И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?
1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились.
Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у других авторов – Ворона, не меняет дела.
Чаще всего сравнивают басни Эзопа и Крылова или Сумарокова и Крылова. Когда Эзопа сравнивают с другими авторами, то первое различие очевидно: Эзоп создавал свои басни прозой. Но, выбрав сравнение Эзопа
Никакого нравоучения после своей удачи Лисица не произносит: ее цель достигнута.
Если мы сравним Сумарокова и Крылова, то убедимся в том, что у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. У Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог.
2. В какой из басен, как
Образ льстеца создан очень выразительно во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.
3. В какой из басен Ворона (Ворон) кажется вам особенно глупой и тщеславной?
Наиболее сообразительным и способным осознать свою ошибку оказался Ворон у Лафонтена: он даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”.
Особенно тщательно описал восторг Вороны, которой льстит Лисица, Крылов. Он не только убеждает нас в глупости птицы, но и объясняет, как такое могло получиться, чем вызван ее поступок.
4. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?
Внимательно перечитывая басни, видим, что басня Эзопа “уместна против человека неразумного”. Так мораль показывает читателю неразумный поступок. У Лафонтена Ворон поклялся, “что другого урока ему не понадобится”, т. е. урок принес пользу.
В басне Тредиаковского говорится о торжестве льстеца. Сумароков высмеивает глупость Вороны, поверившей лести. В басне Крылова сказано, что “Вещуньина с похвал вскружилась голова”, так что виновата не глупость Вороны, а опасность самой лести.
Так все басни высмеивают лесть и льстецов и учат не попадаться на их удочку. Но каждый автор по-своему рассматривает отношения льстеца и его жертвы. Для Эзопа вера льстецу – проявление глупости.
Для Лафонтена – урок, который спасет от повторения ошибки. Для Тредиаковского – утверждение силы лести. Для Сумарокова и Крылова – обличение льстецов и лести как опасности.
Так, поучая, все баснописцы обличают лесть и высмеивают тех, кто ей поддается.
Related posts:
Тема: сравнительный анализ басен Эзопа « Ворон и Лисица » и И. А. Крылова « Ворона и Лисица »
специалист в области арт-терапии
Разработка урока литературного чтения
Тема: сравнительный анализ басен
Эзопа « Ворон и Лисица » и И. А. Крылова « Ворона и Лисица »
Цель : Повторить и закрепить материал, пройденный на прошлых уроках.
Провести сравнительный анализ двух басен, написанных на один сюжет, но в разное время.
пробуждать добрые чувства.
Универсальные учебные действия:
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям
Мотивы: чтобы быть более добрыми, честными, щедрыми.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: презентация к уроку, учебник литературное чтение 3 класс
Конспект урока – проекта:
1. Организационный момент . Минута вхождения в урок.
( эмоциональный настрой, звучит тихая музыка. Зажечь свечу.)
-Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит ваши души от бед, злобы, жадности, поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом.
(слушают музыку, смотрят на свечу)
1. Актуализация изученных знаний.
2. Проблемная ситуация.
3. Определение темы и цели урока.
— Как вы думаете, почему мы именно так начали урок литературного чтения сегодня?
-Да, басни помогают нам правильно оценить поступки героев с позиций нравственности, а затем и самим поступать правильно в похожих ситуациях.
— А теперь, давайте вспомним, что мы знаем по этой теме.
Как называется основная часть басни? Вывод?
Кто первым сочинил басню?
Кого из баснописцев вы знаете?
Какие басни вы уже читали?
Чему они вас научили?
— Есть ли между баснями Эзопа и И. А. Крылова что-то общее?
-Мы изучаем тему «Басни», жанр литературы, который учит нас быть более добрыми, честными, трудолюбивыми.
Ответы учащихся, фронтальная работа с классом.
1. Беседа учителя с детьми.
2. Словарная работа :
Откройте учебники найдите басню Эзопа.
Чему посвящена первая часть басни?
Почему Ворон поверил лисице?
Кто главные герои басни?
Какого испытания не выдержал ворон?
— Что означают слова «лесть» и «льстить»?
— Применимы ли они в данном случае?
Что же лисица думала на самом деле о Вороне?
Найдите мораль басни, как вы ее понимаете?
— Кто не выдержал лести?
Кого осуждает басня?
Докажи свою точку зрения используя мораль басни?
— В какой форме написана басня Эзопа?
Чаще всего басни пишут в стихах. Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И. А. Крылова.
И.А. Крылов. ( фотография)
-А что рассказал о лисице и вороне И.А. Крылов вы узнаете сейчас? (чтение учителем)
Понравилась ли вам басня? Поделитесь своими мыслями?
О чем ты задумался, прослушав эту басню?
Встретились ли вам непонятные слова?
Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов?
-Подберите близкие по значению слова к слову: взгромоздясь?
-А какую басню с похожим сюжетом мы уже читали, но другого автора?
-Как называются такие истории, которые путешествуют во времени?
Давайте сравним героев басни.
Чем похожи Ворон и Ворона?
Какую лису тебе легче представить?
В чем сходство этих двух басен?
Есть ли мораль в басне Крылова? Где же она?
Чем интересна мораль?
Какая басня вам понравилась больше и почему?
Что объединяет героев этих басен?
— Какой вы предлагаете сделать вывод?
(самостоятельная работа, чтение басни)
(повествования, прозаическая басня)
-Людей льстивых, тщеславных.
— ВЗОБРАЛАСЬ, ВЗЛЕТЕЛА, УСЕЛАСЬ, СЕЛА, ПРИСТРОИЛАСЬ
— Хитрая, льстивая, жадная.
«Хоть лесть гнусна, вредна,
всегда отыщет уголок»…
— Автор не отделяет себя от других людей, не становится судьей.
Ворон и ворона – глупые, доверчивые.
Лиса и Лисица хитрые, льстивые и жадные.
-Не нужно верить тем, кто тебе льстит и обманывает.
4. Работа в группах
(Сообщение заданий по группам)
2-я – чтение по ролям (инсценировка). И А. Крылова
3- работа с пословицами. (Прочитать пословицы и найти ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен).
Ласкатель- тот же злодей.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Терпение и труд всё перетрут
Лестью и душу вынимают.
4 – карточки с творческими заданиями: измените конец басни Эзопа
5. Проверка заданий в группе.
(слушание и корректировка ответов детей)
(слушание и корректировка ответов детей)
6. Работа в « картинной галерее».
Теперь заглянем в «картинную галерею»
Посмотрим иллюстрацию Валентина Серова к басне.
В. Серов- художник, к тому же, был, прекрасным рисовальщиком анималистом (анимал- в переводе с латинского животное). Особенность его графики точные реальные животные, с другой стороны- участники вымышленных нравоучительных басенных событий. ( иллюстрация в учебнике)
Сравните величину фигурок Вороны и лисицы?
Высоко ли сидит ворона?
Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки», «носок»?
Почему, художник выбрал такую точку зрения? Выделите фрагмент с лисицей? Дайте название?
Выделите фрагмент с вороной? Как она выглядит?
7. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
С каким писателем –баснописцем мы познакомились?
Чем отличаются басни Эзопа и Крылова?
Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
Дифференцированное домашнее задание:
1группа: прочитать басню Крылова по ролям.
2 группа: инсценировка басни И. А. Крылова.
3 группа: придумать свою басню с аналогичным сюжетом и красиво ее оформить.
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Как вы оцениваете свою работу?
Послушайте стихотворение Михаила Исаковского посвященное И.А. Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творенья Крылова, мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни « Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые «крыловские» слова.
(запись домашнего задания)
Данная разработка по разделу учебной программы способствовала более полному усвоению знаний учащимися по теме «Басни», расширению их кругозора, развитию общеучебных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Это можно проследить с помощью результатов проведенной диагностики в начале и в конце исследования. (см. приложение, диагностика)
12. Используемая литература:
Программа Литературное чтение 1- 4 класс Л. А. Ефросинина, Москва «Вентана-Граф», 2012 г.
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, Л. А. Ефросинина, Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.
Btl 78. ru > fam /8746 html Дмитриев Иван Иванович (баснописец).
Номер материала: ДБ-1043865
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема : » Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»»
специалист в области арт-терапии
3-й класс. Урок литературного чтения.
Тема : » Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»»
Цель: Организовать работу с лентой времени и подвести детей к пониманию того, как появились бродячие басенные истории. Провести сравнительный анализ двух басен, написанных на один сюжет, но в разное время. На материале басен Эзопа «Ворон и Лисица», И. Крылова «Ворона и Лисица» и графической иллюстрации Валентина Серова к басне «Ворона и Лисица».
Планируемые образовательные результаты :
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.
— строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.
— А сейчас послушаем выразительное чтение той басни, что вы подготовили. А одноклассники устно оценят ваше чтение.
— А сейчас, давайте вспомним, что знаем о баснях. В тесте нужно отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение
Поменяйтесь листочками и оцените друг друга.
IV Сообщение темы и цели урока.
— Внимательно прочитайте тему урока.
— Чему мы будем учиться на уроке?
-Сформулируйте цели урока продолжив фразы:
Я хотел бы познакомиться….
Я хотел бы развить умение…
1. Работа по ленте времени.
— На с.13 есть лента времени рассмотрите её внимательно.
— Какой вывод вы сделали?
(Первые басни появились до Эзопа, 4000 лет назад)
— Первые басни, которые возникли 4000 лет назад, являются современницами просто древних сказок.
— А имя ещё какого баснописца вы увидели? (И.А. Крылов)
2.Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учителем.
— Понравилась ли вам басня?
3.Чтение басни учащимися.
— На что похожа басня? ( На сказку.)
— Какой вид сказки? ( Сказка о животных.)
— Сказка о животных – жанр более древний, чем басня. Сегодня мы выясним, чем сказка о животных отличается от басни.
— Сравните размеры басни. Какая она? (Басня короткая.)
— Что напоминает вам в басне поведение животных и их взаимоотношения? (Поведение людей.)
— Какого испытания не выдержал Ворон? (Испытания лестью. Ворон любит славу, похвалу.)
— Что такое лесть? (Ответы детей.)
2. Словарная работа.
— Найдите значение слова ЛЕСТЬ в толковом словаре.
Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление.
Т.е. Эзоп в басне высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Этот прием, ребята, называется иносказанием. Значит басня – это какой рассказ? ( Иносказательный.)
3. Работа по содержанию басни.
— Получив кусок мяса, что делает лисица? (Лисица поучает Ворона.)
— Но поучает в басне не только Лиса, но и автор. Прочитаем, как басню завершил сам Эзоп. (Басня уместна против человека неразумного.)
— Что заключается в этих строчках? (Вывод: Хвала уму – бесценному качеству, которое требуется, чтобы быть первым, уважаемым, чтобы твое мнение ценилось.)
— Т.е. автор учит своего читателя, значит басня еще и какой рассказ? (Поучительный.)
— Поучение – это главный вывод басни. Поучение в басне называется моралью.
-Назовите мораль этой басни.
— Чем басня отличается от сказки о животных?( В сказках о животных нет сделанных выводов относящихся к людям).
– Вернитесь к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? Кого осуждает басня – глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из ее морали: «Басня уместна против человека неразумного».)
– А что осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке – глупость или хитрость? (В просто древней сказке (например, в венгерской сказке про двух медвежат, которым лисица делила сыр), как правило, осуждается глупость, а не хитрость.)
Значит, басни близки к ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке.
— Мы ещё вернёмся к содержанию этой басни. А сейчас поговорим об Иване Андреевиче Крылове.
— Кто из вас уже слышал это имя? А кто читал его басни?
4. Рассказ учителя о Крылове.
И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого именно в баснях звучала подлинно народная речь. Баснописец широко пользуется народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в общеупотребительные. Автор считал, что его основная задача писать для народа, а само обращение к басне объясняет её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети».
— Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то является ли автор данных выражений истинно народным писателем?(да)
5. Словарная работа.
— В басне И. Крылова вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения в толковом словаре.
Пленил – заворожил. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
6. Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Учащиеся слушают ба c ню «Ворона и лисица» в исполнении великого мастера слова, народного артиста И. Ильинского.
– Похожа ли басня Крылова «Ворона и Лисица» на басню Эзопа «Ворон и Лисица»? Чем?
– Можно ли утверждать, что Крылов позаимствовал у древнегреческого баснописца идею для написания своего произведения? (Да).
7. Выразительное чтение басни учащимися.
— Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).
8. Работа по содержанию басни И. Крылова.
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
-О ком (чем) говорится в 1 части?
— Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
— Что же говорится в 3 части?
— Что же является основным стержнем в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
— Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).
— Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
— Догадывалась ли об этом Ворона?
— Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
— Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
— Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)
— Добилась ли Лиса поставленной цели?
— После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
— Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
— Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
1. Работа по нахождению сходства и различия двух басен.
-Теперь мы попробуем проанализировать сходство и различие этих двух басен.
-Сначала определим, в чём сходство басен Эзопа и Крылова.( Схожий сюжет.)
— А как мы называем истории со схожим сюжетом? (Бродячие.)
Значит и сюжет этих басен бродячий.
Кто выступает в роли коварного героя? (Лиса)
— Только у Крылова она ещё коварнее.У Эзопа лисица сомневается в способности ворона говорить, а у Крылова она льстит вороне, говоря, что и голос у той очень красив.
— И вот мы подошли к различиям в баснях.
— Первое и самое главное различие жанр этих басен. Каков он? (Проза и стих.)
— Далее разные герои. Кто? (Ворон и ворона.)
А как ведёт себя лисица в басне Эзопа? (У Эзопа лисица ещё и поучает ворона.)
И всё таки чья басня помогает лучше представить ситуацию и главных героев?( Крылова. Ярче описание внешнего вида и поведения.)
— Сравним композиции двух басен. Что идет в начале сюжет или мораль? (У Эзопа сюжет, а потом мораль. У Крылова мораль, а потом сюжет.)
— Скажите, а мораль у басен одинаковая? (Мораль разная.)
2. Работа с пословицами.
– Прочитайте четыре пословицы. От чего они предостерегают? Кому сочувствуют – льстецу или тому, кто стал жертвой лести? Применимы ли они в качестве морали к басни Эзопа? (Они предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица».)
— Найдите ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен.
Ласкатель- тот же злодей.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Терпение и труд всё перетрут
Лестью и душу вынимают.
3. Работа с иллюстрацией.
— Кого вы видите на этом рисунке?
— Сравните величину фигурок вороны и лисицы.
— Почему лисица такая маленькая? Могла ли она на такой высоте разглядеть внешность вороны?
— Высоко ли сидит ворона?
— Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у вороны «перушки» и какой у нее «носок»?
— Почему художник выбрал такую точку зрения?
– В иллюстрации Валентин Серов использует зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы. Художник создает комический эффект, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть таких подробностей внешности вороны, как «глазки», «п ё рушки» и «носок»
— Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.
— Какой у художника получилась Лисица?
— Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?
— Сейчас вы поработаете в парах.
Прочитайте текст. Выделите роли. Распределить их между собой.
— Прочитайте басню по ролям вполголоса. Стараться использовать интонацию, услышанную в аудиозаписи.
1. Подготовить выразительное чтение басен.
2. Выучить наизусть отрывок басни.
3. Нарисовать героев басни Эзопа и Крылова.
— Что нового узнали на уроке?
– С какими произведениями мы сегодня познакомились?
– Как называются такие истории?
– Что же высмеивают басни?
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …
Анализ басни Эзопа и Крылова «Ворона и лисица» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок 15. Анализ басни Эзопа и И.А. Крылова
—продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
-продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
-дать образец выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для групповой работы, на стенде басня «Ворона и лисица» разных авторов, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», аудиозапись басни в исполнении Лии Ахеджаковой, запись песни Г.Гладкова из мультфильма «Пластилиновая ворона».
1.Организационный момент. (Звучит песенка из мультфильма «Пластилиновая ворона»)
2. Вступительное слово учителя.
— Ребята, с баснями вы уже знакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.
— Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Прочитаем одну из его басен «Ворон и Лисица».
— Почему именно басню «Ворона и Лисица»?
— Итак, вернёмся к басне Эзопа. Прочитайте её с выражением.
— На что похожа эта басня? (Рассказ, сказка) Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?
— И все-таки басня- это не рассказ, не сказка. А что тогда? Давайте прочитаем определение этого термина в учебнике.
-Какова задача басни? ( На ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)
-Басня не только поучает, она высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она показывает недостатки людей, смеётся над ними.
-Но прославился лишь один. Догадались кто?
— Давайте прочитаем басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица» и ответим на вопрос: почему же ворона каркнула?
3. Работа с текстом.
— Итак, на доске текст басни, прочитайте, её, пожалуйста, про
себя. (Чтение басни без морали)
— Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.
1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?
2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? (Сравните свои догадки с мнением В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».)
Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).
3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.
Пугана ворона и куста боится.
Не летать вороне в высокие хоромы.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась…
1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздитьс.
2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь?
— Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова? (Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, огромная, неуклюжая, громкоголосая. )
— Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица. Ребята из 4 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.
— Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону.
2. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь?
— Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).
Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).
— Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в тетради записывается новое понятие).
— Вернёмся к 3 группе
Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?
— Какой звук повторяется в речи Лисицы? (звук /с/) В старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с». Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.
— Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка? (Выступление 3 группы.)
Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.
Прочитайте их и объясните, что они значат?
Проверьте себя. Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так:
— Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)
— Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)
— Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.) А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».) Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему.)
— После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)
— Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)
— Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)
— Значит, Лиса – обманщица, а не победительница? Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне художника Евгения Рачёва.
— Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении?
(С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)
— То есть, если в начале басни автор называет деяния Лисицы гнусными и вредными, то после же смеётся над Вороною, нежели над Лисицею. Как же так? Выходит, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод.)
— Давайте обратимся за помощью к выдающемуся русскому психологу, исследователю литературы Л.С.Выготскому, который писал: «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет роль литературной маски. Баснописец никогда не говорит от своего имени, а всегда от имени назидательного и поучающего старика».
— Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рождается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы. Здесь кроется ещё одна загадка басни: каждый читатель выводит свою мораль, формирует свой нравственный вывод, основываясь на собственном жизненном опыте.
Секрет крыловских басен, наверное, в том, чтобы создавать множество интерпретаций, множество вариантов прочтения. Давайте послушаем ещё одну интерпретацию басни «Ворона и Лисица», на этот раз актёрскую и поучимся у Лии Ахеджаковой выразительному чтению басен (звучит аудиозапись.)
4. Сравнительный анализ басен.
-Теперь сравним басню Крылова с басней Эзопа. А для этого ответим на вопросы.
— Что общего у этих басен?
— Чем они различаются?
— Где стоит поучительная часть?
— Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?
— Как вы понимаете слово « лесть»?
5. Домашнее задание. Дома попробуйте сочинить басню в стихах или в прозе, как у Эзопа. А для поучительной части используйте любую народную пословицу.