Проблемный вопрос по рассказу кавказский пленник

Сказки

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Источник

Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

ТЕМА: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Тип урока : урок комплексного применения ЗУН.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование : доска, учебники, раздаточный материал.

Оформление доски : эпиграф

Из всех добродетелей и достоинств

души величайшее достоинство – доброта.

Образовательные: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Формирование умений выделять главное в тексте.

Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей.

Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.

Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

— формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

— развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— умение грамотно строить письменную монологическую речь.

I. Оргмомент. ( приветствие, пожелание хорошей работы)

II. Постановка целей. Вступительное слово.

— Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение.

Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?

III. Актуализация знаний.

/ «Жила» – прочное окончание мышц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин./

— Найдите и зачитайте отрывки из текста рассказа, подтверждающие правоту предположений.

Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста.

Смелый, добрый, трудолюбивый.

Помогает, лечит, рукодельничает.

Он не привык отступать перед трудностями.

Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая.

Ноет, спит, ждёт (денег). Помогает, рискует, грустит.

Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.

Эгоист! Преданный друг!

IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

Как относятся татары к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.

Читайте также:  Пословица к сказке у тебя у самого свой ум

— Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?

— Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.

— Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

— Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.

— Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.

V. Закрепление литературоведческих понятий.

— На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?

Система образов в рассказе

Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу

Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.

Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.

VI. Этап осмысления.

— Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.

Проблемные вопросы к рассказу:

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

Каковы основные идеи рассказа?

VII. Этап рефлексии.

— Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?

Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.

Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.

Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.

Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.

Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

— В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

— Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений)

Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что…

Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …

Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

История создания рассказа «Кавказский пленник».

Источник

Вопросы для анализа рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Л.Н.ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

1. Как звали барина, который служил на Кавказе? – ЖИЛИН.

2. Кто написал этому барину такое письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься». – СТАРУХА МАТЬ.

3. К кому пошёл Жилин, чтобы выправить отпуск? – К ПОЛКОВНИКУ.

4. Какие события в то время происходили на Кавказе? – ШЛА ВОЙНА.

5. Что делали татары с русскими, которые отходили или отъезжали от крепости? – ИЛИ УБИВАЛИ, ИЛИ УВОДИЛИ В ГОРЫ.

6. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты? – ДВА РАЗА.

7. В какое время года происходили события, описанные в данном произведении? – ЛЕТОМ.

8. Сколько вёрст необходимо было проехать? – 25

9. Какой музыкальный инструмент извещал о том, что нужно остановиться? – РОЖОК.

10. Кого из героев автор описывает так: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»? – КОСТЫЛИНА.

11. Сколько денег заплатил за свою лошадь? – 100 РУБЛЕЙ.

12. Сколько татар увидал Жилин перед собой? – ЧЕЛОВЕК ТРИДЦАТЬ.

13. Что сделал Костылин, услыхав крик Жилина: «Вынимай ружьё!»? – СБЕЖАЛ.

14. Сколько татар ехало наперерез Жилину? – ШЕСТЕРО.

15. Что сделали татары с лошадью Жилина? – РАНИЛИ ЕЁ, А ПОТОМ УБИЛИ.

16. А что произошло с Жилиным? – ЕГО ВЗЯЛИ В ПЛЕН.

17. Куда татары привезли Жилина? – В АУЛ.

18. Как татарские ребята встретили Жилина? – ПИЩАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, КИДАЛИ В НЕГО КАМНЯМИ.

19. «Принес работник два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок». Как назывался этот предмет? – Колодка.

20. Куда поместили Жилина? – В САРАЙ.

21. Чей это портрет: «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный»? – Дины.

22. Что принесла Дина Жилину? – ВОДУ И ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ.

23. Что ели татары, когда к ним привели Жилина? – БЛИНЫ С МАСЛОМ.

24. Как повели себя татары после еды? – ПОМЫЛИ РУКИ, СЛОЖИЛИ ИХ, СЕЛИ НА КОЛЕНИ, ПРОЧИТАЛИ МОЛИТВУ.

25. Что велели татары Жилину? – НАПИСАТЬ ПИСЬМО ДОМОЙ.

26. Какой выкуп они хотели за него? – 3000 МОНЕТ.

27. Сколько мог заплатить Жилин? – 500 РУБЛЕЙ.

28. Сколько за Жилина заплатил хозяин? – 200 РУБЛЕЙ.

29. Какое наказание ожидало Жилина, если он не заплатит 3000 и не напишет письмо? – ПОСАДЯТ В ЯМУ И БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ПЛЕТЬЮ.

30. Жилин сказал: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!» Как его назвали после этих слов? – ДЖИГИТ – ЭТО ЗНАЧИТ МОЛОДЕЦ.

Читайте также:  Сказки самуил яковлевич маршак список

31. И вдруг «Пришел работник и идет за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный, на ноге тоже колодка». Кто это? – КОСТЫЛИН.

32. Сколько денег пришлют Костылину? – 5000 МОНЕТ.

33. На какой выкуп за Жилина согласился Абдул? – 500 РУБЛЕЙ.

34. В какое время суток пообещал хозяин снимать с пленников колодку? – НОЧЬЮ.

35. Как написал Жилин письмо? – ЧТОБ НЕ ДОШЛО.

36. Сколько времени так жили Костылин и Жилин? – МЕСЯЦ.

37. Кто из героев так себя вёл: «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит»? – КОСТЫЛИН.

38. А о чём думает Жилин? – БОГ ДАСТ – И САМ ВЫБЕРУСЬ.

39. Кто из героев был мастером на всякое рукоделье? – ЖИЛИН.

40. Какой предмет очень понравился Дине? Она его схватила и с ним убежала. – КУКЛА.

41. Что сделала старуха с куклой, которой играла Дина? – СХВАТИЛА И РАЗБИЛА.

42. Как поступил Жилин? – СДЕЛАЛ ЕЩЁ ОДНУ КУКЛУ.

43. Что однажды принесла Дина в кувшине? – МОЛОКО.

44. Как девочка отреагировала на то, что Иван выпил молоко? – ВСКОЧИЛА, ЗАХЛОПАЛА В ЛАДОШИ, ВЫРВАЛА КУВШИН И УБЕЖАЛА.

45. Что девочка тайком приносила Жилину каждый день? – МОЛОКО И СЫРНЫЕ ЛЕПЁШКИ.

46. Что починил Жилин Абдуле? – ЧАСЫ.

47. Как стали называть Жилина татары? – МАСТЕРОМ.

48. «Ушел в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить». Объясните действия Жилина – ОН ЛЕЧИТ ХОЗЯИНА.

49. Чей это портрет: «Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин только, когда он в мечеть приходил богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены, — белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка. Идет, бывало, в чалме своей, костылем подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернется»? – СТАРИКА, КОТОРЫЙ ЖИЛ ПОД ГОРОЙ.

50. Зачем Жилин пошёл к этому старику? – ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТОТ ЖИВЁТ.

52. Что по ночам делал Жилин? – КОПАЛ В САРАЕ ПОД. СТЕНОЙ ДЫРУ.

53. Зачем Жилину нужно было выйти за аул на гору? – ПОСМОТРЕТЬ МЕСТО.

54. Кто следит за ним, корда уехал хозяин? – ЕГО СЫН.

55. Что Жидин пообещал ему сделать? – ЛУК И СТРЕЛЫ.

56. Автор пишет: « На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, — бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката». Как называется этот приём в литературе? – ПЕЙЗАЖ.

57. Почему Жилин не убежал в ту ночь? – Вернулись злые татары.

58. На какой день после похорон брата татарина Жилин предложил Костылину бежать? – НА ЧЕТВЁРТЫЙ.

59. Полез Костылин в дыру. А что случилось? – ОН ЗАЦЕПИЛ НОГОЙ КАМЕНЬ, ЗАГРЕМЕЛ.

60. Как звали собаку хозяина? – УЛЯШИН.

61. «Услыхал Уляшин, — забрехал и кинулся, а за ним другие собаки». А что сделал Жилин? – ЖИЛИН СВИСТНУЛ И КИНУЛ СОБАКЕ КУСОК ЛЕПЁШКИ.

62. Как Жилин примечал дорогу? – ПО ЗВЁЗДАМ.

63. Почему Костылин изрезал все ноги? – ПОТОМУ ЧТО ШЁЛ БОСИКОМ.

64. В какую сторону пошли беглецы? – ВПРАВО.

65. А куда нужно идти? – ВЛЕВО.

66. Как ведёт себя Костылин? – ПОСТОЯННО НОЕТ, ЖАЛУЕТСЯ, ГОВОРИТ, ЧТО НЕ ДОЙДЁТ.

67. «…вставай, садись на закорки, снесу, коли уж идти не можешь. Подсадил его на себя, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.— Только, — говорит, — не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись». О чём нам рассказывает автор? – КАК ЖИЛИН ТАЩИЛ КОСТЫЛИНА НА СЕБЕ.

68. Почему вернулся татарин, который гнал корову? – УСЛЫХАЛ, КАК ЗАКРИЧАЛ КОСТЫЛИН.

69. Какие действия предпринял татарин? – ВЫСТРЕЛИЛ И ПОСКАКАЛ ПРОЧЬ ПО ДОРОГЕ.

70. Что предлагает Костылин Жилину? – ИДТИ ОДНОМУ.

71. Что произошло с нашими героями? – ИХ СХВАТИЛИ ЧУЖИЕ ТАТАРЫ И ПРИВЕЗЛИ К АБДУЛЕ.

72. Какие условия поставил хозяин Жилину? – «ЕСЛИ МНЕ НЕ ПРИШЛЮТ ЗА ВАС ВЫКУП, Я ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ ВАС ЗАПОРЮ. А ЕСЛИ ЗАТЕЕШЬ ОПЯТЬ БЕЖАТЬ, — Я ТЕБЯ КАК СОБАКУ УБЬЮ. ПИШИ ПИСЬМО, ХОРОШЕНЬКО ПИШИ!»

73. Какой стала жизнь пленников? – НЕВЫНОСИМОЙ.

74. Как ведёт себя Костылин? – ВЕСЬ ОПУХ, РАЗБОЛЕЛСЯ, ЛОМОТА ВО ВСЁМ ТЕЛЕ. НЕ СПИТ, СТОНЕТ.

76. Кто однажды принёс пленникам лепёшек, черешен? – ДИНА.

78. Что вечером Дина принесла Жилину? – ДЛИННЫЙ ШЕСТ.

79. О чём Иван узнаёт от Дины? – УЕХАЛИ ВСЕ, ДОМА ТОЛЬКО ДВОЕ.

80. С кем Жилин бежал во второй раз? – ОДИН.

81. Что девочка принесла ему в дорогу? – ЛЕПЁШКИ.

82. Каким словом он её назвал? – УМНИЦА.

83. Кого на вторую ночь увидел Жилин? – КАЗАКОВ, РУЖЬЯ, СОЛДАТ.

84. Кто пустились навстречу Ивану? – ТРОЕ ТАТАР.

85. Что кричал Жилин, когда бежал к казакам? – БРАТЦЫ.

86. Сколько было казаков? – 15 ЧЕЛОВЕК.

87. Где остался служить Жилин? – НА КАВКАЗЕ.

88. Что произошло с Костылиным? – ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ЕГО ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ И ПРИВЕЗЛИ ЕЛЕ ЖИВОГО.

Источник

Урок литературы по теме «Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

Нравственные уроки рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)

— рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

— формировать умение анализировать текст художественного произведения;

— развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

Читайте также:  Рассказ о падчерице из сказки 12 месяцев 5 класс

— формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

— учить сжато излагать повествовательный текст;

— развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

— продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

— воспитание общечеловеческих ценностей;

— умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

— Ребята, мы с вами прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

— Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и выпишем значение слов «плен», «пленник», «пленять».

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).

— Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война.

— Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая свой участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена. Согласны ли вы с этим? (Ответы детей).

— Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

— На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.

— Давайте сопоставим героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках).

— Обратите внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа), а ведь в произведении два героя. Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

— Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. (Он оказывается беспомощным, слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать).

— А как ведет себя в плену Жилин? (Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом).

— Прочитав рассказ и проанализировав героев, мы с вами понимаем, что герои разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Задание для 1 группы: Как герой оказался в плену?

«Служил на Кавказе офицером один барин . Звали его Жилин…

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,— навалилась Жилину на ногу».

Задание для 2 группы: Чем герой занимался в плену?

«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.

Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают:

Задание для 3 группы: Как герой готовился к побегу?

«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать.

— Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову!

Стал его Жилин уговаривать.

— Подводя итог работы в группах, нам необходимо сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Обратите внимание на нашу доску. (На доске перечислены различные качества. Ученикам предлагается распределить их в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину).

Качества, перечисленные на доске: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей

— На кого вам хотелось бы быть похожим? На Жилина или Костылина? Почему? (ответы детей)

— Ребята, вы хорошо поработали и теперь мы немного отдохнем и ответим на вопросы кроссворда.

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)

Источник

Познавательное и интересное