Прочитаем народные сказки определим их главную мысль какую народную мудрость они заключают кукушка

Сказки

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока:»Кукушка» ненецкая народная сказка.

специалист в области арт-терапии

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «Кукушка» ненецкая сказка.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.

Предметные: Определять значение слова в контексте, определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста, определять собственное отношение к ним, соотносить иллюстрации с содержанием текста.

Личностные результаты: Развивать внимание к собственным переживаниям, вызванным данным произведением, и умение передавать их

Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя,

планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение, адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

На уроке сказку внимательно слушаем,

Ее запоминаем, выразительно читаем,

Ни минутки зря не теряем!

Игра «Угадай сказку». Работа в парах.

— Ребята, у вас на партах лежат карточки. Найдите в названиях сказок ошибки и исправьте их.

1. «Сестрица Аленушка и барашек Иванушка»

2. «Мальчик крошечка».

— Что общего у этих сказок? Что их объединяет? (русские народные сказки)

3. Работа с пословицей.

— Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери, друга.

4. Постановка целей урока

— Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?

Ребята, отгадайте загадку.

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

Ио птенцах не вспоминает. (кукушка)

— Как, по-вашему, за что она получила свое название?

(Свое название она получила за то, что кукует)

Во многих странах название «кукушка» звучит схоже с русским. У болгар она зовется «куковица», у чехов – «кукачка», у немцев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «Кук». Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки. Поэтому, название этой птицы звучит очень похоже на ее крик. (прослушивание записи с криком кукушки). Много можно говорить про эту птицу. Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.

Читайте также:  Презентация по сказке золушка на уроке математики 1 класс задачи на разностное сравнение чисел

5. Организация познавательной деятельности.

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка».

— Что вы знаете о ненцах?

( Ненцы – коренные народы севера, жители тундры.)

Их основное занятие – оленеводство. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

— Как она называется? (Малица).

— А какую обувь делают из шкур оленя? (Пимы).

— А что носят на голове жители тундры? (Шапки из меха).

— Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что жители тундры выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами.

— В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер — вот и получался дом.

— Вы знаете как называется такой дом? (Чум). Такой дом называется «чумом». Он легко разбирается, теплый и легкий. Вечером вся семья собирается вместе — отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют.

-Давайте попробуем представить как жители тундры танцуют.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Увезу тебя я в тундру».

7. Первичное восприятие текста. (Чтение текста учителем)

— Какие чувства вы испытали во время чтения?

— Что вас особенно тронуло в сказке?

Читайте также:  Рассказ о рождественских традициях в британии на английском

— Почему так названа сказка?

8. Анализ содержания сказки.

— Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Найдите в тексте.

— (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)

— Как заканчивается эта сказка?

— Чему учит вас сказка?

— (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

— Может ли такая история быть на самом деле?

— Что волшебного в этой сказке?

— Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?

10. Работа в группах.

— Соберите из слов пословицы.

* Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает.

* Все на свете найдешь, кроме отца и матери.

— Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

— Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек?

Сказка заставила меня задуматься о …

Сказка меня научила …

12. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки или от имени детей.

Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”.

Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”

Источник

Познавательное и интересное