Электронный образовательный ресурс «Презентация «Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Презентация предназначена для нагладного сопровождения урока литературы в 8 классе по теме «Паустовский. Телеграмма».
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «Презентация «Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»»
Проблема истинной человечности в рассказе
К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Задание: 1. Зачитать описание 2. Какие средства художественной выразительности использует Паустовский? 3. Вывод
Октябрь был на редкость холодный, ненастный …
Тесовые крыши почернели
Тесовые крыши почернели…
Тесовые крыши почернели…
… и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.
Из них назойливо сыпался дождь
По дорогам нельзя было ни пройти, ни проехать…
Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю
В комнате застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар…
вздрагивал на столе. Он
существом в покинутом
Петровна и не знала бы,
как дожить до утра.
Прошлое Катерины Петровны – в воспоминаниях
Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза
Сольвейг – героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт»
(буквально – Солнечный путь)
Настя помогает скульптору Тимофееву организовать выставку его работ
А письмо-то в сумочке нераспечатанное…
Манюшка – дочь колхозного сапожника
Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя
Напишите сочинение на тему:
1. «О чём заставил меня задуматься рассказ
К. Г. Паустовского «Телеграмма»?
2. «Какое впечатление на меня произвёл художественный фильм «Телеграмма»?»
Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
специалист в области арт-терапии
Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Цель: выяснить, какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность», проанализировав ключевые эпизоды рассказа.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о К.Г.Паустовском как о мастере художественной детали. Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, обстановку, черты внешности, одежды, речи, поведения, авторскую позицию, прояснять замысел писателя.)
В рассказе «Телеграмма» детали «рассыпаны» по всему тексту. Дома вы их нашли, в течение урока мы определим смысл этих деталей.
3. Подготовка к усвоению нового материала
Музыка П.И.Чайковского «Октябрь».
Какое настроение передает мелодия?
Сегодня у нас непростой урок, немного грустный, назовем его уроком нравственности и доброты. Что такое нравственность? (Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.)
Запишите тему урока и эпиграф, к которому мы вернемся с вами немного позже.
Подберите синонимы к слову истинный. (Верный, правдивый, настоящий, подлинный, точный; бесспорный, неоспоримый, непреложный, непререкаемый, несомненный)
На уроке мы должны будем поразмышлять над вопросом, что такое «истинная человечность», выясним, какой смысл вкладывает автор в это понятие, проанализировав ключевые эпизоды рассказа.
4. Усвоение новой темы
Кого из героев Паустовский проводит через испытание на истинную человечность? ( Настя, Тихон, Манюшка)
О ком из героев рассказа можно сказать, что он не проходит это испытание? О Насте.
Рассмотрим образ Насти, расскажите о ней, что это за девушка, где живет, чем занимается. Можно приводить цитаты из текста.
Что мы можем сказать о Насте, зная о ее жизни в Ленинграде, об участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как относится к своей работе? К окружающим?
Можно ли назвать Настю бесчеловечной, черствой? Какое впечатление оставляет образ Насти, исходя из вышесказанного?
Жизнь Насти в Ленинграде полна забот, Настя увлечена работой, отдает ей все свои силы, заботится о судьбе скульптора Тимофеева. В суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям.
А всегда ли Настя жила в городе? Что можно сказать о личной жизни нашей героини? Есть ли у нее семья?
За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? ( интерьерные описания, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса.)
Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, — Тихон и Манюшка. Расскажите о них. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? ( Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.
Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? ( суета большого города, работа, занятость )
— Как реагирует Настя на письмо матери? (спрятала в сумочку, решила прочесть после работы)
О чем говорят эти художественные детали: письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола? Настя не хочет слышать о поездке к матери, душа Насти глуха к переживаниям самого близкого человека.
— Почему Настя не едет к матери?
Какое чувство проявляется в этот момент? Эгоистическое.
В чем еще это проявляется? Эпизод с зеркалом, хлопоты о выставке Тимофеева.
Что говорят о Насте на выставке? Зачитайте.
В то время, когда Першин произносит эти слова, Настя получает телеграмму. Зачитайте.
Как она отреагировала на этот раз? (растерялась, нахмурилась, соврала, что это от старой знакомой)
— Почему Настя не открыла старому художнику правду?
( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
Прочитаем и проанализируем эпизод « Настя под « хмурым небом», с. 103
Какой вывод можно сделать из прочитанного?
Можно ли назвать этот момент кульминационным? Что такое кульминация? Назовите элементы композиции. Завязка – письмо Катерины Петровны, развязка – чувство непоправимой вины и невыносимой тяжести после смерти матери.
Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Вместе с просветлением души пришло и твердое понимание: « Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение « ненаглядная моя!» и по – детски милое « мама», впервые произнесенное ею за последние годы.
-Успела ли Настя приехать к живой Матери?
Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по – человечески.
Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.
Есть в рассказе еще одна девушка – молоденькая учительница, недавно приехавшая в деревню.
Как бы там ни было, гармонии между заботами о « дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери, и, которое поселится в ее душе навсегда.
5. Закрепление нового материала
Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет невнимание к родной матери? В чем заключалось для Насти испытание на истинную человечность, которое ей не удалось выдержать? Одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое вспомнить о своих близких, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками.
Соответствует ли рассказ современности? Актуальна ли сейчас проблема истинной человечности? В доказательство этому посмотрим эпизода из фильма «Мамы», снятого в 2012 году.
Какова идея рассказа? Что же такое «истинная человечность»? Что же для человека в жизни самое главное? Его семья, родители. Вернемся к эпиграфу. О чем говорит М.Горький? О чем и о ком должен думать человек?
Человек ВСЕГДА должен приезжать к родителям. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким, своей семье.
Существует грань в отношениях с близкими, которую нельзя переступать никогда и никому, независимо от мотивов, целей и прочего.
7. Итог урока, домашнее задание
Поразмышляйте об этом дома, написав небольшую творческую работу на тему: «К.Г.Паустовский посылает нам телеграмму для того, чтобы…»
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо.
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
Смотри ж, не нарушай священного уклада.
(из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.)
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Паустовский «Телеграмма»
специалист в области арт-терапии
Модельный урок – размышление в 8 классе
«Испытание на истинную человечность»
(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Тема : «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Форма : модельный урок – размышление
Метод : проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления
Цель урока : обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.
образовательная: формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;
развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;
воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).
отрывок «Письмо матери» из художественного фильма;
музыкальное сопровождение формата mp3;
рабочие тетради учащихся;
листы формата А4 с мини-исследованиями по проблематике произведения (диаграмма «Фишбоун»).
Предварительное домашнее задание :
Составить схему (приём «Цветок лотоса») по образу Катерины Петровны, используя цитирование
Задание для групп: заполнить диаграмму «Фишбоун», исследовав проблематику произведения (одна от каждого ряда)
— Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё – таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?
Может быть, в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?
На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма».
— На прошлом уроке рассказ нами был прочитан. Мы проговорили проблемы, поднимаемые автором в произведении. Назовите эти проблемы (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности).
— Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами проговорить цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли ли герои испытание на истинную человечность).
Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа
Обратимся к рассказу.
— Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? ( Когда хотят сообщить что-то очень важное)
— Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)
— Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)
— Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского из его «Времён года» («Октябрь»).
СЛАЙД 2 (музыка со слайдом)
— Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма».
— Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.
(1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
— Итак, как живется Катерине Петровне? Каково её душевное состояние?Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами вот такую табличку.
Приём «Цветок лотоса» технологии развития критического мышления позволил включить обучающихся в мыслительную деятельность и творчески переработать информацию. Ребята не просто давали описание героини, они составляли модель образа на основе выбранной и проанализированной информации (эта работа была выполнена ребятами дома). Происходило обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.
Один из вариантов заполнения таблицы:
Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.
Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.
Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница
Не знает, как дожить до утра.
Пишет дочери письмо.
— Посмотрим отрывок из кинофильма, послушаем письмо Катерины Петровны к дочери. Но ещё я хотела бы попросить вас вот о чём: когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку, вот так. Хорошо?
— (После просмотра) Используя этот приём «Открытой ладошки», мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые должны обсуждать какую-то определённую тему, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.
— Так почему же Катерина Петровна, редко писавшая Насте, вдруг ночью написала дочери письмо? ( поняла, что жить ей осталось совсем мало, и захотела попрощаться с дочкой )
— Как понимаете смысл этого слова?
— Как отреагировала Настя на полученное от матери письмо? ( спрятала в сумочке, не прочитав )
— Как автор описывает её? Найдите подтверждение в тексте. ( Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась
— Паустовский одним эпитетом выписал характер Насти. На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? ( Холодные глаза)
— То есть какие? ( равнодушные, пустые, безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные)
— Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, правда ведь?
Исследование проблемной темы
— А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?
— Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность». На каждом ряду лежат по 4 карточки с понятиями, выберите те слова, которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?»
— Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов.
Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).
— Какие карточки остались неиспользованными?
— В качестве домашнего задания вам было предложено поработать в группах над решением вопроса о том, каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа и прошли ли они это непростое жизненное испытание.
— Каждой группе была выдана вот такая схема-рыбка, опираясь на которую вы должны были извлечь необходимую информацию из литературного произведения и перевести её из текста в диаграмму, в итоге ответив на вопрос, прошёл ли герой это трудное жизненное испытание.
— На верхних «косточках» фиксируются причины происходящих событий, на нижних – факты, подтверждающие наличие причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвостике» нужно было поместить вывод по решаемой проблеме.
— Первыми презентовать свою работу будут ребята первого ряда. Представляет работу группы кто-то один, остальные дополняют. Задают им вопросы ребята других групп.
— Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?
(выходит представитель от группы ребят первого ряда, после выступления лист с диаграммой прикрепляется магнитом на доске)
— Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? ( Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )
— Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?
— А «человечность» может быть ненастоящей? ( Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)
Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?
(выступление ребят второго ряда)
— Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)
— Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
— О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? ( О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)
(выступление ребят третьего ряда)
— А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.)
— А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)
— Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)
— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.
(Гиперссылка – стихотворение А. Дементьева «Как важно вовремя успеть»)
(открыть гиперссылку – слушаем стихотворение)
Заключительное слово учителя
— Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.
Исследование, проведённое на уроке, прошло все важные, значимые этапы:
мотивация (проблемный вопрос – прошли ли герои испытание на человечность),
исследование (в малых группах),
организация информации (диаграммы),
Были использованы логические приёмы: постановки проблемы, сравнения, обобщения, выявления признаков.
Метапредметный подход , положенный в основу этой технологии, позволил содержание произведения представить не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. Схема-диаграмма, с помощью которой ребята анализировали проблему, универсальна, так как осмысленная работа с информацией важна в жизни.
Групповая работа позволила ребятам сообща провести мини-исследования, перекрёстный обмен вопросами и мнениями.
Музыка, видео внесли в урок эмоциональность, были призваны вызвать интерес к уроку и способствовали развитию творческого воображения.
использованной при подготовке к уроку
1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.
2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.
4. Википедия: Статья «Художественная деталь».