Прочитать рассказ подснежник заполнить таблицу образ эпохи в рассказе и бунина

Сказки

Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А. Бунина «Подснежник»

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока по теме: «Анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник» в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Совершенствование навыка анализа художественного текста.

Выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности.

определить особенности рассказа;

выявить позицию автора в рассказе;

расширить и углубить понятия: сюжет художественного произведения, художественный образ

Открытие нового знания

Метафора, эпитет, портрет

Личностные: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать правильность выполнненных действий

Познавательные: выявлять и корректировать причины затруднений, формулировать цель и проблему, находить способы решения проблемы

Коммуникативные : работать в паре и группе, взаимодействовать друг с другом, аргументировать свою позицию, полно и четко выражать свои мысли

1. Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, что у вас хороший настрой на урок, поэтому у нас всё получится.А девиз урока: «Хочу, потому что могу!»

2. А что такое «хочу», «могу»?

3. Сегодня у нас урок открытия нового знания, но прежде чем приступать к новому, что необходимо сделать?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии

2. Пробное действие

3. Фиксирование затруднения

1. Что изучали на предыдущем уроке?

2. Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?

3. Давайте выполним тестовое задание (приложение №1)

4. Проверьте правильность выполнения теста.

5. Какие знания использовали, чтобы ответить на вопросы теста?

6. Какие понятия повторяли?

7. Что вызвало затруднение?

8. Можно ли это задание посчитать пробным действием?

9. С каким затруднением столкнулись?

Рассказ И.А. Бунина «В деревне». Проводили исследовательскую работу, работали над выразительными средствами.

Читали рассаз И.А. Бунина «Подснежник», заполняли таблицу «Образ эпохи в рассказе И.Бунина»

Выполняют задания теста.

Метафора, олицетворение, эпитет.

Да, так как пытались его выполнить, но возникло затруднение.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Выявление места затруднения

1. Как вы думаете, зачем я предложила такое задание?

2. А что вы не знаете?

3. С чем связано возникшее затруднение?

Чтобы выяснить, что мы не знаем, почему возникло затруднение при выполнении этого задания.

Ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Дома мы только прочитали текст, заполнили таблицу, но не анализировали сам рассказ.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

2. Кто может дать ответ на этот вопрос?

3. Вы высказывали предположения. А что нужно сделать, чтобы дать ответ на вопрос?

4. Анализировать рассказ будем по плану (приложение №2).

5. Есть ли в плане пункты, которые помогут вам найти ответ на вопрос?

6. Работать будем по группам.

Дать ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Отвечают, высказывая предположения.

Выполнить анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник»

Знакомятся с планом

Выбирают пункты плана

Распределяются в группы

5. Реализация построенного проекта

1. Какое знание открываете?

2. Каждая группа получает свое задание (приложение №3)

4. Приступаем к проверке вашей работы. На выступление каждой группы отводится 2-3 минуты.

Ищем ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Знакомятся с заданием, предлагают время, необходимое для работы

Работают с текстом рассказа «Подснежник», ищут ответы на вопросы, обобщают

Группы представляют результат своей работы

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Что вы делали сегодня на уроке?

2. О чем этот рассказ?

3. Расскажите друг другу, каким вы представляете себе Сашу?

4. Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Анализировали рассказ И.А. Бунина «Подснежник»

О способности видеть прекрасное в окружающей действительности

7. Включение в систему знаний и повторение

1. Какова художественная идея рассказа «Подснежник?»

2. Домашнее задание: дать ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься рассказ Бунина?»

Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность.

Записывают домашнее задание

1. Какую цель ставили в начале урока?

2. Получили ответ на вопрос?

3. Что делали для этого?

4. Оцените свою работу на уроке (приложение №4)

Дать ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Какое средство выразительности используется И. Буниным в следующем отрывке?

«Белый дым волнующими клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени».

Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы И. Буниным в рассказе «В деревне»:

А) молодой (снег), мертвое (молчание);

Б) сугроб, набитый вчерашней метелью ;

Объясните, почему рассказ И. Бунина называется «Подснежник»?

План анализа рассказа

1. Главная тема рассказа.

2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.)

4. Основные события.

5. Действующие лица (главные и второстепенные).

6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие).

7. Роль автора в этом рассказе.

8. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.

Задания для группы №1.

На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

Задания для группы №2.

На сколько эпизодов можно разделить рассказ? Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание? Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?

Задания для группы №3.

Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).


Задания для группы №4.

Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить; звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже).

Задания для группы №5.

Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет). Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

Источник

Анализ рассказа «Подснежник» (И. Бунин)

Автор: Guru · 14.09.2018

Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.

Читайте также:  Рассказ бианки как муравьишка домой спешил читать с картинками

История создания

«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.

В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.

Жанр, направление

Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.

Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.

Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.

Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.

Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика. Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли. Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.

Темы и проблемы

Главная мысль

Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.

Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок. Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги. Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.

Чему учит?

Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.

Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.

Источник

“Подснежник”, анализ рассказа Бунина, сочинение

Особенностью любого мастера, главной чертой его “почерка”, является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно – повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный.

Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина – “Подснежник”. Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. “Была Россия, городишко уездный и масленица”. Жанр лирической прозаической

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и “болезни” сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. Эта тема задумчивой грустью звучит в “Подснежнике”.

Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия – к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция

Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”.

За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо.

Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха.

Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Читайте также:  Рассказ о знаменитых британских школах

Еще одна основная тема – подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера – мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО.

Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора – его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть “болотного существования”. И настанет новая эпоха “подснежников”, и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.

Related posts:

Источник

«Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А. Бунина «Подснежник»

Автор УМК
Г.С. Меркин

Тема
«Анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник»

Совершенствование навыка анализа художественного текста.
Выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности.

Задачи
определить особенности рассказа;
выявить позицию автора в рассказе;
расширить и углубить понятия: сюжет художественного произведения, художественный образ

Тип урока
Открытие нового знания

Термины и понятия
Метафора, эпитет, портрет

УУД
Личностные: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать правильность выполнненных действий
Познавательные: выявлять и корректировать причины затруднений, формулировать цель и проблему, находить способы решения проблемы
Коммуникативные: работать в паре и группе, взаимодействовать друг с другом, аргументировать свою позицию, полно и четко выражать свои мысли

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Создание психологического настроя на урок
1. Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, что у вас хороший настрой на урок, поэтому у нас всё получится.А девиз урока: «Хочу, потому что могу!»

2. А что такое «хочу», «могу»?

3. Сегодня у нас урок открытия нового знания, но прежде чем приступать к новому, что необходимо сделать?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии

2. Пробное действие

3. Фиксирование затруднения
1. Что изучали на предыдущем уроке?

2. Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?

3. Давайте выполним тестовое задание (приложение №1)

4. Проверьте правильность выполнения теста.

5. Какие знания использовали, чтобы ответить на вопросы теста?

6. Какие понятия повторяли?

7. Что вызвало затруднение?

8. Можно ли это задание посчитать пробным действием?

9. С каким затруднением столкнулись?
Рассказ И.А. Бунина «В деревне». Проводили исследовательскую работу, работали над выразительными средствами.

Читали рассаз И.А. Бунина «Подснежник», заполняли таблицу «Образ эпохи в рассказе И.Бунина»

Выполняют задания теста.

Метафора, олицетворение, эпитет.

Да, так как пытались его выполнить, но возникло затруднение.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Выявление места затруднения
1. Как вы думаете, зачем я предложила такое задание?

2. А что вы не знаете?

3. С чем связано возникшее затруднение?
Чтобы выяснить, что мы не знаем, почему возникло затруднение при выполнении этого задания.

Ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Дома мы только прочитали текст, заполнили таблицу, но не анализировали сам рассказ.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

2. Гипотезы
1. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

2. Кто может дать ответ на этот вопрос?

3. Вы высказывали предположения. А что нужно сделать, чтобы дать ответ на вопрос?

4. Анализировать рассказ будем по плану (приложение №2).

5. Есть ли в плане пункты, которые помогут вам найти ответ на вопрос?

6. Работать будем по группам.
Дать ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Отвечают, высказывая предположения.

Выполнить анализ рассказа И.А. Бунина «Подснежник»

Знакомятся с планом

Выбирают пункты плана

Распределяются в группы

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах
1. Какое знание открываете?

2. Каждая группа получает свое задание (приложение №3)

4. Приступаем к проверке вашей работы. На выступление каждой группы отводится 2-3 минуты.
Ищем ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Знакомятся с заданием, предлагают время, необходимое для работы

Работают с текстом рассказа «Подснежник», ищут ответы на вопросы, обобщают

Группы представляют результат своей работы

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Что вы делали сегодня на уроке?

2. О чем этот рассказ?

3. Расскажите друг другу, каким вы представляете себе Сашу?

4. Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Анализировали рассказ И.А. Бунина «Подснежник»

О способности видеть прекрасное в окружающей действительности

7. Включение в систему знаний и повторение

Домашнее задание
1. Какова художественная идея рассказа «Подснежник?»

2. Домашнее задание: дать ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься рассказ Бунина?»
Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность.

Записывают домашнее задание

1. Какую цель ставили в начале урока?

2. Получили ответ на вопрос?

3. Что делали для этого?

4. Оцените свою работу на уроке (приложение №4)
Дать ответ на вопрос «Почему рассказ И.А. Бунина называется «Подснежник?»

Какое средство выразительности используется И. Буниным в следующем отрывке?
«Белый дым волнующими клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени».
А) гипербола
Б) эпитет
В) олицетворение
Г) сравнение
Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы И. Буниным в рассказе «В деревне»:
А) молодой (снег), мертвое (молчание);
Б) сугроб, набитый вчерашней метелью;
В) задумчиво позванивает колокольчик.
Объясните, почему рассказ И. Бунина называется «Подснежник»?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
План анализа рассказа
1. Главная тема рассказа.
2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.)
3. Место действия.
4. Основные события.
5. Действующие лица (главные и второстепенные).
6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие).
7. Роль автора в этом рассказе.
8. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задания для группы №1.
На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?
Задания для группы №2.
На сколько эпизодов можно разделить рассказ? Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание? Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?
Задания для группы №3.
Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).
Задания для группы №4.
Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить; звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже).
Задания для группы №5.
Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет). Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

Читайте также:  Прокофьев петя и волк симфоническая сказка для детей презентация

ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Ф.И.______________________________________
Заполните графы таблицы.
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО

Источник

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

Конспект урока внеклассного чтения разработан для проведения в 5 классе.На уроке происходит обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии «Чтение с остановками».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»»

Конспект урока внеклассного чтения

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

2017-2018 учебный год

Урок внеклассного чтения

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии «чтение с остановками».

познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;

активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;

развивать мыслительную деятельность.

информационная таблица, алгоритм составления синквейна.

Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.

Вы знаете, что такое подснежник?

Видели вы этот цветок? Какого он цвета?

На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?

Знаете ли вы, где растет подснежник?

В какое время года появляются подснежники?

Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.

Можете ли вы по названию рассказа определить его содержание?

Можете ли назвать героя рассказа?

Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?

Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?

Запишите свои предположения в тетрадь.

Учащиеся записывают свои предположения :

II. Работа над содержанием рассказа.

Стратегия «Чтение с остановками».

Во время работы над текстом заполняется информационная таблица, в которой фиксируется самое основное из содержания рассказа

Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».

Сейчас вы услышите рассказ, и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.

Чтение 1 части текста учителем

Не правда ли, неожиданное начало рассказа?

Что именно оказалось неожиданным?

Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?

Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?

Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?

Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод

о прочитанном в конце урока.

Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?

Чтение 2 части текста учителем

(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)

Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?

Понятно ли вам высказывание живет Саша «на хлебах«?

Почему мальчик живет не с отцом?

Расскажите, что вы узнали об отце мальчика?

Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.

Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?

Чтение 3 части текста учителем

(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)

Как Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?

Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?

Объясните свой ответ примерами из текста.

Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Понравилась вам картина, которая изображена автором?

Почему же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?

Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)

Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.

Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?

Как вы понимаете смысл слов прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?

Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?

Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?

Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.

Заполненная информационная таблица:

у него ясные глаза, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

сильный и моложавый

приезд отца из деревни

-переселяется с отцом на Елецкое подворье

-завтрак в трактире с отцом

как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

-отъезд отца-«великое горе»

1.Беседа с учащимися:

Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его?

Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.

Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?

Всегда ли можно понять тему рассказа по его заглавию?

Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?

Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.

Учащиеся записывают под таблицей :

«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник» говорится о…. Главный герой-

Творческая работа: составление синквейна.

Учитель: Так почему же рассказ назван «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.

Широко раскрыты лазурные детские глаза!

IV. Оценивание работы учащихся на уроке

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.

Источник

Познавательное и интересное