Сочинение на тему: «Материнская любовь» по рассказу «Телеграмма» К.Г. Паустовского
(Вера Попова в роли Катерины Петровны, к/ф «Телеграмма», СССР 1957)
Каждый рассказ несёт в себе не только смысл, но и определённую ценность. В рассказе Паустовского «Телеграмма» эта ценность кроется в поучительности и нравственности. При первом прочтении мы можем увидеть только поверхность, то есть трогательный короткий рассказ, но если углубиться в него, то мы заметим всю трагичность и боль, которую вложил автор в своё произведение.
Паустовский описывает вроде типичную картину, которая часто встречается в современных реалиях: отношения между старой матерью и её дочерью. Автор не зря обрисовал данную проблему между двумя самыми близкими друг другу людьми, чтобы ярче показать лиричность произведения.
Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, одна, а её дочь Настя работала секретарём союза художников и была поглощена настолько своими делами, что попросту не могла навещать родную мать. Она стала заложником собственных обстоятельств, однако Катерина Петровна ни в чём не винит дочь, говоря, что у молодых свои дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь.
Но и назвать Настю чёрствой и безразличной тоже не повернётся язык. Этого персонажа стоит рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, она остаётся неравнодушной к скульптору и помогает ему организовать выставку, видя в нём талант. Она ищет признание его работ. В Ленинграде она счастлива, отдавая себя любимому делу, а вот Заборье – нет. С другой стороны, мы наблюдаем, как дочь помогает, по сути, незнакомому человеку прославиться, но при этом не помогает матери и не навещает её.
Однако когда узнаётся, что её мама при смерти, она понимает неправильность своих поступков. Настя хотела успеть к ней, чтобы получить прощение и чтобы увидеть мать в последний раз.
Но Катерина Петровна так и не простилась с дочерью, в последние дни своей жизни она смиряется со своей участью, но при этом не отпускает счастливое прошлое, когда комнату освещал огонь, создавая уют. Тогда её дочь была рядом, и тогда она чувствовала себя нужной и по-настоящему счастливой, ведь для её счастья нужно было, чтобы дочь почаще была рядом. И это второе доказательство того, как сильно мать любит свою дочь.
И в итоге складывается следующая картина: автор рассказывает о людях, которые безгранично любят друг друга, но остаются на далёком расстоянии, отчего обе страдают.
(Кадр из к/ф «Телеграмма» по рассказу КГ. Паустовского, СССР 1957)
Однако автор не оставляет груз вины за Настей. Своим рассказом он хотел показать, что дети, нагруженные различными обстоятельствами, не находят времени на самых близких и любимых людей в своей жизни. Паустовский призывает детей уделять внимание своим родителям, ведь именно дети являются счастьем и радостью для них.
После смерти матери Настя почувствовала, что никто, кроме её родной мамы, не смог бы снять с неё такой тяжести. И это ещё одно доказательство того, на что способна любовь матери к своим детям.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что рассказ «Телеграмма» несёт в себе ценность, призывает к действиям, показывает любовь матери к своим детям: что она ждёт и надеется, а в трудную минуту готова помочь.
Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе «Телеграмма». Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.
А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.
Так, произведение «Телеграмма» состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными! Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя. Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случаться!
Вариант 2
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.
Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.
Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.
Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.
А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.
Так и случилось. Катерина Петровна, по словам односельчан, «померла без … сродственников». Рядом были лишь дочка соседа Манюшка да сторож Тихон, которые помогали ей по дому. Ничто не утешило её в последние минуты. Она разгадала неуклюжую, но идущую от чистого сердца уловку Тихона, который прочитал телеграмму от Насти, написанную им на телеграфном бланке «корявыми буквами». На похоронах «иссохшую жёлтую руку» задушевной сердечной старушки поцеловала не дочь, а недавно приехавшая в Заборье молоденькая застенчивая учительница.
Настя опоздала на два дня. Целую ночь проплакала она в холодной тёмной комнате. Уехала тайком, чтобы никто не видел и ни о чём не спрашивал. Уехала с чувством невыносимой тяжести и «непоправимой вины», которую никто не сможет снять, кроме мамы.
Сочинение 3
У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.
В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.
Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.
Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.
Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.
Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.
Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.
Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.
Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма
Популярные сегодня темы
Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.
Жанровая направленность произведения представляется лирической новеллой, повествующей о красоте человеческой души, которая присуща даже обычному человеку.
Одним из ключевых персонажей поэмы является злой и льстивый старик – колдун Черномор. Автор показывает этого героя карликом с длинной седой бородой, которая дает ему волшебные силы
Комедия «Ревизор» вышла в свет в 1836 год, вызвав сильный резонанс в обществе. Эта комедия также подарила множество крылатых выражений и нарицательных слов, одним из которых является «хлестаковщина».
Михаил Юрьевич Лермонтов один их великих классиков русской литературы, который остается любимым автором в домашних библиотеках современных читателей. Главной темой произведений Лермонтова была его родина.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Материнская любовь — аргументы ЕГЭ
Тезисы
Аргументы
Л. Толстой, «Детство». В повести Л.Н. Толстого «Детство» главная героиня была идеалом любящей и нежной матери. Сын был очень привязан к ней, потому что она всегда находила слова утешения и поддержки в трудную минуту. Наталья Николаевна никогда не дистанцировалась от детей, не гнала их от себя, хотя в то время дворянка могла позволить себе вообще не ухаживать за своими отпрысками. Она же беседовала с сыновьями и дочерью, направляла их советами и помогала справляться с трудностями. Ее материнская любовь согревала их и не давала понять, что на самом деле в семье творилось неладное: отец изменял жене и играл в азартные игры. Но Наталья Николаевна не переносила свое горе на детей. Ради них она прятала его за улыбкой. Она рано ушла из жизни, и с ее уходом детство героев прекратилось. Они сразу повзрослели, потеряв ласку и любовь матери.
М. Горький, «Детство». Образ идеальной матери в повести М. Горького «Детство» воплотила в себе бабушка главного героя — Акулина Ивановна. Несмотря на грубость и побои мужа, его злобу и скупердяйство, она смогла сохранить семейный очаг и позаботиться о детях. Она любила их нежно и преданно, защищая каждого от гнева супруга и жертвуя своими интересами ради их процветания. Материнство не сняло с нее бремени труда: она сочетала и заботу о детях, и сложную работу, и домоводство. Все это она терпела и не унывала, но ради чего? Ради дочери и сыновей, ради внуков и правнуков. Они и были смыслом ее жизни, только благодаря ей они смогли вырасти и окрепнуть в нищете и невежестве низшего класса.
М. Шолохов, «Тихий Дон». Вместе с детьми угасает жизнь матери. Эту печальную закономерность подметил М. Шолохов. Ильинична всю жизнь терпела издевательства и измены мужа ради детей. Они были центром ее вселенной. Только из-за них она не ушла от Пантелея и влачила жалкую жизнь в подчинении у домашнего тирана. Но судьба не вознаградила терпеливую женщину: ее старший сын погиб на войне, а младший потерялся в бесчисленных стычках за власть. Дочь же вышла замуж за убийцу брата и перешагнула через запрет матери. Не вытерпев всех этих испытаний и тревог, Ильинична постарела и осунулась, лишившись прежней энергии. Ее вечный траур не имел завершения, потому что любовь матери не проходит с годами. Она сильнее смерти и дольше жизни.
К. Паустовский, «Телеграмма». Мать всегда простит и поддержит своего ребенка, даже если он не прав. Эту закономерность доказал К.Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма». Катерина Петровна жила одна в глухой деревне, а ее единственная дочь работала в Ленинграде. Раз в несколько месяцев она посылала деньги и скупую телеграмму, думая, что этого вполне достаточно любящему сердцу матери. Но пожилая женщина не упрекала дочь и не отвлекала ее от работы, покорно принимая одиночество и жертвуя своими интересами ради будущего своего ребенка. Она не посмела обвинить дочь в равнодушии даже тогда, когда умирала без нее. Этот пример говорит о том, что мать способна даже на самоотречение, лишь бы угодить своим детям и дать им дорогу в жизнь.
М. Лермонтов, «Герой нашего времени». В известном романе М.Ю. Лермонтова о пустом и инфантильном поколении есть место искренним и сильным чувствам — материнской любви Веры к своему сыну. Героиня не имела достаточных средств, чтобы содержать его, поэтому вышла замуж по расчету, дабы обеспечить ему карьеру и солидное состояние. Юная воздушная блондинка стала супругой старика, который не мог дать ей ни любви, ни страсти, ни счастья. Ради будущего своего ребенка она сознательно лишила себя права на любовь и радость. Эта жертва угнетала ее больше, чем болезнь, и любвь к Григорию стала последней искрой в сердце героини. Не выдержав бремени лжи, она во всем призналась мужу. Но интересы сына в этой ситуации все были важнее, поэтому она безропотно согласилась последовать за супругом куда угодно, навсегда теряя любовь.
Н. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». В знаменитой поэме образу матери посвящена не одна глава. Самым ярким примером материнской любви стало отношение Матрены Тимофеевны к своим детям. Ради сына она предложила добровольно вытерпеть телесное наказание, которое предназначалось ему за то, что он отдал овцу на растерзание голодной волчице, нянчившей своих волчат. Героиня пожертвовала собой ради того, чтобы защитить своего сына! Высший подвиг матери повторялся не единожды в жизни Матрены. Ради семьи она терпела издевательства и упреки родственников мужа, своим трудом обслуживая всех домочадцев. Ради будущего детей она пала в ноги губернаторше, умоляя не забирать мужа в рекруты, иначе дети Матрены умерли бы от голода. Все эти горести закалили характер Матрены, но не умалили ее любви к детям.
Н. Гоголь, «Тарас Бульба». Материнская любовь сильнее условностей и даже физических преград. В повести Гоголя читатель видит душераздирающую сцену прощания матери и сыновей, где женщина нарушает все запреты и церемонии, бросаясь вдогонку за своими детьми, уходящими, как мы знаем, навсегда. Она почувствовала, что больше их не увидит, и нарушила запрет мужа, вырвалась из дома и на глазах у всех побежала за сыновьями. Этот эпизод демонстрирует силу и страстность материнской любви, загнанной в угол бесчеловечными условностями патриархального общества.
А. Чехов, «О любви». В знаменитом рассказе Чехова материнская любовь не позволила героине уйти из семьи. Павел Алехин и Анна Луганович полюбили друг друга, но она была замужем и имела прелестных детей. В то время развод по инициативе женщины был невозможен без осуждения общества и разлуки с детьми. Анна не могла сделать этот выбор и очень страдала, ведь была не в силах разорваться между своими чувствами. Материнская любовь перевесила страсть к мужчине и поиск счастья. Анна так и осталась с мужем, потеряв шанс на любовь всей жизни.
И. Тургенев, «Отцы и дети». Иногда материнская любовь проявляется не в удушливой опеке или нежной заботе, а в понимании и принятии выбора ребенка. Именно так было в семье Евгения Базарова. Герой редко бывал дома и не любил назойливой ласки родителей. Он просил не беспокоить себя за работой и всячески избегал бесед с матерью, ведь не находил с ней общих тем. Арина Власьевна безропотно приняла холодность и отчуждение сына. Она ловила каждое мгновение, проведенное рядом с ним, и воспринимала его как дар судьбы. Ее материнская любовь приняла вид смирения и безграничного терпения. Жаль, что судьба не пожалела бедную женщину и отняла у нее единственного сына.
М. Горький, «Мать». В повести Горького мать принимает убеждения сына и даже участвует в его деле, выполняя все, что от нее требовалось, и рискуя жизнью. Ради ребенка Пелагея терпела избиения и ругательства мужа, влачила жалкое существование под его железной пятой, защищая сына и делая все возможное, чтобы он выбился в люди. Поняв цель его политической борьбы, героиня безоговорочно разделила ее с ним, став участницей революционного движения. Апогей ее материнской любви является кульминацией произведения: зная, что сын под арестом, она бросает в толпу листовки и кричит о том, как власть наказала ее ребенка за правду и поиск справедливости. Пелагея в этот момент совершенно не думает о себе, ей важно лишь вызволить своего сына из тюрьмы любой ценой.
А. Ахматова, «Реквием». Героиня поэмы демонстрирует пример материнской любви, которая столкнулась с жестоким испытанием — арестом сына. Репрессии коснулись тысяч матерей, которые днями напролет стояли в очереди, чтобы лишь узнать о том, как чувствует себя сын в тюрьме. Они носили передачи из последних сбережений, сами недоедали, чтобы накормить детей, судьба которых оставалась неизвестной месяцами. Эти ужасные времена лирическая героиня живописует с чудовищной ясностью. Но ее любовь не знает преград и усталости, она претерпевает все муки и проходит полный терний путь, чтобы поддержать своего ребенка и стать ему опорой в самый тяжелый момент его жизни.
Сочинение на тему материнская любовь в рассказе телеграмма
10 вариантов
(Вера Попова в роли Катерины Петровны, к/ф “Телеграмма”, СССР 1957)
Каждый рассказ несёт в себе не только смысл, но и определённую ценность. В рассказе Паустовского «Телеграмма» эта ценность кроется в поучительности и нравственности. При первом прочтении мы можем увидеть только поверхность, то есть трогательный короткий рассказ, но если углубиться в него, то мы заметим всю трагичность и боль, которую вложил автор в своё произведение.
Паустовский описывает вроде типичную картину, которая часто встречается в современных реалиях: отношения между старой матерью и её дочерью. Автор не зря обрисовал данную проблему между двумя самыми близкими друг другу людьми, чтобы ярче показать лиричность произведения.
Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, одна, а её дочь Настя работала секретарём союза художников и была поглощена настолько своими делами, что попросту не могла навещать родную мать. Она стала заложником собственных обстоятельств, однако Катерина Петровна ни в чём не винит дочь, говоря, что у молодых свои дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь.
(Лидия Смирнова в роли Насти – дочери Катерины Петровны, к/ф “Телеграмма”, СССР 1957)
Но и назвать Настю чёрствой и безразличной тоже не повернётся язык. Этого персонажа стоит рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, она остаётся неравнодушной к скульптору и помогает ему организовать выставку, видя в нём талант. Она ищет признание его работ. В Ленинграде она счастлива, отдавая себя любимому делу, а вот Заборье – нет. С другой стороны, мы наблюдаем, как дочь помогает, по сути, незнакомому человеку прославиться, но при этом не помогает матери и не навещает её.
Однако когда узнаётся, что её мама при смерти, она понимает неправильность своих поступков. Настя хотела успеть к ней, чтобы получить прощение и чтобы увидеть мать в последний раз.
Главной ценностью рассказа Паустовского «Телеграмма» является поучительность и нравственный подтекст. Вряд ли есть читатель, который прочитал это произведение и остался абсолютно равнодушным, ведь основная проблема здесь во взаимоотношениях родителей и детей. А это касается всех нас.
Сюжет рассказа не сложен и предсказуем, но он настолько трагичен и лиричен, что его нельзя воспринимать равнодушно. А значит, автор добился поставленной цели – достучаться до сердец своих читателей.
В рассказе идет речь о жизни пожилой женщины по имени Катерина и ее дочери Насти. Судьба этих героинь типична, таких примеров можно навести великое множество. Ведь то, что молодое поколение покидает деревни в поисках работы и лучшей жизни, уже никого не удивляет. А старики не могут оставить отцовские дома и доживают свой век в глубинках. Проблема, возможно, в разном мировоззрении поколений. Но автор не хотел мириться с этим, поэтому создал рассказ, в котором показывал, как ужасно может быть непонимание между родителями и детьми.
Катерина Петровна предана традициям, поэтому остается жить в мемориальном доме, который построил ее отец, именитый художник. А Настя – человек уже другого поколения. Она ищет лучшей жизни. В глухой деревне ей было скучно, и теперь она живет в шумном Ленинграде и работает в Союзе художников. Девушка поглощена своей работой и не находит времени на то, чтобы даже написать матери.
Рутина поглотила Настю, но ей, кажется, это по нраву. Катерина не винит дочь, а даже понимает ее. Ведь Настя – молодая, и у нее свои непонятные старикам заботы. Лучше не мешать – так думала героиня. Она просто терпеливо ждала встречи с дочерью. Автор показывает нам любовь и понимание матери к дочери.
Настя – более неоднозначный образ. Читая о страданиях пожилой женщины, нам хочется сразу ее осудить, признать плохим человеком. И это отчасти может быть так, ведь даже сама Настя не может себя простить в конце произведения. Но, автор не осуждает ее прямо, показывает разные ее стороны.
Настя – человек с прекрасным эстетическим вкусом, образованная, и кроме этого, она достаточно чуткая к проблемам других людей. Она спешит на помощь талантливому скульптору и помогает ему организовать выставку. В Ленинграде она смогла раскрыть свой потенциал, чего не достигла бы в деревне. Но подсознательно она чувствовала вину за то, что бросила мать одну. Поэтому она боялась приезжать домой, чтобы не видеть слез и не слышать укоров. Но, думаю, Настя ошибалась в этом. Катерина Петровна не стала бы укорять дочь, она просто хотела хотя бы изредка видеть ее. Через непонимание друг друга, недосказанность (Настя боялась укоров, Катерина боялась, что помешает) героини так и не увиделись в конце рассказа.
Автор нам показывает то, что важно уметь слушать и слышать друг друга, заботиться и понимать свою семью, а не отлаживать заботу о них на потом, потому что время так быстротечно.
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.
Беру!
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».
↑ Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.
Прочитать рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовского
С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского “Телеграмма” я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.
Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.
Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.
Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.
Рассказ “Телеграмма” произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.
Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.
Авторская позиция четко сформулирована в предложении
43: «Нет любви сильнее материнской…»
Я разделяю точку зрения автора. Десятки прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов убеждают меня, что материнская любовь сильна и бескорыстна,она не
требует никакой платы за свое чувство.
Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев.
Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах,
которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не
совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца
своих дней.
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» – вот строки, с
которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин. Автор пишет о жертвенности
материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть
и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем
жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…
Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь,
подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее… Валентина Ц.
Рассказ «Телеграмма» Паустовского – это произведение, которое задело меня за живое. С этим рассказом мы сегодня познакомились на уроке литературы и каждое слово прокралось ко мне в сердце и заставило задуматься об отношениях детей и родителей.
Рассказ Телеграмма Паустовский
В своем сочинении на тему: «Телеграмма» Паустовского хочу отметить поучительные и нравственные нотки данной работы. Мне кажется, каждый, кто хотя бы раз прочитал это произведение, остался неравнодушным к освещенным проблемам, что поднял в рассказе автор.
Паустовский Телеграмма краткое содержание
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям.
Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно также. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой. Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими.
Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести.
Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.