Смысл рассказа «Цифры» Бунина
«Цифры» — рассказ Ивана Бунина, описывающий случай, произошедший между ребёнком и взрослым. Обычная ситуация, которая может произойти в любой семье, однако как много она нам показывает с моральной точки зрения. В нашей статье мы подробнее проанализируем это произведение.
Смысл названия книги «Цифры»
Весь сюжет построен на одной главной мысли — маленький мальчик очень хочет изучить цифры. Причём не просто хочет, он одержим этой мечтой. Казалась бы, ребёнок стремится к знаниям, к учению, к открытию нового, у него «горят» глаза и он готов изучить то, что для него ещё является тайной.
Однако из-за этого стремления случилась ссора с дядей, который не горел желанием помочь мальчику, ведь это «вредно, не полагается баловать детей».
Всё началось из-за цифр, и в конце, когда уже герои помирились, ими же и заканчивается: дядя и мальчик сидят вместе, внимательно изучая их. В этом и заключается смысл названия рассказа.
Смысл произведения «Цифры»
Ссора — это не только размолвка, взаимный враждебный настрой друг к другу, но и своего рода нравственное испытание. Нужно уметь найти в себе силы признаться, что ты не прав, и извиниться, но, к сожалению, не все могут это понять. Так и случилось в сюжете рассказа.
Мальчик очень хотел поскорее приступить к изучению цифр, дядя же решил выдержать характер, не баловать ребёнка и перенести всё это дело на следующий день. Но ведь все мы знаем, что детям свойственна непосредственность, наивность, стремление сейчас же осуществить свою мечту, да и сам автор это отмечает: беззаветная преданность, нежность, неумение лукавить и способность быстро забывать обиду. Всё это свойственно лишь детству. По этой причине мальчик начинает капризничать, шалить, шуметь, как бы выражая свой протест и своё нетерпение. К сожалению, его буйства приводят к печальному результату: его отправляют в комнату, где он остаётся наедине со своими криками и рыданиями.
Тут дядя начинает понимать, что зря он так поступил, однако тут же одёргивает себя мыслью, что детей баловать вредно. Мама с бабушкой сдерживаются, чтобы не пойти к мальчику и не утешить его, но не идут к нему из-за дяди. В конце концов когда он сам заходит в комнату, предварительно сделав серьёзное лицо и вид, как будто он зашёл туда случайно, и наблюдает, как ребёнок перебирает пустые коробочки из-под спичек. Эта картина трогает его, но виду он не подаёт. В глубине души он всё же понимает, что не прав, но не хочет в этом признаться даже самому себе. Таким образом, гордыня не позволяет ему помириться с ребёнком.
В этом нравственном противостоянии побеждает мальчик, сумевший смириться, принявший ситуацию. Он первый произносит слова извинения, и очень просит научить его, «подарить каплю счастья».
В итоге мы видим, как дети бывают намного мудрее взрослых, ведь они ещё не имеют эту тщеславную гордыню, у них есть лишь детская наивная доброта и чистое сердце. Прав был автор, что именно такая любовь, преданность и нежность свойственны лишь детству. И эту мысль Бунин проводит в своём рассказе.
Смысл финала
Мальчик извиняется перед дядей, и они наконец-то садятся за изучение цифр. С каким жадным интересом, с каким желанием ребёнок впитывает в себя эти знания, и при этом старается во всём угодить дяде, чтобы невзначай снова не разозлить его. Думается, на этом трогательном моменте невозможно не испытать некую нежность, любовь к этому ребёнку, который сумел первым извинится, который так усердно учится.
Эту всю историю дядя вспоминает спустя много лет, и лишь тогда он понимает, что поступил неправильно по отношению к мальчику. Этим показывается, что все мы можем изменить своё отношение к ситуации лишь спустя какое-то время и признать, что тогда были не правы. В какой-то момент нам это не позволяет сделать слепая гордость, и тогда перед нами встаёт нравственный выбор. И лишь от нас самих зависит, останемся ли мы честны с собой или с гордостью.
Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»
Автор: Guru · 06.05.2018
Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».
История создания
Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Смысл названия
Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.
Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.
В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.
Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.
Жанр, направление, композиция
Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.
При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.
Главные герои и их характеристика
Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.
Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:
…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!
Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.
Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.
Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.
Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.
Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.
Проблемы
В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.
Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.
Смысл
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.
Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.
Чему учит?
Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.
Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.