Проблема нравственного выбора в рассказе один день ивана денисовича

Сказки

Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына

Скачать сочинение

Александр Солженицын. навсегда останется в совестливой памяти человечества.
Генрих Белль

Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных героев, носителей духа времени, но и сами становились властителями дум для многих поколений. Поэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока.
XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти кумиры миллионов, сейчас? Стремительное движение времени вычеркнуло из памяти народной имена многих, остались лишь некоторые, и среди них — Александр Солженицын. Как много было предпринято усилий для того, чтобы заставить людей забыть это имя! Все напрасно: Александр Исаевич Солженицын навеки “прописан” в истории России и ее великой литературы.
Уже в первом своем опубликованном произведении “Один день Ивана Денисовича” писатель заявил о себе как о летописце народного страдания и нетленного народного духа. При этом особое внимание он обращал на нравственные проблемы.
“. И вышла колонна в степь, прямо против ветра. ”. Как тут отыскать человеческое лицо среди одинаковых бушлатов с нашитыми номерами? Кажется, что навсегда исчез в этой колонне человек. Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носителя тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.
В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) — судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе.
Критики 60-х годов не сразу сумели оценить этот образ. Многие видели в нем лишь воспевание простейших, “материальных” элементов жизни. Иван Денисович знает, что выжить в лагере можно только тогда, когда имеешь свою пайку хлеба, свою миску баланды, зимой — валенки, а летом — сапоги. Поэтому так обстоятельно рассказывает писатель о том, как едят заключенные, ведь, “не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином”. Здесь уже начинает четко проступать основной принцип раскрытия характера героя через деталь, через предмет, через быт. Хлеб, каша, махорка — средства (и показатель, по мнению автора) сохранения независимости человека.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Казалось бы, что это за принцип: “не вылизывать чужие миски”? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.
Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, “стреляющего” окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: “в шапке есть не научился”. “Паханы”, “шестерки”, “придурки” для Шухова не являются людьми.. А безымянный старик, чья спина “отмечена была прямизной”, восхищает Ивана Денисовича.
Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: “Щ-854”. Редактору “Нового мира” А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер — это полное обезличивание человека, а весь “Один день. ” повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.
Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:

О, эти люди, с номерами,
Вы были люди, не рабы.

Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой.
Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране. Как жаль, что мы не сумели услышать и понять его!

18404 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Один день Ивана Денисовича / Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына

Смотрите также по произведению «Один день Ивана Денисовича»:

Источник

Александр Солженицын. навсегда останется в совестливой памяти человечества.
Генрих Белль

Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных героев, носителей духа времени, но и сами становились властителями дум для многих поколений. Поэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока.
XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти кумиры миллионов, сейчас? Стремительное движение времени вычеркнуло из памяти народной имена многих, остались лишь некоторые, и среди них — Александр Солженицын. Как много было предпринято усилий для того, чтобы заставить людей забыть это имя! Все напрасно: Александр Исаевич Солженицын навеки “прописан” в истории России и ее великой литературы.
Уже в первом своем опубликованном произведении “Один день Ивана Денисовича” писатель заявил о себе как о летописце народного страдания и нетленного народного духа. При этом особое внимание он обращал на нравственные проблемы.
“. И вышла колонна в степь, прямо против ветра. ”. Как тут отыскать человеческое лицо среди одинаковых бушлатов с нашитыми номерами? Кажется, что навсегда исчез в этой колонне человек. Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носителя тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.
В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) — судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе.
Критики 60-х годов не сразу сумели оценить этот образ. Многие видели в нем лишь воспевание простейших, “материальных” элементов жизни. Иван Денисович знает, что выжить в лагере можно только тогда, когда имеешь свою пайку хлеба, свою миску баланды, зимой — валенки, а летом — сапоги. Поэтому так обстоятельно рассказывает писатель о том, как едят заключенные, ведь, “не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином”. Здесь уже начинает четко проступать основной принцип раскрытия характера героя через деталь, через предмет, через быт. Хлеб, каша, махорка — средства (и показатель, по мнению автора) сохранения независимости человека.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Казалось бы, что это за принцип: “не вылизывать чужие миски”? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.
Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, “стреляющего” окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: “в шапке есть не научился”. “Паханы”, “шестерки”, “придурки” для Шухова не являются людьми.. А безымянный старик, чья спина “отмечена была прямизной”, восхищает Ивана Денисовича.
Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: “Щ-854”. Редактору “Нового мира” А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер — это полное обезличивание человека, а весь “Один день. ” повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.
Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:

Читайте также:  Рассказ шукшина чудик читать полностью читать

О, эти люди, с номерами,
Вы были люди, не рабы.

Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой.
Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране. Как жаль, что мы не сумели услышать и понять его!

Источник

Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына

Скачать сочинение

Александр Солженицын. навсегда останется в совестливой памяти человечества.
Генрих Белль

Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных героев, носителей духа времени, но и сами становились властителями дум для многих поколений. Поэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока.
XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти кумиры миллионов, сейчас? Стремительное движение времени вычеркнуло из памяти народной имена многих, остались лишь некоторые, и среди них — Александр Солженицын. Как много было предпринято усилий для того, чтобы заставить людей забыть это имя! Все напрасно: Александр Исаевич Солженицын навеки “прописан” в истории России и ее великой литературы.
Уже в первом своем опубликованном произведении “Один день Ивана Денисовича” писатель заявил о себе как о летописце народного страдания и нетленного народного духа. При этом особое внимание он обращал на нравственные проблемы.
“. И вышла колонна в степь, прямо против ветра. ”. Как тут отыскать человеческое лицо среди одинаковых бушлатов с нашитыми номерами? Кажется, что навсегда исчез в этой колонне человек. Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носителя тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.
В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) — судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе.
Критики 60-х годов не сразу сумели оценить этот образ. Многие видели в нем лишь воспевание простейших, “материальных” элементов жизни. Иван Денисович знает, что выжить в лагере можно только тогда, когда имеешь свою пайку хлеба, свою миску баланды, зимой — валенки, а летом — сапоги. Поэтому так обстоятельно рассказывает писатель о том, как едят заключенные, ведь, “не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином”. Здесь уже начинает четко проступать основной принцип раскрытия характера героя через деталь, через предмет, через быт. Хлеб, каша, махорка — средства (и показатель, по мнению автора) сохранения независимости человека.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Казалось бы, что это за принцип: “не вылизывать чужие миски”? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.
Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, “стреляющего” окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: “в шапке есть не научился”. “Паханы”, “шестерки”, “придурки” для Шухова не являются людьми.. А безымянный старик, чья спина “отмечена была прямизной”, восхищает Ивана Денисовича.
Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: “Щ-854”. Редактору “Нового мира” А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер — это полное обезличивание человека, а весь “Один день. ” повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.
Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:

Читайте также:  Сказки паустовского короткие слушать

О, эти люди, с номерами,
Вы были люди, не рабы.

Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой.
Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране. Как жаль, что мы не сумели услышать и понять его!

18404 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Солженицын А.И. / Один день Ивана Денисовича / Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына

Смотрите также по произведению «Один день Ивана Денисовича»:

Источник

Нравственная проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицын

Среди некоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцев переполнили книжный рынок политической «чернухой». Но повесть Солженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных «однодневок». Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Достоевским., Толстым. В Иване Денисовиче и в не¬которых других персонажах автору удаётся во¬плотить жизнелю¬бивый русский дух. Таковы крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет спо¬собность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему прису¬ща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг паль¬ца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства. Нигде не пропадет «русский характер». Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесто¬читься, зачерстветь, не поддается «коррозии». За¬ключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь¬ства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни¬зившимся, не научившимся «шакалить». Даже ничтожного лагерного «придурка» Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрение человека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях. Иногда жалость Шухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, и сторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе без движения, в то время как заключенный может согреться на клад¬ке стены.

Читайте также:  Рассказ про компьютер на английском языке 7 класс

Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, по¬весть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком. Меня восхищает в этом произведении уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удаётся понять личность, раскрыть тайники её души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в ней. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремится победить ложь и рассказать правду о человеке.

Источник

Проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицына

В своём творчестве А.И. Солженицын затронул немало проблем. В произведении «Один день Ивана Денисовича» автор поднимает вечные вопросы, найти ответы на который иногда бывает крайне сложно. Сострадание, уважение, сочувствие. Эти качества, по мнению мастера слова, являются обязательными для каждого человека. Автора глубоко волновали проблемы отношений не только между человеком и государством, но и отдельно взятой личностью и обществом. Как отличить справедливость от несправедливости? Кто устанавливает эти критерии, и где та грань, переходить которую нельзя? А.И. Солженицын большое внимание уделил освещению проблемы занятости народа, отношению к труду.

Произведение «Один день Ивана Денисовича» вызывает смешанные чувства. Главный герой — заключенный. Несмотря на присвоенный ему номер, персонажа называют по имени и отчеству. Почему так произошло? Окружающие уважали героя произведения. Уважали Ивана Денисовича за то, что он в сложный жизненный период смог сохранить положительные личностные качества и остаться человеком. Для персонажа большое значение имели моральные принципы. Он, находясь в сложной ситуации, сохранил чувство сострадания к другим людям. Персонаж сочувствовал тем, кто попал в беду. Он оказывал поддержку и помощь тем, кто в этом действительно нуждался. Условия, в которых он пребывал, сложно назвать комфортными. Однако он всеми силами старался скрасить своё существование и найти способ, чтобы улучшить свою жизнь. Иван Денисович не был приспособленцем. Персонаж никогда не подставлял людей, находившихся в лагере. Он надеялся исключительно на себя и свои сильные стороны.

Иван Денисович никогда не терял чувства сострадания. Он глубоко проникся трогательной историей Алешки-баптиста. Он сочувствовал не только этому персонажу, но и «придурку» Цезарю, и эстонцам, которые лишились своей родной страны. Однако в произведении присутствуют и другие герои, которые умеют чувствовать чужую боль. Один из них — бригадир. У персонажа «болит» сердце за свою команду. Он понимает, что бригаде крайне тяжело работать на неосвоенной местности и всеми способами пытается облегчить сотрудникам их трудовую деятельность. Подопечные с уважением относятся к своему начальнику. Они высоко оценили его старания.

Личность и общество часто находятся в конфликте. Окружающие не всегда понимают и принимают человека, который отличается от других. Но все люди разные. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Часто наши взгляды не совпадают со взглядами других. Но есть нравственные границы и моральные рамки, которые одинаковы для всех. Однако есть и те, кто с легкостью переступает через остальных и идёт дальше. Только каким будет его дальнейший путь, покажет время.

А.И. Солженицын большое внимание уделял труду и отношению человека к своей деятельности. Иван Денисович знал свои рабочие обязанности и усердно их выполнял. У него и в мыслях не было исполнять что-либо «для галочки». Ему бы не позволила совесть сделать что-то «спустя рукава». В лагере некоторые заключенные придерживались другого мнения. Они считали, если делаешь для себя, то нужно работать. Если же для руководства, то можно сделать лишь вид, что ты работаешь. Иван Денисович не смог поработать для себя. Он просто не успел. Но в месте своего заключения он трудился в полную силу. Персонаж полностью выкладывался, отдавая себя без остатка. Он не думал, для кого он работает. Трудится ли он для себя или на пользу окружающим. Для него это было неважным. Он просто не мог сидеть без дела. Для него труд являлся основой жизни.

Наше существование несправедливо по нескольким параметрам. Это и пытался сказать А.И. Солженицын в своём произведении «Один день Ивана Денисовича». Персонаж жил по совести, он трудился, не жалея своих сил. Но его не поняли. Он пытался сделать все точно, правильно, но его не приняли. Автора интересовали все стороны жизни простого человека. Многие проблемы А.И. Солженицын пережил сам. Они навсегда отпечатались в его душе. Своими мыслями и полученными в ходе жизни выводами мастер слова постарался поделиться с читателями.

Персонажи повести «Один день Ивана Денисовича», кроме главного героя, лишь «мелькают» в произведении. Разделившие одну судьбу с заключённым практически незаметны на фоне усердного трудяги. В Иване Денисовиче сохранилось сердечное отношение ко всем окружающим. Его выделяли среди остальных доброта, душевность, отзывчивость. Он не шёл за толпой, если его жизненные ценности и приоритеты не совпадали с другими. «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Эта фраза нашла своё отражение и в повести А.И. Солженицына. Люди с благодарностью относились к его желанию и готовности помочь в любой ситуации.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» заставляет задуматься о многом. Прямота правды иногда поражает своей жестокостью. Если у человека нет доброго сердца, он становится озлобленным на весь мир. Личностные качества имеют большое значение в жизни каждого. Главное, в любых сложных ситуациях, оставаться человеком. Даже если весь мир против тебя.

Источник

Познавательное и интересное