Корейская народная сказка «Честный мальчик». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор. Приложение 2, Приложение 3
Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов?
Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие?
Ход и содержание урока
Этапы урока | Цель этапов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат |
1. – Самоопределение к деятельности. – Мотивация. | Организовать внимание учащихся. | – Урок литературы. – Все ли готовы к уроку? – Оцените свою готовность к уроку. – Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов? – Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие? | ||
2. Актуализация. | Организовать деятельность по повторению признаков сказки. | – Слайд 2. – К словам левого столбика подберите слова-термины из правого столбика. | – Читают слова, выполняют задание – Сказка – это жанр литератературного произведения | |
3. Работа с текстом до чтения. | Организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов. | – Как называется раздел, в котором мы изучаем сказки? – Рассмотрите иллюстрацию. – Где происходит действие? – Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком? – Прочитайте заглавие сказки. (Слайд 4). – Попробуйте придумать и рассказать свою сказку по этим ключевым словам. | – Раздел называется “Сказка мудростью богата” – Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах. Старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, с очень длинной бородой – Что главный герой сказки– мальчик, он честный. Энциклопедия сказочных героевВсе о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей. пятница, 13 сентября 2019 г.Корейская сказка «Честный мальчик»Жанр: народная волшебная сказка Главные герои сказки «Честный мальчик» и их характеристика Чему учит сказка «Честный мальчик» Отзыв на сказку «Честный мальчик» Пословицы к сказке «Честный мальчик» Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Честный мальчик» Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе тема «Где правда, там и счастье» (корейская сказка «Честный мальчик»)Класс: 2 Цели: Формирование УУД Оборудование: презентация, учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир» по литературному чтению 2 класс 2 часть, тетрадь по литературному чтению 2 класс. План урока 1. Организационный момент
4. Физкультминутка Ход урока I. Организационный моментЗдравствуйте, дети. Меня зовут Кристина Дмитриевна, и я проведу у вас урок литературного чтения. II. Проверка домашнего заданияПроверим домашнее задание. Кто по желанию хочет пересказать сказку «Как появились разные народы»? III. Изучение новой темы1. Работа с текстом до чтенияСегодня на уроке мы будем читать сказку. — На какие две группы делятся сказки? (авторские и народные) — Какие сказки называются народными? — Приведите примеры народных сказок. — Сказки, каких народов вы знаете? (долганские, русские, киргиские, татарские и т.д.) — Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (читать сказку) — А о какой сказке будет идти речь: об авторской или о народной? (о народной) Посмотрите на иллюстрацию. — Что изображено на ней? — Что необычного вы видите на картинке? — Какой национальности мальчик? — Значит, сказку какого народа мы будем изучать сегодня? — Сегодня мы познакомимся с корейской народной сказкой. Откройте учебник на странице 28. ____________, прочитай нам название сказки. — Что можно узнать из заглавия? (Главный герой сказки – мальчик. Он был честным) — Кого называют честным? (Человека искреннего, прямого, правдивого) Посмотрите на иллюстрацию. — Можно ли предположить, какие отношения (добрые или враждебные) между героями сказки? — Как вы догадались? (Добрый взгляд, улыбка старика.) 2. Работа с текстом во время чтения1. Первичное чтение текста Сейчас я прочитаю сказку, а вы следите внимательно по учебнику. — Понравилась ли вам сказка? Чем? — Кто главный герой сказки? — За что старичок наградил мальчика? 2. Перечитывание текста – Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже»; «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (В.Одоевский «Мороз Иванович».) – Давайте вспомним ещё одно литературное произведение. Откуда эти строки: «Козлик этот особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола»? (П.Бажов «Серебряное копытце».) Я не случайно вспомнила эти два литературных произведения. Читая сказку «Честный мальчик», постарайтесь найти сходные черты со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце». Теперь мы будем читать по цепочке. Другие внимательно следят за чтением по учебнику. 3. Беседа по содержанию в целом — О чём эта сказка? (о честности мальчика) — Какой мальчик по характеру? (трудолюбивый, честный, вежливый) — Что значит «беда преключилась» (сличилась беда) — Как вы понимаете слово выскользнул, позарился? — Какие сходные черты вы нашли со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце»? Давайте определим границы смысловых частей по плану, представленному на слайде. 1. С мальчиком случилась беда. 2. Встреча мальчика со стариком. — Каким предложением заканчивается первая часть плана? (Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.) — С какого предложения начинается вторая часть и каким заканчивается? (Начинается «Сел мальчик и заплакал…», заканчивается «Сказал он так и под водой скрылся») — C какого предложения начинается третья часть и каким предложением заканчивается? (Начинается «Вот опять загуляли по озеру синие волны…», заканчивается словами мальчика «Вот мой топор, дедушка») — Теперь определите последнюю четвертую часть. (Начало «А старик усмехнулся лаского и сказал…» и до конца) Молодцы, смысловые части сказки мы определили. А теперь давайте немного подвигаемся. IV. Физкультминутка3. Работа с текстом после чтения1. Смысловая беседа по тексту Вопрос к 1-й части: – Почему мальчику пришлось идти за дровами? — Что подумал мальчик у озера? Найдите и прочитайте выразительно эти слова. — Что случилась с мальчиком у озера? Ко 2-й части: – Как это: топор дороже золота? (топор полезнее, чем золото; золото можно потратить и останешься без нечего, а топором можно срубить много дров и продать их, и самому оставить, чтобы разжигать костёр) – Кто же был этот старичок? К 3-й части: — Что сказал старичок, прежде чем скрыться в первый раз под водой? — Что вынес старичок из озера в первый раз? — Как отреагировал мальчик? – Как отнёсся старичок к тому, что мальчик не взял золотой топор? (Он «усмехнулся в седую бороду».) – Что вынес старичок из озера во второй раз? – Что сказал мальчик на то, что старичок вынес серебряный топор? – Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие? Вопросы к 4-й части: – Что значит: не позарился на серебро да золото? – Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему? – Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый. 2. Формулирование основной мысли сказки. – Что произошло, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежит ему? – Кем был старик из озера и почему он решил испытать мальчика на честность? – Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»? – Кто в ней носитель мудрости? (Старичок.) В чём проявилась его мудрость? Откройте тетради на страницу 35. Посмотрите на второй задание на формулировки и ответьте на вопрос задания «За что наградил старичок мальчика?» 3. Беседа о жанре произведения. – Докажите, что данное произведение – сказка. Найдите все сказочные приметы. (Зачин, тройной повтор, устойчивые сказочные обороты, волшебные события, добрый конец.) – К какой группе сказок её можно отнести? (Волшебная.) – Есть ли в сказке отрицательные герои? – Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Чему учит эта сказка? (честности, доброте, вежливости) – Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту? V. Подведение итогов урокаПрочитайте пословицы. Какая из пословиц подходит больше всего к этой сказке? Почему? Честный мальчик. Корейская сказка.Содержимое публикацииУрок литературного чтения по теме «Честный мальчик. Корейская сказка». 2-й класс 1. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! 2. Актуализация опорных знаний. – С произведениями какого жанра мы работаем на последних уроках? (сказка) – Какие виды сказок мы знаем? Проверим. (народные и авторские: волшебные, о животных и бытовые) Слайд1. – Посмотрите на признаки сказок. Прочитайте. Найдите лишнее. (зачин, волшебный предмет, троекратный повтор, зло побеждает добро, концовка, рифма) Слайд 2, 3. На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата» Слайд 4. – Какой раздел учебника мы читаем? Как понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.) Учат мудрости. – Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.) – Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.) 3. Речевая разминка. — А сейчас проведем речевую гимнастику.Слайд 5. б) Скороговорка: Вот топор, вот топорище. Вот кнут, вот кнутовище. 1 раз читает учитель, 2 – для себя жужжащим чтением, 3 – вслух. — Что такое топор, вы знаете, а слово «топорище» вам знакомо? Возьмите карточку, прочитайте текст и расставьте условные знаки. (Краткий инструктаж, повторим быстро).Слайд 6. ? – не понял, есть вопрос. в) Чтение текста о топоре («Инсерт»). – Что было для вас абсолютно новым? Что вызвало интерес, и вы захотели об этом узнать подробнее? 4. Вызов: – А как вы думаете, делают ли топоры из драгоценных металлов? И какой топор самый ценный? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы. — Прочитайте название нашего нового произведения. ( «Честный мальчик» корейская сказка) Слайд 7. — Кто написал это произведение? (корейский народ) — Значит, мы знакомимся с корейским фольклором. А корейцы наши соотечественники, или жители иной страны? Как она называется? (страна Корея находится в Восточной Азии, а корейцы – очень трудолюбивый народ). Слайд 8. — Давайте вернемся к названию. О чем говорит название? Слайд 9. — Что можно узнать из заглавия сказки? (главный герой мальчик, и он честный) — Предположите, о чем эта сказка? — Как вы думаете, почему авторы поместили это произведение в этот раздел? Доказать это и будет цель нашего урока. Слайд 10. — А каких людей называют честными? (правильных, кто всегда говорит правду) — Открываем учебник по закладке. Оказывается, к этому тексту есть иллюстрация. Мы можем оставить ее без внимания? — Кто герой сказки? (мальчик и старик) — Как они выглядят? (мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода…) — Почему так выглядят? — Где происходит действие? (в лесу, на берегу озера или возле реки) — Что необычного увидели на иллюстрации? (у старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках его топор, необычная природа, цветущее дерево…) — Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком? (добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика…) — Давайте теперь познакомимся со сказкой. Приготовьте простой карандаш, непонятные слова по ходу чтения будете подчеркивать. Послушайте сказку. Читает учитель с остановкой (1 часть). — Все ли слова вам знакомы? — Попробуйте задать своим друзьям тонкие вопросы.Слайд 11. (Когда жил мальчик? Что случилось с отцом? Где работала мама? Где росло большое дерево? Куда упал топор?) – А что означает выражение: «Для него ведь топор дороже золота».(он был ему дорог. Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова.) — Что значит на чужих работала? — Даже описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норы, а мальчику приходится идти в холод рубить дрова. Чтение 2 части цепочкой по 1 предложению. — 2ю часть прочитаем цепочкой по 1му предложению. — Какие слова подчеркнули? Чтение 3 части заранее подготовленными детьми по ролям. Ангелина слова автора, Арсен – старик, Серёжа – мальчик. — 3ю часть прочитаем по ролям. – Попробуйте задать толстый вопрос. Слайд 12. (А почему усмехнулся старик в седую бороду, когда мальчик не взял золотой топор? Был удивлен поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор. – Как вы относитесь к словам мальчика? Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие? Проверял мальчика – возьмет ли он чужое) — Давайте прочитаем сказку до конца. Чтение 4 части учителем. Параллельно ведется лексическая работа со словами и словосочетаниями: — Как понимаете выражение «Не позарился на серебро да золото»? (не хотел взять чужого). — «Поблагодарил сто и тысячу раз», как понимаете?(мальчик был не только честный, но и вежливый и добрый.) — Что значит, не знали нужды? (не знали бедности, нищеты, недостатка. Были счастливы, честность мальчика принесла счастье в семью.) – Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему? (он бы обманул старика, а обманывать нехорошо.) – Как вы думаете, кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность? (он был волшебником. Хотел убедиться в честности мальчика. Он поступил мудро. Он хотел помочь бедному мальчику, но помогает мудрец только хорошим людям. Поэтому он придумал главному герою испытания, и он не задумываясь, не сомневаясь, проявлял честность. ) — За что наградил старик мальчика?(за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность). — Конец хороший, добро вознаграждено. Награда за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие. — Назовите главную мысль сказки. (честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.) Дифференцированная работа в группах. (Стоя) – Давайте продолжим работу над сказкой по группам. 1, 4 группа. Деформированный план. Дети, перед вами план. Расставьте цифры, восстановите порядок. Встреча мальчика со стариком. С мальчиком случилась беда. 3,5 группа. Составление и анализ пословиц. (карточки) – Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению
2, 6 группа. Подобрать к словам левого столбика слова-термины из правого столбика. Докажите, что мы читали сказку. Давным-давно жил волшебство С тех пор не знали нужды зачин На третий раз был топор железный концовка Старенький старичок троекратный повтор Проверка. Слайды 13, 14, 15. – К какой группе сказок ее можно отнести? (бытовая) – Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»? – Так делают ли топоры из драгоценных металлов? Какой же топор самый ценный? Почему? – Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту? 7. Домашнее задание. – Ребята, мы хорошо поработали сегодня на уроке. Как вы считаете, мы выполнили наш план? Попробуйте оценить себя: — У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступить всегда правильно, значит мудро. — Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево мудрости». На нем будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нем свою лучшую черту характера. — Озвучьте по цепочке свою лучшую черту. — Я рада, что в нашем классе так много честных и добрых, мудрых детей, эти качества помогают нам быть счастливыми. – Молодцы. Спасибо за урок. Слайд 16. Урок литературного чтения по теме «Честный мальчик. Корейская сказка». 2-й классКласс: 2 Тип урока: урок построен по технологии развития критического мышления. Цели: Необходимое оборудование и материалы: учебник Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», маркерная доска, тетрадь, ромашка Блума, карточки. Ход урока 1. Организационный момент. Сядьте ровно, Учитель: Мы сегодня с вами узнаем много нового. Все у нас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать все вместе. Посмотрите на план нашего урока.(картинный) 2. Актуализация опорных знаний. – С произведениями какого жанра мы работаем на последних уроках? – Какие виды сказок мы знаем? Проверим. (Кластер) – Перечислим признаки сказок. Проверим. (Кластер) На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата» – Какой раздел учебника мы читаем? Как понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.) – Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.) – Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.) 3. Речевая разминка. а) Дыхательная гимнастика. (Стоя) Каша кипит. Исходное положение: одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. Подуй на одуванчик. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух. б) Скороговорка: Вот топор, вот топорище. Вот кнут, вот кнутовище. 1 раз читает учитель, 2 – для себя жужжащим чтением, 3 – вслух. Что такое топор, вы знаете, а слово «топорище» вам знакомо? Возьмите карточку, прочитайте текст и расставьте условные знаки. (Краткий инструктаж). в) Чтение текста о топоре («Инсерт»). (Приложение 1) – Что было для вас абсолютно новым? Что вызвало интерес, и вы захотели об этом узнать подробнее? 4. Вызов: – А как вы думаете, делают ли топоры из драгоценных металлов? И какой топор самый ценный? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы. Садитесь. 5. Осмысление. А хотелось бы пообщаться с новым произведением? Итак, начинаем. Прочитайте название нашего нового произведения. (На доске вывешивается карточка). (Приложение 2) Кто написал это произведение? Значит, мы знакомимся с корейским фольклором. А корейцы наши соотечественники, или жители иной страны? Как она называется? Мы знакомимся с произведением в оригинале или в переводе? Давайте вернемся к названию. О чем говорит название? А каких людей называют честными? Открываем учебник по закладке. Оказывается, к этому тексту есть иллюстрация. Мы можем оставить ее без внимания? Что интересного может сообщить нам иллюстрация? (Если в ответах детей не прозвучит, то акцентировать их внимание на одежду, необычное в облике старика, отношение между мальчиком и стариком, кем является старик.) Послушайте сказку. Читает учитель с остановкой: «Попробуйте задать творческий вопрос». На доске ромашка Блума. Ответьте на него в парах. Дерево предсказаний. Тема урока становится стволом, дети пишут на листочках свои ответы, озвучивают их и прикрепляют на дерево. – Понравилась ли вам сказка? Кто главные герои? – О чём мы правильно догадались? Физминутка. (танец) – Давайте читать сказку вместе. Чтение 1 части цепочкой по 1 предложению. Задайте своим друзьям простые вопросы, используя ромашку вопросов. Выборочное чтение при ответах. (Когда жил мальчик? Что случилось с отцом? Где работала мать? Чем занимался мальчик? Где росло большое дерево? Куда упал топор? ) – А что означает выражение: «Для него ведь топор дороже золота». – А правильно ли я поняла, что этот мальчик был бедным? (уточняющий вопрос). Докажите. Чтение 2 части цепочкой. – Перечитайте слова старичка. Попробуйте их оценить и уточните у друзей правы ли вы. Чтение 3 части заранее подготовленными детьми по ролям. – Задайте простые и объясняющие вопросы. – А почему усмехнулся старик в седую бороду, когда мальчик не взял золотой топор? – Как вы относитесь к словам мальчика? (Оценочный вопрос.) Объясняющие и оценочные вопросы. Параллельно ведется лексическая работа со словами и словосочетаниями: – Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему? – Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность? Дифференцированная работа в группах. (Стоя) – Давайте продолжим работу над сказкой по группам. 1 группа. Деформированный план. (Работают на маркерной доске) Дети, перед вами план. Расставьте цифры, восстановите порядок. 2 группа. Составление и анализ пословиц. (карточки) – Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению. Всяк правду хвалит, там и счастье. 3 группа. Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой) Дополнительное задание в тетради. (Приложение 3) Проверка. Приготовьте сигналы. (Зелёный – согласен, красный – не согласен, жёлтый – сомневаюсь.) – К какой группе сказок ее можно отнести? (Кластер) – Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»? 6. Рефлексия урока. – Так делают ли топоры из драгоценных металлов? Какой же топор самый ценный? Почему? – Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту? 7. Домашнее задание. Вернёмся к нашему дереву предсказаний. Вы предложили несколько версий развития событий. Дома придумайте свою сказку по 1 из версий. Открываем дневники, записываем: придумать сказку. 8. Самооценка. – Ребята, мы хорошо поработали сегодня на уроке. Как вы считаете мы выполнили наш план? Попробуйте оценить себя: – Молодцы. Спасибо за урок. Задания группам (Приложение 4). |