Проблема нравственности в рассказе после бала

Сказки

Сочинение: Нравственные категории в рассказе Толстого После бала

Нравственные категории: честь, долг, совесть – имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог.

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич, рассказчик и герой произведения, говорит о том, что вся его жизнь переменилась от одного случая. Влюбленный и счастливый, герой вернулся после бала домой, но не мог уснуть и вышел на прогулку. Все казалось ему трогательным и милым, но эту идиллию разрушила случайно увиденная им сцена наказания солдата шпицрутенами. Спина наказанного выглядела так, что невозможно было поверить, чтобы это было тело человека. Солдат молит о пощаде, но «братцы не милосердовали», стараясь изо всех сил. Лишь один слабый малорослый солдат не смог ударить, как требовалось, и за это полковник бил его по лицу. Этот полковник – отец Вареньки, любимой девушки Ивана Васильевича. Герою невозможно было представить, что это один и тот же человек: ласковый и добрый с дочерью на балу и жестокий с бесправными солдатами.

Иван Васильевич переживал мучительное чувство стыда и не понимал поведения полковника. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – рассуждал герой. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Не узнав того, что, видимо, известно было полковнику, герой не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и так и не служил негде. В чем причина этого? Вероятно, в том, что совесть в душе Ивана Васильевича оказалась очень сильным чувством. Полковник исполнял приказ, это был его воинский долг. Но герой не связан воинскими обязательствами, в душе его не укладывается, как можно так жестоко поступать с человеком. Чувство долга кого-либо другого могло избавить от переживаний совести, но для героя это противоречие оказалось неразрушимым. Поэтому он нигде и не служил, не сумев пойти против собственной совести. Он говорит о себе, что вообще никуда не годился, но люди думают иначе: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы Вас не было». Влияние на других доброго, честного, совестливого человека нельзя было назвать бесполезным.

Кроме того, эта история подтверждает точку зрения автора, что человек не должен зависеть от среды, а должен сам определять главные нравственные критерии в своей жизни.

Источник

Какие нравственные проблемы поднимает Толстой в рассказе «После бала»?

Герой рассказа считает, что все в жизни зависит от случая: так его жизнь совершила один из самых крутых поворотов после того, как он увидел, что отец его возлюбленной на плацу заставляет солдат бить шпицрутенами провинившегося человека. Буря чувств охватила сердце молодого человека, выдавив из него все: первую чистую любовь, очарование невинности, надежды на будущее.

Толстой в лице своего героя осуждает унижающую человеческое достоинство практику телесных наказаний. Он хочет обратить внимание читателя на то, что, помимо человеческих законов, которые могут быть не совершенны, существуют еще и законы совести, божественные законы, следовать которым нужно вне зависимости от обстоятельств.

Так, главный герой произведения настолько поражен переменами, произошедшими в милом и радушном отце своей любимой девушки Вареньки, что готов отказаться от своих прежних чувств, хотя сама девушка не имеет ни малейшего отношения к тому, что ее отец применяет жестокие телесные наказания к солдатам.

Для своих современников Л.Н.Толстой поднимал проблему телесных наказаний в армии, призывал обратить внимание на их бесчеловечность.

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстой поднимает одну из важных проблем: как могут в одном и том же человеке уживаться доброта и жестокость.

Рассказ построен на противопоставлении сцен бала и наказания провинившегося солдата на плацу.

Читатель вместе с главным героем видит на балу любящего и заботливого отца. Яркие краски и веселье создают приподнятое настроение у нашего героя, к тому же он влюблён в Вареньку.

Когда же после бала он видит отца Вареньки, командующего жестоким наказанием беглого солдата и сам прибегает к зуботычинам, Иван Васильевич пытается понять его действия. Он пытается оправдать жестокость необходимостью выполнять какой-то закон, неведомый ему. Но не понимает, как можно унижать другого человека, жестокость утверждая справедливость.

После этого случая остыла и любовь к Вареньке, пропало и желание служить. Герой не может поступиться своими нравственными принципами и идти против совести.

В рассказе «После бала» автор поднимает нравственные проблемы морали и совести, добра и жестокости, человеколюбия и равнодушия. Странным образом писателю удается соединить несовместимое. Герой рассказа, старый полковник, отец Вареньки, показан сперва добряком, примерным семьянином и любящим отцом, а потом он же представлен нам тираном и извергом, отринувшим в своем сердце всякое сострадание к ближнему.

Конечно, в армии всегда существовала практика телесных наказаний, но их смысл, их жестокость нам уже не понятна. Мне кажется, что дисциплину тогда старались поддерживать за счет страха, и старый полковник так давно служил, что потерял всякое представление о добре и зле. Не все военачальники были такими, достаточно вспомнить Суворова, который любил и уважал солдат. Но для полковника те же солдаты не были людьми.

Мне кажется, что думая о дисциплине, полковник забыл про заповеди Бога, которые говорят о любви к ближнему. Автор показывает каким чудовищем может стать человек, потерявший веру, и призывает не забывать о своей совести и душе.

Во-первых, чтобы дать точный ответ на этот не такой уж и простой вопрос необходимо вспомнить содержание данного произведения, ну или же хотя бы знать о чём там идёт речь, а помнят это конечно не все, так как со временем это конечно забывается, ведь проходят это произведение ещё в школе и поэтому те, кто давно её закончили не сразу это вспомнят, в том числе и я.

Ну а затрагиваются в данном произведении такие проблемы, как: двуличие, доброта, жестокость, совесть и тому подобное. Ведь тут поднимается такой вопрос как наказание солдата, который ослушался, причём наказывает его офицер очень жестоко и даже в чём-то беспощадно, что конечно неприемлемо, так как стоило бы всё же отнестись к этому терпимее и тогда возможно в нашей жизни было бы больше добра. Ведь если относится к человеку по-доброму, то и он ответит тебе взаимностью и ему в следующий раз будет просто стыдно подводить этого человека, то есть нарушать устава солдат больше не будет. Так что суть в том, что нужно быть добрее и терпимее друг к другу и тогда отношения между людьми будут куда лучше, да и жить станет хоть чуточку, но проще. Ведь, как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.

Даже короткий пересказ дает основание задуматься

Но мне интересно было послушать весь рассказ.

1) Рассказчик вспоминает эпизод из своего далекого прошлого, когда он был молод и влюблен.

2) Бал в доме старичка-камергера и его ухаживания за дочерью полковника Варенькой, прелестной молодой девушкой, затмившей своей красотой всех на том балу. Ухаживания рассказчика (его звал Иван Васильевич) принимались девушкой с видимой благосклонностью.

3) Иван Васильевич был настолько очарован Варенькой, что, по его же словам:

4) Дома: вернувшись после бала домой рассказчик был так счастлив, что не мог заснуть и пошел погулять.

5) Свидетель происшествия: во время прогулки он увидел, что солдаты, командует которыми отец его возлюбленной, бьют шпицрутенами одного из солдат за побег.

6) Буря чувств в душе Ивана Васильевича: она была настолько сильной, что любовь к Вареньке постепенно испарилась. Изменились планы и на дальнейшую жизнь: если ранее он намеревался пойти служить в армию, то после этого случая данный вариант отпал сам собой.

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстой использует такой композиционный приём, как «рассказ в рассказе», где повествование ведётся от первого лица. Это позволяет сделать рассказ более достоверным, читатель видит события глазами героя-повествователя, ставшего очевидцем событий.

В рассказе две части, построенных на контрасте: «Бал» и «После бала», в которых показан отец Вареньки с совершенно противоположных сторон. Благодушное настроение Ивана Васильевича сменилось неприятием и негодованием по поводу увиденной жестокой сцены. И он решил, что никогда не станет винтиком этой системы.

Главный герой влюблён в Вареньку, он уважает её отца, такого мужественного генерала, прекрасного танцора, нежного и заботливого отца. Главный герой уезжает с бала, переполненный любви к миру, к людям.

На утро он выходит на улицу, люди ему улыбаются, мир светел и красив. И вдруг среди этого ясного и светлого утра, он слышит человеческий стон. Главный герой становиться свидетелем наказания солдата шпицрутенами. Человека проводят через строй солдат, и каждый из них бьёт солдата палкой по спине. Это наказания очень часто применялось в царской армии. После такого наказания, человек редко выживал, а в лучшим случае становился калекой. Главный герой рассказа увидел, что экзекуцией руководит отец его любимой девушки Вари, генерал. Он даже не замечает главного героя, генералу нужно выполнить приказ о наказании солдата. Жестокость, хладнокровие, когда при страдании другого человека у генерала не дрогнул ни один мускул на лице, именно это поражает главного героя. Не приязнь к жестокому отцу, гасит первые ростки любви к его дочери Вареньке в сердце главного героя.

Источник

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Источник

Проблематика произведения «После бала» Л.Н. Толстого

Лев Толстой в рассказе «После бала» описывает события, которые происходили в стране во времена царствования Николая I. Это был тяжёлый период для России. Правитель был напуган восстанием декабристов.

Произведение делится на две части. В первой читатель видит персонажа на балу. Композиционная вторая часть освещает события, которые произошли с героем уже после бала. Исходя из названия рассказа можно сделать вывод, что Лев Толстой сделал акцент именно на второй части. И для персонажа, и для писателя более важными являются события, которые случились после бала.

Прототипом персонажа служил брат автора Сергей Николаевич. Только спустя 50 лет Л.Н. Толстой возьмётся за перо и создаст произведение. Из рассказа читатель узнает, что даже один день может изменить жизнь человека. Всего лишь за утро персонаж может переосмыслить свои взгляды и ценности, поменять своё мировоззрение.

40-е годы XIX столетия. Лирический герой — беззаботный студент, предпочитающий не только учиться, но и веселиться. Персонаж любил проводить время на балах. Он был частым гостем званных вечеров. Герой был отличным танцором. Он это знал и гордился своим умением производить хорошее впечатление на окружающих. Но одно событие полностью изменило внутренний мир персонажа. Герой стал свидетелем страшного наказания. Еще недавно Иван Васильевич наблюдал добродушного отца Вареньки, танцующего со своей дочерью. Теперь он видел совершенно другого человека. Жестокого, беспощадного, принципиального. Счастливые мечты героя рухнули в один миг.

Иван Васильевич больше не хотел быть военным. Да и любовь к дочери статного полковника пошла на спад. Душа героя была открыта для новых свершений, побед, грандиозных планов. Но он внезапно столкнулся с суровой реальностью. То утро перевернуло его мир. Он оказался невольным свидетелем жестоких действий, которым не мог найти оправдания. Долгое время персонаж находился под сильным впечатлением от увиденного. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он был знаком с этим жестоким полковником.

Смысл рассказа Л.Н. Толстого «После бала» заключается в том, что человек должен жить в согласии со своей совестью. Основной проблематикой произведения можно назвать проблему нравственности. После страшной казни герой вырос морально. Он был лишь сторонним наблюдателем происходивших действий, но это событие разделило его жизнь на до и после. Иван Васильевич словно прозрел, по-другому взглянул на окружающий его мир.

Лев Николаевич в своей работе показал, как просыпается у человека совесть. Автору важно, чтобы читатель осознал свою ответственность за ближнего. Люди должны с пониманием относиться друг к другу. Нельзя быть равнодушным к несправедливости, царящей вокруг. Основной темой рассказа «После бала» является тема человеколюбия. В произведении можно проследить, как сам писатель относился к людям, каких взглядов придерживался.

Автор уверен, случай может внутренне поменять человека до неузнаваемости. Л.Н. Толстой в рассказе затронул понятие добра и зла. Почему люди становятся жестокими? Оказывает ли влияние на их поведение окружающая среда или все личностные качества заложены в человеке при рождении? Кто несёт ответственность за зло, распространённое по всему миру? На эти сложные вопросы Лев Николаевич постарался дать ответы в своей работе. Основная мысль произведения «После бала» заключается в том, что человек сам ответственен за свои действия. Нравственный выбор делает каждый из нас самостоятельно. Герой не может стать счастливым, пока есть в мире страдания и зло.

Источник

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”

Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, – вечные.

У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о том, что значит “жить честно”. В его поздних рассказах, когда за плечами писателя уже были богатый жизненный опыт, годы размышлений

И для того чтобы наглядно проиллюстрировать нам свои убеждения, писатель избрал форму рассказа героя о случае, определившем его судьбу.

Герой произведения – всеми уважаемый пожилой человек. Мы знакомимся с ним во время разговора о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”.

Именно собственная совесть стала источником конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой.

В юности Иван Васильевич “был очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый”. Основным его занятием в ту пору были всевозможные увеселения, и, конечно, он был влюблен в “замечательную красавицу” и часто посещал балы. Мир героя был полон любви и романтики.

Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере.

Но после одного случая жизнь его круто переменилась.

Рассказ о переломном событии в жизни своего героя Л. Н. Толстой построил на контрастном изображении двух эпизодов: пышного, роскошного бал а у губернского предводителя и страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата. На балу герой пребывал в атмосфере красоты и благополучия. Он был так “весел и доволен, …счастлив, блажен”, словно “какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро”.

Молодой человек “обнимал в то время весь мир своей любовью” и “с восторженным умилением” наблюдал за своей юной возлюбленной, танцующей в паре с отцом. Их образы соединялись в сознании героя, и потому к отцу любимой девушки он также “испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство”. В тот момент он и представить себе не мог, какое жестокое разочарование может его постигнуть.

Невозможно описать силу переживаний Ивана Васильевича, наутро увидевшего мир с совершенно неожиданной стороны. Когда в душе его еще звучала музыка бала, мелькало белое платье Вареньки, ее улыбка, вспомнилось нежное и трогательное отношение отца к дочери, в сознание неожиданно ворвались резкие и пронзительные звуки: “барабанщик и флейтщик не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию”. Мир словно взорвался перед Иваном Васильевичем, когда он увидел, как отец Вареньки “своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.

Противопоставляя эти две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности, и чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение. Соединяя в своем сердце образы отца и дочери, Иван Васильевич каждый раз, встречаясь с Варенькой, невольно вспоминал ее отца на площади, и ему становилось “как-то неловко и неприятно”. Он стал реже видеться с девушкой, и постепенно любовь его “сошла на нет”.

Интересны рассуждения самого героя о поворотном событии в его жизни: “Что ж, выдумаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть”. “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”, – думал он и старался узнать это. “Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился”. Очевидно, что герой распорядился своей жизнью совсем не так, как мечтал в юности, и теперь, на склоне лет, считает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы отечеству, людям, себе самому.

Но окружающие так не считают. “Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – отвечают ему. – Скажите лучше, сколько б людей никуда не годились, кабы вас не было”. Чем же заслужил Иван Васильевич такое уважение окружающих? Наверное, тем, что обладал редким среди людей даром, даром, который с легкой руки Л. Н. Толстого принято называть “умом сердца”.

Такие люди часто беззащитны перед ударами судьбы, они много видят, но еще больше чувствуют, и именно эти чувства, которые мало подчиняются трезвому рассудку, руководят их поступками и делами. Таким людям всегда непросто жить и находить себя в жестоком мире обыкновенных людей. Герой Толстого руководствовался своей совестью и потому так и не смог примириться с миром людей, нарушающих законы добра и справедливости.

В образе рассказчика, пожилого Ивана Васильевича, в его словах, чувствах и мыслях автор воплотил собственные взгляды и переживания. Отчуждение, которое наблюдал Толстой в современном ему обществе, сделало необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности. Неизбежными спутниками такой ответственности являлись постоянные муки совести, а пути к обновлению человека и человечества в целом Л. Н. Толстой видел только в индивидуальной духовной работе, в нравственном совершенствовании личности.

Related posts:

Источник

Читайте также:  Прочитать рассказ пушкина руслан и людмила
Познавательное и интересное
Название: Нравственные категории в рассказе Толстого После бала
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 10:52:04 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1497 Комментариев: 7 Оценило: 16 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать