Проблемный вопрос по рассказу после бала

Сказки

Анализ рассказа Л. Н. Толстого После бала

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был опубликован после смерти писателя в 1911 году и входил в сборник в пользу евреев, пострадавших в «кишиневском погроме»*. Изначально данное произведение имело другие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».

Как и все глубокомысленные произведения Толстого — это, несмотря на свою непродолжительность, тоже изобилует деталями и ставит перед внимательным читателем непростую задачу, а именно: докопаться до истинной сути произведения, которых, как окажется, не одна и все они противоречивы. Данное произведение до сих пор исследуется учеными и библиографами Льва Николаевича, и никто до сих пор не может дать однозначного ответа по поводу его содержания.

Для кого-то это произведение будет о неразделенной любви. Кто-то подумает, что герой, подобно Андрею Балконскому (еще один легендарный персонаж из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») разочаровался в идее воинской доблести, после увиденного наказания солдата. Возможно, для кого-то полковник, отец возлюбленной главного героя, станет основным антагонистом этой истории и во всех несчастьях будет виноват только он. Но Толстой был бы не Толстой, если бы дьявол не крылся в деталях.

«После Бала» во многом автобиографическое произведение и основано на воспоминаниях автора. В нем поднимаются остросоциальные темы. Тема взросления и становления героя. Прослеживается тема непонимания друг друга разными поколениями.

Сюжет повествует об Иване Васильевиче, который в кругу своих близких слушателей рассказывает о том, что не среда влияет на судьбу человека, а случай. Что все может изменить какой-то непредвиденный момент, к которому человек не был готов и что этот самый момент способен перевернуть все мировоззрение, все идеи и помыслы человека вплоть до самой его смерти. Судя по всему, рассказчик уже пожилой человек, его собеседники начинают над ним подтрунивать, но он продолжает. Он вспоминает о днях своей былой юности, о том, как хотел поступить на военную службу, о балах, о первой любви. О своей первой любви он говорит с таким благоговением и упоением, что собеседники и здесь начинают над ним подшучивать из-за его старомодных взглядов, на что Иван Васильевич сильно обижается, ведь он идеализировал образ своей первой влюбленности и возвел его в статус божества. Он так же упрекает более юное поколение в склонности все опошлить и осквернить. Герой продолжает свой рассказ, он описывает воздушный, почти сказочно-прекрасный бал, об опьяняющем его разум чувстве любви к прекрасной даме. Он говорит о том, как танцевал с ней мазурку до самого утра и как не помня самого себя добрался домой и от перевозбуждения чувств не мог заснуть. Затем в рассказе, до того подернутом какой-то дымкой неестественных мечтаний, наступает пробуждение. Сначала Иван Васильевич описывает дом, в котором живет вместе со своим покойным братом и крепостным, затем он описывает улицу, по которой решил прогуляться, потому что не мог заснуть после волнительной ночи и наконец он окончательно сбрасывает оковы сна, сковывающие его разум все это время.

Герой приходит на поле, где видит, как целый отряд, бьет солдата в качестве карательной меры за попытку бегства из казармы. Эта ужасная сцена навсегда запечатлевается у него в голове. Его начинает тошнить. Ему становится плохо. Герой впадает в лихорадочное состояние. Он видит полковника, который руководит процессом и узнает в нем отца своей возлюбленной, от этого ему становится еще более не по себе.

Заканчивается рассказ тем, что Иван Васильевич говорит:

«Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Эта несправедливость по отношению к беглому солдату, которую увидел главный герой в корне изменило его оставшуюся жизнь. После этого события он не поступил на военную службу и не женился на своей возлюбленной.

Главным героем выступает сам рассказчик, по имени Иван Васильевич. Сначала мы видим его уже сформировавшейся личностью, которая рассказывает о себе же в более юные годы. Т.е. это два персонажа: старый и молодой. Это две разные личности. Иван Васильевич стоик, повествующий о своей юношеской наивности, о том, как он учился и беззаботно веселился в компании друзей. Что главным в его жизни были вечера и балы. Он был молод, хорош собой и его ничего не волновало кроме веселья и кутежа, но однажды в его жизни все переменил один лишь случай. Да, возможно, он был в компании людей, которые способствовали подобному образу жизни, но Иван Васильевич настаивает на том, что лишь случай может заставить человека сделать переоценку ценностей, а не смена среды.

Иван Васильевич – идеалист, сотканный из одних сплошных противоречий. Человек, который сам создал образ идеальной любви и в него же и влюбился. Он не был готов столкнуться с жестокой действительностью, которая в конечном итоге разрушила все его представления и в какой-то степени сломала ему жизнь. Перевернула всю его дальнейшую судьбу с ног на голову. Сцена избиения беглого солдата потрясает его до глубины души.

Все бы это сошло на нет и не возникло бы противоречивых мыслей, можно было бы согласится с героем, ведь он мастерски вводит читателя в заблуждение, если бы не одна деталь. При разговоре с кузнецом, который шел вместе с ним к полю, где избивали солдата, между ними произошел короткий диалог:

– Что они делают? – спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.

– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

— именно слово «побег» играет ключевую роль. Как герой он видит ситуацию только с одной стороны, со стороны наказания и угнетения несчастных крестьян, но уже в армии. Он не обращает внимание на то, что так было заведено для армии тех лет и что телесные наказания были отменены только в 19 веке. Показное наказание за попытку бегства перед всем полком, потому что такой солдат мог убежать во время боя и спровоцировать панику. В армии того времени практиковался механизм «свой-чужой». Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит они такими не будут. Каждый должен ударить сильно, и полковник за этим следит.

Сегодня этот человек просит о помиловании, а завтра он предаст родину или станет дезертиром. Зверство, описанное в рассказе следует рассматривать в относительных мерах. Но главный герой не хочет понимать этой другой стороны и принимает все категорично. Перед его глазами только изувеченное тело несчастного солдата, его спина, превращенная в кровавое месиво. Тут же у главного героя мелькает в голове ассоциация жесткого обращения с крепостными. Он приравнивает солдат и крестьян к одному сословию и то как другие, более высокого происхождения, погоняют их точно скотину. Ведь все равны перед богом, но какие-то люди ставят себя выше других. Это событие навсегда отталкивает героя от службы в армии.

Любовь главного героя к этой девушке была слишком идеализирована, он слишком сильно превозносил ее в глазах своих слушателей. Сравнивал ее царственной особой, возвышая над всеми остальными. Это восхищение наталкивает на параллель с духовной, сакральной любовью, которые люди испытывают, когда верят в Бога. Отказ от этой любви, это как отход автора рассказа от веры.

Ко всему этому еще примешивается личность полковника, который руководит побоями. В нем рассказчик узнает отца Вареньки – своей первой любви. Возможно, именно этот факт оттолкнул его от неё и «любовь сошла на нет». Что у такой прекрасной и воздушной девушки, такой монстр отец, к которому он тут же начал испытывать отвращение, хотя восхищался им будучи на балу, наблюдая за тем, как тот танцует со своей дочерью. Они оба казались ему идеалом, сошедшим с полотна картины. Но вины полковника тоже нет в том, что именно он был руководителем, ведь он всего лишь выступал в роли винтика под названием «государство».

Герой рассказа не понимает, что государство – это слаженный механизм, где все его граждане всего лишь винтики.

Несмотря на все это, постоянные протесты против телесных наказаний в армии только нарастали, что и отразил в своем рассказе Л.Н. Толстой.

Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что герой данного произведения – это ненадежный рассказчик. Возможно, данное впечатление производит то, что и сама ситуация двойственная: с одной стороны, явное проявление жестокости в своей самой изощренной манере, с другой стороны вынужденная мера. Тем не менее это не отменяет того факта, что главный герой является инфантильным идеалистом, в глазах которого однажды рухнули его представления, полные заблуждений, о мире, который его окружал.

Второстепенные персонажи описаны по воспоминаниям главного героя. Ими являются полковник, его дочь Варенька и конечно же слушатели. Основной акцент герой произведения делает на описание внешности Вареньки. В его глазах она возвышенное, почти неземное существо. Высокая, стройная с царственным видом, но с ласковой улыбкой и с блестящими глазами. Даже в описании этого образа идеальной женщины чувствуется как герой умышленно ее идеализирует, над чем и подтрунивают слушающие его люди. Отец Вареньки тоже имеет два облика, тот, что на балу и тот, что после бала. Идет противопоставление одного образа другому. На балу это высокий, красивый, статный и свежий старик, похожий на Николая I, когда как уже утром он видит настоящего тирана, который одним своими видом повергает окружающих людей в ужас и страх. И наконец слушатели, которые так и норовят подколоть старика. Они явно моложе его, на что намекают их расхождения во взглядах на любовь, общение и дружбу. По началу герой не хочет рассказывать им свою историю, но они подогревают в нем интерес наводящими вопросами, благодаря которым их беседа вылилась в целый рассказ.

Читайте также:  Рассказ о жизни дубровского в петербурге по плану

Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе» или принцип «матрешки». Такой прием используется автором, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от действующего лица одного из героев. В данном случае от лица Ивана Васильевича. Основное произведение является рамкой для вставленного в него произведения или рассказа.

Рассказ написан литературным языком. В нем присутствуют слова на иностранном языке, что указывает на высокий статус автора: «Encore», «la Nicolas I», «ma chere». Данный прием также вводит нас в реалии эпохи того времени и что в России 170 лет назад действительно господствовала иностранная культура. В высшем обществе было принято говорить на французском, немецком или английском языках, говорить по-русски считалось плохим тоном. Так же присутствует восходящая градация в предложении: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.», «То тихо и плавно, то шумно и бурно», являются градацией. В тексте присутствует вопросно-ответная форма изложения: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.», «– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль.» В рассказе много раз повторяются слова «умилился», «умиление», что указывает на манерность главного героя и его постоянное витание в мечтах.

Весь рассказ выстроен на некой антитезе, на сопоставлении бального зала с его искусственным освещением, с естественным рассветом нового дня, что намекает на искусственность, жеманность и лицемерность высшего общества и что ничего нет прекраснее естественной красоты и искренности. На сравнении с высокомерными и кичливыми людьми, которые окружали героя на балу, и потом, когда он шел по улице с простыми рабочими крестьянами. И наконец на противопоставлении образа полковника, как отца Вареньки на балу при всем параде и того черствого и бездушного солдафона, с которым герою пришлось встретится в самом конце.

Рассказ «После бала» несет очень глубокий нравственный и социальный посыл. В нем идет речь о смене эпох, когда идеализированная реальность, с ее оторванным от реальности жеманным высшим обществом, столкнулась с той самой жестокой действительностью, разбившись вдребезги. Для меня произведение искусства, является настоящим искусством только в том случае, если при взгляде на него задаешься вопросами, на которые не можешь дать однозначного ответа. Исходя из всего вышесказанного я все равно считаю, что что-то упустила из вида и это парадокс для столь маленького произведения. С развитием интернета и практически безграничного потока самой разной информации в человеке вырабатывается системный подход к решению той или иной проблемы. Современные технологии позволяют нам рассматривать или анализировать проблему с разных сторон или объемно. Чем больше узнаешь о произведении, тем больше погружаешься во внутренний, противоречивый мир писателя. Многие ученые исследуют произведения Л. Н. Толстого и никто не может дать однозначный ответ на все проблемы, которые автор поднимал в своих книгах. Что безусловно делает этого писателя гениальным, но в то же время я сама задаюсь вопросом, а все ли на самом деле было задумано так многогранно и неоднозначно или это уже наши знания и системные подходы к решению проблем намеренно усложняют произведения в нашем восприятии от их первоначальной задумки?

*Один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6 —7 апреля 1903 года в Кишинёве. Во время погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600, повреждено около 1;3 всех домостроений города.

Источник

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Рассказ отражает глубокое разочарование автора в устройстве общества, желание изменить его ценности, сделав главным ориентиром человека, а не сословную принадлежность.

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.

Жанр – рассказ (род литературы – эпос);
Направление – реализм;
Основная идея – человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность;
Тема и проблема – социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии;
Композиция – «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.

п.1. Тематика и проблематика

Тема бесправного положения более низких сословий выражается в сценах наказания беглого солдата-татарина под руководством полковника. Наказание слишком жестокое, оно несопоставимо с совершенным нарушением. Солдата прогоняют через 2 шеренги сослуживцев, которые должны его бить и не могут отказаться от участия в экзекуции. Человека при этом забивают до смерти.

В царской России времен правления Николая I (в 40-х годах 19 века) это считалось обыденной практикой, даже сами солдаты порой были уверены, что «это по закону, по суду».

Подробнее об этом – в статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин», 1887 г.

Проблема: Слабые стороны социального устройства не пытались изменить, а ужесточили порядки в отношении низших сословий, чтобы держать их в подчинении и страхе.

Тема двуличия высших слоев общества раскрывается через двойственный образ полковника, его поведение построено на контрасте.

Проблема: то, что Иван Васильевич видит как двуличие, является нормальным для полковника. Автор акцентирует внимание: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но при этом законными.

Разочарование в религии показано косвенно, прямо автор этого не говорит. Достаточно сопоставить даты событий, чтобы увидеть символизм и критику. Бал происходит в последний день Масленицы, а значит расправа над солдатом – в первый день Великого поста, Чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, что не вяжется со сценой экзекуции. Немаловажно, что наказание обрушивается на солдата мусульманской веры.

Проблема: справедливости нет ни в светском устройстве государства, ни в духовном, людей низшего сословия ничто не может защитить. Церковь молчит, когда государство карает.

п.2. Идея и пафос рассказа

Человек способен преодолеть влияние среды и увидеть социальную несправедливость, даже если она не коснулась его напрямую. Бесчеловечность и жесткость всегда отзовутся в душе нравственного совестливого человека отвращением, а найти оправдание увиденной сцене наказания не получится.

Можно жить в аристократической среде, но уметь видеть человека в каждом, а не только среди представителей своего сословия. Иван Васильевич доносит до читателей убеждения самого писателя, великого гуманиста и правозащитника.

п.3. Основные герои

Конфликт произведения завязан на этих героях, остальные персонажи дополняют сюжет. Образы юной беззаботной красавицы Вареньки и измученного солдата подчеркнуто контрастны.

п.4. Литературные приёмы

Говорящее название «После бала» показывает, что изменения в состоянии героя наступили именно после памятного утра.

Антитеза – прием противопоставления сцен бала и казни.

Контраст выражается с помощью образов и детальных описаний, это видно даже по сопоставлению лексики.

Бал: Варенька, любовь, танцы, эйфория, душевный подъём, красота человеческих отношений, улыбка, грация, красноречивые взгляды, яркие краски, сочувствие, нежность, красивая музыка.

Портрет помогает проникнуть во внутренний мир героев: внешность, мимика, жесты, манера держаться создают наполненный образ.

Образ полковника рушится, когда он проявляет зверскую жестокость к подчиненному.

п.5. Конфликт произведения

Молчаливый протест героя выражается так: он оставил мысли о любой службе (не только военной) и «никуда не годился», сохранив до зрелых лет убеждение, что увидел в то утро социальную аномалию.

Источник

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе

специалист в области арт-терапии

Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе.

Глубокое знание тайных движений психической жизни

и непосредственная чистота нравственного чувства.

— продолжение знакомства школьников с творчеством Л. Н. Толстого;

— развитие умения учащихся анализировать произведение «вслед за автором»;

— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.

Сообщение темы и цели урока

Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (с. 27—29).

Работа с вопросами на с. 29.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «После бала» учащимися по очереди, в слабых классах — учителем.

Работа с вопросами и заданиями учебника на с. 40—41.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рассказ Льва Толстого «После бала» был написан в 1903 году, в его основу легли воспоминания писателя о юношеских годах в Казанском университете. Однако напечатан рассказ был только после смерти автора, в 1911 году.

В рассказе «После бала» с огромной силой проявляется толстовский «трезвый реализм», беспощадное разоблачение лицемерия и жестокости государственной системы в царской России XIX века.

Нарисовав страшную картину наказания беглого солдата, с беспощадной правдивостью раскрыв истинную сущность «служаки николаевского времени» — полковника Б., Толстой дал нам типичную картину русской жизни тех давних лет. Идейный смысл рассказа заключаетсяв разоблачении Толстым истинной сущности русской действительности первой половины XIX столетия. Писатель был убежден, что человек, увидевший подлинное лицо этой действительности, уже не сможет спокойно жить по-старому — переменится вся его жизнь, как это случилось с героем-рассказчиком, Иваном Васильевичем.

Читайте также:  Рассказ первый полет а митяева

Жизнь героя произведения резко изменил всего один случай, однако ни сам герой, ни автор рассказа не видят, не понимают, как надо бороться с тем социальным злом, свидетелем которого оказался юный еще Иван Васильевич. Социальный протест самого героя выражается лишь в том, что он отказывается и от службы государственной, и от личного счастья: он «не мог поступить на военную службу. и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда. не годился».

Мастерство художника-психолога проявляется у Толстого в исключительно глубоком и тонком раскрытии переживаний Ивана Васильевича, а весь рассказ проникнут высоким нравственным чувством автора.

Все в рассказе подчинено раскрытию его основной идеи — страстного протеста против насилия и лицемерия. Этому служит и композиция произведения — «рассказ в рассказе», и все художественные

средства. То, что между событиями после бала и моментом, когда Иван Васильевич о них рассказывает, прошло много лет, даже десятилетий, говорит о важности и неслучайности тех впечатлений, которые получил герой-рассказчик в утро экзекуции.

Все события показаны глазами человека счастливого и влюбленного, такого счастливого, что даже спать невозможно: герой готов весь мир считать и добрым, и счастливым, и прекрасным. Именно это заставляет героя ярче и болезненнее почувствовать контраст между тем, какими кажутся люди на балу, и тем, какими они являются на самом деле.

Контраст между парадной стороной жизни России начала XIX века и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается благодаря тому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному и тому же плану, но насыщены резко различным содержанием.

Этот контраст является отражением подлинного положения вещей в русской действительности XIX — начала XX века и помогает понять отношение к ней самого Льва Толстого, беспощадно осуждавшего любую жестокость, в первую очередь социальную.

Рассказ Льва Толстого «После бала» имеет три основные части:

2. Рассказ Ивана Васильевича.

Однако и сам рассказ Ивана Васильевича распадается на две части, которые можно озаглавить словами текста:

1. «Бал был чудесный».

2. «Татарина гоняют за побег».

Таким образом видна композиция «рассказ в рассказе», позволяющая во введении и заключении «высказаться» самому автору, чаще всего при помощи несобственно-прямой речи: речи героя-рассказчика, плавно перетекающей в речь-оценку автора, и наоборот.

Рассказ о событиях, происшедших на балу и после бала, идет от имени Ивана Васильевича, свидетеля и участника этих событий.

— Представьте себе рассказчика таким, каким он был в юности, когда произошли события, описанные в рассказе. Составьте его словесный портрет.

— Что вы можете сказать о внутреннем мире героя-рассказчика?

— Возмущался ли герой какими-либо «несообразностями» в окружающем его мире? Выступал ли против крепостного права?

(Свой слуга-крепостной. Крепостные музыканты на балу.)

— Как вы думаете, знал ли он, что служба в армии в 1840-е годы длилась двадцать пять лет?

— Почему даже то, что он видит на поле рано утром, тогда не казалось ему «дурным делом»?

— Опишите юную Вареньку. Какие детали ее внешности и характера подчеркивает автор?

— Как вы полагаете, знает ли Варенька, чем занимается ее отец? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Перечитайте сцену танца Вареньки со своим отцом. Какое сходство между отцом и дочерью подмечает герой-рассказчик?

— Что умиляет рассказчика в облике полковника?

— Где и как проявляется истинная сущность полковника?

— Почему внутренний мир этого персонажа показан только через действия?

— Почему Толстой прямо пишет: «полковник был тип служаки николаевского времени»?

— Как ведет себя полковник на балу? Что говорит о его хорошем настроении?

— Каково настроение на балу самого героя-рассказчика?

— Влияет ли настроение Ивана Васильевича на его восприятие полковника? Каким образом?

— Почему юный влюбленный пошел утром на окраину города?

— Изменилось ли при этом его настроение?

— Перечитайте сцену экзекуции. С чего она начинается для героя-рассказчика?

(С музыки — «другой, нехорошей», не такой, как на балу.)

— Чему противопоставлена сцена экзекуции?

— Каким выглядит полковник на плацу? Как это описывает автор?

— Какие стороны характера полковника раскрываются в сцене экзекуции?

— Как меняется настроение героя?

— Как вы думаете, знал ли полковник на балу, что ему утром предстоит экзекуция беглого солдата?

— Какие детали экзекуции помогли юноше «изжить» свою любовь?

(Замшевая перчатка полковника, бьющая по лицу солдата, и кровавое месиво вместо тела беглого татарина.)

— Понимал ли полковник, что он делает? Поступал ли по закону?

— Какое чувство переживает герой-рассказчик?

(«Мне же было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)

— Определите основные черты характера героя-рассказчика.

(Иван Васильевич правдив и искренен во всем.)

— Каково отношение автора произведения к описываемым событиям? Обоснуйте свой ответ.

— домашнее сочинение «Почему рассказ Льва Толстого назван „После бала“, а не „Дочь и отец“, как было задумано изначально?».

Источник

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

специалист в области арт-терапии

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

I . Проверка домашнего задания.

Лев Николаевич Толстой учит нас жить по совести. Современники писателя считали, что он знает всё. Ему присылали письма. (Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему писали письма из тюрем, простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…Толстой – великий писатель. Он не мог смириться с жестокостью и в то же время ничего не мог изменить. Сегодняшний наш урок – еще один шаг к пониманию того, как надо жить. Каждый из вас сможет выразить свое мнение по тем тезисам, которые я вам буду озвучивать. Но сначала повторим изученное.

2) Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

После бала рассказчик не мог уснуть (да).

Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

— И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

Учитель: Молодцы. А теперь мы обратимся к дискуссии, к методу «Светофор». Перед вами карточки трех цветов. Ваша задача – выслушать тезис и поднять свою карточку. Отвечаем по цепочке. Подключаться к ответу может любой из вас (если есть что дополнить или опровергнуть) ( Знакомство с правилами дискуссии)

Метод «Светофор»

Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному.

Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку;

— этот метод позволяет узнать мнения всех участников: никто не остается только зрителем;

у многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во взглядах и обосновать свое мнение;

— желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает;

всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису;

этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек малорезультативно.

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий : «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала», потому что после того, что произошло ранним утром, изменилась вся жизнь Ивана Васильевича. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро. ( Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной ).

Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала», чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось. (Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)

В рассказе противопоставлены две эпохи: 40-е годы и 90-е годы XIX века

Читайте также:  Рассказ на английском языке 3 класс читать

(40-е годы – рекрутские наборы, проводимые еще при Петре I . Были издевательства, унижения. Была пожизненная служба. Никакой защиты по отношению к личности. Правил Николай I , прозванный за свою жестокость Николаем Палкиным.

90-е годы Правление Николая II . Произошла реформа. Служить стало легче.

В произведении Л.Н.Толстого мы видим такую композиционную особенность, как рамочная композиция – “рассказ в рассказе”. (Да, такая композиция, при которой объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе: Иван Васильевич вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

Зеркальная композиция такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. ( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

Жизненные позиции Ивана Васильевича и полковника похожи. ( Полковник и Иван Васильевич люди одного класса, однако, на этом их сходство заканчивается ).

III . Вывод (с опорой на обсуждение последнего тезиса)

IV . Рефлексия и оценивание работы учеников на уроке.

(как работал, ошибки)

(насколько я помог группе, насколько одноклассники, учитель помогли мне)

(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)

(по десятибалльной системе )

V . Домашнее задание (на выбор)

1) Письменно поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

2) Нарисуйте понятие «стыд»

3) Письменно поразмышляйте над вопросом: Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от службы и любви?

4) Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?

Думаю, проводить весь урок таким образом не следует. Лучше использовать как фрагмент, особенно если класс нечитающий.

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

I . Проверка домашнего задания.

Лев Николаевич Толстой учит нас жить по совести. Современники писателя считали, что он знает всё. Ему присылали письма. (Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему писали письма из тюрем, простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…Толстой – великий писатель. Он не мог смириться с жестокостью и в то же время ничего не мог изменить. Сегодняшний наш урок – еще один шаг к пониманию того, как надо жить. Каждый из вас сможет выразить свое мнение по тем тезисам, которые я вам буду озвучивать. Но сначала повторим изученное.

2) Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

После бала рассказчик не мог уснуть (да).

Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

— И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

Учитель: Молодцы. А теперь мы обратимся к дискуссии, к методу «Светофор». Перед вами карточки трех цветов. Ваша задача – выслушать тезис и поднять свою карточку. Отвечаем по цепочке. Подключаться к ответу может любой из вас (если есть что дополнить или опровергнуть) ( Знакомство с правилами дискуссии)

Метод «Светофор»

Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному.

Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку;

— этот метод позволяет узнать мнения всех участников: никто не остается только зрителем;

у многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во взглядах и обосновать свое мнение;

— желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает;

всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису;

этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек малорезультативно.

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий : «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала», потому что после того, что произошло ранним утром, изменилась вся жизнь Ивана Васильевича. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро. ( Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной ).

Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала», чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось. (Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)

В рассказе противопоставлены две эпохи: 40-е годы и 90-е годы XIX века

(40-е годы – рекрутские наборы, проводимые еще при Петре I . Были издевательства, унижения. Была пожизненная служба. Никакой защиты по отношению к личности. Правил Николай I , прозванный за свою жестокость Николаем Палкиным.

90-е годы Правление Николая II . Произошла реформа. Служить стало легче.

В произведении Л.Н.Толстого мы видим такую композиционную особенность, как рамочная композиция – “рассказ в рассказе”. (Да, такая композиция, при которой объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе: Иван Васильевич вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

Зеркальная композиция такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. ( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

Жизненные позиции Ивана Васильевича и полковника похожи. ( Полковник и Иван Васильевич люди одного класса, однако, на этом их сходство заканчивается ).

III . Вывод (с опорой на обсуждение последнего тезиса)

IV . Рефлексия и оценивание работы учеников на уроке.

(как работал, ошибки)

(насколько я помог группе, насколько одноклассники, учитель помогли мне)

(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)

(по десятибалльной системе )

V . Домашнее задание (на выбор)

1) Письменно поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

2) Нарисуйте понятие «стыд»

3) Письменно поразмышляйте над вопросом: Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от службы и любви?

4) Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?

Думаю, проводить весь урок таким образом не следует. Лучше использовать как фрагмент, особенно если класс нечитающий.

Источник

Познавательное и интересное