Проблемы в рассказе прощание с матерой

Сказки

Проблематика в произведении «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Автор: Guru · 05.09.2018

(399 слов) В маленькой повести «Прощание с Матерой», которая была написана в 1976 году, автор смог открыть читателю масштабные проблемы пребывания человека в обществе. Он указал на существенные расхождения в столичном и сельском быту, показал нам смену и конфликт поколений, а также обличил позицию органов власти по отношению к жителям.

Основной проблемой в произведении «Прощание с Матерой» является экология. Она открывает повествование, и она же тесно сплетается с другими темами. Отталкиваясь от изображения экологической катастрофы, герои плавно переходят к раздумьям нравственно-философской направленности. Научно-технический прогресс добрёл до малоизвестного хуторка в Сибири и требует его уничтожения. Всем понятно, что затопление Матёры оправдывается мотивами, которые способствуют улучшению качества жизни целых городов. Но цена этого счастливого завтрашнего дня слишком велика. На Ангаре строится гидроэлектростанция для оснащения энергией всей страны. Однако река выйдет из берегов, затопив почти все пойменные луга, всю жилую и нежилую землю, произойдет изменение экологической обстановки.

Также автор затрагивает проблему отцов и детей. Для молодого поколения переселение — шаг к чему-то новому, они ему радуются. Для старожилов же переселение означает смерть: не потому что в городе всё не такое, как в деревне, а потому что здесь находятся могилы предков. Поэтому в семьях царит непонимание, которое лишь омрачает предстоящие перемены.

Кроме того, писатель обращает наше внимание на проблему исторической памяти. Прямо перед глазами местных жителей власти уничтожают могилы и вырывают кресты, аргументируя это тем, что деревни будут затоплены, а по этим местам будут ходить корабли, заполненные путешественниками, «а тут плавают ваши кресты». Правители города не хотят разбираться с переживаниями обитателей Матеры, которые воспринимают кладбище как «дом» ушедших в другой мир родственников. Жителей лишают права на историческую память. Причем герои смиряются и осознают неизбежность этого, но зачем же рушить кладбище при них, причиняя новую боль? «Административные люди» могли бы провести «очистку» после переселения жителей. Так, в произведении появляется проблема отношений власти и народа.

В «Прощании с Матерой» не последнее место отводится проблеме осмысления цели пребывания людей в этом мире. Распутин убежден – смысл бытия заключается в передаче потомкам духовного и интеллектуального опыта. И даже умирает личность с целью предоставления жизни наследникам — так заложено природой. Поэтому индивид ощущает полноценность существования, только когда чувствует связь с предками. А потому вполне закономерно, что старое поколение Матеры хочет обрести покой до переселения, проживая на своей земле, в своем окружении.

Валентин Распутин затрагивает в своем произведении «Прощание с Матерой» проблемы, актуальные для всех поколений и времен. Однако он не говорит, как их решить, а лишь информирует. И только читатель самостоятельно отыщет пути решения.

Источник

Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем. Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия. Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.

После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди. Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.

Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.

Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС. Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов. Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.

Читайте также:  Подснежники рассказ 5 класс бунин краткое содержание

Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип

Махачкала – это мой родной город, здесь выросло несколько поколений нашей семьи. Когда-то давно мой прадед со своей женой перебрался сюда из селения Кубачи.

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

Сергей Александрович – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.

Источник

Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник». Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека. Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.

В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине.

В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.

В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли. Все мы понимаем, что затопление Матеры объясняется целями, направленными на улучшение благосостояния всего народа. На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны. Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.

«Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема власти и народа.

Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. В принципе, так всегда было и будет. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия. А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни. А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.

Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопленные».

Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь – лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить. А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.

В «Прощании с Матерой» затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт. И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями. Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.

Читайте также:  Рассказы о заповедниках россии для 3 класса

Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.

Источник

Проблематика повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой (Аргументы ЕГЭ)

1. Человек и прогресс.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами. Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли). Так стали рушиться и нравственные устои. Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.

3. Проблема связи человека с природой.

Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.

4. Проблема ответственности перед предками.

Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.

5. Проблема цели жизни.

В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на «переднем крае», где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому. по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…». Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него «вытравилась душа» от всех пережитых бед:» …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа. «. У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.

Читайте также:  Рассказ о мозге человека 2 класс

6. Проблема прочности родной связи.

В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32277

Источник

Сочинение на тему: “Проблемы в повести “Прощание с Матерой” В. Распутина”

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, расположенным между Иркутском и Братском, на реке Ангара. Распутину с малых лет была знакома и близка деревенская жизнь, благодаря чему все герои его произведений реалистичны, словно взяты из самой жизни.
Не стала исключением и его одна из самых знаменитых повестей “Прощание с Матерой”. В повести автор затрагивает проблемы существования человека, жизнь которого тесно связана с малой родиной, с землей, на которой он родился и вырос. Так же Распутин в своей повести рассматривает

Молодежь стремится к новой жизни, уезжает из деревень учиться и не возвращается, это стремление нового как бы вычеркивает из сознания прежнюю жизнь и стирает из памяти историю своей деревни, своей семьи.
Всех персонажей повести можно разделить на две категории, молодежь, которая воспринимала новость о потери своей деревеньки и те кто хотел и пытался бороться с данной ситуацией. Т. е можно условно разделить героев на “отцов” и “детей”. К разряду родителей относятся Богодула, Настасью, деда Егора, Симу и Катерину – люди, которые родились и выросли в этой небольшой деревеньке, и не воспринимавшие другую жизнь на новом месте.

Автор преднамеренно подчеркнул, что история деревеньки Матеры насчитывает около трехсот лет – сколько же поколений выросло за это время в своих избушках, где все до мелочи хранит в себе вековую историю.
Новому поколению все равно где и как жить, они с легкостью оставляют деревню и поселяются в городах. К ним можно отнести Клавку Стригунову, Петруху, Андрея, которые не понимали убеждений своих родственников.
Старуха Дарья жительница деревни, является главной героиней повести. Именно в этой героине мы видим настоящую преданность к малой родине, которая выражается в ее следующих словах: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Дарья представлена идеализированным человеком, автор не показал ни одного ее недостатка, все ее действия и мысли логичны и идеализированы. Ее простая, незатейливая речь, но весьма мудрая западает в сердца каждого, заставляет задуматься о своих корнях, своей родине. Народ не хотел покидать родную землю, цеплялся за каждый холмик, за каждую веточку..
Распутин в своей повести старался в каждой строчке донести до нас, что без знания своих корней, своей истории человек не может и не должен существовать.

Related posts:

Источник

Познавательное и интересное