И все же она проходит в школе эпизодически и часто формально – в результате умение понимать мини-текст не всегда формируется. Выполняя грамматические задания с пословицами, учащиеся остаются на низком понимании мини-текста. Акцентирование внимания на лексико-грамматических особенностях пословицы не приближает к пониманию общего смысла, не способствует его переносу на другие тексты или жизненные ситуации.
Фонд пословиц очень богат. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей:
Пословицы или поговорки
Век живи, век учись.
Делу время – потехе час.
Разумно жить – минутой дорожить.
Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
Больной и сам не свой.
Держи язык за зубами.
Гостю щей не жалей, а погуще налей.
Гостю почёт, а хозяину честь.
Не торопись, делай всё аккуратно.
Делано наспех, делано насмех.
Поспешишь, людей насмешишь.
Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Завидущи глаза не знают стыда.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Ссора до добра не доведёт.
Лучше худой мир, чем добрая ссора.
Доводи начатое дело до конца.
Сделал дело – гуляй смело.
Не верь началу – верь концу.
2. Закончи пословицу.
Терпение и труд … всё перетрут.
Дело мастера … боится.
С волками жить… по волчьи выть.
Яблоко от яблони … недалеко падает.
Грамоте учиться … всегда пригодится.
Худой мир … лучше доброй ссоры.
На безрыбье … и рак рыба.
Один в поле … не воин.
Ученье свет … а неученье – тьма.
Что посеешь… то и пожнёшь.
Шила в мешке … не утаишь.
1. Едешь на день, а сам не плошай.
2.Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.
3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт
5. На бога надейся, хлеба бери на неделю.
6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто рублей.
В одном пере и птица не родится.
Где два, там не один.
Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.
Один, да дорог, не надобно и сорок.
Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Сто голов, сто умов.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один воин тысячи водит.
Один волк гоняет овец полк.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Терпение и труд … всё перетрут.
Дело мастера… боится.
С волками жить… по волчьи выть.
Яблоко от яблони… недалеко падает.
Грамоте учиться… всегда пригодится.
Худой мир… лучше доброй ссоры.
На безрыбье… и рак рыба.
Один в поле… не воин.
Что посеешь… то и пожнёшь.
Шила в мешке… не утаишь.
Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)
Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)
Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)
Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)
Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)
У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)
Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.
6. «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.
Баба с возу, а хомут найдётся.
Беды мучат, а руки делают.
Без труда не накинешь платок.
На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
Глаза страшатся, да уму учат.
Была бы шея – кобыле легче.
Лентяй: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
(Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час.)
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.
(Что посеешь, то и пожнёшь.)
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.
(Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».
Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто мёдом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10 пословиц)
(Кошке – игрушки, мышке – слёзы.)
10. Пословицы и поговорки на заданную тему.
Без муки нет и науки.
Без терпенья нет ученья.
Век живи – век учись.
За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.
Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.
Знание лучшее богатство.
Голая речь – не пословица.
На пословицу ни суда, ни расправы.
На рынке пословицы не купишь.
Пень – не околица, глупая речь – не пословица.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Красна речь пословицей.
На всякого Егорку есть поговорка.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Друг познаётся в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Без друга жить – самому себе постылым быть.
Верному другу цены нет.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Друг научит, а недруг проучит.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Поделись, да не подерись.
Друзья познаются в беде.
помогай другу везде. не оставляй его в беде.
Без труда нет плода.
Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Без работы и печь холодна.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Без дела жить, только небо коптить.
Праздность – мать порока.
Всякое уменье трудом даётся.
Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Не работы бойся, пусть она тебя боится.
Не печь кормит, а руки.
Терпение и труд всё перетрут.
Играть – играй, да дело знай.
Поспешишь – людей насмешишь.
Каков мастер, таково и дело.
Не будет скуки, если заняты руки.
Весною дождь растит, а осенью гноит.
Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.
В ноябре зима с осенью борется.
Январь – году начало, а зиме – середина.
Февраль богат снегом, а апрель водой.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Что летом родится, зимой пригодится.
10. Пословицы на заданные звуки и буквы.
А – Азбука к мудрости ступенька.
У – Ученье – путь к уменью.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
О – Слово пуще стрелы разит.
Слово давать, так слово держать.
Чтобы научить детей правильно применять пословицы и поговорки, полезно предлагать им такие вопросы: «О ком можно сказать: «Мал золотник, да дорог?», когда так говорят: «Глаза боятся, а руки делают?», кому мы напомним: «Тише едешь, дальше будешь?»» и т.п.
Подробнее остановимся на разнообразных видах работ с использованием пословичного материала.
1.Разъяснение смысла предложенных пословиц.
3.Инсценирование пословицы. Группа учащихся показывают заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. Остальные учащиеся отгадывают ее.
4.Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.
5.Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о дружбе, о труде…).
6.Сочинение по пословице. Вот примерный текст сочинения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Когда я делаю уроки, сначала выполняю задание в черновике. Потом мама проверяет, и я переписываю в чистовик. Мама всегда говорит мне, чтобы я обязательно проверила упражнение в чистовике. Но я ленюсь и не проверяю. Поэтому учительница в моей работе находит ошибки. Если бы я проверяла и в чистовике, то у меня всегда были бы отличные оценки.
7.Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним: а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц; б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.
8.Игра “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.
9. Игра “Кто больше?” За определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.
10.Игра «Найди лишнюю пословицу».
1.Хвастать – не косить, спина не болит.
2.Не спеши языком – торопись делом.
3.Язык до Киева доведет.
4.От слова до дела сто перегонов.
При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу. А при более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.
11. Игра «Найди пару». Нужно сгруппировать пословицы по смыслу.
1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
2. Руби дерево по себе.
3. Знание никому не в тягость.
4. Без корня и полынь не растет.
5. По Сеньке и шапка.
6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
12. Перевод с русского на русский. «Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное положение: Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).
13. Вспомнить, как называют в народе такого человека.
Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).
14. Отгадать пословицу по двум словам.
(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)
В заключение привести пример с работами детей.
КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «У кого умелые руки, тот и мед ест».
Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе, так и отрицательное. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих
Семь раз примерь, один раз отрежь.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей. Формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».
Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться.
Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Духовно-нравственное воспитание через фольклор
Наташа Жаровских
Духовно-нравственное воспитание через фольклор
«Духовно – нравственное воспитание через фольклор».
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди, которые чтил народ. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа. Фольклор, своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, обогащает его мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, помогает усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие задачи:
-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;
-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.
При разучивании и исполнении фольклорных произведений надо стараться подвести ребенка к выводу. Для полного и содержательного знакомства детей с народным фольклором можно использовать инсценировки песенок, потешек, сказок, показ различных театров, рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества, выставки детских рисунков «В гостях у сказки», «Мой любимый сказочный герой», викторины «Мои любимые сказки», «Из какой сказки этот герой?», выставки детских книг «Русские народные сказки», «Песенки и потешки», «Загадки и отгадки» и др. Планировать работу по ознакомлению детей с русским фольклором надо совместно с родителями. Привлекать их к изготовлению атрибутов для игр, театров, оформлению выставок, организацию совместных праздников «Посиделки», «В гостях у сказки», «Ярмарка» и др. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердии, сострадании, стремлении к добру. Произведения русского народного фольклора через особую форму выражения, через богатую тематику воздействует на ребенка, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений. Фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, победе добра над злом.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всёчто связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Были отобраны следующие приоритеты:
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.
Русские народные игры привлекали не только как жанр устного народного творчества в них заключался огромный потенциал для физического развития ребёнка. В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведённой для этого » театральной комнате». Какую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, » варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой»,» выковывать гвозди», выбирать «жениха» или «невесту», да ещё сообща «свадьбу» играть!
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Упоминаемые в фольклорных произведениях.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинают в младшем возрасте. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со ставить загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во – вторых, быть очень сообразительным, способным преодолевать нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Детям рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, народной вышивкой. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями.
Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях можно сформировать у них любовь к родной земле, уважение к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям.Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей
1. «Знакомство детей с устным народным творчеством». Конспекты занятий и сценарии календарно –обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Детство – Пресс 2010
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Парциальная программа. Детство – Пресс 2015