Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока:»Кукушка» ненецкая народная сказка.
специалист в области арт-терапии
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: «Кукушка» ненецкая сказка.
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.
Предметные: Определять значение слова в контексте, определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста, определять собственное отношение к ним, соотносить иллюстрации с содержанием текста.
Личностные результаты: Развивать внимание к собственным переживаниям, вызванным данным произведением, и умение передавать их
Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя,
планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение, адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.
Громко прозвенел звонок-
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На уроке сказку внимательно слушаем,
Ее запоминаем, выразительно читаем,
Ни минутки зря не теряем!
Игра «Угадай сказку». Работа в парах.
— Ребята, у вас на партах лежат карточки. Найдите в названиях сказок ошибки и исправьте их.
1. «Сестрица Аленушка и барашек Иванушка»
2. «Мальчик крошечка».
— Что общего у этих сказок? Что их объединяет? (русские народные сказки)
3. Работа с пословицей.
— Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери, друга.
4. Постановка целей урока
— Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?
Ребята, отгадайте загадку.
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
Ио птенцах не вспоминает. (кукушка)
— Как, по-вашему, за что она получила свое название?
(Свое название она получила за то, что кукует)
Во многих странах название «кукушка» звучит схоже с русским. У болгар она зовется «куковица», у чехов – «кукачка», у немцев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «Кук». Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки. Поэтому, название этой птицы звучит очень похоже на ее крик. (прослушивание записи с криком кукушки). Много можно говорить про эту птицу. Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.
5. Организация познавательной деятельности.
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка».
— Что вы знаете о ненцах?
( Ненцы – коренные народы севера, жители тундры.)
Их основное занятие – оленеводство. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.
— Как она называется? (Малица).
— А какую обувь делают из шкур оленя? (Пимы).
— А что носят на голове жители тундры? (Шапки из меха).
— Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что жители тундры выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами.
— В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер — вот и получался дом.
— Вы знаете как называется такой дом? (Чум). Такой дом называется «чумом». Он легко разбирается, теплый и легкий. Вечером вся семья собирается вместе — отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют.
-Давайте попробуем представить как жители тундры танцуют.
Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Увезу тебя я в тундру».
7. Первичное восприятие текста. (Чтение текста учителем)
— Какие чувства вы испытали во время чтения?
— Что вас особенно тронуло в сказке?
— Почему так названа сказка?
8. Анализ содержания сказки.
— Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Найдите в тексте.
— (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)
— Как заканчивается эта сказка?
— Чему учит вас сказка?
— (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)
— Может ли такая история быть на самом деле?
— Что волшебного в этой сказке?
— Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?
10. Работа в группах.
— Соберите из слов пословицы.
* Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает.
* Все на свете найдешь, кроме отца и матери.
— Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
— Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек?
Сказка заставила меня задуматься о …
Сказка меня научила …
12. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки или от имени детей.
Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”.
Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”