Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
30.01.2021
Коваль Ю. «Белозубка»
К животным нужно тоже относиться по-человечески.
Чему учит рассказ «Белозубка»
Рассказ учит любить природу, животных. Учит ценить свободу и не лишать её других. Учит уметь работать и веселиться. Учит выручать друзей. Учит быть гостеприимным.
Отзыв на рассказ «Белозубка»
Мне понравился этот рассказ и понравилось поведение автора. Он сперва поймал пронырливых зверьков, но не стал препятствовать их освобождению и не сделал им ничего плохого. Напротив, он придумал для себя сказку, героями которой стали землеройки. И угостил своих маленьких друзей вкусной пищей. Чтобы их зимний сон был счастливым и спокойным.
Пословицы к рассказу «Белозубка»
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Белозубка»
Автор рыбачил на берегу таёжной реки. Он увидел странную мышь с мордой лопаточкой и понял, что это землеройка. Автор назвал её Белозубкой.
Белозубка брала плавники и хвосты хариуса и таскала их в своё гнездо под упавшим старым кедром. Она делала запасы на зиму.
Так продолжалось много дней и наступила осень.
Однажды шёл дождь, автор сидел в избушке и пил чагу. Вдруг на стол забралась Белозубка и утащила сухарь. Автор дождался когда зверёк снова залезет на стол и накрыл Белозубку стаканом.
Он вышел на улицу, а когда вернулся, увидел на столе вторую землеройку, суровую и наглую. Автор назвал её Белозубом.
Белозуб пытался сдвинуть стакан и освободить Белозубку, но автор накрыл его вторым стаканом. У него оставался еще один стакан, треснутый.
И явилась третья землеройка, осторожная и хитрая. Автор назвал её Сыщиком. Сыщик всё обнюхал и наткнулся на руку автора. Тот понял, что подземный зверёк почти ничего не видит и пошевелил пальцами. Сыщик убежал и автор решил, что под кедром живут много землероек и среди них есть даже король Землерой.
Он представил себе доклад Сыщика королю и рассмеялся.
Автор ушёл рубить сухое дерево, а когда вернулся, стаканы были перевёрнуты, а один разбит. Землеройки сбежали.
Автор представил, как землеройки отмечают в гнезде последнюю ночь, пляшут и поют, пьют квас. А потом землеройки явились в избушку и пошло веселье.
Они подобрали упавшего хариуса, автор подбросил им сухарей.
Землеройки веселились до утра. А утром автор вышел во двор и увидел, что выпал снег. Он надежно укрыл старый кедр и гнездо.
Вскоре автор вернулся в город.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Белозубка»
Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы?» (2 урок)
специалист в области арт-терапии
Предмет: Русский родной язык.
Тема: Для чего нужны суффиксы? (2 урок)
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.
I. Организационный момент
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Актуализация знаний
1.При помощи суффиксов, сделайте из большого предмета маленький (слайд 2)
Стол, нос, гриб, рот, лист, лоб, лес, сугроб, дуб.
— Какие суффиксы вы использовали? (ик, ок)
2. Какие слова вы выберете?
Я живу в многоэтажном … (домике, доме, домище) (слайд 3)
У моего братика маленький … (носик, нос, носище) (слайд 4)
Сестра взяла в библиотеке толстую …( книжечку, книгу, книжище) (слайд 5)
III. Самоопределение к деятельности
Суффикс – важная часть слова, (слайд 6)
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
А ружьё, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
— Над какой темой мы работаем? (Для чего нужны суффиксы?)
— Поставьте цель урока. (Будем учиться изменять слова при помощи суффиксов.)
Формулируют тему и цель урока.
IV. Работа по теме урока
Упражнение 5 (стр. 91-92)
— Прочитайте отрывки из рассказа.
— Найдите слова, которые различаются суффиксами?
(Мышь — мышка, Белозубка — Белозуб, лопаточка — лопата.)
— ( слайд 7) Выпишем эти слова и выделим у них суффиксы.
— Проверим, что у вас получилось (Мышь — мышка, Белозубка — Белозуб, лопаточка — лопата.)
— Чем различаются слова «белозубка» и «Белозубка»? (Белозубка с маленькой буквы — это зверёк с белыми зубами, имя нарицательное. Белозубка с большой буквы — это имя собственное.)
— Чем различаются слова Белозубка и Белозуб? (Белозубка — девочка, звучит ласково, Белозуб — мальчик, звучит строго.)
— Как относится автор к землеройкам в 1 части? (нравятся, употребляет ласковые слова: мышка, Белозубка, лопаточка)
— Как относится автор к землеройкам во 2 части? (не нравятся, использует слова: мышь, Белозуб, лопата)
— Предположите, почему рассказчик дал мышкам такие имена? (Ему хотелось, чтоб мышка была белозубкой. Дал имена наугад.)
— Что нужно сделать в этом упражнении? (Дописать названия стихов, рассказов и сказок)
— Проверим, что у вас получилось
«Кот-ворюга», «Серебряное копытце», «Зимнее летечко», «Как муравьишка домой спешил», «Муха-чистюха», «Лисичка со скалочкой», «Плутишка кот».)
— В каком названии чувствуется отрицательное отношение автора к герою произведения?
Рубрика «Из истории языка и культуры»
— Прочитайте текст «Из истории языка и культуры» (с. 93 – 94)
— Почему русский человек любил свою реку, говорил про неё ласковыми словами? (Река указывала путь; на её берегу люди ставили своё жильё; она кормила человека; летом и зимой была дорогой.)
— Какие слова использовались в песнях о реке? (Речка, реченька, кормилица, поилица, Волга-матушка, Дон-батюшка.)
— Познакомьтесь со значениями слов – перекат и плёс.
— Что означает слово «плес»? (Плёс — участок со спокойным течением реки между перекатами.)
— Прочитайте строки из русских народных песен.
— Найдите слова, которыми можно подтвердить мысль В.О. Ключевского
(1. На речушке, 2. Волга-матушка, 3. батюшка тихий Дон, кормилец Дон Иванович, 4.реченькой за Кубанушкой, 5. речка Енисеюшка.)
— Выпишите названия рек из песен. (Волга-матушка, Дон Иванович, Кубанушка, Енисеюшка.)(слайд 8)
— Почему к реке обращаются по имени-отчеству? (в знак уважения)
— Как записаны названия этих рек на географической карте? (Волга, Дон, Кубань, Енисей.)
Выписывают слова и выделяют суффикс.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся со значением слов.
Отвечают на вопросы.
Читают строки песен, находят нужные слова.
Выписывают названия рек.
Отвечают на вопросы учителя.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какую работу могут выполнять суффиксы?
(Образовывать слова, которые передают наше отношение к предмету.)
– Закончите фразу (слайд 9):
• Я сегодня на уроке узнал…
• Самым интересным на уроке было…
• Мне больше всего понравилось…
Подводят итог урока. Осуществляют самоанализ учебной деятельности
VI. Домашнее задание
1. Прочитать сведения на стр. 95
2. Упражнение 9 по вариантам
(1 вариант пишут текст со словом «рыбёшка», 2 вариант — со словом «рыбина»)
Слушают, задают уточняющие вопросы
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Белозубка — Коваль Ю.И.
Однажды в мою таежную избушку стала наведываться землеройка-Белозубка. Она была не из пугливых, смело шмыгала у меня под ногами, таскала куски сахара со стола.
Белозубка читать
В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила хариусовый хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно.
Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полёвки. Темней. И главное — нос! Лопаточкой, как у крота.
Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки, и только когда я сердито топнул, спряталась.
«Хоть и не простая, а всё-таки мышь, — думал я. — Пусть знает своё место».
А место её было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу, оттуда вылезала и на другой день.
Да, это была не простая мышь! И главное — нос! Лопаточкой! Таким носом только землю рыть.
А землероек, слыхал я, знатоки различают по зубам. У одних землероек зубы бурые, у других — белые. Так их и называют: бурозубки и белозубки. Кем была эта мышка, я не знал и заглядывать ей в рот не торопился. Но почему-то хотелось, чтобы она была белозубкой.
Так я и назвал её Белозубкой — наугад.
Белозубка стала появляться у костра каждый день и, как я ни топал, собирала хвосты-плавнички. Съесть всё это она никак не могла, значит, делала на зиму запасы, а под гнилым кедровым бревном были у неё тайные погреба.
К осени начались в тайге дожди, и я стал ужинать в избушке.
Как-то сидел у стола, пил чагу с сухарями. Вдруг что-то зашуршало и на стол выскочила Белозубка, схватила самый большой сухарь. Тут же я щёлкнул её пальцем в бок.
«Пи-пи-пи!» — закричала Белозубка.
Прижав к груди сухарь, она потащила его на край стола, скинула на пол, а сама легко сбежала вниз по стене, к которой был приколочен стол. Очутившись на полу, она подхватила сухарь и потащила к порогу. Как видно, в погребах её, под гнилым кедровым бревном, было ещё много места.
Я торопливо съел все сухари, запил это дело чагой.
Белозубка вернулась и снова забралась на стол.
Я шевелился, кряхтел и кашлял, стараясь напугать её, но она не обращала внимания, бегала вокруг пустого стакана, разыскивая сухари. Я просто не знал, что делать. Не драться же с ней. Взял да и накрыл её стаканом.
Белозубка ткнулась носом в стекло, поднялась на задние лапы, а передними стукнула в гранёную стенку.
«Посидишь немного, — думал я. — Надо тебя проучить, а то совсем потеряла совесть».
Оставив Белозубку в заточении, я вышел из избушки поглядеть, не перестал ли дождь.
Дождь не переставал. Мелкий и холодный, сеялся он сквозь еловые ветки, туманом окутывал верхушки пихт. Я старался разглядеть вершину горы Мартай — нет ли там снега? — но гора была закрыта низкими жидкими облаками.
Я продрог и, вернувшись в избушку, хотел налить себе чаги погорячей, как вдруг увидел на столе вторую Белозубку.
Первая сидела под стеклянным колпаком, а вторая бродила по столу.
Эта вторая была крупнее первой и вела себя грубо, бесцеремонно. Прошлась по моим рисункам, пнула плечом спичечную коробку. По манерам это была уже не Белозубка, а какой-то суровый дядя Белозуб. И лопаточка его казалась уже лопатой, на которой росли строгие короткие усы.
Дядя Белозуб обошёл стакан, где сидела Белозубка, сунул нос под гранёный край, стараясь его приподнять. Ничего не получилось. Тогда дядя ударил в стекло носом. Стакан чуть отодвинулся.
Дядя Белозуб отступил назад, чтоб разогнаться и протаранить стакан, но тут я взял второй стакан да и накрыл дядю.
Это его потрясло. Он никак не предполагал, что с ним может случиться то же, что с Белозубкой. Растеряв свою гордость, он сжался в комочек и чуть не заплакал.
Надо сказать, я и сам растерялся. Передо мной на столе кверху дном стояли два стакана, в которых сидели Белозубка и Белозуб. Сам я сидел на лавке, держа в руке третий стакан, треснутый.
Неожиданно почувствовал я всю глупость своего положения: один в таёжной избушке, в сотне километров от людей, сидел я у стола и накрывал землероек стаканами. Отчего-то стало обидно за себя, за свою судьбу. Захотелось что-то сделать, что-то изменить. Но что я мог сделать? Мог только выйти поглядеть, не перестал ли дождь, хотя и так слышал, что он не перестал, всё так же шуршал по крыше.
Тем временем из щели у порога высунулась новая лопаточка. Прежде чем вылезти наружу, третья землеройка внимательно всё обнюхала. Как сыщик, который старается напасть на след, изучила она пол у порога, напала на след и отправилась к столу. Она не слишком торопилась, обдумывая каждый шаг.
И пока она шла, пока взбиралась по бревенчатой стене на стол, я вдруг понял, что там, под Гнилым Кедровым Бревном, сидит мышиный король Землерой. Это он посылает своих подчинённых спасать Белозубку. Дядя Белозуб, грубый солдат, должен был действовать силой, хвостатый Сыщик — хитростью.
Как только Сыщик явился на столе, Белозубка и Белозуб насторожились, ожидая, что он будет делать.
Он обошёл перевёрнутые стаканы, обнюхал и третий, треснутый, стал разглядывать мою руку, лежащую на столе.
Тут я понял, что он меня почти не видит. Глазки его привыкли к подземной темноте, и видел он только то, что было прямо перед его носом. А перед его носом была моя рука, и некоторое время Сыщик раздумывал, что это такое.
Я пошевелил пальцем. Сыщик вздрогнул, отпрыгнул в сторону и спрятался за спичечной коробкой. Посидел, съёжившись, подумал, быстро прокатился по столу, спустился на пол и шмыгнул в щель.
«Ваше величество! — докладывал, наверно, он королю Землерою. — Там за столом сидит какой-то тип и накрывает наших ребят стаканами».
«Стаканами? — удивился, наверно, Землерой. — В таёжной избушке стаканы? Откуда такая роскошь?»
«У прохожих геологов выменял».
«И много у него ещё стаканов?»
«Ещё один, треснутый. Но есть под нарами трёхлитровая банка, в которую влезет целый полк наших солдат».
Дождь к вечеру всё-таки немного поредел. Кое-где над тайгой, над вершиной горы Мартай наметились просветы, похожие на ледяные окна. Очевидно, там, на Мартае, дождь превращался в снег.
Я надел высокие сапоги, взял топор и пошёл поискать сушину на дрова. Хотел было отпустить пленников, но потом решил подержать их ещё немного, поучить уму-разуму.
В стороне от избушки нашёл я сухую пихту и, пока рубил её, думал о пленниках, оставшихся на столе. Меня немного мучила совесть. Я думал, что бы я сам стал делать, если б меня посадили под стеклянный колпак.
«Ваше величество, он ушёл, — докладывали в это время лазутчики королю Землерою. — Сушину рубит и долго ещё провозится. Ведь надо её срубить, потом ветки обрубить, потом к избушке притащить».
«Надо действовать, а то будет поздно», — предлагал хвостатый Сыщик.
«Валяйте», — согласился король.
Когда я вернулся в избушку, оба стакана были перевёрнуты, а третий, треснутый, валялся на полу и был уже не треснутый, а вдребезги разбитый.
На улице стемнело. Я затопил печку, заварил чаги. Свечу зажигать не стал — огонь из печки освещал избушку. Огненные блики плясали на бревенчатых стенах, на полу. С треском вылетала иногда из печки искра, и я глядел, как медленно гаснет она.
«Залез с ногами на нары и чагу пьёт», — докладывали лазутчики Землерою.
«А что это такое — чага?» — спросил король.
«Это — древесный гриб. Растёт на берёзе, прямо на стволе. Его сушат, крошат и вместо чая заваривают. Полезно для желудка», — пояснил королевский лекарь — Кухарь, который стоял у трона, искусно вырезанного из кедровой коры.
Сам Землерой сидел на троне. На шее у него висело ожерелье из светящихся гнилушек. Тут же был и дядя Белозуб, который возмущённо раздувал щёки.
«Меня, старого служаку, посадить в стакан! Я ему этого никогда не прощу! Сегодня же ночью укушу за пятку».
«Ладно тебе, — говорила Белозубка. — Что было — то прошло. Давайте лучше выпьем кваса и будем танцевать. Ведь сегодня наша последняя ночь!»
«Хорошая идея! — хлопнул в ладоши король. — Эй, квасовары, кваса!»
Толстенькие квасовары прикатили бочонок, и главный Квасовар, в передничке, на котором написано было: «Будь здоров», вышиб из бочки пробку.
Пенный квас брызнул во все стороны, и тут же объявились музыканты. Они дудели в трубы, сделанные из рыбьих косточек, тренькали на еловых шишках. Самым смешным был Балалаечник. Он хлестал по струнам собственным хвостом.
Дядя Белозуб выпил пять кружек кваса и пустился в пляс, да хвост ему мешал. Старый солдат спотыкался и падал. Король хохотал. Белозубка улыбалась, только Сыщик строго принюхивался к окружающим.
«Пускай Белозубка споёт!» — крикнул король.
Притащили гитару. Белозубка вспрыгнула на бочку и ударила по струнам:
Я ничего от вас не скрою,
Я всё вам честно расскажу:
Всю жизнь я носом землю рою
И в этом счастье нахожу.
Своё я сердце вам открою:
Я всех готова полюбить,
Но тот мне дорог, кто со мною
Желает носом землю рыть.
«Мы желаем! Мы желаем!» — закричали кавалеры.
«Пошли в избушку! — крикнул кто-то. — Там теплей и места больше!»
И вот на полу у горящей печки в огненных бликах появились Землерой и Белозубка, Сыщик, лекарь и квасовары. Дядя Белозуб сам идти не мог, и его принесли на руках. Он тут же заполз в валенок и заснул.
Над печкой у меня вялились на верёвочке хариусы. Один хариусок свалился на пол, и землеройки принялись водить вокруг него хоровод. Я достал из рюкзака последние сухари, раскрошил их и подбросил к порогу. Это добавило нового веселья. Хрустя сухарями, Землерой запел новую песню, и все подхватили:
«Вот и кончилась наша последняя ночь», — сказала Белозубка.
«Спокойной ночи, — сказал Землерой. — Прощайте до весны».
Землерой, Белозубка, музыканты исчезли в щели под порогом. Дядю Белозуба, который так и не проснулся, вытащили из валенка и унесли под Гнилое Бревно. Только Сыщик оставался в избушке. Он обнюхал всё внимательно.
Рано утром я вышел из избушки и увидел, что дождь давно перестал, а всюду — на земле, на деревьях, на крыше — лежит первый снег. Гнилое Кедровое Бревно так было завалено снегом, что трудно было разобрать — бревно это или медведь дремлет под снегом.
Я собрал свои вещи, уложил их в рюкзак и по заснеженной тропе стал подыматься на вершину Мартая. Мне пора уже было возвращаться домой, в город.
К обеду добрался я до вершины, оглянулся и долго искал избушку, которая спряталась в заснеженной тайге.