Прочитай рассказ ивана тургенева воробей составьте и запишите план текста

Сказки

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Проверочная работа по рассказу И. Тургенева «Воробей» Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Проверочная работа по рассказу И. Тургенева «Воробей» Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Пометка для родителей: В рассказе 197 слов. Считается, что в начале 4 класса скорость чтения до 74 слов в минуту соответствует оценке «3», 75-84 – оценке «4», свыше 85 слов в минуту – оценке «5». Это ориентировочные цифры можно использовать для самооценки скорости чтения. Если на чтение текста ушло более 3 минут– ориентировочно это оценка «3», текст прочитан за 2 минуты 40 секунд – до 3 минут – оценка «4», менее 2 минут 40 секунд – оценка «5».

Ответь на вопросы, выполни задания.

Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Автор – охотник, собака охотника Трезор, птенец — молодой воробей, выпавший из гнезда, старый воробей – отец птенца.

Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Тургенев шел с со своей охотничьей собакой по аллее сада и увидел, как воробей защищает своего выпавшего из гнезда птенца от собаки.

Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Тургенева поразила самоотверженность маленькой птицы, ее любовь к своему потомству оказалась сильнее страха перед огромным псом, сильнее инстинкта самосохранения и страха смерти.

Перечитай текст и определи, сколько в нем частей. Составь план к данному повествованию.

В рассказе И. Тургенева 3 части.

1. Охотник и собака встречают молодого воробья, выпавшего из гнезда.

2. Старый воробей бросается спасать птенца.

3. Автор отгоняет собаку и восхищается смелым поступком воробья.

Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

Молодой, едва прораставшие крылышки.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробей.

Мне очень жалко маленького воробьишку, мне он нравится, я боюсь, что пес растерзает его, мне хочется его защитить, отогнать собаку.

Составь текст-описание о нем, используя слова автора.

Молодой воробей — птенец был еще с пухом на голове, с желтизной около клюва. Воробей был испуган сильным ветром и своим падением. Он сидел неподвижно и не знал, что делать. Беспомощный птенец растопырил свои маленькие едва прораставшие крылышки, еще не способные ко взрослому полету.

Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой свое детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запишите их.

Собака начала красться…. попятился. Старый воробей: упал камнем, трепетало от ужаса, охрип, замирал.

Какие эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

Старый черногрудый воробей — взъерошенный, искаженный, отчаянный и жалкий, маленький, героический.

Воробей испуганный, охрипший, замирающий, трепещущий, смелый, отчаянный, самоотверженный.

Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Название «Воробей» выражает главную мысль рассказа: маленький воробей совершил героический поступок, спасая птенца. Другое название: «Смелость».

Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главный момент в рассказе – воробей заслонил собой птенца. Стало страшно за птенца и воробья, жалко их, хочется защитить и отогнать собаку, возникло чувство восхищения поступком воробья.

Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок состоялся: воробей показал свою смелость и решительность, а пес Трезор попятился и смутился, признал силу воробья. Победитель – храбрый воробей.

Какие слова и почему повторяются дважды?

Определи главную мысль произведения. Запиши ее, используя слова из текста.

Главная мысль рассказа «Воробей»: любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.

Любовь, страх за жизнь близкого, желание помочь – эти чувства заставляют забыть о своем благополучии, о страхах за свою жизнь. Любовь – главное чувство в жизнь, оно перекрывает страх смерти, благодаря ему совершаются добрые поступки, «держится и движется жизнь».

Источник

«Воробей» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – художественные приемы, сравнение, рифма

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе”, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.

История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

LiveInternetLiveInternet

Иван Сергеевич Тургенев

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Читайте также:  Рассказ о сергее есенине в 5 классе

Иван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец. Вот и в конце своей профессиональной деятельности поэт написал цикл миниатюрных стихотворений «Стихотворения в прозе». Кстати говоря, на тематику смерти, окончания всему Иван Сергеевич тоже делился своими мыслями.

Цикл стихотворений содержит немало стихотворений, смысл которых пессимистичный и совсем не радостный. Но «Воробей» держит только позитивный смысл. Это творение можно назвать жизненным и любовным гимном, который сильнее любого зла.

За короткий объём слов стихотворения Тургенев наполнил его целой драматургией. Главные герои – это животные, но речь не пойдёт о них самих, речь пойдёт на тему самоотверженной любви и заботы. Причём не только любви и заботы родителей.

С композицией автор не стал экспериментировать, она осталась обыкновенной: никуда неспешащая завязка, стремительно развивающеяся середина, а потом развязка и мораль.

Возможно, многие воспримут собаку за зло. На самом деле, собака символизирует некую судьбу, рок. Собака издревле ловит дичь. Инстинкты просто так не отключатся. Для желторотого птенца собака – это огромное чудовище. Воробей-родитель мигом спрыгивает с безопасной ветки чтобы спасти воробышка. Он стоит горой за своего ребёнка, хоть размеры собаки внушают страх.

Собака сильно удивляется самоотверженности воробья-родителя. Она уважает такой поступок. Хоть воробей скромных размеров, хоть воробьи не рычат, не шипят, а всего лишь пищат, но он спас малыша.

Сбивающиеся и прерывающиеся фразы, взволнованные эмоции образуют дополнительные эмоции, делают действия динамичными. Используя много прилагательных и глаголов, автор довольно ярко и эмоционально передаёт состояние птиц.

Прошло более сотни лет с момента первой публикации стихотворения. Но его всё ещё печатают, всё ещё покупают и читают. Ведь не зря автор закончил своё творение фразой, которая гласит, что только благодаря любви жизнь держится, движется. Эта фраза актуальна и правдива всегда.

Композиция

Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Этот храбрый воробей вызывает чувство восхищения силой Духа и чувство жалости к маленькому созданию.

А также желание помочь ему защитить себя и своего птенца.

Составь текст — описание о нём, используя слова автора.

Текст — описание воробья из рассказа «Воробей» Тургенева.

Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.

Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.

Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Анализ стихотворений«Два богача» анализ стихотворения в прозе Тургенева по плану кратко – главная мысль, смысл, история создания

Анализ стихотворений«Волчата» анализ стихотворения Сулейменова по плану кратко – жанр, идея, тема

Содержание стихотворения «Воробей»

Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции. И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.

Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться. Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать. Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.

Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил — не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.

Читайте также:  При каких обстоятельствах рассказчик встретил старуху в рассказе м горького старуха изергиль

Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.

Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

Идейный смысл стихотворения

Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?

Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева — это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.

А на это способен далеко не каждый. Задача автора — привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.

Сюжет произведения

Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек — желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение — это важно для анализа — воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.

Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев — анализ поведения птицы уже подвел к этому — отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Источник

И.С. Тургенев «Воробей»

Описание разработки

Цели урока:

познакомить детей с биографией И.С. Тергенева, с его произведением “Воробей”;

развивать читательские умения, умение работать с текстом находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Задачи:

формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;

способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;

создать условия, способствующие бережному отношению к матери.

Планируемые результаты (предметные):

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;

находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

обосновывать выбор собственного решения;

подводить итог своей деятельности;

выстраивать логическую цепь рассуждений:

самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

На доске эпиграф к уроку:

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Ход урока.

I. Организационный момент:

Мы урок наш начинаем, Л. Р.

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Ребята, откройте в учебнике литературного чтения «Маршрутный лист».

Над какой большой темой мы работаем на уроках литературного чтения? (О мужестве и любви).

— С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? Кто автор этого рассказа? Из какой книги В. Белова этот рассказ?

— Сегодня мы продолжим работать над этой темой. А с каким произведением познакомимся узнаете, если отгадаете загадку.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

— А знаете ли вы, кто написал этот рассказ?

— Какова же тема сегодняшнего урока?

III. Постановка темы и целей урока.

Тема: И.С. Тургенев. «Воробей». К. Р. П

Какую цель поставим перед собой?

познакомиться с биографией И. С. Тургенева; его рассказом «Воробей»;

развивать читательские умения и умение работать над текстом.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: И.С. Тургенев. «Воробей».

познакомить детей с биографией И.С. Тергенева, с его произведением “Воробей”;

развивать читательские умения, умение работать с текстом находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;

способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;

Читайте также:  Рассказ про прочитанную книгу на английском языке

создать условия, способствующие бережному отношению к матери.

Планируемые результаты (предметные):

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;

находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

обосновывать выбор собственного решения;

подводить итог своей деятельности;

выстраивать логическую цепь рассуждений:

самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

На доске эпиграф к уроку:

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

I Организационный момент:

Мы урок наш начинаем, Л. Р.

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

II Актуализация знаний. Проверка д/з.

Ребята, откройте в учебнике литературного чтения «Маршрутный лист».

Над какой большой темой мы работаем на уроках литературного чтения? ( О мужестве и любви).

— С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? Кто автор этого рассказа? Из какой книги В. Белова этот рассказ?

— Сегодня мы продолжим работать над этой темой. А с каким произведением познакомимся узнаете, если отгадаете загадку.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

— А знаете ли вы, кто написал этот рассказ?

— Какова же тема сегодняшнего урока?

III Постановка темы и целей урока.

Тема: И.С. Тургенев. «Воробей». К. Р. П

Какую цель поставим перед собой?

познакомиться с биографией И. С. Тургенева; его рассказом «Воробей»;

развивать читательские умения и умение работать над текстом.

— Эпиграфом к нашему уроку будут слова из рассказа И. С. Тергенева «Воробей».

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

— Как их понять и принять? Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.

— К этим словам И. С. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

— С биографией И.С. Тургенева нас познакомит Анисимов Никита.

Отец, Сергей Николаевич, принадлежал к славному в российских летописях роду Тургеневых, выраставшему из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван. От Ивана Тургенева и пошла на Руси дворянская фамилия Тургеневых. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, участвовал в Бородинском сражении, где был ранен и за храбрость награжден Георгиевским крестом.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Трепетал от ужаса – бояться, дрожать.

БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

Трепетал на ветру – развеваться.

Первичное чтение рассказа и выявление первичного восприятия текста.

— Понравился ли вам этот рассказ?

— Поделитесь своим впечатлением о прочитанном рассказе.

— Что вас особенно поразило?

— Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение?

-Какова тема рассказа?

— Совпадает ли тема рассказа с его названием?

Работа над текстом по частям. Р. Л. П.

После работы над каждой частью дети на черновиках записывают заглавие к данной части.

Где происходят описанные события?

— Прочитайте, как повела себя собака.

— Кого увидел автор на аллее?

— Прочитайте, как описан молодой воробей.

— Как сидел воробей? (неподвижно, беспомощно расставив крылышки).

— Почему он так сидел? (не умел летать)

Озаглавим часть: «Возвращение с охоты».

(При анализе части составляется характеристика)

— Как описывается воробей? (Старый, черногрудый, взъерошенный)

— Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное чудовище)

— Как оказался воробей рядом с собакой? (Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой)

— Что заставило старого воробья спасать молодого?

— Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?

— Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? (Ему было страшно)

— Но что же им двигало? (Чувство ответственности, любовь)

— Какое чувство у вас появилось к старому воробью?

— Как автор говорит о поступке старого воробья? Прочитайте.

Озаглавим часть: «Встреча собаки и воробья».

Как повел себя Трезор? Прочитайте.

— Почему он так себя повёл?

-Что значит «смущенный пес»?

— Прочитайте, как автор называет воробья. ( Маленькой героической птицей)

— Как понять слово «героическая»? ( Объяснение по словарю С. Ожегова)

— Исходя из толкования слова «героический», правильно ли И. Тургенев назвал птицу, сделал вывод о своем герое?

Озаглавим часть: «Сила родительской любви».

— Прочитай те последние две строчки рассказа. Как вы их понимаете?

-Какая основная мысль этого рассказа?

— А как бы вы озаглавили этот рассказ, если бы главная мысль отражалась в названии рассказа?

Составление плана рассказа по картинкам.

Работа в группах. К.

На столах у каждой группы лежат иллюстрации к рассказу.

— Расположите эти иллюстрации в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком.

1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.»

2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»

3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…»

4. «Мой Трезор остановился, попятился…»

5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея»

Итог урока. Работа в парах. К.

-А сейчас мы проверим, как хорошо вы работали на уроке.

— Как вы думаете, воробей, который кинулся на защиту своего птенчика, был папой или мамой? Почему вы так думаете.

— Кому же обязан маленький воробей своей жизнью?

— Что побудило мать-воробьиху броситься на собаку?

— Вот на что способна материнская любовь.

Материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них. Оно способно всегда согреть, помочь, защитить, потому что есть в нем великая сила-это любовь. А любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. С любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда.

У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?

Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.

Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам, и не только в День матери, который отмечается в России совсем скоро, 28 ноября, а как можно чаще.

Если остаётся время, то проверить домашнее задание (рассказы детей о Мальке, которые они составили сами).

Выставление оценок. Ребята, помогите мне выставить оценки.

— Вот и подошел к концу наш урок. Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. Л.

Приходилось ли вам читать другие произведения (или смотреть кинофильм) о том, что «любовь сильнее страха смерти»?

Источник

Познавательное и интересное