Проблемы поднятые в рассказе матренин двор

Сказки

Проблематика рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына

Рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына раскрывает перед читателем страшную трагедию простой русской женщины, доброй, отзывчивой, любящей и никому не нужной.

Тяжелая женская доля одинокой пожилой Матрены – основная проблема, проходящая красной нитью через весь рассказ. Как и любая другая деревенская женщина, Матрена была замужем, шесть раз пыталась стать матерью, но у нее ничего не получилось, ни один ребенок не выжил. Даже эти страшные потери не смогли сломить русскую крестьянку Матрену, она по-прежнему настойчиво пыталась осчастливить хоть кого-то, пусть это и была в конце концов старая колченогая кошка.

Еще одна проблема, поднимаемая А. И. Солженицыным, непринятие обществом одной жертвы. Доя кого всю жизнь старалась Матрена? Муж ее не любил и постоянно изменял, соседка отзывается о ней плохо, родственники норовят растащить последнее добро, которое было в неказистой ее избушке. Сам рассказчик понимает, что она была простым и непонятым праведником только после того как женщина умерла.

Ее последнее старание помочь людям привело Матрену к гибели. Но кому и зачем нужна была эта жертва? Прежде всего самой Матрене. Она не умела жить по-другому и в этом трагедия ее маленькой никчемной жизни.

Надо сказать, что она сама нисколько не пытается показаться идеальной или просто хорошей, а еще она понимает, что у каждого человека может быть внутренний мир, закрытый для других. И раскрывая собственную душу, не стремиться проникнуть в сущность других людей. Она никому не навязывает своего мнения и не стремится быть похожей на всех остальных. Ее устраивает все, бедная одежда, такое же жилище, постоянная нищета. Бескорыстно помогая многочисленной родне и соседям, Матрена делает это не из стяжательства или зависти, а просто по доброте душевной, которой у нее очень много.

Некоторые строки говорят о том, что даже сам автор удивляется своей героине и приглашает читателя разделить с ним это чувство.

Еще одной проблемой рассказа А. Солженицына является злобное, но серое и безликое по своей сути общество. Все те, кто окружают Матрену, не хотят признавать ее себе подобной. Она для них ничтожество, которым просто иногда можно пользоваться, и рассказчик дает читателю понять, что на самом деле это страшно, потому что ведет к одиночеству среди людей.

Эта проблема маленького человека не нова в литературе, но Солженицын один из первых описал трагедию именно женщины, простой труженицы, крестьянки, не возвышенной и мечтательной, а приземленной, реальной.

Не мог А. И. Солженицын обойти стороной и проблему отношения государства и отдельно взятого человека. И если знать биографию писателя, то выбор этой проблемы становится понятным и очевидным. Никогда государственный механизм не остановится ради судьбы незаметной песчинки – человека, женщина это, мужчина или даже ребенок.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что основной проблемой рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» является противопоставление одинокой женской доли жестокому и безнравственному обществу. Также подсвечены проблемы ненужного самопожертвования, нежелания становиться одним из огромной серой массы, противопоставления себя государству.

Для женщины Матрены ее двор был тем самым добрым мирком, без которого она себя не представляла, может быть поэтому ее гибель была оправдана и понятна, ведь жить без своего дома она не могла, причем не столько в физическом, сколько в духовном смысле.

А.И. Солженицын писал о том, что прочувствовал сам, может быть именно поэтому его произведения настолько пропитаны реализмом, что невольно содрогаешься, представляя мир, в котором живешь.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 12

Источник

«Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3»

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее.

Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы:

Читайте также:  Рассказ в художественном стиле про зиму

1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская.

2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества.

3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях.

4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена.

Источник

Сочинение: Проблематика рассказа «Матренин двор» (А.И. Солженицын)

(523 слова) Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» является автобиографичным: автору пришлось пережить незаконный арест, отсидеть долгие годы в тюрьме, подорвать здоровье на обязательных работах и увидеть изнанку советской деревни, которую так идеализировали власти. Это произведение повествует о жизни простого русского народа, о повседневном быте, о справедливости, добре, сострадании и, конечно же, о ежедневном труде жителей деревни, прозябающих в нищете. Проблематика известного рассказа Солженицына актуальна и сегодня, когда села вымирают от тех же социальных недугов, которые описал автор.

Еще одна проблема произведения Солженицына «Матренин двор» — неблагодарность людей и государства за бескорыстный труд героини. Для Матрёны превыше всего благополучие людей, и она готова ради этого трудиться не покладая рук. Однако абсолютно никто не ценит и не понимает человечности героини. Фаддей мстит ей за то, что она в тяжелое время помогла его семье, выйдя замуж за Ефима. Окружающие злословят из-за того, что она не могла родить здоровых детей. Государство не выдает ей положенную пенсию, хотя Матрена трудится честно. Получается, что труд и доброта героини никак не вознаграждаются.

Не менее остро стоит проблема человеческого счастья. Каждый прожитый день героини наполнен страданием и разочарованием: боль и утрата в юности, частые недомогания и болезни, ежедневный тяжёлый труд. Вот какова судьба Матрены! Неудивительно, что от всех жизненных невзгод и проблем героиня находит утешение и облегчение в работе. Ничего другого просто нет. Но именно тяжкий труд и приводит героиню к смерти. Все же автор восхищается способностью Матрены отыскать счастье даже в горе и дарить его другим.

Проблема помощи и сострадания ближним является одной из основных в рассказе «Матренин двор». Смысл жизни Матрёны заключается в помощи и милосердии, однако ей самой помочь некому. Люди отворачиваются от нее, как будто получают нечто должное.

Также очень ярко в произведении Солженицын представлена проблема алчности. Жители села на первое место ставят материальные блага и ценности, нежели чистоту человеческой души и безвозмездный труд. Люди просто ослеплены жаждой наживы и не замечают истинных человеческих качеств.

Проблема равнодушия в рассказе тоже очень важна. Государство никак не облегчает жизнь крестьян, хотя исповедует социализм. Видимо, жизненные невзгоды и препятствия, по мнению чиновников, должны лишь закалять русского человека, делать его сильнее и выносливее. Но на деле ужасные условия труда способствуют распространению невежества, безнравственности, отчаяния.

Можно утверждать, что Солженицын в своём произведении мастерски описал особенности быта и нравов советской деревни. Создавая свой рассказ, писатель задумался, остались ли в людях такие качества, как верность, преданность, человечность и порядочность? Автор призывает каждого судить не по богатству и достижениям, а по искренним человеческим качествам. Над этим важным вопросом автор заставил подумать и читателей.

Читайте также:  Придумать рассказ про снежинку 2 класс

Источник

Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.

В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

Читайте также:  Рассказы о животных для детей 1 класса книги

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.

Источник

Сочинение на тему: Проблемы, поднимаемые Александром Солженицыным в рассказе «Матренин двор»

Автор: Guru · 21.03.2021

Произведение Александра Солженицына «Матренин двор» основано на реальных событиях и несколько автобиографично – писателя арестовывали и приговаривали к годам исправительных работ, доводилось ему и отсидеть за решеткой. Он видел то, что скрывали о деревне в советское время, возводя ее в идеал. Автор через рассказ повествует нам о делах насущных обычных сельских людей, об их образе жизни и быте, об их взаимоотношениях и об их непосильном труде. Он рассказывает о том, как они существовали, ведя почти нищенский образ жизни. Произведение не теряет популярности и в нынешнее время, спустя десятилетия после развала СССР, ведь поселки и деревни вымирают по тем же причинам, что тогда, что сейчас.

Главная проблема, на которой заострено внимание в рассказе – это отсутствие в деревне двух ценных вещей – духовной и материальной обеспеченности. Эти вещи прочно связаны между собой, ведь люди, прозябающие в нищете, не могут позволить себе иных духовных пожеланий, да и они ограничены трудом, который тяжел и долог. По этой причине эти люди не относятся к смерти человека так, как должны бы, поскольку уже не видят в этом проишествии ничего трагичного, кроме как утраты трудовой силы. У селян заботы носят иной характер, потому что им не до жиру, им бы быть живыми. Именно из-за этого на поминках покойницы так остро стоит вопрос о разделе наследства нищей женщины. События разворачиваются в 1956 году, незадолго после смерти вождя народов Иосифа Сталина. В то время люди не могли определиться с тем, как жить и как быть, потому что до времен «оттепели» еще далеко, но и нет уже репрессий. По этой причине в деревнях начался застой, и в них сгустилась атмосфера безысходности, сродни той, что испытывают арестанты, попав в тюрьму или на зону.

Не менее важной проблемой в рассказе является проблема неблагодарности, которая показана на примере отношения к главной героине – к ней неблагодарно относятся и односельчане, и государство, невзирая на многолетний честный ее труд. Главной ценностью нищей женщины является благополучие в жизни других людей, и, чтобы достигать этого, она скрупулезно и долго трудится на их благо. Но этих трудов никто не ценит, а ее человечность и желание принести пользу людям остаются непонятыми.

Так, Фаддей ей мстит за замужество, ведь она выбрала Ефима, а не его, тем самым она помогла его семье в тяжелое время, но он не оценил. А односельчане говорят о ней гадости из-за ее неудачливых родов, ведь она оказалась не в состоянии рожать здоровых детей. А государство не платит Матрене пенсию, которую она заслужила многолетним и честным трудом. В итоге, ее доброта и трудолюбие не находят отклика ни у людей, ни у государства, на благо которых она трудится.

Также обращает на себя внимание и третья, не менее важная проблема – счастье человека. Так, каждый день Матрены – это день, наполненный болью и страданиями, тяжелым неблагодарным трудом и все более слабеющим здоровьем. По сути, Матрена в работе нашла свое убежище, в котором облегчает свою участь, ведь ничего другого она найти себе не может. И это убежище ее и сгубило. Писатель восхищался позитивностью героини, ее тягой к тому, чтобы находить и дарить радость людям, несмотря на тяжелую собственную судьбу.

Еще одной проблемой является проблема сострадания людей друг к другу. По сути, эта проблема переплетена со второй проблемой. Всю свою жизнь Матрена посвятила оказанию помощи и милосердию, но самой женщине никто не может помочь – люди считают, что получают от нее должное, будто так и должно быть. Это обнажает перед нами еще одну проблему – алчность людей. Для односельчан Матрены первостепенны материальные блага, нежели духовные. Они слепы из-за обуявшей их алчности и жажды наживы, и за этой слепотой они не видят настоящих душевных качеств человека.

Источник

Познавательное и интересное