Проблема моральной ответственности человека в рассказе после бала

Сказки

(по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)»

Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу.

Судьба главного героя рассказа Л. Н. Толстого — Ивана Васильевича — резко изменилась после событий всего лишь одного утра. Окончив университет, он не выбрал, как планировал карьеру военного, просто стал «всеми уважаемым» человеком.

В молодости, в годы обучения в университете, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Его жизнь была лишена сколько-нибудь серьезных проблем. Он, казалось, наслаждался своей бесшабашной молодостью: катался на своем иноходце, кутил с товарищами, танцевал на балах.

Один из балов особенно понравился и запомнился студенту, потому что на нем присутствовала любимая им девушка — Варенька. Воспоминания Ивана Васильевича об этой ночи полны восторга, восхищения, радости, счастья. Благосклонность и расположение Вареньки, вальсы и мазурки, смех и улыбки сделали этот бал незабываемым для студента: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

Своим счастьем юноше хотелось поделиться со всеми окружающими. Огромное чувство переполняло его сердце. Одним из самых ярких впечатлений бала был танец Вареньки с отцом — высоким статным полковником.

Вернувшись домой, взволнованный юноша не мог уснуть и отправился встречать утро на улицу. Все казалось ему «особенно мило и значительно». Однако безмятежное счастье молодого человека было внезапно развеяно ужасной картиной наказания татарина, проходящего сквозь бесконечный строй солдат, вооруженных палками. Не человек, а подобие человека двигалось под ударами шпицрутенов. Командовал этим жестоким избиением не кто иной, как отец Вареньки — красивый, высокий полковник, строго наблюдающий, чтобы каждый из солдат оставил свой след на спине несчастного. Увиденная картина не просто поразила Ивана Васильевича — «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска». Он не понимал, как увиденное могло происходить на самом деле, как полковник мог играть такую ужасную роль: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

На всю жизнь запомнил ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей — и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего в нем участия.

Источник

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»

Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом. С высоты своего возраста и жизненного опыта герой, «всеми уважаемый Иван Васильевич», описывает один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. При этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».

Удивительно, но ЖИЗНЬ человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разочарованию, от любви — к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими истинами.

Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин —* это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абстрактная безличная философия, но ЖИВОВ, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем. Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.

Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «Какое-то восторженно-нежное чувство» молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной.

Герой подчеркивает, что, несмотря «а испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять псе произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью. Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.

Читайте также:  Сказки на военный лад

Всеобщая «правда» не всегда является всеобщим добром. Очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки й помыслы являются основными нравственными ценностями.

Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий». Герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия. Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться от веры в добро и справедливость.

Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен Святейшим синодом от церкви и назван «еретиком», «служителем дьявола».

Источник

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»

Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Тол­стого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произ­ведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о доб­ре и зле, правде и справедливости. Причем сю­жет построен таким образом, что вначале произ­ведения читатель знакомится с уже сформировав­шейся личностью, для которой идейно-нрав­ственный поиск уже остался в прошлом. С высо­ты своего возраста и жизненного опыта герой, «всеми уважаемый Иван Васильевич», описыва­ет один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. При этом главный герой пы­тается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».

Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разоча­рованию, от любви — к безразличию; такие пе­реходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция лично­сти формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими ис­тинами.

Вбирая в себя или оспаривая ту или иную сис­тему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценност­ную ориентацию в действительности. Сопостав­ление разных истин — это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абст­рактная безличная философия, но живое, эмоци­онально насыщенное, очень личностное и конк­ретное понимание мира героем. Рассмотрим, ка­кой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Началом всему была любовная история. Мо­лодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Необы­чайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.

Всю гамму эмоций герой подчеркивает в на­чале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». «Какое-то восторженно-нежное чувство» моло­дой человек начинает испытывать и к отцу воз­любленной. Ведь у него такая же ласковая улыб­ка, он так заботится о своей дочери: «Чтобы вы­возить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные». Необъяс­нимый душевный порыв героя объединяет в еди­ное целое отца и дочь: «Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается око­ло него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей».

Совершенно другие чувства охватывают ге­роя, увидевшего отца Вареньки в других обстоя­тельствах. Молодой человек становится свидете­лем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с ру­мяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.

Солдата-татарина за побег из полка подверг­ли телесному наказанию. Оголенного беспомощ­ного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто «пестрое, мокрое, красное, неестествен­ное». Никто из бывших товарищей не смел про­явить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного че­ловека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.

Герой подчеркивает, что, несмотря на испы­танный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все про­изошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью. Его муче­ния доказывают, что отнюдь не внешние обстоя­тельства и условия оказывают решающее влия­ние на формирование личности.

Всеобщая «правда» не всегда является всеоб­щим добром. Очевидно, что для героя личная сво­бода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.

Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого че­ловека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это ут­верждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий». Герой ис­пытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия. Даже любовь, сильная, всепоглощаю­щая и всемогущая, не может его заставить отре­шиться От веры в добро и справедливость.

Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого дос­тоинства, о невинно погубленных людях, был от­лучен Святейшим синодом от церкви и назван «еретиком», «служителем дьявола».

Читайте также:  Рассказ про монумент славы в новосибирске

Источник

Урок литературы в 8-м классе на тему «Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» (на примере рассказа «После бала»)

Разделы: Литература

1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек»

2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

3. Групповое задание:

-выписать из текста описание бала
-выписать описание сцены наказания
-сопоставить полковника и наказываемого

…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература
М.Горький

На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель.

Обратимся к эпиграфу.

-Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького?

I. Проверка домашнего задания

-Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил?

II. Изучение произведения

-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму)

-Какое событие описано?

(Потрясение героя от увиденного после бала)

-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием)

-Что построено на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)

-Для чего здесь используется этот прием?

(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)

III. Анализ эпизодов

-Перескажите кратко содержание 1 и 2 части

Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.

ПОСЛЕ БАЛА Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

— Что помог передать контраст?

( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)

-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.

-Как вы думаете, так ли это?

( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

VI. Закрепление. Тест. ( распечатано на каждого ученика)

1. Жанр произведения:

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

3. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.

VIII. Домашнее задание

Письменно объяснить название произведения «После бала»

Источник

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”

Читайте также:  Сказки про чудовищ фильмы

Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, – вечные.

У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о том, что значит “жить честно”. В его поздних рассказах, когда за плечами писателя уже были богатый жизненный опыт, годы размышлений

И для того чтобы наглядно проиллюстрировать нам свои убеждения, писатель избрал форму рассказа героя о случае, определившем его судьбу.

Герой произведения – всеми уважаемый пожилой человек. Мы знакомимся с ним во время разговора о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”.

Именно собственная совесть стала источником конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой.

В юности Иван Васильевич “был очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый”. Основным его занятием в ту пору были всевозможные увеселения, и, конечно, он был влюблен в “замечательную красавицу” и часто посещал балы. Мир героя был полон любви и романтики.

Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере.

Но после одного случая жизнь его круто переменилась.

Рассказ о переломном событии в жизни своего героя Л. Н. Толстой построил на контрастном изображении двух эпизодов: пышного, роскошного бал а у губернского предводителя и страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата. На балу герой пребывал в атмосфере красоты и благополучия. Он был так “весел и доволен, …счастлив, блажен”, словно “какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро”.

Молодой человек “обнимал в то время весь мир своей любовью” и “с восторженным умилением” наблюдал за своей юной возлюбленной, танцующей в паре с отцом. Их образы соединялись в сознании героя, и потому к отцу любимой девушки он также “испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство”. В тот момент он и представить себе не мог, какое жестокое разочарование может его постигнуть.

Невозможно описать силу переживаний Ивана Васильевича, наутро увидевшего мир с совершенно неожиданной стороны. Когда в душе его еще звучала музыка бала, мелькало белое платье Вареньки, ее улыбка, вспомнилось нежное и трогательное отношение отца к дочери, в сознание неожиданно ворвались резкие и пронзительные звуки: “барабанщик и флейтщик не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию”. Мир словно взорвался перед Иваном Васильевичем, когда он увидел, как отец Вареньки “своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.

Противопоставляя эти две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности, и чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение. Соединяя в своем сердце образы отца и дочери, Иван Васильевич каждый раз, встречаясь с Варенькой, невольно вспоминал ее отца на площади, и ему становилось “как-то неловко и неприятно”. Он стал реже видеться с девушкой, и постепенно любовь его “сошла на нет”.

Интересны рассуждения самого героя о поворотном событии в его жизни: “Что ж, выдумаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть”. “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”, – думал он и старался узнать это. “Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился”. Очевидно, что герой распорядился своей жизнью совсем не так, как мечтал в юности, и теперь, на склоне лет, считает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы отечеству, людям, себе самому.

Но окружающие так не считают. “Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – отвечают ему. – Скажите лучше, сколько б людей никуда не годились, кабы вас не было”. Чем же заслужил Иван Васильевич такое уважение окружающих? Наверное, тем, что обладал редким среди людей даром, даром, который с легкой руки Л. Н. Толстого принято называть “умом сердца”.

Такие люди часто беззащитны перед ударами судьбы, они много видят, но еще больше чувствуют, и именно эти чувства, которые мало подчиняются трезвому рассудку, руководят их поступками и делами. Таким людям всегда непросто жить и находить себя в жестоком мире обыкновенных людей. Герой Толстого руководствовался своей совестью и потому так и не смог примириться с миром людей, нарушающих законы добра и справедливости.

В образе рассказчика, пожилого Ивана Васильевича, в его словах, чувствах и мыслях автор воплотил собственные взгляды и переживания. Отчуждение, которое наблюдал Толстой в современном ему обществе, сделало необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности. Неизбежными спутниками такой ответственности являлись постоянные муки совести, а пути к обновлению человека и человечества в целом Л. Н. Толстой видел только в индивидуальной духовной работе, в нравственном совершенствовании личности.

Related posts:

Источник

Познавательное и интересное