Проблема нравственного выбора в донских рассказах

Сказки

Проблема нравственного выбора в годы революции и гражданской войны (по произведениям Фадеева, Булгакова и Шолохова)

В прозе первых послереволюционных лет проявились в основном две мировоззренческие точки зрения: принятие и непринятие нового общественного строя. Новую власть поддерживали не только писательским словом, но и боевыми действиями те, кто находился на фронтах гражданской войны. В основном это были молодые тогда люди: А. Фадеев, Д. Фурманов, И. Бабель, Вс. Вишневский, А. Малышкин, В. Катаев, Вс. Иванов, Б. Лавренев, Н. Островский, М. Шолохов, К. Федин. Именно им предстояло открывать новых героев новой эпохи, отбирать из богатой революционной действительности невыдуманные темы.

Роман А. Фадеева «Разгром» (1927) выводил тему трагедии войны на новые просторы и открывал перед советской прозой дорогу к многоплановому и, вместе с тем, психологически ёмкому повествованию о героической эпохе.

В отличие от первых советских прозаиков, заботившихся главным образом о воплощении революционной массы, автор «Разгрома» задался целью проникнуть во внутренний мир участников тех событий.

Так, тема нравственного выбора является лейтмотивом всего произведения. И дело здесь не только в выборе между «красными» и «белыми», но и в выборе между победой и поражением, между совестью и долгом.

Автор романа «Разгром» напрямую не дает ответа на то, возможно ли жертвовать своей душой ради идеи. Он предоставляет читателю самому решать, подразумевая, что в то страшное время нравственный выбор имел свои особенности.

Судьба Морозки также трагична. Он не может внутри себя определиться, нужна ли ему эта борьба, нужна ли эта борьба обществу. Эта неопределенность приносит множество огорчений герою, и любая мелочь может «перетянуть» Морозку в ту или иную сторону.

Важно отметить и образ Григория Мелехова. Между Григорием и Александром завязывается горячее обсуждение темы о принадлежности его к красным или белым, причем последний «как видно, хотел столкновения и все время искал случая уязвить Григория, вызвать его на разговор».
Важно заметить, что Мелехов раньше воевал за красных. Но в его мировосприятии происходит своего рода раскол. И такой раскол подчеркивается автором в душах многих его героев. Только в конце романа Мелехов понимает, что главное – это семья, и только в пользу неё нужно делать свой выбор.

В пьесе Булгакова «Дни Турбиных» все герои также обязаны сделать выбор, от которого зависит их дальнейшая жизнь. Так, генерал Турбин, после поражения белых, понимая, что правда и победа уже не на его стороне, не отказывается от своих прошлых взглядов. Таким образом, он выбирает самоубийство, но сохраняет честь русского офицера. Да, для иных людей важно умереть стоя.

Таким образом, трагедия войны, важность нравственного выбора раскрывается писателями на примере конкретных судеб людей. Война калечит тела, а необходимость сделать выбор еще и души людей…
Писатели той эпохи знали, что жизнь одинаково нуждалась в анализе и синтезе. И они снова сумели это сделать, рассказав о том, что происходило, с целью донести до читателей мысль, что такого больше быть не должно.

Источник

«Тихий дон». Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» — роман-эпопея.

2.1 Трагедия Григория Мелехова.

2.2 Человечность героя.

2.3 Григорий и революция.

2.4 Единственный правильный путь.

Мир — естественное состояние для человека. Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась.

Михаил Александрович Шолохов в своём великом произведении «Тихий Дон» подробно и масштабно изобразил жизнь донского казачества в один из наиболее сложных периодов истории нашей страны, в эпоху войн и революций.

Мы узнаём об истории и традициях казачества, быте и нравах казаков, социальном укладе их жизни. Перед нами проходят судьбы героев, совершивших свой нравственный выбор в это трудное время, когда сама Россия находилась на распутье истории.

Судьбы миллионов людей оказались сломаны, жизни исковерканы, мечты и надежды разбиты. Нравственные метания, проблема выбора собственного пути свойственны, в первую очередь, главному герою произведения – Григорию Мелехову.

Григорий Мелехов — образ сложный и неоднозначный, Он оказывается в водовороте событий, связанных с историей родной земли. В поисках собственного пути Григорий совершает противоречивые, зачастую жестокие поступки. Но читатель не может осуждать героя, так как его жизненный путь — это попытки познать себя и обрести смысл жизни.

Григорий — молодой казак, удалой, сильный, смелый, красивый. Он трудолюбивый и ловкий. Однако автор не рисует идеальный образ. Григорию, как и любому человеку, свойственны слабости и ошибки. Так, он не может побороть любовь к замужней женщине, которая становится определяющим обстоятельством в его жизни и разрушает судьбы

окружающих людей. Но герой добр и великодушен, а его нравственные муки и искания делают его обычным человеком, понятным читателям. Лучшие человеческие качества Григория не смогла истребить даже война. Он не принимает участия в изнасиловании горничной Франи, испытывая сочувствие к несчастной и отвращение к своим товарищам. Григорий пытается остановить казаков, однако его связывают и избивают.

«Давясь вонючей шерстью попоны, Григорий пробовал кричать, бил ногами в перегородку. Он слышал перешёпоты там, в углу, скрип дверей, пропускавших входивших и уходивших казаков. Минут через двадцать его развязали». Григорий старается не участвовать в грабеже мирного населения, заставляя свою сотню делать то же самое.

Жизнь сделала его суровым и замкнутым. Впервые столкнувшись с большевиками, Григорий проникается их идеями и разделяет их. Но расстрел пленных, произведённый по приказу Подтелкова, ужасает его своей жестокостью. Григорий испытывает к большевикам неприязнь и отказывается от их идей.

Однако белогвардейцы оказываются ничем не лучше большевиков. Они так же жестоки и бесчеловечны. Так, Мишка Кошевой сжёг половину хутора, Митька Коршунов жестоко расправился с пленными, сам Григорий безжалостно рубил матросов, мстя за брата и отца.

Главный герой понимает, что поступает жестоко, и от этого страдает. Он делает попытки мирно решить жизненные противоречия, найти правильный путь, но ему это не удаётся. Метания между красными и белыми опять при водят героя на родную землю. Больше всего Григорий Мелехов мечтает о мире, о том, как обнимет детей, будет пахать землю, работать и жить на этой земле.

Читайте также:  Петух в сказке петушок и бобовое зернышко

Оказавшись на один день в родном доме, увидев детей, он испытывает чувство тоски по мирной жизни, понимая, что ему не суждено спокойно ходить по родной земле. «Сбылось то многое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына … Это было всё, что осталось у него в жизни… ».

Круговорот Гражданской войны затянул Григория. Он пытается бежать на Кубань вместе с Аксиньей, чтобы начать новую жизнь. Но Аксинью убивают, и герой возвращается домой.

Григорий понимает, что при любой власти ему придется тяжело, может быть, он поплатится жизнью, но у него не осталось ни сил, ни желания продолжать бессмысленную борьбу. Тоска по мирной жизни — главная идея «Тихого Дона».

Источник

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась.

План

«Тихий Дон» – роман-эпопея.

Трагедия Григория Мелехова.

1. Человечность героя.

2. Григорий и революция.

3. Единственный правильный путь.

Мир – естественное состояние для человека.

Михаил Александрович Шолохов в своём великом произведении «Тихий Дон» подробно и масштабно изобразил жизнь донского казачества в один из наиболее сложных периодов истории нашей страны, в эпоху войн и революций. Мы узнаём об истории и традициях казачества, быте и нравах казаков, социальном укладе их жизни. Перед нами проходят судьбы героев, совершивших свой нравственный выбор в это трудное время, когда сама Россия находилась на распутье истории. Судьбы миллионов людей оказались сломаны, жизни исковерканы, мечты и надежды разбиты. Нравственные метания, проблема выбора собственного пути свойственны, в первую очередь, главному герою произведения – Григорию Мелехову.

Григорий Мелехов – образ сложный и неоднозначный. Он оказывается в водовороте событий, связанных с историей родной земли. В поисках собственного пути Григорий совершает противоречивые, зачастую жестокие поступки. Но читатель не может осуждать героя, так как его жизненный путь – это попытки познать себя и обрести смысл жизни.

Григорий – молодой казак, удалой, сильный, смелый, красивый. Он трудолюбивый и ловкий. Однако автор не рисует идеальный образ. Григорию, как и любому человеку, свойственны слабости и ошибки. Так, он не может побороть любовь к замужней женщине, которая становится определяющим обстоятельством в его жизни и разрушает судьбы окружающих людей. Но герой добр и великодушен, а его нравственные муки и искания делают его обычным человеком, понятным читателям.

Лучшие человеческие качества Григория не смогла истребить даже война. Он не принимает участия в изнасиловании горничной Франи, испытывая сочувствие к несчастной и отвращение к своим товарищам. Григорий пытается остановить казаков, однако его связывают и избивают. «Давясь вонючей шерстью попоны, Григорий пробовал кричать, бил ногами в перегородку. Он слышал перешёпоты там, в углу, скрип дверей, пропускавших входивших и уходивших казаков. Минут через двадцать его развязали». Григорий старается не участвовать в грабеже мирного населения, заставляя свою сотню делать то же самое.

Жизнь сделала его суровым и замкнутым. Впервые столкнувшись с большевиками, Григорий проникается их идеями и разделяет их. Но расстрел пленных, произведённый по приказу Подтелкова, ужасает его своей жестокостью. Григорий испытывает к большевикам неприязнь и отказывается от их идей.

Однако белогвардейцы оказываются ничем не лучше большевиков. Они так же жестоки и бесчеловечны. Так, Мишка Кошевой сжёг половину хутора, Митька Коршунов жестоко расправился с пленными, сам Григорий безжалостно рубил матросов, мстя за брата и отца. Главный герой понимает, что поступает жестоко, и от этого страдает. Он делает попытки мирно решить жизненные противоречия, найти правильный путь, но ему это не удаётся.

Метания между красными и белыми опять приводят героя на родную землю. Больше всего Григорий Мелехов мечтает о мире, о том, как обнимет детей, будет пахать землю, работать и жить на этой земле. Оказавшись на один день в родном доме, увидев детей, он испытывает чувство тоски по мирной жизни, понимая, что ему не суждено спокойно ходить по родной земле. «Сбылось то многое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было всё, что осталось у него в жизни…».

Круговорот Гражданской войны затянул Григория. Он пытается бежать на Кубань вместе с Аксиньей, чтобы начать новую жизнь. Но Аксинью убивают, и герой возвращается домой. Григорий понимает, что при любой власти ему придётся тяжело, может быть, он поплатится жизнью, но у него не осталось ни сил, ни желания продолжать бессмысленную борьбу.

Источник

Как раскрывается тема нравственного выбора в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»? (ЕГЭ по литературе)

В «Тихом Доне» М.А Шолохов масштабно изобразил жизнь донского казачества в сложный период истории нашей страны. В суровых условиях совершают выбор герои романа-эпопеи. Большая часть произведения уделена становлению Григория Мелехова.

Впервые мы видим Григория молодым казаком. Он добивается замужней женщины, но такая сильная любовь между Аксиньей и Григорием не остается незамеченной хуторянами и близкими Мелехова-младшего.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Григорий прислушивается к воле родителей и поэтому не отстаивает свою любовь до конца, разрывает с Аксиньей: «давай с тобой прикончим» и женится на Наталье Коршуновой. Все оказалось не так просто, он не смог потушить свои чувства к первой любви, а жить с нелюбимой ему оказалось сложно — «Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка. ». Определяясь между двумя женщинами, разрываясь между чувствами и долгом, Григорий так и не смог окончательно выбрать. Обе женщины по-своему притягивали казака.

Читайте также:  Рассказ о опере руслан и людмила для 3 класса

Личные и политические убеждения также оказались в эпицентре сомнений Григория. Казак, несмотря на молодецкую удаль и силу не приемлет жестокость, ему сложно убивать. Это против его природы, об этом говорит эпизод с утенком, которого Григорий случайно зарубил на секоносе — «с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони». Есть ли ему место на войне? Он навсегда запомнил ужас убийства первого человека, а эпизод, когда Мелехов падает в припадок от обилия внутренних противоречий в душе: «Братцы, нет мне прощения. Зарубите, ради бога. » окончательно убеждает в том, что Григорию чуждо ремесло убийцы. Герой трижды меняет свои политические убеждения и в итоге понимает, что нет «правильной» стороны.

Григорий стремился найти житейское счастье, свою правду, но ему выпало жить в то время, когда нравственные ориентиры были смещены. Поэтому, наконец, возвращаясь домой, он понимает, что почти все, что ему было дорого он потерял — и только эти потери были способны направить его в нужную сторону. Не случайно символ счастья и жизни — солнце, кажется ему черным после смерти Аксиньи. Сам автор сочувствует своему герою, ведь Григорий оказался в гуще обстоятельств, движимый поиском правды поэтому так обреченно звучит риторический вопрос героя: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила?» Но Григорий не потерян, у него остался сын Мишатка.

М. А. Шолохов через образ Григория Мелехова всецело раскрывает тему нравственного выбора в романе, который становится центром исторического и идейного конфликта произведения, выражением трагических поисков всего русского народа.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id55122

Источник

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М. Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М. Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

ü Познакомить учащихся с содержанием рассказа «Чужая кровь».

ü Развивать речь учащихся при монологическом высказывании.

ü Привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателями-современниками.

ü Способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассника.

ü Презентационная программа «Донские рассказы» М. Шолохова.

ü Выставка книг советских писателей о гражданской войне и годах коллективизации.

ü Кадры из кинофильма «Офицеры».

Прочитать рассказ «Чужая кровь».

ü Прочитать рассказ «Лазоревая степь».

ü Найти в словаре значение слов «сострадание», «милосердие».

ü Выписать высказывания о моральных качествах человека.

Чувства — самая яркая часть нашей жизни.

Равнодушие — это паралич души.

ЧЕХОВ Антон Павлович

Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний. Поговорим о годах гражданской войны, времени, о котором многое замалчивалось, которое ретушировалось.

Итак, тема нашего урока – нравственный выбор и ответственность за него по рассказу Михаила Александровича Шолохова «Чужая кровь».

Думаю, несправедливо говорить о рассказах писателя, ничего не сказав о его авторе.

Учитель. Один из первых сборников рассказов Шолохова «Донские рассказы» посвящен трудным годам коллективизации. ( Показ слайдов). Что вам известно об этом времени?

Учитель. На Дону гражданская война проходила с особым накалом драматизма. По разные стороны баррикад оказались люди, ещё вчера бывшие близкими или поддерживавшие хорошие отношения. Но война не пощадила никого и ничего. Об этом трудном времени Борис Васильев написал так: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия». Ярким примером контрастов, наблюдаемых в творчестве писателей того времени является рассказ «Лазоревая степь». Послушайте сюжет рассказа.

Ученик. В рассказе описываются события, происходившие на Дону вскоре после революции. Главный герой повествует о трудных годах служения пану, о том, как тот издевался над своими работниками, считая их совершенными скотами (зачитываются эпизоды). Но всё изменилось с приходом Советской власти, которая дала крестьянам самое главное – землю.

Вскоре возвращается бывший владелец этих угодий и, подавив сопротивление станичников, жестоко расправляется с казаками. Особую симпатию вызывают сыновья героя, которые не поддались на посулы и не приняли сторону белоказаков – их ждала страшная расправа (зачитываются фрагменты текста). И несмотря на то, что младший, Степан, остался калекой, в нем не умер человек, сохранилась жизнь: он по мере сил старается быть в гуще событий, участвовать и помогать во всем, что может сделать.

Учитель. Как вы понимаете, название рассказа метафорично: перед нашими героями предстает прекрасная картина утра, когда степь в лучах восходящего солнца окрасилась в лазоревые краски, и та же самая земля полита кровью защитников станицы: в то время, страшное время гражданской войны, принимали люди либо сторону красных, либо – сторону белых. Именно поэтому практически все произведения о гражданской войне носят оттенок контраста, противопоставления.

Несколько отличен от такой схематичности в изображении героев рассказ Шолохова «Чужая кровь». Передайте кратко сюжет рассказа.

Ученик. Действия рассказа происходят в начале двадцатых годов, во время коллективизации. Автор повествует о событиях, перевернувших привычный уклад в семье деда Гаврилы.

Этот человек потерял своего единственного сына, который воевал с красноармейцами. Но родители не могут смириться с потерей сына: они продолжают его ждать, справляют ему обувь, одежду. Они замкнулись в своем горе и ненависти к новой власти, которая заметно зреет в душе Гаврилы.

Как-то раз в их дом постучались продразверсточники. Слишком уж нагло и уверенно, как показалось деду, вели они себя. Зол был он на новую власть, да делать было нечего – и пришлось Гавриле вести их к гумну. По дороге напали на большевиков незнакомцы (дед догадался, кто это были) и порубили их.

К вечеру только пришел дед в себя и решил посмотреть, живы ли они, хотя никакой надежды не было: жестоко обошлись с ними налетчики (зачитать фрагменты текста). Каково же было удивление Гаврилы, когда у того, самого наглого и нахрапистого, он смог прощупать тоненькую ниточку пульса. Пригляделся к нему Гаврила хорошенько: молоденький паренек, над верхней губой едва пушок пробивается, и нет тех колючих льдинок в глазах-буравчиках. Такая жалость сковала сердце Гаврилы, что не смог он оставить беззащитную, едва теплившуюся жизнь вот здесь, на гумне, словно распятую

Читайте также:  Рассказ рождественское тепло станислав чуб

Унес Гаврила паренька в дом и стал вместе со старухой выхаживать незнакомца. Не сговариваясь с женой, они продолжали трудную и молчаливую борьбу со смертью, что кружила над их гостем. А тот не сразу поправлялся: уж слишком сильно повредила члены казацкая шашка. Спустя несколько недель стал приподниматься с постели, волочить ноги по дому, а потом и на крыльцо выходить. И как-то само собой получилось, что старики отдали парню, которого назвали именем погибшего сына, всё «приданное», что готовили Петру. Не поскупились старики и на ласку и заботу, которым вот уж который год не давали выхода. И паренек привязался к ним. Все, казалось, складывалось как нельзя лучше, да вот пришло письмо-весточка в их дом, и задумался крепко Петро-Николай, почернел аж весь. А звали его вновь на завод, который практически взрастил юношу, восстанавливать разрушенное производство. Не мог Петр ответить отказом – сам себя тогда проклял бы: «Всё положили люди за завод…Голодают, а семьями едут: строиться помогают. Неужели я тут отсиживаться буду?» понял тогда старик, что теряет он вновь обретенного сына, теперь уже теряет безвозвратно. И хотя сказал, чтобы тот обещал матери приезжать-навещать, понимал, что уедет его сынок навсегда.

Учитель. Произведения времен гражданской войны пронизаны жесточайшим антагонизмом. Как вы понимаете, рассказ «Чужая кровь» стоит особняком в этой галерее. Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?

Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.

Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?

Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.

Учитель. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?

Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека.

Учитель. Как трактуется в словаре слово СОСТРАДАНИЕ?

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемые чьи-нибудь несчастьем, горем.

МИЛОСЕРДИЕ готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Какие высказывания о нелегком, но глубоко нравственном выборе вы подобрали?

Реализация домашнего задания.

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями….

Давайте верить в то, что сила – на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем.

Учитель. Думаю, вы согласитесь, что жизнь старика Гаврилы изменил случай, и не будь Николая, вряд ли проснулись чувства в сердцах стариков. Каким же вы увидели «чужака»?

Ученик. Судя по тому скудному описанию, что дает молодому человеку Шолохов, герою не более двадцати лет, но он уже успел пройти путь молодого революционера. Он знает, что классовая борьба еще не закончена, но его не страшат испытания. Николай молод, полон сил. Но как многие заметили, несмотря на свинцовые нотки в голосе и жесткий взгляд, ему не чуждо ничто человеческое: так же, как и многие его современники немного любви, ласки и теплоты пришлось ему испытать. И всё же, обретя семью, почувствовав заботу близких людей, он вынужден отказаться от этого: не пришло еще время. Петр также привязался к старикам и понимает, какую боль наносит им своим отъездом (он совершенно изменился в последние дни), но не может поступиться своей совестью и прощается с ними. Он делает свой, пусть и нелегкий, выбор.

Учитель. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки… (зачитывается фрагмент текста). Как вы считаете, почему же рассказ назван именно так: «Чужая кровь»?

Завершающие слова учителя. Вы правы, ребята. Вы взрослеете и скоро станете принимать серьезные, ответственные решения. Очень хотелось бы, чтобы перед вами стояли образы героев Шолохова, которые не теряют человечности даже в вихре гражданской войны. Каким суровым испытаниям ни подвергала бы вас жизнь, вы должны помнить, что истинное уважение заслуживают люди, способные выстоять в трудное время, не идти против совести, не плакаться, а вынести все удары судьбы и поддержать других. А закончить наш урок мне хотелось словами тонкого знатока человеческой души Николая Васильевича Гоголя: «Мир как водоворот; движутся в нем вечно мнения и толки, но всё перемалывает время: как шелуха, слетают ложные и, как твёрдые зерна, остаются неподвижные истины».

Демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».

Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», написать сочинение-эссе на тему «Сознательный выбор».

Источник

Познавательное и интересное