специалист в области арт-терапии
МБОУ «Ордена «Знак Почёта» гимназия №2 имени И.П.Павлова»
Проблема нравственного выбора в рассказах А.И.Солженицына
Выполнила ученица 8Б класса
Учитель Ушакова Н.И.
Определить актуальность проблемы нравственного выбора в обществе.
Прочитать рассказы А.И. Солженицына «Матрёнин двор», «Захар –Калита» и определить актуальность нравственной проблематики в данных произведениях писателя.
Изучить необходимую литературу по теме исследования.
Исследовать тексты рассказов с целью выявления нравственной позиции главных героев.
Осознать и оценить смысл жизненной философии главных героев.
Сделать необходимые выводы и обобщения.
2. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
а) Матрёна Васильевна – женщина – праведница;
б) нравственный выбор героя – быть полезным обществу, истории;
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решать вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости. Наиболее значимыми являются произведения, в которых проявляются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
Одним из писателей, который искренне переживал за уровень нравственности нашего общества, был А. И. Солженицын. В своих рассказах, таких как «Матрёнин двор», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича» писатель затрагивает проблемы нравственной и духовной жизни народа, взаимоотношения власти и человека, борьбы за выживание, противостояния личности и общества, нравственного выбора.
Проблема нравственного выбора актуальна в нашем обществе. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно попадает в ситуацию выбора и способен сам выбирать путь, которому он будет следовать. Это зависит прежде всего от того, какое воспитание получил человек, от его моральных принципов, а также от того окружения, в котором он находится.
Мерилом ценности человека является его нравственная позиция. Одни люди могут жертвовать всем ради окружающих, другие, наоборот, думают лишь о собственном благополучии и обогащении, иногда даже принося вред людям.
Матрёна всю свою жизнь безотказно и безответно помогала окружающим. И это является её собственным нравственным выбором. Основные нравственные стороны характера главной героини, которые ценит в ней автор, заключаются в её доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрёна проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом никогда ничего не просила взамен.
Удивительно, что, несмотря на тяжёлую жизнь, Матрёна не озлобилась на этот мир и государство, сохранила в себе нравственные начала жизни: доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Матрёна должна была сделать выбор между «быть» и «иметь». Героиня предпочла «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой. Матрёна выбирает жизнь праведника, заключающуюся в безответной помощи окружающим её людям, знакомым и незнакомым. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи золовкам, соседям. А.И. Солженицын пишет: « Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: «Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная. По – другому эта женщина – праведница поступить не могла. Таким был её нравственный выбор.
А.И. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор смог увидеть в этой женщине настоящего праведника. А.И. Солженицын пишет: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Автор пытается донести до читателей мысль о том, что люди последующих поколений должны извлечь для себя нравственный урок и, оказавшись в трудной жизненной ситуации, сделать правильный моральный выбор, помня о том, что нравственность и способность к эмпатии – основные человеческие ценности.
Захар – человек с твёрдой гражданской позицией, любящий Родину, знающий и уважающий её историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа. Свой нравственный выбор Захар Дмитриевич сделал : он желает быть полезным обществу, истории. Он честно делает своё дело, болеет душой за святое для русского человека место, память о котором каждое последующее поколение должно передать своим потомкам, чтобы вселить в их души гордость за предков.
Автор подводит читателя к мысли о том, что у каждого человека должна быть своя нравственная позиция по отношению к памятникам истории. Никакая «система» не учит осквернять памятники. Для того чтобы не царапать монументы, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор, не надо никакой власти, только власть совести.
Рассказ А.И. Солженицына, несмотря на драматизм описанных в нём событий, заставляет задуматься над проблемой падения нравственности в обществе. Несмотря на драматизм описанных в произведении событий, читатель восторгается самоотверженностью, неподкупностью, принципиальностью простого русского человека, честно и бескорыстно добровольно выполняющего свою подвижническую миссию. Автор вселяет в нас уверенность в то, что только от нашего неравнодушия, нравственного выбора зависит, каким будет наше будущее.
В творчестве А.И. Солженицына важное место отводится нравственным проблемам, в частности проблеме нравственного выбора. Над ней писатель размышляет в рассказах «Матрёнин двор», «Захар – Калита».
Как и в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», путь главных героев А. И. Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых душ». А Захар – Калита и Матрёна Васильевна – «живые души». Они сделали правильный нравственный выбор. Эти люди – праведники. Захар искренне болеет за судьбу родного края, за память о героическом прошлом. Матрёна переживает о прошлом деревни, о её судьбе.
Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая страна «заброшена, как Поле Куликово» и «разобрана», как Матрёнин двор.
По мнению А. И. Солженицына, такие люди, как Матрёна Васильевна и Захар –Калита, «…прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких людей, их не десятеро и не сто на Россию, это –праведники…». Таковы «живые души» Матрёны Васильевны и Захара – Калиты. Такие люди, по мнению писателя, нужны современному обществу.
А.И. Солженицын призывает читателей оглянуться вокруг, задуматься над собой. А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведничества и духовности, мир нравственности? В своей лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, А.И. Солженицын даёт ответ на поставленный вопрос : «Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков…Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?». Самый простой, самый доступный путь к нравственному исцелению, по мнению А.И. Солженицына, личное неучастие во лжи, жизнь по совести. Таким должен быть нравственный выбор каждого.