Проблема человеческого счастья в рассказе чехова крыжовник

Сказки

Школьные сочинения по литературе

Тема человеческого счастья в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник».

Вид счастливого человека вызывает в Иване Ивановиче чувство близкое к отчаянию, потому что он понимает, что иногда скрывается за этим счастьем. И это вовсе не семейное благополучие, не душевное спокойствие и добрые намерения, а праздность и наглость, которые помогают более сильным выжить на этом свете. Есть категория людей, о которых говорит Иван Иванович, что чувствуют себя хорошо только по той причине, что беды происходят не с ними, «что несчастные несут своё бремя молча». Их цель жизни – пьянство и богатство, отсутствие каких-либо забот, а всё, что происходит за дверьми из дома – их не волнует. А есть ли смысл в их «счастье»? Безделье еще никому не приносило пользы, а пьянство – и то, только вред. Люди перестают видеть перед собой то «великое» и «разумное», к чему надо стремиться и не успевают заметить, как со временем приходит старость, а вместе с ней – болезни и одиночество; именно одиночество. Люди часто не понимают, что ценность существования состоит в том, чтобы доставлять своим пребыванием на Земле, своей добротой и чуткостью удовольствие окружающим. А если эта мораль так и осталась непонятой и проигнорированной, то, значит, человеку так и не удалось испытать истинного счастья. Повод к таким размышлениям Ивану Ивановичу дал его родной брат. Он стремился к счастью, которое заключалось в даче и в крыжовнике, а не в близких людях. Эта жизнь явилась для него идеалом, он мечтал, что будет жить для себя и только в собственное удовольствие. Человек существовал «вдалеке от мира», один, и при этом, нескончаемо счастлив. Так он и будет дальше жить в полном одиночестве, будет умирать один – и о нём больше никогда никто не вспомнит, ведь помнят человека за хорошие дела.

Буркин и Алёхин слушали этот рассказ как обычную жизненную историю, так и не поняв сути, не узрев той морали, что заключалась в размышлениях Ивана Ивановича. Чувства рассказчика не затронули сердца слушателей. Возможно, они и догадывались, что именно стремится доказать Иван Иванович, но как это часто происходит с людьми, они не задумались об этом на свой счёт; не пришла им мысль о том, что и в их жизнь не мешало бы впустить «человека с молоточком», чтобы хотя бы со временем научиться слышать и понимать беды других. Их поведение действительно подтверждает слова Ивана Ивановича, что «мы не видим и не слышим тех, которые страдают», и это «общий гипноз». Точно так же, как и несчастья проходят в дали от существования, так и слова Ивана Ивановича не затронули их души, их чувства и вообще, непонятная мораль осталась где-то далеко, «за кулисами» их жизни.

Я согласна в выводами Ивана Ивановича, что невозможно достичь истинного счастья и жить по-настоящему, не доставляя никакой радости никому, кроме себя. Эти размышления актуальны были раньше и сейчас не потеряли свою ценность. Нельзя закрывать глаза на происходящее и желать бед другим, ведь всё в этой жизни когда-нибудь да и возвратится уже к тебе. Как и всё тайное всегда становится явным, точно так же и плохие мысли, и недоброжелательность обязательно найдут своего хозяина. Если же человек будет по крайне мере стараться помочь ближнему хотя бы советом, то и на душе у него станет спокойней и легче, окажется, что недаром он живёт на этом свете, что умеет делиться своей радостью с нуждающимися. Произведения Чехова заставили задуматься о главной жизненной морали и о предназначении человека: делать добро, протягивать руку помощи, когда тебя просят и не беречь личного времени, если оно идёт кому-то на благо. Другие рассказы Чехова также дают важные советы читателям, что могут служить отличным напутствием любому из нас. К примеру, в рассказе «Попрыгунья» автор осуждает праздность и легкомыслие и пытается убедить нас поступать так, чтобы потом нам не было совестно за свои поступки. Если же объединить идейный смысл всех произведений, то об одном можно сказать с уверенностью: быть человеком ещё не мешало никому.

Источник

Сочинение по рассказу Крыжовник Чехова рассуждение

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

2 вариант

Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем. Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.

Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.

Сочинение Крыжовник Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни. Трое людей, среди которых есть ветеринарный врач, помещик и учитель гимназии. Они делятся собственными размышлениями, желая понять в чем заключается счастье и как его достигнуть.

Рассказ «Крыжовник» посвящен брату Ивана Ивановича, которого зовут Николай Иванович Чимша-Гималайский. Этот человек имеет цель — купить себе небольшой участок (тем самым получив статус помещика), посадить кустарники крыжовника и проживать остатки дней в свое удовольствие. Под словами «удовольствие» и «счастье» Николай Иванович понимает — есть щи, лежать на солнышке и смотреть в даль. Но главной составляющей счастья для него является все же крыжовник, выращенный в собственном саду.

В рассказе моментально чувствуется отрицательное отношение автора к такой жизни. Чехов показывает, как подобная жизнь ведет к распаду личности. Даже чисто внешне Чимша-Гималайский изменился: потолстел, стал медленно двигаться. Нос, щеки и его губы вытянулись вперед, чем автор подчеркивает сходство со свиньей.

Но хуже всего — это его внутренняя перестройка. Чимша-Гималайский стал самоуверенным, даже наглым. На любой предмет он имеет свою точку зрения и навязывает ее другим людям. Антон Павлович не без иронии подчеркивает заботу главного героя о душе, которая заключалась в «барском», солидном лечении им крестьян от всех болезней содой и касторкой. В день собственных именин Николай Иванович приглашал священника отслужить благодарственный молебен, а затем ставил полведра мужикам, думая, что творит благое дело.

На этом «подвиги» главного героя заканчивались. Этот человек, следуя из рассказа, был доволен собой и видно было, что в полном довольстве он и закончит свою жизнь.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения. Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Популярные сегодня темы

Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове

Соня Мармеладова девушка вызывающая у читателей не только сочувствие и жалость, но и уважение. Совсем еще молодая, она старается прокормить свою семью: отца пьяницу, мачеху бесконечно хворающую и ее детей

Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

Источник

Проблема человеческого счастья в рассказе «крыжовник»

Сочинение на тему: Тема человеческого счастья в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»

Категория: Сочинение по рассказу Чехова “Крыжовник” Actionteaser.ru – тизерная реклама

Вид счастливого человека вызывает в Иване Ивановиче чувство близкое к отчаянию, потому что он понимает, что иногда скрывается за этим счастьем.

И это вовсе не семейное благополучие, не душевное спокойствие и добрые намерения, а праздность и наглость, которые помогают более сильным выжить на этом свете. Есть категория людей, о которых говорит Иван Иванович, что чувствуют себя хорошо только по той причине, что беды происходят не с ними, «что несчастные несут своё бремя молча».

Их цель жизни – пьянство и богатство, отсутствие каких-либо забот, а всё, что происходит за дверьми из дома – их не волнует. А есть ли смысл в их «счастье»? Безделье еще никому не приносило пользы, а пьянство – и то, только вред.

Люди перестают видеть перед собой то «великое» и «разумное», к чему надо стремиться и не успевают заметить, как со временем приходит старость, а вместе с ней – болезни и одиночество; именно одиночество. Люди часто не понимают, что ценность существования состоит в том, чтобы доставлять своим пребыванием на Земле, своей добротой и чуткостью удовольствие окружающим.

А если эта мораль так и осталась непонятой и проигнорированной, то, значит, человеку так и не удалось испытать истинного счастья. Повод к таким размышлениям Ивану Ивановичу дал его родной брат. Он стремился к счастью, которое заключалось в даче и в крыжовнике, а не в близких людях.

Эта жизнь явилась для него идеалом, он мечтал, что будет жить для себя и только в собственное удовольствие. Человек существовал «вдалеке от мира», один, и при этом, нескончаемо счастлив. Так он и будет дальше жить в полном одиночестве, будет умирать один – и о нём больше никогда никто не вспомнит, ведь помнят человека за хорошие дела.

Буркин и Алёхин слушали этот рассказ как обычную жизненную историю, так и не поняв сути, не узрев той морали, что заключалась в размышлениях Ивана Ивановича. Чувства рассказчика не затронули сердца слушателей.

Возможно, они и догадывались, что именно стремится доказать Иван Иванович, но как это часто происходит с людьми, они не задумались об этом на свой счёт; не пришла им мысль о том, что и в их жизнь не мешало бы впустить «человека с молоточком», чтобы хотя бы со временем научиться слышать и понимать беды других.

Их поведение действительно подтверждает слова Ивана Ивановича, что «мы не видим и не слышим тех, которые страдают», и это «общий гипноз». Точно так же, как и несчастья проходят в дали от существования, так и слова Ивана Ивановича не затронули их души, их чувства и вообще, непонятная мораль осталась где-то далеко, «за кулисами» их жизни.

Я согласна в выводами Ивана Ивановича, что невозможно достичь истинного счастья и жить по-настоящему, не доставляя никакой радости никому, кроме себя. Эти размышления актуальны были раньше и сейчас не потеряли свою ценность. Нельзя закрывать глаза на происходящее и желать бед другим, ведь всё в этой жизни когда-нибудь да и возвратится уже к тебе.

Как и всё тайное всегда становится явным, точно так же и плохие мысли, и недоброжелательность обязательно найдут своего хозяина. Если же человек будет по крайне мере стараться помочь ближнему хотя бы советом, то и на душе у него станет спокойней и легче, окажется, что недаром он живёт на этом свете, что умеет делиться своей радостью с нуждающимися.

Произведения Чехова заставили задуматься о главной жизненной морали и о предназначении человека: делать добро, протягивать руку помощи, когда тебя просят и не беречь личного времени, если оно идёт кому-то на благо. Другие рассказы Чехова также дают важные советы читателям, что могут служить отличным напутствием любому из нас.

К примеру, в рассказе «Попрыгунья» автор осуждает праздность и легкомыслие и пытается убедить нас поступать так, чтобы потом нам не было совестно за свои поступки. Если же объединить идейный смысл всех произведений, то об одном можно сказать с уверенностью: быть человеком ещё не мешало никому.

Английский (топики/темы/сочинения) How to Write a Resume No matter what method of job hunting you use, inevitably somebody will ask you for a resume. Most companies require a resume before seriously considering a job candidate from the outside. Resumes are sometimes also required in order to receive a job transfer within a company. The purpose of a resume is to help you obtain a job interview, not a job. Very few people are hired without a personal interview. Effective resumes are st

Любовь в творчестве А.С. Пушкина – великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски.

В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком: Я Вас любил, так искренно, так нежно, Как дай Вам Бог любимой быть другим. Не секрет,

Среди «последних похождений» Бегемота и Коровьева – посещение ресторана писательского «Грибоедова».

«Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан «неизвестно для каких причин», «Ваши удостоверения?» – «…Какие удостоверения?» спросил Коровьев, удивляясь»; «чтобы убедиться в том, что Достоевский писатель, неужели же нужно спрашивать у пего удостоверение?» продолжил он.

– «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого

Дік Сенд — сирота, виховувався в дитячому будинку. Навіть ім’я він одер­жав на честь жалісливого перехожого, котрий його знайшов, а прізвище йому дали на згадку про місце, де його знайшли. Хлопчик був розумним, у чотири роки вже вмів читати, писати і рахувати.

У вісім років він пішов юнгою на корабель, де так добре себе зарекомендував, що капітан Хелл познайомив його з власником судна Велдоном, і той віддав хлопця до школи. У п’ятнадцять років Дік ступив на палубу одного з кращих кораблів Ве

С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна.

Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие.

Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат действующими ли

Лето время отдыха и необычных событий в этой дивной жизни. Данная пора предназначена для отдыха. Именно летом нужно как следует отдохнуть, набраться сил на весь год.Прогуливаясь по лесопарку летом, можно хорошо отдохнуть, забыть о проблемах, самое главное, это уметь расслабляться на природе.

Прогуливаясь летом по лесу, необходимо восхищаться изяществом природы. Обращая внимание на окружающий нас восхитительный мир, мы начинаем забывать обо всем плохом. Очень важно – необходимо замечать все, что

Драматургия Горького очень интересна и неоднозначна.

Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему произведения, автор должен выбрать подходящую ситуацию и подходящий конфликт. В пьесах у писателя нет возможности прямо выражать свою позицию. Для этого он должен умело использовать ремарки, высказывания своих героев. «На дне» – пьеса, интересная своей проблематикой и местом действия.

Горький не ограничился в ней одним конфликтом, затронув большое количество философских и социальных проблем. Писате

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти.

Кроме того, писатель не мог оставить без внимания проблемы своего времени, когда ломалась сама человеческая природа. Насущной была проблема человеческой трусости. Автор считает трусость одним из самых больших грехов в жизни.

Эта позиция выражается через образ Понтия Пилата. Прокуратор распоряжался судьбами многих людей. Иешуа Г

В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал: Дар напрасный,дар случайныйЖизнь, на что ты мне дана? Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Его стихи о жизни наполнены глубочайшим смыслом.

“Темное царство” цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он по

Сейчас смотрят: Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей – важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д.

То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь.

Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать.

Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”.

В неизменной жизни люди редко находят счастье – им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать.

Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда.

В рассказе “Дама с собачкой” счастье – это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным.

Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение:

“И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели.

Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям.

Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит:

“Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”.

В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных.

Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь.

Несчастный отец рядом со счастливой дочерью – так завершается рассказ.

Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина – героя “Черного монаха” – возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно.

Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность – Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей.

Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого.

Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не мо
жет быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.

В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место.

В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей.

Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

Другие сочинения по теме:

Сочинение по трилогии Антона Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

У Чехова всегда всё неспроста. Нужно внимательно вчитываться в его рассказы и постараться не пропустить то, что автор написал между строк. Но иногда междустрочие выходило на первый план, и вот тогда автор ярко показывал наше социальное существование.

К примеру, трилогия Чехова, в которую вошли три его рассказа «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Все три рассказа достаточно известны, чтобы снова и снова повторять их сюжет. Но как считается, что именно эти три рассказа наиболее жёстко раскрывают отношения автора к отдельным субъектам нашей жизни.

«Человек в футляре» до сих пор поражает своей едкостью, своим прямо-таки протестом к людям подобного рода. Ведь что такое есть – «человек в футляре»?

Человеческое существо, которое живёт в собственном узком мирке и которому просто противопоказанна жизнь вне футляра.

Писатель с самого начала даёт нам понять, что этому человеку весьма комфортно в «футляре». Мало того, сам образ жизни его напоминает «футлярскую» педантичность: всё вокруг в футлярах и пеналах. Он даже свои чувства пытался спрятать в футляр. Но не получилось.

А ведь его ограниченность не веселила окружающих, а пугала, казалась демонически страшной. Но всё рушится и меняется когда Беликов, герой рассказа, сталкивается с настоящим чувством – с любовью. И именно это чувство приводит героя к смерти.

Скорее, шок от того что это чувство существует и оно гораздо сильнее «футлярского» образа жизни.

В «Крыжовнике» и вовсе показан тщедушный забытый богом человек, который вроде бы имеет хорошую мечту – иметь свой собственный дом, – но только добивается своего он тем, что нарушает практически все божьи заповеди. Тщеславие, стремление к наживе, жадность, скряжничество – это далеко не всё что собралось в душе и характере главного героя рассказа.

Но при этом была ещё одна мечта – иметь у дома крыжовник. Мечты сбылись в итоге, но какой ценой. От его жадности умирает его жена, от него отвернулись все друзья-соседи и даже родной брат, который кстати, мог бы быть его противовесом. Он просто иной, чем главный герой, более открыт людям и не жаден до чувств. Да и свою мечту не ставит во главе угла.

В итоге, человек достиг своей цели, но остался одинок и как то сразу потерял смысл жизни.

В рассказе «О любви» всё ещё угрюмее. А точнее, просто герои рассказа пытаются понять, что значит любовь? И почему это чувство порой зло играет человеком. И почему это человек влюбляется не в того кого надо и как это объяснить? В итоге, ни к какому выводу герои не приходят. Хотя нет, вывод есть: любовь есть тайна Божьего порядка.

(1 votes, average: 2.00

Крыжовник чехов проблема произведения

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым.

Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался.

В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века.

Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность.

Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника.

Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк.

Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

Коллекция сочинений: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

В моем сочинении я покажу, как проблема счастья постав­лена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах») это люди самых рас­пространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д.

То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь.

Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч»). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чехо­вым из действия.

Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка» или дуэль в “Трех сестрах». В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви».

Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже при­выкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счас­тье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с со­бачкой» счастье — это любовь.

В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложнос­тей. Все остальное сами герои считали несущественным.

Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…» “Что-то», что ме­шало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели.

А какой ценой заплатил Николай Иванович за это ” счастье »? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только по­тому, что “у ней водились денежки». Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла.

Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую» жизнь. Чехов не ограничивается тем, что го­ворит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям.

Завершается рассказ “Крыжовник» тем, что брат Ни­колая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, го­ворит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно».

В другом своем рас­сказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее» выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и малень­ким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных.

Но однажды, поняв силу свое­го влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управ­лять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой про­исходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь.

Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счас­тье Коврина — героя “Черного монаха» — возможность раз­говаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно.

Более того, в мо­мент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то», мешаю­щим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком», что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…» Если жизнь

Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова – Пример сочинения

Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова

В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается.

Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы.

Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д.

То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь.

Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать.

Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”.

В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать.

Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека.

Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь.

В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей.

Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение:

“И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели.

Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям.

Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит:

“Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”.

В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных.

Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь.

Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ.

Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно.

Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах.

Счастье соседствует с несчастиями других людей.

Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не мо
жет быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.

В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место.

В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей.

Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (10, 11 класс) на тему: Сочинение по литературе. Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)

Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)

Каждый человек, вступая во взрослую жизнь, неизбежно сталкивается с раздумьями о смысле существования, о цели, о средствах ее достижения. Рассказы Чехова предлагают читателям поразмышлять над этими вопросами, задуматься, как выстраивать линию жизни, какие ставить перед собой цели, какими путями идти к их достижению.

О герое рассказа «Крыжовник» мы узнаем от рассказчика Ивана Ивановича, ветеринарного врача. Это его брат Николай Иванович, с детства стремясь к свободе, к жизни на природе, томясь в городе и тяготясь скучной службой чиновника, своей целью ставит стать помещиком, купить имение.

Вроде бы заслуживающий хотя бы понимания благородный порыв, но каким путем идет Николай Иванович к цели? Десятилетиями он отказывает себе в самом необходимом, недоедает, лишает себя ценностей духовной жизни. Он буквально идет по трупам, потому что он женится на старой вдове ради денег, сводит ее в могилу и не испытывает ни малейших угрызений совести.

И вот она, мечта его, сбылась! Николай Иванович – владелец имения.

Но каким же мы видим нашего счастливого героя? Троекратное повторение рассказчиком образа свиньи, на которую становится похож и этот герой, подсказывает читателям, что неладно что-то с этим счастливым человеком, скотоподобие не может быть свойственно человеку, достигшему благородной цели.

Что не так? Рассказчик, Иван Иванович, излагает свое отношение и к цели человеческого существования, и к ее средствам; говорит, что у человека должна быть высокая цель, а не только забота о собственном благополучии.

А, знакомясь с историей его брата, мы возмущаемся и тем, как он идет к своей цели.

Кажется, что мнение Ивана Ивановича близко мнению автора, Чехова.. Но Иван Иванович не нашел для себя такой высокой цели не может быть учителем жизни.

Он врач, хотя и ветеринарный, и он ставит диагноз, он лишь просит нас стремиться к добру, не забывать о тех, кто испытывает страдания, кто несчастлив.

Мы должны сами сделать выводы о том, каковы истинные и мнимые ценности жизни, мнимые, как тот крыжовник, о котором так мечтал Николай Иванович, но который такой кислый и невкусный!

Я считаю, что, человеческая жизнь не должна сводиться к удовлетворению простых, физиологических потребностей, человек способен на большее, от каждого из нас зависит, каков будет этот мир вокруг нас: добрым, гуманным, освещенным светом тепла людских сердец, их талантом, открытиями, творениями, или жестоким, страшным, миром борьбы за существование, где человек человеку волк. Мы же способны на многое, я считаю, смолоду определить для себя, какие ценности мнимые, какие истинные. И рассказы Чехова очень помогают нам в этом.

Источник

Читайте также:  Рассказ о тарасе из произведения приемыш
Познавательное и интересное