Прочитай фрагмент русской народной сказки заря заряница как в сказке указано на различие утренней

Сказки

Мама и Свекровь

Мама и Свекровь — два Образа, сопровождающих почти каждую женщину на протяжении жизни.

Что они вносят в наши жизни?

Почему символически сменяют друг друга на нашем пути?

В русском фольклоре их называют Утренней Зарей (мама) и Вечерней (свекровь). Потому что мама закладывает в дочь фундамент (ее ценность), а свекровь дает невестке возможность научиться проявлять свои душевные качества, развивая свою значимость.

Ценность – это Жизненная сила, которая дает нам Здоровье, Материальное благополучие, Чувство безопасности и стабильности. Мама учит нас жить отключая болтовню ума и принимать положение вещей без оценки.

Чтобы почувствовать свою Ценность есть упражнение : на двадцать четыре часа попробуйте полное принятие всего, что бы ни происходило — отключите оценку происходящего. Если кто-то обижает вас, то примите это, не реагируйте — и посмотрите, что произойдет. Неожиданно вы почувствуете силу, текущую в вас, и которой вы прежде никогда не испытывали.

Значимость – это способность самостоятельно управлять своей жизнью, без стороннего вмешательства. Как на это влияет свекровь? Очень просто. Либо начинает нам палки в колёса вставлять, проверяя на вшивость, если пытаешься ей изо всех сил угождать, значит проверку завалила. Она будет издеваться еще изощреннее от раза к разу. Если в конфронтацию с ней вступаешь – тоже экзамен на сердечность не прошла. Почему они так себя ведут, эти свекрови?

Всё объясняется очень просто. Задача матери передать сына в «хорошие руки». Мужчине от женщины нужна энергия, по-русски Жизненная сила. Помните, это то, что должна была в вас вложить мама. Если мама этого вам не дала, не научила не реагировать на внешние раздражители, аккумулируя силу в себе для передачи мужу, значит вы товар, извините, «не качественный». И как источник энергии для сына свекрови не подходите. Даже если свекровь сама «не подарок» для сына и мужа, материнский инстинкт никто не отменял.

Самый здоровый способ общения со свекровью – это ровное, спокойное, без реакции на ее проверки. Так на этом прекрасном тренажёре (под названием «Свекровь») вы можете добрать то, что мама не додала — став для свекрови настоящим сокровищем.

Итак: Значимость – это независимость от мнения других. Это самодостаточность, а соответственно и неуязвимость.

В фольклоре утренняя ЗАРЯ обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания «нечистых» человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного (нижняя чакра – олицетворение жизненной силы) и зеленого цветов (сердечная чакра – олицетворение душевности человеческой)

В сказке «Заря-заряница» показаны очень интересные образы. Алёнка – это Образ женщины, которая живет со свекровью (мачеха – это один из образов Свекрови для Алёнки и нерадивой мамы для Аннушки). Попробуйте догадаться, кто же в этой сказке другие персонажи?

«Заря-заряница» (русская народная сказка)

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой.

Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…»

Читайте также:  Почему именно крестьяне стали главным фискальным сословием составьте об этом рассказ

Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут полымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся.

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Навернётся жених, на Алёнушку глянет — сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается.

Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает:

— Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто.

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть.

Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает:

— Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну.

Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу.

На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке.

— На вот серп, жни, мамка наказывала, — говорит ей Аннушка, — тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. — И сорвала завесу, с туманом схожую.

Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала.

Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла.

Сослепу в лес забрела, чуть нашли.

Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепой и вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Заговор от детской бессонницы

В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка (Образ Души) крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.

Из дремучих лес, из шумечих ручьей

Идут две девицы, Мария и Маремьяна (Образы Утренней и Вечерней Зорь).

Источник

Контрольные работы по родному языку

специалист в области арт-терапии

Формы и средства контроля планируемых результатов

учебного предмета « Родной язык (русский) », 4 класс

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Читайте также:  Рассказ об есенине кратко для 5 класса

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

Как в сказке указано на различие утренней зари?

Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари___________________________

Вставать с зарёй_______________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку весть подаёт.

Ф.И. уч-ся _________________________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке______________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________ и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4. Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача – __________________
ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Контрольная работа № 3

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

Читайте также:  Рассказ капалуха от имени глухарки

2.Составьте план и запишите его.

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

3. Илья защищает Жука.

Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Раздел 2. Язык в действии.

Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?

(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./ М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)

Формыисредстваконтроляпланируемыхрезультатов

учебного предмета« Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Источник

Познавательное и интересное