«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – тема, смысл названия, сатирические приемы, проблематика произведения
Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1882 – январь 1883
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.
Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.
Жанр – Сказка.
Направление – Сатира.
История создания
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».
Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.
Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.
Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.
Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».
Анализ сказки «Премудрый пескарь» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:
Направление и жанр
Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».
Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.
Суть: о чём сказка?
Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пескарь» | характеристика |
премудрый пескарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
Смысл
Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.
Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.
Чему учит?
Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.
Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».
Критика
«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.
Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.
На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.
Смысл сказки Премудрый пескарь
«Премудрый пискарь» — это небольшое произведение, которое входит в сборник «сказок для взрослых». Несмотря на это оно уже много лет входит в состав школьной программы, поскольку указывает на актуальные по сей день проблемы общества, на глубокие человеческие пороки, которые ясны даже юным читателям и для которых также не сложно будет увидеть смысл сказки Салтыкова-Щедрина.
История создания
Сказка была создана в 1882 году, и к ее написанию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественные и политические события России. В те года практически вся интеллигенция старалась затаиться как можно дальше и тише, чтобы не навлечь на себя реакции властей, поскольку боялась за свою жизнь.
Сюжет
Читатель узнает о жизни пискаря, которому родители, умершие своей смертью, завещали «жить и не высовываться», чтобы не погибнуть в нелепой ситуации. Так мы видим, что пискарь действительно старается всю свою жизнь только выживать. Он выходит на прогулки только ночью, мало спит и ест, постоянно «дрожит» от страха, как бы что с ним не случилось. В вечном страхе ему удалось прожить долгую, но вместе с тем ничем не примечательную жизнь, в которой не было абсолютно ничего примечательного.
Перед смертью он вдруг осознает, что совсем ничего не успел сделать: ни завести друзей, ни жениться, ни вырастить детей. В волнении он засыпает и видит необыкновенный сон, в котором ему снится, что он стал победителем, выиграв 200 000 рублей, а кроме того, вырос и стал больше размером. Во сне он немного высовывается из своего убежища и… вдруг пропадает. Автор оставляет читателя в размышлении, куда именно пропадает главный герой, ведь об этом никто так и не узнал наверняка: пискарь прожил слишком незаметную жизнь.
Композиция
Салтыков-Щедрин сделал очень простую композицию у произведения: появление пискаря на свет, уроки жизни от родителей, описание лет жизни и внезапная кончина. При этом автор не пытается спрятать смысл сказки глубоко, чтобы текст был как можно ближе к реалиям жизни писателя.
Идея произведения
За простым, казалось бы, сюжетом стоит неприглядная сторона жизни современности автора. Салтыков-Щедрин с помощью гротеска и гипербол показал, как жили в его времена большинство людей, которых волновало лишь одно выживание. Они были пассивны в социальной и политической жизни, приспосабливались к условиям, которые диктовала им власть, и не хотели ничего менять.
Тема сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
В произведении можно выделить несколько тем, поскольку в сказке есть и прямой, и переносный смыслы. К основным тематикам относятся: жизнь пискаря; боязнь опасности и бездействие главного героя сказки.
Проблемы сказки «Премудрый пискарь»
Сказки Салтыкова-Щедрина были самыми злободневными в ту эпоху. А самым известным сказочным обывателем, руководствовавшимся ложной «премудростью», завещанной родителями, стал пискарь. Он изобличал главную черту эпохи, в которую жил писатель. Этой чертой было трусливое бегство от жизни, боязнь открывать рот и высказывать новое мнение. Автор пытался указать на бессмысленность жизни, в которой присутствует лишь духовная бедность, ограниченность, трусость и отсутствие каких-либо идей и суждений.
Смысл сказки
Образ «премудрого» пискаря имел огромное социально-политическое содержание. Сатирик Салтыков-Щедрин вынес на публику позор и малодушие всей той части интеллигентной толпы, которые поддавались упадническим настроениям той эпохи и постыдной панике.
Писатель хотел донести до своих современников, насколько жалка и бесплодна становится жизнь, когда человек сосредоточивается на одних только мыслях самосохранения, о спасении собственной шкуры, который не знает и не ведает благородных и светлых мыслей, не имеет высоких чувств, вдохновляющих его на активную общественную борьбу и отстаивание своих позиций. Автор показывает нам, насколько жалкой, глупой и убогой становится людская жизнь, если человек начинает руководствоваться не велениями сердца, а трусливой «премудростью» и уходит в свой мирок личных интересов.
Смысл сказки заключается в том, чтобы внушить читателям презрительное отношение к таким чертам характера как внутренняя слабость, трусость, нерешимость, безволие, пугливость. В свою очередь этим автор учит нас быть мужественными, стойкими и храбрыми несмотря ни на что.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 31
Анализ сказки «Премудрый пескарь» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок, Щедрин не просто рассказывает о добре и зле. Смешивая фантастическое и реальное, трагическое и комическое, он высмеивает общественные пороки и иллюстрирует политическую обстановку в России XIX века. Русские либералы, отказавшиеся от борьбы, заботились только о самосохранении. Таков был и премудрый пескарь — главный герой сказки.
Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.
Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.
Основная идея
Нельзя жить с единственной целью — сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.
Художественные средства
Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.
Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.
История создания
История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:
Предисловие
Произведение «Премудрый пискарь» (в современной трактовке — «Премудрый пескарь»), что входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста», впервые было опубликовано в 1883 году. В нем высмеивается трусость, затрагивается извечный философский вопрос о том, в чем заключается смысл жизни.
Здесь приводится краткое содержание «Премудрый пескарь». Стоит отметить, что чтение оригинала не отнимет много времени и доставит массу эстетического удовольствия, так как написано настоящим мастером слова, поэтому не ограничивайтесь знакомством с «переработанным» произведением.
Жил-был пескарь, повезло ему с родителями, они были умными и давали правильные жизненные установки. Долгие годы («аридовы веки») они прожили, избежав многочисленных опасностей, которые могут подстерегать мелких представителей подводного мира. Сына отец, умирая, наставлял — дабы жизнь долгую прожить, глядеть в оба надо, не зевать.
Пескарь и сам был не глуп, а точнее, «ума палата» была у него. Решил, что самый верный рецепт долголетия — не провоцировать неприятности, прожить так, чтобы никто не заметил. В течение года долбил он носом нору, такую, чтобы сам мог только поместиться, ночами совершал моцион, в полдень, когда все сыты и от жары прячутся, выбегал в поисках пропитания. Ночей недосыпал, куска недоедал премудрый пескарь, боялся… Ежедневно трясся от страха, что зазевается и не сможет сберечь свою драгоценную жизнь, как отец наказывал. Что же хотел сказать этим произведением Щедрин?
Направление и жанр
Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».
Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.
Сжатый анализ
Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.
Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).
Композиция сказки проста. Как и множество других, она начинается словами «Жил-был». Автор представляет читателям рыбье семейство, затем описывает события. В конце рассказчик задаёт читателям риторический вопрос, давая возможность поразмышлять над сюжетом.
Суть: о чём сказка?
Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
Жанр и смысл названия сказки
Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.
Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.
Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.
Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).
Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пескарь» | характеристика |
премудрый пескарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
Смысл
Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.
Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.
Композиция и структура
Проводя анализ «Премудрого пескаря», можно увидеть, что произведение создано по всем правилам фольклорных сказок. Экспозиция начинается с описания главного персонажа и его жизненных принципов. Завязкой являются рассказы отца пескаря и последующая жизнь после гибели родителя. Центральный персонаж являлся примерным сыном, соблюдал наставления отца, но довел их до апогея. Он перестал выплывать из норы днем. Бывало так, что из-за страха он сидел долго без еды, почти ни с кем не разговаривал.
В произведении описаны события, которые являются композиционными точками. Это встреча со щукой и раком, когда герой чувствовал наивысшее эмоциональное напряжение.
Кульминация — размышления перед смертью пескаря. Он лишь теперь осознал, что страх привел его к скучной жизни, а главное, при этом жизненном образе у него никогда не появится детей. Он все время боялся, но сейчас что-то решил поменять. Так или иначе, слабоволие не дало возможности ему это сделать. Он исчез, и писатель в этой трагической развязке акцентирует внимание на том, что остальные не знают, как пропал пескарь, поскольку никому он был неинтересен.
Чему учит?
Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.
Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Салтыков — Щедрин, русский сатирик, писал свои нравоучительные истории в виде сказок. Тяжелые годы реакции и строгая цензура, тщательно следившая за деятельностью литераторов, перекрывала все дороги писателям, высказывающим свое мнение по поводу политических событий. Сказки давали автору возможность высказывать свое мнение, не боясь цензуры. Предлагаем краткий анализ сказки, данный материал может быть использован как для работы на уроках литературы в 7 классе, так и для подготовки к ЕГЭ.
Критика
«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.
Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.
На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.
Автор: Михаил Щепин
Краткий анализ
Год написания — 1883 г.
История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.
Тема — Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.
Жанр — Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.