Основная проблема в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Основная проблема в повести Н.В. Гоголя «Шинель» – это судьба «маленького человека», своеобразный протест против общественных устоев, которые не ценят саму личность, а обращают внимание только на её статус. Именно Николай Васильевич сделал этот образ центральным в русской литературе, после него много последователей продолжили данную традицию.
Что же означает само понятие «маленький человек»? Этот человек мал по своему социальному статусу, его положение в обществе не имеет особой важности или вовсе становится незаметным. Его «малость» ещё характеризуется скудным ограниченным духовным миром, всевозможные запреты и притеснения обеднили его душу, лишили всяческих стремлений и веры в собственные силы. Такого человека интересует только события, происходящие в его жизни, общие исторические или философские вопросы не имеют никакого значения.
Писатель изображает главного героя заурядным и незначительным чиновником, занимающимся перепиской департаментских документов. Акакий Акакиевич придерживался в жизни только одного правила – беспрекословно подчиняться своему начальству и выполнять любые его распоряжения, о смысле и значении своей работы он даже не задумывался. Именно поэтому он начинал волноваться, когда ему давались задания, требующие элементарной смекалки и сообразительности, Башмачкин не был к этому готов. Главного героя устраивала его должность, он даже брал работу на дом и там мог весь вечер переписывать то, что не успел сделать днём. Таким образом, он ограждал себя от всего внешнего мира, враждебно настроенного ко всем мелким чиновникам.
Главной целью в жизни Акакия Акакиевича было откладывания денег на приобретение новой шинели. Впервые его существование наполнилось счастьем от ожидания исполнения заветной мечты. Именно поэтому исчезновение шинели стало настоящим горем для Башмачкина, ведь эта вещь символизировала его веру в лучшую жизнь, составляла весь смысл его существования. Он прошёл такой сложный путь, полный страдания и лишений, а в конце оказалось сплошное разочарование. Никто не мог помочь главному герою, окружающие не понимали всю глубину его несчастья, поэтому могли только посмеяться над такой незначительной, по их мнению, неприятностью. Всем была безразлична не только трагедия Акакия Акакиевича, а и вся его судьба в целом. Практически никто не заметил его болезни, как и скорой смерти после неё. Произведение построено таким образом, что читатель прослеживает всю жизнь главного героя, начиная с того момента, когда его наградили именем Акакий и заканчивая последним вздохом.
Н.В. Гоголь затронул в своей повести также тему самой бедности, он был возмущён тем, что человек прилежно и усердно выполняя свои обязанности, не может позволить себе даже приобрести необходимую одежду. В то время как менее ответственным и способным людям просто повезло родиться в нужном месте и в нужное время, поэтому они могут себе позволить не только роскошную жизнь, но и бездумное транжирство ради забавы.
Призывая к справедливости, автор поднимает тему возмездия в конце своей повести. В эпилоге дух Акакия Акакиевича мстил жителям города за нанесённые ему унижения и оскорбления, он появлялся из темноты и отбирал у прохожих шубы и другую верхнюю одежду. Упокоился с миром он только после того, как отомстил человеку, оказавшему большое влияние на трагический исход Башмачникова. Наконец, у него удалось постоять за себя и достойно ответить обидчику, тем самым дав надежду похожим на него людям.
Башмачкин не представляет собой уникального человека, таких «маленьких» и униженных чиновников было очень много в современной Н.В. Гоголю действительности. При помощи этого образа писателю удалось представить всё петербургское общество, порождающее произвол и равнодушие по отношению ко всему, что не имело к нему отношения. Николай Васильевич умело показал, что трагедия «маленького человека» заключается в отсутствии уважения не из-за душевных качеств или отсутствия умственных способностей, а от положения конкретной личности в обществе. Автор своей повестью хотел обратить внимание на этих незаметных, беспомощных и нелепых людей, неспособных самостоятельно противостоять ударам судьбы. Только сами люди, помогая другим, способны исправить жизненную несправедливость.
Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
п.1. Тематика и проблематика
Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.
Автор всеми силами хочет защитить бедного и запуганного мелкого чиновника. Когда издевательства сослуживцев становятся совсем уж невыносимыми, Акакий Акакиевич произносит одну лишь фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Этот вопрос, отчаянный крик души вдруг оказывает свое действие. Он оставляет глубокий след в сердце одного из сослуживцев Башмачкина.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.
Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.
И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.
п.4. Литературные приёмы
В повести немало сатирических моментов, где Гоголь использует различные приемы, каламбуры, смешные слова. С помощью литературных приемов, он. Проявляя образ и характер главного героя, автор обыгрывает его имя и фамилию. Имя «Акакий Акакиевич» говорит, что перед читателем предстает нечто, мелкое, пугливое и никчемное. От фамилии же веет чем-то уменьшительным и плебейским. Далее он описывает происхождение фамилии, подходя к вопросу с большой серьезностью, что выглядит крайне комично:
«Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки».
Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.
Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:
Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.
п.5. Конфликт произведения
В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.
Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.
В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.
Вопросы по произведению «Шинель» Н.В. Гоголя
Просмотр содержимого документа
«Вопросы по произведению «Шинель» Н.В. Гоголя»
Составила: М.С. Славнова
Вопросы для проверки знаний по теме: Н.В. Гоголь «Шинель»
Где служит чиновник? (в департаменте, но в каком не указывается).
Имя чиновника? (Акакий Акакиевич Башмачкин).
Какое положение занимает он на службе? (невидимка, начальники относились к нему холодно, деспотически).
С каким чувством служил чиновник? (с любовью, с наслаждением на лице).
Чем занимался герой дома после службы? (ел наскоро и садился переписывать принесенные домой бумаги).
Что является сильным врагом тех, кто получает 40р. в год в Петербурге? (северный мороз). Почему? (шинель стоит очень дорого).
Что обнаружил Акакий Акакиевич, рассмотрев свою шинель? (в 2-3 местах на спине и в плечах она истерлась).
Что решает делать? (снести Петровичу починить).
Что сказал о починке шинели Петрович? (нельзя поправить, худой гардероб).
Как ведет себя Акакий Акакиевич? (настаивает на ремонте).
Во сколько обойдется новая шинель? (150р. или все 200).
Как такое известие повлияло на Акакия Акакиевича? (он был уничтожен).
Какой план созревает у него? (прийти к Петровичу в воскресенье, когда тот будет заспавший, сунуть ему гривенник, тот обязательно починит старую шинель).
Удалось ли воплотить этот план? (нет).
Откуда у Акакия Акакиевича взялась половина суммы на шинель? (он всякий раз откладывал монету).
Откуда он собирался добыть вторую половину? (экономил абсолютно на всем+премия).
Как шла подготовка к пошиву новой шинели? (каждый месяц ходил Акакий к портному советоваться; экономил деньги, голодая 2-3 месяца, получил премию в 60р.).
За какое время портной пошил шинель? (2 недели).
Какие чувства вызвала шинель у Акакия Акакиевича? (он шел в праздничном расположении духа).
Как отреагировали в департаменте? (начали поздравлять. Один из чиновников предложил дать вечер в честь этого события).
Как изменился день Акакия Акакиевича? (он был радостным, весело обедал и уже не переписывал бумаги дома).
Как вел себя чиновник на вечере? (он не знал, куда себя деть, не привыкший к этому).
В каком расположении духа шел Акакий домой? (в веселом).
Что случилось с шинелью? (ее украли).
Что предпринимал Акакий Акакиевич? (бегал по конторам).
Как реагировали чиновники на его обращения? (выгоняли его).
Как все это сказалось на герое? (видел явления, болел и испустит дух).
Какие слухи пошли по городу? (что ходит по Петербургу призрак чиновника в шинели).
Как повлияло дела Акакия Акакиевича на значительное лицо? (ему представлялся Акакий Акакиевич, был поражен и хотел помочь, узнав о смерти, слушал упреки совести).
Как произошла встреча Акакия Акакиевича со значительным лицом? (чиновник взял его за шинель и хотел отобрать).
Что изменила эта встреча? (значительное лицо изменился, Акакий Акакиевич перестал появляться).
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Разделы: Литература
Цели урока: продолжение знакомства с “Петербургскими повестями” Гоголя и повестью “Шинель”; работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”; закрепление навыков пересказа-анализа, умения вести полемику.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации Саввы Бродского к повести “Шинель”.
“Весь мир против меня: как я велик!”. М.Ю. Лермонтов. Поэма “Испанцы”
“Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое”. Н.Г. Чернышевский
“Все мы вышли из гоголевской “Шинели”. Мелькиор де Вогюэ
“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”.
“Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Библия
Слово учителя и заранее подготовленных учащихся.
В 1829-1831 годах Гоголь находился на государственной службе: служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, а затем писцом в Департаменте уделов.
В 1842 году выходит повесть “Шинель”, завершившая цикл “Петербургские повести”.
И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника!
Работа с текстом повести.
— В каком тоне в основном ведется рассказ?
Рассказ в основном ведется в шутливом тоне “болтовни”. Герой жалок, несчастен, и рассказчик, словно не замечая этого, смеется над ним. Он говорит, что чиновники, насмехаясь, отнимали “благородное имя шинели и называли ее капотом”.
— Как меняется тон повествования?
— Что же заставило Башмачкина завести новую шинель?
“Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того… Враг этот не кто другой, как наш северный мороз…” Вся жизнь Акакия Акакиевича с тех пор, как над ним нависла угроза остаться холодной зимой при своем “капоте”, подчинена выкраиванию из скудных доходов необходимых для новой шинели денег.
— Как внутренне меняется Акакий Акакиевич?
Шинель становится подругой жизни. Существование его сделалось полнее, как будто бы он женился.
Мечта о шинели пробуждает человека в Акакие Акакиевиче. Именно такой образ позволяет Гоголю провести гуманистическую мысль о живой душе, скрытой даже в самом ничтожном человеке.
— Чем явилась для Башмачкина утрата шинели?
Утрата шинели явилась для Башмачкина катастрофой. “Акакий Акакиевич печальный побрел в свою комнату, и как он провел там ночь, предоставляется судить тому, кто может сколько-нибудь представить себе положение другого”.
— Расскажите о попытках Акакия Акакиевича вернуть утраченную шинель.
Акакию Акакиевичу суждено было “на несколько дней прожить шумно после своей смерти”. Прожить? Заставить о себе говорить, “как бы в награду за не примеченную никем жизнь”. “Значительное лицо” испытывает угрызения совести после известия о смерти бедного чиновника. Он стал внимательнее к людям.
Образ бедного чиновник, “маленького человека”, сделался после “Шинели” одним из центральных в литературе 40-х годов. Достоевский, Григорович, Некрасов продолжили и развили эту сквозную тему в русской литературе 19 века.
Аналитическая работа с текстом повести “шинель”.
Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).
Кроссворд решается всем классом. (Приложение 1)
Письменный ответ на вопрос: “Какие нравственные проблемы поднимает Н.В. Гоголь в повести “Шинель”?
Вопросы и задания для контроля по повести Н.В.Гоголя «Шинель». 8 класс.
специалист в области арт-терапии
Н.В.Гоголь «Шинель». Вопросы и задания для контроля.
Вопросы на знание содержания и понимание идейной стороны повести.
Дайте ответы на вопросы полными предложениями :
Кто такой «маленький человек»? Почему Акакий Акакиевич относится к этому типу литературного героя?
Заслуживает ли Башмачкин тех обид и несчастий, которые на него обрушиваются?
Есть ли в произведении персонажи, которые сочувствуют Башмачкину?
Какое событие и почему становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?
Какие чувства испытал главный герой, когда лишился шинели и остался без помощи представителей власти?
Как характеризует внутренний мир Акакия Акакиевича то, что он мечтает всего лишь о вещи? Почему повесть называется «Шинель»?
Какие чувства вызывает у читателя главный герой?
Докажите, что Петербург предстаёт в повести как город холода и мрака, город, чуждый простому человеку, равнодушный к его судьбе.
С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повесть фантастический финал?
Дайте связные ответы на вопросы в 4-х-5-ти предложениях.
Что необходимо для того, чтобы окружающие не обижали Акакия Акакиевича?
Есть ли у Акакия Акакиевича возможность мечтать не о вещи, а о чём-нибудь высоком?
Как изменится идейное содержание произведения, если исключить фантастический финал и закончить повесть смертью главного героя?
Вопросы на знание художественной стороны произведения.
В чём состоят особенности композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
Отметьте в тексте эпизоды-описания.
Какова их роль в произведении?
Много ли в повести диалогов?
С какой целью автор вводит их в повествование?
Прочитайте диалог Башмачкина и Петровича. Как через речь главного героя, через определения – «ремарки» передаётся его состояние?
Многое ли удаётся Башмачкину сказать «значительному лицу»? Какой «эффект» производит речь значительного лица на Акакия Акакиевича?
Почему перед диалогом автор вводит предысторию «значительного лица»?
Найдите в речи повествователя различные способы словесной игры: примеры нарочитого косноязычия, каламбуры, сочетания с возвышенной патетической декламацией. С какой целью они используются?
Темы для проектных работ.
Признаки жанра притчи в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Признаки жанра жития в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Задания для учащихся с низким уровнем учебных возможностей.
1.Запишите только те предложения, которые соответствуют содержанию повести Н.В.Гоголя «Шинель». У вас получится краткое изложение произведения.
История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении. Герой родился в богатой и знатной помещичьей семье, и с детства судьба была к нему благосклонна. Акакию Акакиевичу не везёт в жизни. Службу в должности мелкого чиновника, заключающуюся в переписывании бумаг, он исполняет честно и аккуратно. Жизнь свою Акакий Акакиевич проводит в постоянных развлечениях: ездит на балы и званые обеды, лето проводит в собственном богатом имении. Однако чиновники-сослуживцы часто посмеиваются над ним и незаслуженно его обижают. Вдобавок к этому выясняется, что шинель Акакия Акакиевича настолько износилась, что её никак нельзя починить и нужно шить новую. Акакий Акакиевич, не имеющий нужды в деньгах, объезжает все магазины Петербурга и покупает себе самую красивую и дорогую шинель. Чтобы скопить нужную сумму, ему приходится уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье… К несчастью, в первый же вечер новую шинель снимают с Башмачкина грабители. Он обращается за помощью к «значительному лицу», но в ажный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу. Он кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел. Акакий Акакиевич обращается за помощью в полицию, и ему с удовольствием помогают: быстро находят грабителя, забирают у него шинель и возвращают Акакию Акакиевичу. От сильнейшего потрясения Башмачкин заболевает и умирает, а вскоре в Петербурге появляется призрак Акакия Акакиевича, который мстит богатым и влиятельным лицам за равнодушие, срывая с них шинели. После этого события Акакий Акакиевич живёт долго и счастливо и продолжает проводить жизнь в удовольствиях и утехах.
Выберите и запишите ответы, в которых заключён смысл повести Н.В.Гоголя «Шинель»:
1.Повесть рассказывает о том, как хорошо быть успешным и влиятельным человеком, занимать высокий пост, ведь высокий общественный статус делает человека счастливым.
2.Повесть рассказывает о том, как маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата.
3. Фантастический финал передаёт мысль о протесте, на который оказывается способным только мертвец, но не реально существующий Башмачкин.