Ответы для учителя
Опрос по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»
1. Какое время года описывается в рассказе? (весна)
2. Кто празднует наступление этого времени года? (птицы, собаки, люди)
3. Что делают люди на речке? (катаются на лодках, собирают обломки досок, поленья, поют)
4. Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка? (мальчишки забрались и раскачивались)
5. Какой хвост был у петуха? (генеральский)
6. Кому было грустно в этот весёлый день? (двум девочкам-сёстрам)
7. Что разволновало и испугало их? (прочитанная книга Толстого «Кавказский пленник»)
8. Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки? (татар разгромили и прогнали, а Дине дали георгиевскую медаль, потом она вышла замуж за Жилина)
9. Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников? (Мишка да Тузик)
11. Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? (сами спустились туда)
12. Понравилось ли детям играть в кавказских пленников? (очень)
13. Почему девочки удивлялись своим утренним слезам? (играть весело, а жизнь опасна)
Опрос по рассказу Саши Чёрного «Игорь-Робинзон»
Работу выполнил (А) ученик (ца) 5___ класса _____________________________________
Вопросы викторины по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»
1. Какое время года описывается в рассказе? ________________________________________________________
2. Кто празднует наступление этого времени года? ___________________________________________________
3. Что делают люди на речке? ____________________________________________________________________
4. Почему у пристани отчаянно скрипела на цепочке лодка? _________________________________________
5. Какой хвост был у петуха? _____________________________________________________________________
6. Кому было грустно в этот весёлый день? _________________________________________________________
7. Что разволновало и испугало их? ________________________________________________________________
8. Какое продолжение прочитанной истории придумали девочки? _______________________________________
9. Кто в их игре стали исполнять роль кавказских пленников? __________________________________________
11. Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? _________________________________
12. Понравилось ли детям играть в кавказских пленников? ______________
13. Почему девочки удивлялись своим утренним слезам? _______________________________________________
1. Почему мальчика не взяли за покупками? ____________________________________________________
2. Что случилось с бюстом Гоголя? ______________________________________________________________
3. Какого цвета был галстук у Игоря? _____________________________________________________________
4. Что случилось с лодкой, прицепленной к пристани? _______________________________________________
5. Куда вынесло лодку? _________________________________________________________________________
6. Большой ли был остров? ______________________________________________________________________
7. Что случилось с лодкой? ______________________________________________________________________
8. Кого Игорь увидел на острове? ________________________________________________________________
9. Как он сумел отвязаться от осы? _______________________________________________________________
10. Почему Игорь боялся крысы? _________________________________________________________________
11. Кто приснился Игорю? ______________________________________________________________________
12. Кто приплыл на выручку мальчику? ____________________________________________________________
13. Кто спас маленького Робинзона? _______________________________________________________________
14. Как он приблизил лодку к берегу? _____________________________________________________________
15. Чем мальчик наградил пуделя? ________________________________________________________________
Первая оценка за работу по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»
Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник»
специалист в области арт-терапии
ТЕМА: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
Тип урока : урок комплексного применения ЗУН.
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Оборудование : доска, учебники, раздаточный материал.
Оформление доски : эпиграф
Из всех добродетелей и достоинств
души величайшее достоинство – доброта.
Образовательные: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Формирование умений выделять главное в тексте.
Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей.
Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.
Развивающие: Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.
Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.
— формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;
— развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— умение грамотно строить письменную монологическую речь.
I. Оргмомент. ( приветствие, пожелание хорошей работы)
II. Постановка целей. Вступительное слово.
— Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение.
Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?
III. Актуализация знаний.
/ «Жила» – прочное окончание мышц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин./
— Найдите и зачитайте отрывки из текста рассказа, подтверждающие правоту предположений.
Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста.
Смелый, добрый, трудолюбивый.
Помогает, лечит, рукодельничает.
Он не привык отступать перед трудностями.
Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая.
Ноет, спит, ждёт (денег). Помогает, рискует, грустит.
Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.
Эгоист! Преданный друг!
IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.
— Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?
Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.
— Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?
Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.
— Как относятся татары к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?
Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.
— Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?
Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.
— Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?
Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.
— Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?
Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.
— Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?
Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.
— Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?
— Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.
— Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.
— Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.
— Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.
V. Закрепление литературоведческих понятий.
— На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?
Система образов в рассказе
Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу
Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.
Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.
VI. Этап осмысления.
— Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.
Проблемные вопросы к рассказу:
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?
Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Каковы основные идеи рассказа?
VII. Этап рефлексии.
— Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?
Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.
Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.
Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.
Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.
Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
— В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:
— Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?
В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений)
Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что…
Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
История создания рассказа «Кавказский пленник».
Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник». 5 класс. Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
МБОУ СШ №11 г. Волгодонска Ростовской области
Учитель русского языка и литературы
Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник».
Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
Тип урока – урок комплексного применения ЗУН.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, с использованием ИТ.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, учебники, презентация.
…край дикий, в котором так странно и поэтически
соединяются две самые противоположные вещи –
- Обобщение и систематизация полученных знаний. Формирование умений выделять главное в тексте. Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей. Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.
- Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.
- Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др. Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.
II. Постановка целей. Вступительное слово.
Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?
III. Проверка домашнего задания.
— Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми.
— Иногда автор использует «говорящие» фамилии. Мы на предыдущих уроках говорили об этом.
Учитель: О чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский пленник»?
— «Жила» – прочное окончание мыщц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин.
Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста. Самые удачные записываются на доске (от каждой группы):
1 группа – пленники; 2 группа – Дина и её отец;
Смелый, добрый, трудолюбивый.
Помогает, лечит, рукодельничает.
Он не привык отступать перед трудностями.
Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая. Ноет, спит, ждёт (денег). Помогает, рискует, грустит.
Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.
Эгоист! Преданный друг!
Абдул Мурат Красный татарин
Гостеприимный, добрый, смелый. Сильный, воинственный.
Смеётся, хвалит, торгуется. Ненавидит, кричит, ругается.
Способен понять и оценить человека. Презирает всех русских.
«Твоя хорош!», «Моя хорош!». Он враг.
Настаивает на убийстве пленников.
IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.
Учитель: Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?
— Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.
Учитель: Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?
— Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.
Учитель: Как называют татары Костылина?
— Татары называют Костылина «смирный».
— А Жилина татары называют «джигит».
Учитель: Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?
— Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.
Учитель: Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?
— Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.
Учитель: Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?
— Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.
Учитель: Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?
— Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.
— У Дины можно поучиться смелости, доброте, предусмотрительности.
Учитель: Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?
— Л. Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.
Учитель: Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует горцев?
— Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.
— Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.
— Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.
— Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.
— Мне жалко старика, потому что он очень несчастен: война отняла у него всех сыновей!
V. Закрепление литературоведческих понятий.
Система образов в рассказе (слайд презентации)
— Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
— Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.
— Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.
VI. Этап осмысления. (Работа с презентацией)
Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.
Проблемные вопросы к рассказу:
Как необходимо относиться к людям другой национальности? Что мешает людям жить в мире и дружбе? Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду? Возможна ли дружба людей разных национальностей? Каковы основные идеи рассказа?
VII. Этап рефлексии.
Учитель: Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?
— Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.
— помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.
— Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.
— Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.
— Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.
VIII. Домашнее задание:
Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:
Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?
В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений, слайд резентации)
- Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
Вопросы для анализа рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Л.Н.ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
1. Как звали барина, который служил на Кавказе? – ЖИЛИН.
2. Кто написал этому барину такое письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься». – СТАРУХА МАТЬ.
3. К кому пошёл Жилин, чтобы выправить отпуск? – К ПОЛКОВНИКУ.
4. Какие события в то время происходили на Кавказе? – ШЛА ВОЙНА.
5. Что делали татары с русскими, которые отходили или отъезжали от крепости? – ИЛИ УБИВАЛИ, ИЛИ УВОДИЛИ В ГОРЫ.
6. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты? – ДВА РАЗА.
7. В какое время года происходили события, описанные в данном произведении? – ЛЕТОМ.
8. Сколько вёрст необходимо было проехать? – 25
9. Какой музыкальный инструмент извещал о том, что нужно остановиться? – РОЖОК.
10. Кого из героев автор описывает так: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»? – КОСТЫЛИНА.
11. Сколько денег заплатил за свою лошадь? – 100 РУБЛЕЙ.
12. Сколько татар увидал Жилин перед собой? – ЧЕЛОВЕК ТРИДЦАТЬ.
13. Что сделал Костылин, услыхав крик Жилина: «Вынимай ружьё!»? – СБЕЖАЛ.
14. Сколько татар ехало наперерез Жилину? – ШЕСТЕРО.
15. Что сделали татары с лошадью Жилина? – РАНИЛИ ЕЁ, А ПОТОМ УБИЛИ.
16. А что произошло с Жилиным? – ЕГО ВЗЯЛИ В ПЛЕН.
17. Куда татары привезли Жилина? – В АУЛ.
18. Как татарские ребята встретили Жилина? – ПИЩАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, КИДАЛИ В НЕГО КАМНЯМИ.
19. «Принес работник два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок». Как назывался этот предмет? – Колодка.
20. Куда поместили Жилина? – В САРАЙ.
21. Чей это портрет: «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный»? – Дины.
22. Что принесла Дина Жилину? – ВОДУ И ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ.
23. Что ели татары, когда к ним привели Жилина? – БЛИНЫ С МАСЛОМ.
24. Как повели себя татары после еды? – ПОМЫЛИ РУКИ, СЛОЖИЛИ ИХ, СЕЛИ НА КОЛЕНИ, ПРОЧИТАЛИ МОЛИТВУ.
25. Что велели татары Жилину? – НАПИСАТЬ ПИСЬМО ДОМОЙ.
26. Какой выкуп они хотели за него? – 3000 МОНЕТ.
27. Сколько мог заплатить Жилин? – 500 РУБЛЕЙ.
28. Сколько за Жилина заплатил хозяин? – 200 РУБЛЕЙ.
29. Какое наказание ожидало Жилина, если он не заплатит 3000 и не напишет письмо? – ПОСАДЯТ В ЯМУ И БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ПЛЕТЬЮ.
30. Жилин сказал: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!» Как его назвали после этих слов? – ДЖИГИТ – ЭТО ЗНАЧИТ МОЛОДЕЦ.
31. И вдруг «Пришел работник и идет за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный, на ноге тоже колодка». Кто это? – КОСТЫЛИН.
32. Сколько денег пришлют Костылину? – 5000 МОНЕТ.
33. На какой выкуп за Жилина согласился Абдул? – 500 РУБЛЕЙ.
34. В какое время суток пообещал хозяин снимать с пленников колодку? – НОЧЬЮ.
35. Как написал Жилин письмо? – ЧТОБ НЕ ДОШЛО.
36. Сколько времени так жили Костылин и Жилин? – МЕСЯЦ.
37. Кто из героев так себя вёл: «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит»? – КОСТЫЛИН.
38. А о чём думает Жилин? – БОГ ДАСТ – И САМ ВЫБЕРУСЬ.
39. Кто из героев был мастером на всякое рукоделье? – ЖИЛИН.
40. Какой предмет очень понравился Дине? Она его схватила и с ним убежала. – КУКЛА.
41. Что сделала старуха с куклой, которой играла Дина? – СХВАТИЛА И РАЗБИЛА.
42. Как поступил Жилин? – СДЕЛАЛ ЕЩЁ ОДНУ КУКЛУ.
43. Что однажды принесла Дина в кувшине? – МОЛОКО.
44. Как девочка отреагировала на то, что Иван выпил молоко? – ВСКОЧИЛА, ЗАХЛОПАЛА В ЛАДОШИ, ВЫРВАЛА КУВШИН И УБЕЖАЛА.
45. Что девочка тайком приносила Жилину каждый день? – МОЛОКО И СЫРНЫЕ ЛЕПЁШКИ.
46. Что починил Жилин Абдуле? – ЧАСЫ.
47. Как стали называть Жилина татары? – МАСТЕРОМ.
48. «Ушел в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить». Объясните действия Жилина – ОН ЛЕЧИТ ХОЗЯИНА.
49. Чей это портрет: «Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин только, когда он в мечеть приходил богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены, — белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка. Идет, бывало, в чалме своей, костылем подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернется»? – СТАРИКА, КОТОРЫЙ ЖИЛ ПОД ГОРОЙ.
50. Зачем Жилин пошёл к этому старику? – ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТОТ ЖИВЁТ.
52. Что по ночам делал Жилин? – КОПАЛ В САРАЕ ПОД. СТЕНОЙ ДЫРУ.
53. Зачем Жилину нужно было выйти за аул на гору? – ПОСМОТРЕТЬ МЕСТО.
54. Кто следит за ним, корда уехал хозяин? – ЕГО СЫН.
55. Что Жидин пообещал ему сделать? – ЛУК И СТРЕЛЫ.
56. Автор пишет: « На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, — бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката». Как называется этот приём в литературе? – ПЕЙЗАЖ.
57. Почему Жилин не убежал в ту ночь? – Вернулись злые татары.
58. На какой день после похорон брата татарина Жилин предложил Костылину бежать? – НА ЧЕТВЁРТЫЙ.
59. Полез Костылин в дыру. А что случилось? – ОН ЗАЦЕПИЛ НОГОЙ КАМЕНЬ, ЗАГРЕМЕЛ.
60. Как звали собаку хозяина? – УЛЯШИН.
61. «Услыхал Уляшин, — забрехал и кинулся, а за ним другие собаки». А что сделал Жилин? – ЖИЛИН СВИСТНУЛ И КИНУЛ СОБАКЕ КУСОК ЛЕПЁШКИ.
62. Как Жилин примечал дорогу? – ПО ЗВЁЗДАМ.
63. Почему Костылин изрезал все ноги? – ПОТОМУ ЧТО ШЁЛ БОСИКОМ.
64. В какую сторону пошли беглецы? – ВПРАВО.
65. А куда нужно идти? – ВЛЕВО.
66. Как ведёт себя Костылин? – ПОСТОЯННО НОЕТ, ЖАЛУЕТСЯ, ГОВОРИТ, ЧТО НЕ ДОЙДЁТ.
67. «…вставай, садись на закорки, снесу, коли уж идти не можешь. Подсадил его на себя, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.— Только, — говорит, — не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись». О чём нам рассказывает автор? – КАК ЖИЛИН ТАЩИЛ КОСТЫЛИНА НА СЕБЕ.
68. Почему вернулся татарин, который гнал корову? – УСЛЫХАЛ, КАК ЗАКРИЧАЛ КОСТЫЛИН.
69. Какие действия предпринял татарин? – ВЫСТРЕЛИЛ И ПОСКАКАЛ ПРОЧЬ ПО ДОРОГЕ.
70. Что предлагает Костылин Жилину? – ИДТИ ОДНОМУ.
71. Что произошло с нашими героями? – ИХ СХВАТИЛИ ЧУЖИЕ ТАТАРЫ И ПРИВЕЗЛИ К АБДУЛЕ.
72. Какие условия поставил хозяин Жилину? – «ЕСЛИ МНЕ НЕ ПРИШЛЮТ ЗА ВАС ВЫКУП, Я ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ ВАС ЗАПОРЮ. А ЕСЛИ ЗАТЕЕШЬ ОПЯТЬ БЕЖАТЬ, — Я ТЕБЯ КАК СОБАКУ УБЬЮ. ПИШИ ПИСЬМО, ХОРОШЕНЬКО ПИШИ!»
73. Какой стала жизнь пленников? – НЕВЫНОСИМОЙ.
74. Как ведёт себя Костылин? – ВЕСЬ ОПУХ, РАЗБОЛЕЛСЯ, ЛОМОТА ВО ВСЁМ ТЕЛЕ. НЕ СПИТ, СТОНЕТ.
76. Кто однажды принёс пленникам лепёшек, черешен? – ДИНА.
78. Что вечером Дина принесла Жилину? – ДЛИННЫЙ ШЕСТ.
79. О чём Иван узнаёт от Дины? – УЕХАЛИ ВСЕ, ДОМА ТОЛЬКО ДВОЕ.
80. С кем Жилин бежал во второй раз? – ОДИН.
81. Что девочка принесла ему в дорогу? – ЛЕПЁШКИ.
82. Каким словом он её назвал? – УМНИЦА.
83. Кого на вторую ночь увидел Жилин? – КАЗАКОВ, РУЖЬЯ, СОЛДАТ.
84. Кто пустились навстречу Ивану? – ТРОЕ ТАТАР.
85. Что кричал Жилин, когда бежал к казакам? – БРАТЦЫ.
86. Сколько было казаков? – 15 ЧЕЛОВЕК.
87. Где остался служить Жилин? – НА КАВКАЗЕ.
88. Что произошло с Костылиным? – ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ЕГО ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ И ПРИВЕЗЛИ ЕЛЕ ЖИВОГО.