Прочитайте фрагмент повести сказки э успенского дядя федор пес и кот

Сказки

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»

специалист в области арт-терапии

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»

Цель: познакомить детей с книгой Э.Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», её героями; развивать внимание, быстроту реакции, смысловую память, мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: у учителя – выставка книг Э.Успенского.

На этом занятии, ребята, вас ждёт встреча с героями произведений Эдуарда Успенского, автора знаменитых литературных персонажей: Чебурашка, крокодила Гены, дяди Фёдора, кота Матроскина, Шарика, почтальона Печкина. Вспомните также мультфильмы, автором которых является Э.Успенский: «Пластилиновая ворона», «Следствие ведут колобки», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Ивашка из дворца пионеров»…

Эдуард Николаевич Успенский родился под Москвой более 80 лет назад.

Жизнь Э.Успенского не всегда была гладкой и спокойной, и не всегда он был детским писателем. Получив в Московском авиационном институте образование инженера, он тем не менее зарабатывал себе на жизнь тем, что писал стихи, пьесы, создавал мультфильмы, выступал на радио.

Э. Успенский всё время чему-нибудь учится: в 40 лет овладел компьютером, в 50 лет начал учить английский язык, в 55- стал учиться петь (иногда он поёт в радиопередачах), и этот процесс овладения новыми знаниями и умениями постоянно продолжается. Вот что значит быть творческой личностью!

Все произведения этого автора, созданные для юных граждан,- и сказочные повести, и стихи, и мультфильмы – отличаются добротой, юмором и верой в торжество добра над злом. Может быть, именно в этих простых понятиях кроется секрет успеха его произведений.

Сегодня на занятии развивать познавательные способности нам будут помогать герои книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Наверняка эти герои вам уже знакомы по мультфильму, поэтому думаю, что разминка не покажется вам очень трудной.

Разминка. Постарайтесь отвечать хором, в быстром темпе.

Дядя Фёдор –это… (Мальчик)

Как называется деревня, где поселились мальчик, кот и пёс? (Простоквашино)

Фамилия местного почтальона. (Печкин)

ТР-тр Митя – это …( Трактор)

Любимая корова кота Матроскина. (Мурка)

Телёнка Мурки назвали … (Гаврюшей)

На чём работал тр-тр Митя? ( На продуктах)

Кличка галчонка, жившего у друзей из Простоквашино. (Хватайка)

О каком средстве передвижения мечтал почтальон Печкин? (О велосипеде)

Какой предмет почтальон Печкин отправил родителям дяди Фёдора, чтобы те по нему опознали своего мальчика? (Пуговицу)

Что купил себе Шарик, чтобы фотографировать животных, но не убивать их? (Фоторужьё)

Какой детский журнал выписывали друзья? («Мурзилка»)

Что находилось в посылочном ящике от учёных? (Искусственное солнце)

Печкин не хотел отдавать посылку друзьям, потому что у них не было … (Документов)

Задание 1. «Запомни пары слов». Сейчас я буду читать вам слова парами. Ваша задача – запомнить эти пары, а затем я буду читать первое слово из пары, а вы будете записывать второе.

Мурка – молоко; родители – пуговица;

Трактор – сосиска; мечта – велосипед;

Печкин – посылка; бутерброд – кот;

дом – солнце; институт – учёные;

Шарик – фоторужьё; мальчик – дядя.

Примечание. Перед выполнением задания учащимся слова: «фоторужьё», «пуговица», «велосипед», следует записать на доске.

Источник

Цитаты из книги «Дядя Федор, пес и кот (Авторский сборник)» Эдуард Успенский

Есть же вот люди такие наоборотные. Чем меньше они думают, тем больше пользы.

— Всю жизнь ты одни глупости говоришь. И дурацкие советы даёшь. Это меня не удивляет. А вот почему твои глупости всегда правильными бывают, этого я понять не могу.
— А потому, — говорит папа, — что самый лучший совет всегда неожиданный. А неожиданность всегда глупостью кажется.

Дядя Федор спрашивает:— Ты что придумал?Кот отвечает:— Я письмо пишу в один институт, где солнце изучают. У меня там связи имеются.— А что такое «связи»? — спрашивает дядя Федор.— Это знакомства деловые, — объясняет кот. — Это когда люди друг другу хорошее делают ни с того ни с сего. Просто по старой памяти.

— Я бы поехал, кабы один был. А Мурка моя? А хозяйство? А запасы на зиму? И потом, я уже привык к деревне и к людям. И меня уже знают все, здороваются. А в городе надо тысячу лет прожить, чтобы тебя уважать начали.

Такую собаку надо обязательно в порядок привести. У такой собаки все должно быть прекрасно: и душа, и прическа, и кисточка!

Грибов сейчас за городом нет. Ягод — тоже. Одни бабушки и остались.

Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Кот Матроскин подойти к телефону не может. Он очень занят. Он на печи лежит.

Есть такие специальные коровы для котов. Козы называются.

Я люблю, когда у человека характер веселый — колбасно-угощательный. А у нее наоборот — тяжелый характер. Венико-выгонятельный.

кот хозяйством занимается: пуговицы пришивает и носки штопает себе что ли?

И как дунет за зайцем — только деревья в обратную сторону побежали.

Потом он адрес написал: «Москва, институт Физики Солнца, отдел Восходов и Заходов, ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные носки».

Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.

Он же был морской кот, просто он воды боялся.

Папа стал ее успокаивать, а мама все равно кричит:— Это меня все продавцы давно знают и кости мне бесплатно дают! Это мне мышей видеть не хочется! Вот сейчас у меня тоже лапы ломит и хвост отваливается! Потому что жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний! Где моя мисочка на полу?!Еле-еле ее папа в себя привел. в мультфильме это бы был лучший момент

Источник

Литературная игра для 2 класса с презентацией. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Работа рассчитана для учащихся и учителей начальной школы. Литературная игра проводится после прочтения книги.
Цели и задачи:
1) обобщить знания детей по произведению;
2) расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
3) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
4) развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
В класс входит почтальон Печкин.
— Ребята, вы меня узнали?
— Из какой я сказки? Кто написал?
— Назовите главных героев.

Сегодня проводим Литературную игру по книге Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Для этого мы разделились на 3 команды:
— команда дяди Федора;
— команда кота Матроскина;
— команда пса Шарика.

— Какой журнал выписывал? («Про охоту»)
— Зачем привели в парикмахерскую? (сделать пуделем)
— Что сделал, чтобы не волновать милицию, когда садился за руль? (одевал очки, тельняшку, шляпу, перчатки)
— Как предложил назвать теленка? (Чайник)
— Что заменяет градусник? (нос)

Про своих героев вы знаете, а обо мне?
— Кто знает, сколько мне лет? (пятьдесят с хвостиком)
— Заболел я как-то. Думал не выживу. Температура была 42°С. Когда? (напекл,о 36,6°С или 36 + 6)
— Очень я мечтал о велосипеде. Одни родители предлагали велосипед тому, кто найдет их сына. Тогда я взял один предмет и послал родителям, чтобы они опознали. Что это за предмет? (пуговица)

Читайте также:  Рассказ о моем образе жизни на английском

— А теперь трудный вопрос ко всем командам. Как звали Печкина? (Игорь Иванович)
КОНКУРС «ПИСЬМА»
Работаю я почтальоном в деревне Простоквашино. Разношу письма по домам. Однажды приключилась у меня беда. Кто-то ворвался на почту и разорвал письма. А я даже не знаю кому их отнести.
Соберите, милые детки, письма, прочитайте и скажите кому их надо отправить.

Уважаемый дядя Федор Мальчик!
Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб он веселый был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе. Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает он на продуктах.
Отзывы о тракторе просим присылать к нам на завод. С большим уважением – инженер Тяпкин (изобретатель трактора).

Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать. А в школу мне еще не скоро. Только на будущий год.
До свиданья. Ваш сын – дядя Федор.

Уважаемые папа и мама!
Вы пишите, что от вас ушел дядя. Ну и пусть. Но при чем здесь мальчик? Или он ушел мальчиком, а вырос в дядю? Тогда не понятно, кому подарки.
Напишите нам со старухой, чтобы мы знали. Только побыстрее, а то мы собираемся в дом отдыха во вторую смену. Мы очень хотим знать ответ на эту загадочную тайну.
Почтальон Ложкин со старухой.

КОНКУРС «ТЕЛЕГРАММЫ»
Но я разношу не только письма, но и телеграммы.
— Чем они отличаются?

На почту пришли телеграммы. Кто их отправил?

ЗАМЕРЗАЮ. СРОЧНО ВЫШЛЕТЕ СОЛНЦЕ. (кот Матроскин)
ЖИВУ В ДЕРЕВНЕ. ВСЕ ХОРОШО. НЕ ИЩИТЕ. (дядя Федор)
НАШЕЛ ВАШЕГО СЫНА. ГОТОВЬТЕ ВЕЛОСИПЕД. (почтальон Печкин)

КОНКУРС «НАЙДИ ОШИБКИ»
В журнале печатают письма читателей. К нам в редакцию пришло три письма: от дяди Федора, кота Матроскина, пса Шарика.
— А скажите, дядя Федор учится в школе? (нет, на будущий год). Звери тоже в школе не учились, поэтому в письмах допущено очень много ошибок. Найдите их, чтобы не стыдно было напечатать письма в нашем журнале.

Мои папа и мама!
Я жыву хорошо. Просто замечательно. У меня ест свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клат нашли и карову купили. И трактор-тр-тр Митю. трактор харошый, толко он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучяю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и шарик пропадут.

А ещё у нас печька есть тёплая. Я так люблю за ней отдыхать! здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жызнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и малоко парное стоит в мисочке на палу. Пей – не хочю. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочьку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу вскарабкаться. И там глоза вытаращю, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюс и сохну.

А на днях я линять начял. Старая шерст с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да ещё охрип я немножечько. Прохожых много, на всех лаять приходится. Чяс полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получяется и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючьком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно земой даже на снигу спать. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо – ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. за красоту и сообразительность.

КОНКУРС КАПИТАНОВ
В нашем журнале есть доска объявлений.
— Для чего она нужна?
Сейчас я прочитаю объявление, а вы должны сказать, кто дал это объявление

— Ищу хозяина. Могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать. (пёс Шарик)

— Взял корову. Назвал Муркой в честь бабушки. Была последняя. Никто ее брать не хотел. А я взял: очень она мне понравилась. Приходите за молоком. (кот Матроскин)

— Куплю трактор. Только совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтобы бензина ему надо было поменьше, а ездил он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. (дядя Фёдор)

— работаю спасателем. Разных собак из воды вытаскиваю. (бобр)

— Хочу узнать, как будет на кошачьем языке: «Не подходите ко мне, я вас оцарапаю?» (профессор Семин)

— Куплю радио маленькое. Я буду в будке передачи слушать. И еще киноаппарат. Я буду кино про зверей снимать. (пёс Шарик)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК»
Что вам напоминают эти предметы.
— конфета
— гуталлин
— газета
— коса
— картина
— одеколон
— сундук
— бутерброд
— лотерейный билет

КОНКУРС «ВИКТОРИНА»
В журнале «Простоквашино» напечатана викторина об этой замечательной деревне. Вы должны внимательно прочитать вопросы и ответить на них.
— Почему в деревне Простоквашино много пустых домов? (за рекой построили новый пятиэтажный дом)
— Сколько всего было деревень Простоквашино? (22)
— Что делал профессор Семин Иван Трофимович в деревне Простоквашино? (изучал язык зверей)

КОНКУРС – КРОССВОРД

Что за журнал без кроссворда. И в нашем журнале он есть. Кто быстрее и правильно отгадает кроссворд.

По горизонтали:
2. Имя отца дяди Фёдора. (Дима)
6. Страсть собаки. (охота)
9. Любимая корова кота. (Мурка)
10. Профессия Печкина. (почтальон)
11. Название деревни. (Простоквашино)
13. Чем заправляли трактор? (продукты)
14. Кличка собаки. (Шарик)
15. Из-за кого пришлось покупать новый стол? (галчонок)

По вертикали:
1. Куда прятал галчонок украденные вещи? (на шкаф)
3. Кличка кота. (Матроскин)
4. Журнал, который выписывал дядя Фёдор. («Мурзилка»)
5. Кличка телёнка. (Гаврюша)
7. Кличка галчонка. (Хватайка)
8. Любимый напиток кота. (молоко)
12. Что было под картиной в доме дяди Федора? (дырка)

КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
И, конечно, в журнале всегда есть загадки. Попробуйте по отрывку узнать героя.

«И где только я не жил! И у одних хозяев; и у других, и в библиотеке, и даже в сберегательной кассе. Я, может, столько в жизни видел…»
О ком идет речь? (кот Матроскин)

Читайте также:  Проект по русскому языку 4 класс имя прилагательное в сказке о рыбаке и рыбке пушкина

КОНКУРС «УСТНЫЙ ЖУРНАЛ»
А вы знаете, что бывают еще устные журналы, где читают стихи, поют песни, показывают спектакли. Показать портрет автора, новые книги про Простоквашино.

ДЯДЯ ФЁДОР — Слушай, кот, как ты раньше жил?
КОТ — Плохо жил. Хуже некуда. Я больше так не хочу.
ДЯДЯ ФЁДОР — А ты, Шарик, как жил?
ШАРИК — Нормально жил. Серединка на половинку. Когда покормят, хорошо жил, когда не покормят — плохо.
ДЯДЯ ФЁДОР — И я тоже нормально жил. Серединка на половинку. Только теперь мы будем по-другому жить. Мы будем жить счастливо. Вот тебе, Матроскин, что нужно для счастья?
КОТ — Корова нужна.
ДЯДЯ ФЁДОР — Ну и хорошо, покупай себе корову. А ещё лучше напрокат возьми. Чтобы сначала попробовать.
КОТ — Это мысль правильная — корову напрокат взять. А потом, если, нам жить с коровой понравится, мы её навсегда купим.
ДЯДЯ ФЁДОР (Шарику) — А тебе что для счастья нужно?
ШАРИК — Ружьё нужно. Буду я сам с собой на охоту ходить.
ДЯДЯ ФЁДОР — Ладно. Будет тебе ружьё.
ШАРИК — А мне ещё ошейник нужен с медалями! И сумка охотничья!
КОТ — Во даёт! Да ты нас так разоришь совсем! Никаких от тебя доходов нет, расходы одни. А ты, дядя Фёдор, что себе сам покупать хочешь?
ДЯДЯ ФЁДОР — А мне самому велосипед нужен. Мне его в городе не разрешали заводить, там машин много. А здесь я могу кататься сколько хочешь. По деревне и по полям. Туда-сюда. Сюда-туда.

— Исполнились ли мечты наших героев? (Дядя Федор вместо велосипеда купил трактор Тр-тр Митю)

Источник

Тест по повести-сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

специалист в области арт-терапии

Тест по повести-сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Главный герой повести-сказки мальчик Фёдор лет…

Дядя Фёдор ушёл из дома, потому что ….

а)мама не разрешила ему оставить кота в доме;

б)решил попутешествовать по свету;

в)его позвали друзья гулять;

3. Коту дали фамилию:

а) Иванов; б)Тельняшкин; в)Матроскин;

Герои повести-сказки нашли в лесу:

а)сундук с сокровищами;

б)ящик с полезными ископаемыми;

в)коробку с игрушками;

Первой покупкой героев сказки была…

а)овца; б)корова; в)коза;

У дяди Фёдора жил галчонок. Его звали…

а)Дразнилка; б)Болтайка; в)Хватайка;

Дядя Фёдор купил трактор. Трактор назывался…

Трактор работал на…

а)продуктах; б)бензине; в)керосине;

Герои повести –сказки писали письмо маме и папе дяди Фёдора в таком порядке:

а)Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик;

б)Шарик, Дядя Фёдор, Матроскин;

в) Матроскин, Шарик, Дядя Фёдор;

Шарика вытащил из воды и от смерти спас …

а)медведь; б)охотник; в)бобёр;

Деревень с названием «Простоквашино» было…

У коровы Мурки родился телёнок. Его назвали…

а)Стремительный; б)Гаврюша; в)Чайник;

Героям повести-сказки пришла посылка от…

а)родителей; б)учёного Курляндского; в)профессора Сёмина;

Родители дяди Фёдора подарили почтальону Печкину …

а)лотерейные билеты на 100руб.; б)велосипед; в)новую шапку;

Тест по повести-сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Главный герой повести-сказки мальчик Фёдор лет…

Дядя Фёдор ушёл из дома, потому что ….

а)мама не разрешила ему оставить кота в доме;

б)решил попутешествовать по свету;

в)его позвали друзья гулять;

3. Коту дали фамилию:

а) Иванов; б)Тельняшкин; в)Матроскин;

Герои повести-сказки нашли в лесу:

а)сундук с сокровищами;

б)ящик с полезными ископаемыми;

в)коробку с игрушками;

Первой покупкой героев сказки была…

а)овца; б)корова; в)коза;

У дяди Фёдора жил галчонок. Его звали…

а)Дразнилка; б)Болтайка; в)Хватайка;

Дядя Фёдор купил трактор. Трактор назывался…

Трактор работал на…

а)продуктах; б)бензине; в)керосине;

Герои повести –сказки писали письмо маме и папе дяди Фёдора в таком порядке:

а)Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик;

б)Шарик, Дядя Фёдор, Матроскин;

в) Матроскин, Шарик, Дядя Фёдор;

Шарика вытащил из воды и от смерти спас …

а)медведь; б)охотник; в)бобёр;

Деревень с названием «Простоквашино» было…

У коровы Мурки родился телёнок. Его назвали…

а)Стремительный; б)Гаврюша; в)Чайник;

Героям повести-сказки пришла посылка от…

а)родителей; б)учёного Курляндского; в)профессора Сёмина;

Родители дяди Фёдора подарили почтальону Печкину …

Номер материала: ДБ-1007043

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока внеклассного чтения по произведению Э.Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот»

специалист в области арт-терапии

Конспект урока внеклассного чтения по произведению Э.Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот»

подвести итог домашнего чтения;

обсудить образы главных героев повести-сказки;

познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок;

Задачи личностного развития:

способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

способствовать развитию творческого осмысления произведения, умения анализировать произведение;

содействовать воспитанию терпимости, сочувствия к окружающим, умения дружить;

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, рисунки учащихся, карточки для игры, блок-схемы, пословицы, кроссворд, картинки главных героев.

Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.

2. Сообщение темы, целей урока.

Урок совсем обычный, а, может, необычный,

А, может, не урок совсем хочу вам преподать.

Он может быть весёлым,

коль думается вместе,

Коль дети с чувством юмора

мне будут помогать!

на речке Простоквашке

Сейчас урок-мозаику мы будем составлять…

— Надеюсь, вы знаете, что такое мозаика?

Наш урок, как и мозаика, будет составлен из отдельных кусочков, но, разумеется, на одну тему. А крепкой наша картина в целом получится в том случае, когда мы соединим отдельные части урока вашим активным участием.

Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок?

(Проверить себя, как я понял прочитанное, познакомиться с новыми произведениями Э. Успенского, больше узнать о нём самом, убедить других ребят, кто ещё не прочитал эти книги обязательно их прочесть.)

3. Рассказ о жизни и творчестве Эдуарда Успенского.

-Давайте вспомним и расскажем о детском писателе Эдуарде Николаевиче Успенском. Что вы запомнили о нём, прочитав в уголке чтения статью.

Читайте также:  Рассказ о своем щенке 2 класс

— Когда и где родился Э. Успенский?

— Что он рассказывал о своём детстве?

— Где учился писатель, кем стал?

— Как получилось, что он стал писателем?

— Каким ещё творчеством занимался Эдуард Николаевич?

— Чем сейчас он занимается?

( ответы детей по статье из уголка чтения.) (жетоны за активность).

4. Библиография писателя.

— Вспомните, что такое библиография писателя? ( Это все произведения, что написал автор). У нас с вами организована выставка произведений Э. Успенского. Здесь его книги, рисунки к ним.

— Какие произведения Успенского вы знаете?

(«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки»).

— Какие истории про Простоквашино сочинил Э.Успенский?

( «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино»», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Новые порядки в деревне Простоквашино», «Праздники в Простоквашино».)

-Назовите, какие ещё книги Э. Успенского вы ещё прочитали.

5. Работа по произведению.

— Давайте вспомним героев этой повести. Для этого выполним следующие задание.

Найти и вычеркнуть героев повести.

— Мы вспомнили героев нашей повести. А теперь давайте сейчас попробуем создать образы главных героев этих произведений. Для того, чтобы получился образ, нужно обратить внимание на то, как персонаж выглядит, какой у него характер, что интересного в его биографии, обратить внимание на его речь, даже на имя и фамилию. Все данные мы будем заполнять в блок-схему.

Характеристика главных героев.

— Как же произошла первая встреча наших персонажей, где они встретились и, вообще, кто это был? (Д.Фёдор и кот Матроскин. )

— Почему их встреча произошла в подъезде? (Кот ничей, он жил на чердаке)

— Представьте, если кот ничей, как он должен выглядеть? Так ли это на самом деле?

— Почему у Матроскина такая фамилия? Действительно, кот считал себя серьёзным, и фамилия у него должна быть серьёзная.

— Как вы думаете, Матроскин умный кот? Почему вы так считаете? Какие черты ещё присущи его характеру? (Хитрость, практичность, он любил всех поучать.)

— Зачитайте отрывки из прочитанных вами книг, которые смогут добавить что-то к портрету Матроскина. Читая, обратите внимание на знаки. Прочитайте нам выразительно, так, чтобы вас было интересно слушать.

— И вот д.Фёдор и Матроскин отправляются в деревню. Там они встречают … лохматого, взъерошенного, всего в репейниках… Шарика. О чём говорит его вид? (Он ничей, бездомный.)

— Почему Шарик сразу решает показать им дом, где они могут жить, хотя видит их впервые? (Доверяет им, да и угол будет, где жить) Что он предлагает? (Охранять дом.)

— Как к Шарику отнёсся Матроскин? (С опаской.)

— Зачитайте или расскажите, что интересного вы прочитали о Шарике.

— Как вы думаете, кто был ближе д.Фёдору: Матроскин или Шарик?

(Они все были друзья, и д.Фёдор относился к ним одинаково: где-то немножко защищал Шарика и приостанавливал в своём превосходстве Матроскина.)

— Почему Шарик и Матроскин постоянно ссорятся? (О их взаимоотношениях говорят: как кошка с собакой. Но и среди людей часто так бывает, когда кто-то думает, что он лучше других и зазнаётся.)

— А кто мирит их? (Д.Фёдор или ожидание д.Фёдора.)

— Изменился ли внешний вид Матроскина и Шарика, когда они стали жить в Простоквашино? В какую сторону? Почему? (Они стали кому-то нужны.)

— А бывало ли так у вас: вам с кем-то хочется поделиться горем или радостью, кому-то раскрыть секрет, кому-то показать что-то интересное, а некому?

— Если бы у вас появилась возможность взять себе друга, кого бы вы предпочли: Шарика или Матроскина? Почему?

— Только ли человек может быть другом? Что главное в дружбе? (Ответственность.)

Вывод: «Мы в ответе за тех, кого приручили.” (Антуан де Сент Экзюпери)

— Но был в Простоквашино ещё один житель – самый взрослый. Румяный дядя, в шапке, лет 50-ти с хвостиком… Кто это? (Печкин.)

— Представьте деревню, где всего-то несколько домов. И, конечно, почтальон – чуть ли не самая главная фигура в деревне. Он знает, кто какую газету читает, кому от кого приходят письма, да и вообще узнаёт все новости. Какое качество характера выработалось у Печкина? (Любопытство.) Он всюду суёт свой нос.

— Попробуйте определить что-то чисто деревенское, чем обладает Печкин. (Речь)

— А почему? (Печкин- типичный деревенский почтальон.)

— Расскажите, что забавного вы прочли о Печкине.

— Почему Печкин, взрослый человек, подружился с нашими героями? (Ему тоже было одиноко) Значит, одиноко бывает не только в большом городе, но и в маленькой деревне.

Вывод: Эдуард Успенский поднимает в своём произведении для детей тему одиночества и настоящей дружбы. Тема очень серьёзная, но преподносит он нам её в интересной, забавной книге, юмористической.

— Кто же всё-таки главный герой этой повести-сказки? ( Дядя Фёдор ) Хотя, мне кажется, не будь любого из них, это было бы уже не то Простоквашино.

— Что это за мальчик –Дядя Фёдор? Какие черты характера свойственны ему? (Решительность, твёрдость характера, самостоятельность, взрослость…)

— Почему его назвали д.Фёдор? Ведь имена соответствуют тем, кто их носит. Как он сглаживает конфликты между Шариком и Матроскиным, решая, собственно говоря, взрослые проблемы? А какие взрослые проблемы ему приходится решать?

Вывод: Может ли ребёнок быть взрослым? (…) Хотя д. Фёдор и взрослый, он всё-таки ребёнок. Ему нужна ласка, ему нужна забота. Ему нужны родители. Он беспокоится о них, и они беспокоятся о своём ребёнке.

— Какова же тема этих сказок? ( Эти сказки о том, как трудно быть одиноким. Как важно найти настоящего друга. Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу)

Работа с пословицами.

Из слов вам нужно сложить пословицу.

За добрым другом, как за каменной стеной.

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

— Какая из пословиц выражает главную мыль произведения? Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

6.Закрепление изученного материала.

Графический диктант.

— Я читаю утверждение. Если оно правдивое, то ставите

Действие повести происходит в деревне Простоквашино.

Одного из главных героев звали пес-Барбос.

Журнал, который выписывал Дядя Федор, назывался мурзилка.

Печкин получил в награду фоторужье.

Профессор Семин Иван Трофимович – отправился в Африку изучать слонов.

Дядя Федор копил деньги на аквариум.

Из речки Шарика вытащил барсук.

Мама и папа прислали Шарику велосипед.

Кот Матроскин решил завести корову.

В подъезде Дядя Федор встретил Шарика.

4. Тетя Дяди Федора

7 Мама Дяди Федора.

9. Папа Дяди Федора.

Ответы: 1. Матроскин. 2. Хватайка. 3.Печкин. 4. Тамара. 5. Мурка. 6. Гаврюша. 7. Римма. 8. Шарик. 9. Дима.

7. Подведение итогов.

— Почему произведение Успенского названо повестью-сказкой, а не просто повестью?

— Чему учит нас это произведение?

Источник

Познавательное и интересное