Урок русского языка на тему: «Текст. Заголовок текста»
специалист в области арт-терапии
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:
« Текст. Заголовок текста.»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Текст. Заголовок текста». Учитель: Симашева Л. Н.
сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания основных признаков;
научить работать с текстом;
закрепить изученные орфограммы;
развивать внимание, мышление учащихся;
развивать умение учащихся работать коллективно, в парах;
воспитывать любовь к русскому языку.
I. Организационный момент.(мотивация)
— В классе светло? (Да)
— Прозвенел уже звонок? (Да)
— Уже закончился урок? (Нет)
— Только начался урок? (Да)
— Значит, можно всем садиться!
Сообщение темы и целей урока.
— Ребята! Попробуйте понять, что это за слова, и чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (будем восстанавливать логическую последовательность.)
—Почему звуки стоят на первом месте, слоги на втором? (Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Из слов получаются предложения. А когда несколько предложений, получается текст. Значит, сегодня мы будем говорить о тексте.)
На доску вывешивается табличка ТЕКСТ.
—Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Мы научимся определять текст, его основную мысль, будем подбирать заголовки и, наконец, сами станем авторами небольших рассказов.
— Открываем тетради, оформляем работу. (Число. Классная работа.)
— Откройте, пожалуйста, учебники на с. 21, посмотрите на центральный кадр нашего диафильма.
— Что держат в руках ребята? (таблички со словами НАЧАЛО, СЕРЕДИНА и КОНЕЦ.)
— К какому понятию относятся все эти слова? ( Текст.)
— Откройте Упр. 29 на с. 21. В нём две части. Для удобства я вынесла обе части на экран интерактивной доски. Слайд №4
Работа над новой темой.
Чтение 1-й части упражнения.
— О ком или о чём эти предложения? Сколько их? (5).
— Сколько картинок мы могли бы к ним нарисовать? (5).
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Они не связаны между собой по смыслу).
— Есть ли у них общая тема? (Нет, каждое предложение о своём).
— А теперь прочитайте 2-ю часть «Обезьяна и горох».
— Сколько здесь предложений? О чём они? Есть ли у них общая тема? (В этой части 5 предложений, связанных по смыслу. Все они об обезьяне и горохе).
— Чем похожи и чем различаются эти две части? ( Общее то, что в них по 5 предложений. А различаются тем, что предложения 2-й части связаны между собой по смыслу и объединены одной темой).
— Давайте попробуем сделать вывод:
ТЕКСТ – это группа предложений, связанных по смыслу.
Вывешивается табличка ТЕМА ТЕКСТА.
Учитель читает запись на экране. (Предложения этого же текста не по порядку).
— Что здесь записано? Текст ли перед вами? ( Нет.)
— Докажите, что это не текст, ведь я прочитала те же самые предложения? (Предложения записаны не по порядку.)
— Давайте дополним наше определение текста.
ТЕКСТ – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.
На доску вывешивается табличка ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ
— А сейчас запишите в тетрадях название текста, спишите 1-е предложение.
У интерактивной доски 3 ученика выполняют задания. Остальные ребята работают на местах.
1. Найти и подчеркнуть в этом предложении главные члены – подлежащее и сказуемое.
2. Найти и подчеркнуть «опасные» места в слове обезьяна. Объяснить их правописание.
3. Разделить это слово по слогам и для переноса.
Проверка заданий выполняется по Слайду № 8.
Мы сегодня обезьянки.
По-английски просто манке.
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем друг другу руки.
Сядем, встанем и прыжок.
Усаживаемся на лужок.
Продолжение работы над новой темой.
— Что мы видим на доске? (Текст.) Докажите это. Чего не хватает в этом тексте? (Заголовка.)
— Как вы думаете, что такое заголовок? (выслушиваются мнения детей.) Делается вывод.
ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.
Вывешивается табличка ЗАГОЛОВОК.
— Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно следовать следующим правилам:
Прочитай внимательно текст.
Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
Прочитай текст еще раз.
Подбери короткий и понятный заголовок.
Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.
Слайд №11. На экране текст.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
— Какой из перечисленных заголовков кажется вам наиболее удачным?
— Ребята, вам понравился текст? Чем?
— А вам приходилось когда-нибудь совершать хорошие поступки, делать добрые дела, помогать людям? (выслушиваются ответы детей).
— Конечно же, ребята, если мы будем помогать друг другу, то жизнь наша будет радостнее и светлее.
Закрепление изученного материала.
Составление текстов по рисункам и заголовкам.
— Один из вас начинает и продолжает рассказ, другой продолжает и заканчивает его.
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
На рыбалке. В зоопарке. Золотая осень.
Выслушиваются 3-4 рассказа учеников. Обсуждение.
— Можно ли эти рассказы назвать текстами? Докажите.
— Как красиво описали золотую осень ребята в своих рассказах! А сейчас мы сможем не только услышать, но и увидеть красоту осенних листьев.
Электронная физкультминутка для глаз «Осенние листья». Слайд №13.
Проверка усвоения изученного материала.
— Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.
1. Текст состоит из:
а) отдельные предложения;
м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а) сколько предложений в тексте;
н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
и) заглавие и части.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
6. На конце предложения ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
— Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?
— С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют на доску свои знаки:
? – если не всё понятно, необходима помощь учителя.
Подведение итогов урока.
— Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)
— Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?
– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
Номер материала: ДВ-271597
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.