Палочка выручалочка — Сутеев В. Г
Палочка выручалочка слушать
Палочка выручалочка читать
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
До дома далеко — идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья.
Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.
Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
Остановились Заяц с Ежом.
Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.
Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Конспект открытого занятия по чтению художественной литературы. Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Лариса Коваленко
Конспект открытого занятия по чтению художественной литературы. Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Тема:«Сказки русских писателей. В. Сутеев “ Палочка-выручалочка”.
Цель: Знакомство детей с новой сказкой В. Сутеева.
• Ввести в круг чтения детей новую авторскую сказку;
• Углублять знания детей о творчестве В. Г. Сутеева;
• Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;
• Учить пересказывать отрывок из сказки, опираясь на иллюстрацию.
• Развивать интерес и любовь к книге;
• Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
• Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
Планируемые результаты: знает имя автора сказки, умеет пересказывать содержание сказки, опираясь на иллюстрации.
Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы и фольклора; музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений); двигательная.
Ход деятельности.
1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбку друг другу.
— А теперь, подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.
Сюрпризный момент. В группу вносят посылку.
Стук в дверь. В группу вносят посылку. Ребята, давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, яблоко, мешок, гриб, палочка). Кто бы мог прислать нам эту посылку?
— Угадайте, из каких сказок эти предметы? (Дети называют сказку).
— Ребята, в нашей посылке остался еще один предмет. Посмотрите, вот он (палочка).
— Как вы думаете, почему она среди этих вещей?
— Может быть, она волшебная? Или самая обычная?
— Какую услугу она нам может оказать?
— Эта палочка принадлежит одному из героев произведений Сутеева – ежу.
И оказывается, простая палочка может пригодиться, помочь, а как она может помочь, вы узнаете, познакомившись с произведением В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка». Послушайте текст.
Первичное слушание произведения. (С показом слайдов – иллюстраций к сказке).
— Понравилось ли вам произведение?
— Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку).
— Это авторская сказка или народная? Как автор озаглавил сказку?
— Почему автор назвал свою сказку именно так?
— О ком эта сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Кто вам понравился больше и почему? (Больше понравился ежик, потому что оказался смелым и добрым, не бросал своего друга в беде, а все время его выручал).
— Что еще вы можете сказать про Ежа? Какой он? (Вежливый, воспитанный, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный)
— Почему УМНЫЙ, почему СМЕЛЫЙ, почему НАХОДЧИВЫЙ?
— А что вы можете рассказать о Зайце? Какой он? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный).
(Дети показывают картинку с качеством, соответствующим характеристике главного героя).
— Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В. Сутеев).
— Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?
— Как назвал Еж палку в первый раз? Во второй раз? В третий? В четвертый?
— Представьте, что у вас такая палочка. Покажите, что она скакалочка, вытягалочка, поднималочка, выбивалочка.
— Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В. Сутеев).
— Я уже поняла, что сказка вам понравилась. Скажите, сколько же всего происшествий случилось с Зайцем и Ежом по дороге домой?
— Попал ли домой Заяц?
— Кто же на самом деле выручал Зайца из беды, кто был его палочкой-вы-ручалочкой?
— Изменился ли заяц, когда его выручил ежик? (Он сказал ему спасибо).
— Что понял заяц в конце истории?
— Почему палочку зайчик назвал волшебной?
— В чьих руках простая палочка может стать волшебной.
— О чем гласит эта пословица: «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»?
Вы, наверное, устали? Да!
И, поэтому, все встали!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
А теперь все замолчали,
И, как зайки, поскакали.
И за кустиком пропали.
— А как вы думаете, может быть, Еж напрасно помогал Зайцу, насмешнику и зазнайке? (Еж добрый, умный, пропуская мимо ушей обиды, «дразнил-ки», сам хуже от этого не становится. А Зайца он учит ценить добро и делать добро другим).
— Здесь уместна еще одна пословица: «Только тот и хорош по-настоящему, с кем дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче».
— Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).
4. Работа по содержанию.
Пересказ понравившегося фрагмента сказки с опорой на иллюстрацию.
— Назовите заголовок и автора произведения, с которым вы познакомились.
— Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
— Что главное из сказки вы для себя узнали?
— В чьих руках простая палочка стать волшебной? (У кого умная голова да доброе сердце).
(Не только палка, но любая вещь может стать волшебной, может приносить пользу, оказывать помощь, если окажется в руках умного и доброго человека).
(Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце).
Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому-то и радуйся,
Награды не надо большей.
Под песню «Мир похож на цветной луг…» дети выбирают картинку, соответствующую их настроению.
Дома расскажите эту сказку родным и придумайте продолжение сказки о том, как заяц использовал палочку-выручалочку.
Прикреплённые файлы:
Рисование по иллюстрациям В. Г. Сутеева «Палочка выручалочка» с детьми 2 младшей группы Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 77 присмотра и оздоровления города Тюмени Конспект Организованной.
Мини-проект «Добрый волшебник Владимир Сутеев» Тип проекта: комплексный Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы Продолжительность: 1 неделя Цель: познакомить детей.
специалист в области арт-терапии
Открытый урок по литературному чтению на тему: «Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка-выручалочка» (по учебнику Л.А. Ефросининой). 1-й класс
ввести в круг чтения детей новые авторские сказки;
учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить составлять схематический план и пересказывать по плану;
учить сравнивать поступки героев;
воспитывать чувство взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу.
I. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Называние учащимися заголовка сказок по краткому описанию, нахождение иллюстрации к ним и соединение иллюстраций с моделями обложек к этим сказкам.
— Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые произведения, которые мы читали на предыдущих уроках литературного чтения по краткому описанию.
а) В этом произведении говорится о том, как насекомые и животные прятались от сильного дождя и им вместе не было тесно (учащиеся называют сказку “Под грибом”, выбирают иллюстрацию на доске и соединяют её с моделью обложки).
б) В этом произведении маленький глупый щенок искал того, кто сказал “Мяу!” (“Кто сказал “мяу”?).
в) В этом произведении снеговик отправился в дремучий зимний лес с письмом от детей к деду Морозу (“Ёлка”).
г) В этом произведении маленькие котята бегали за мышкой, лягушкой и рыбкой (“Три котёнка”).
д) В этом произведении одной кошке не понравился рисунок девочки, который она нарисовала для неё (“Капризная кошка”).
е) В этом произведении заяц, ворона и ёж поссорились из-за одного фрукта (“Яблоко”).
2. Обобщение: определение общего (жанра) в данных произведениях, называние автора и темы.
— Итак, что общего в этих произведениях? (это всё сказки)
— Кто является автором этих сказок? (на доске: Владимир Георгиевич Сутеев)
— Если у этих сказок есть один автор, как тогда они называются? (авторские)
— Про кого пишет В. Сутеев? (про животных и детей)
III. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним произведением В. Сутеева, которое называется “Палочка-выручалочка”. Как вы думаете, о какой палочке пойдёт речь в этом произведении? (мнение детей). Давайте узнаем об этом из текста.
2. Слушание сказки “Палочка-выручалочка” В. Сутеева (читает учитель).
3. Беседа после чтения:
— Понравилось это произведение? Какое настроение оно вызвало? Почему?
— Назовите героев произведения (Заяц и Ёжик).
— Опишите, каким вы представили себе Ёжика, Зайца (мнение детей).
— Объясните заголовок произведения.
— Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?
— Как называл её Ёжик? (на доске вывешиваются карточки со словами: палочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка).
— Хотите узнать, попал ли домой Заяц и что важного он для себя понял?
— Прочитайте окончание текста сами.
(Учащиеся самостоятельно читают конец сказки в учебнике):
— За что благодарил Заяц Ёжика?
— Почему палочку зайчик назвал волшебной?
— Правда ли, что эта палочка была такой волшебной? Почему? Прочитайте об этом в тексте.
— Найдите и прочитайте предложение, в котором заключается важная и основная мысль этого произведения.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельное моделирование учащимися обложки. Проверка по образцу учителя: называется автор, заголовок, жанр и тема.
2. Повторное чтение учителем сказки по частям, учащиеся выбирают соответствующий заголовок к каждой части и составляют на доске схематический план произведения.
Как Ёжик нашёл палочку.
Палочка помогла Ёжику перейти через ручей.
Палочка вытянула Зайца из болота.
Ёжик и заяц спасли птенца.
Ёжик напугал и прогнал Волка.
Заяц и Ёжик поднялись на гору.
Заяц понял, что важна умная голова!
— Чему учит сказка В. Сутеева? (быть умным, добрым, дружным, готовым помочь в любых ситуациях своим друзьям и товарищам).
4. Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе.
а) № 2: дописать слова из сказки (в словах палочка-скакалочка, палочка-выручалочка, палочка-вытягалочка, палочка-поднималочка, палочка-ударялочка учащиеся вписывают пропущенные буквы);
б) № 3: прочитать последнее предложение сказки и подчеркнуть слова, в которых говорится о том, что самое важное.
— Назовите заголовок и автора произведения с которым вы познакомились на уроке.
— Кто из героев вам больше понравился? Почему?
— Что главное из этой сказки вы узнали для себя?
Урок литературного слушания в 1-м классе «В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»»
1. Организация класса.
— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)
— О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения
3. Чтение учителем произведения
4. Проверка первичного восприятия.
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
Значит, какая это сказка?
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.
(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.
-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)
-Кто главные герои в сказке?
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик | Заяц |
Воспитанный | Невоспитанный |
Вежливый | Грубый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Благодарный |
Умный | |
Находчивый | |
Сообразительный | |
Скромный |
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Где эта книга родилась?
-г. Урень, МОУ УСОШ №1
— Книга оформлена под руководством С.Ф.Сироткиной.
-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.
7. Релаксация. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “В мире много сказок”
В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.
8. Повторное слушание.
— Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке
9. Творческая работа в группах.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа “Мишки”– составить диафильм
2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
10. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?
— Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.