Урок по повести Э. Хемингуэя «Старик и море
специалист в области арт-терапии
Тема урока: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
(По повести Э. Хемингуэя «Старик и море».)
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Э.Хемингуэя
Задачи урока: образовательные (предметные):
-анализируя повесть «Старик и море», раскрыть философию и миропонимание автора, веру писателя в человека и силу его духа;
-дать представление о художественном стиле Хемингуэя («методе айсберга»);
развивающие (метапредметные): способствовать формированию собственного взгляда на текст, совершенствовать умение анализировать текст;
познавательные: формировать умение отбирать необходимый материал для представления о личности писателя;
коммуникативные: формировать умение строить высказывание, делать выводы
воспитательные : воспитывать любовь и уважение к человеческой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Эпиграф к уроку: Жить и верить в свои силы, в человека
вот что делает человека непобедимым.
Методические приемы : проблемный диалог, сообщения о жизни и творчестве писателя, беседа по вопросам, анализ текста.
I. Подготовка к восприятию темы урока. Мотивация учебной деятельности
Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном творчеству американского писателя 20-го века Эрнесту Хемингуэю. Приглашаю всех разделить радость открытия удивительного и неповторимого мира Э. Хемингуэя.
-Как вы думаете, какое слово в теме урока является ключевым?
-С чем у вас ассоциируется слово «победа»? (с борьбой)
-Какой раздел мы изучаем? («Человек действующий» картина 1 «Борьба»)
-Какова цель нашего урока?
Чтобы понять, какую страницу вписал Э. Хемингуэй в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству писателя и постараться ответить себе на вопросы. Кто же он – Эрнест Хемингуэй? Какие исторические события выпали на его долю? О чем писал и размышлял? Какие произведения стали главными в его творчестве?
(звучит тихая музыка).
-Сообщение о жизни и творчестве писателя. Презентация.
II. Работа над темой урока.
Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений: (д\з одной из групп) На экране слайд с терминами
Мир Э.Хемингуэя стал явлением прозы. Вера в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходима нам сейчас. Хочется прочесть стихотворение И.М.Губермана.
Наш путь из ниоткуда в никуда
Такое краткосрочное событие,
Что жизни остается лишь черта
Меж датами прибытия – убытия.
Два смысла в жизни внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех,
А внутренний – неясный и нездешний
В ответственности каждого за всех. (О чём эти строки? –ответы уч-ся)
Вопрос о смысле жизни считал самым неотложным и Э. Хемингуэй. И вся его жизнь-подтверждение этому. Это был человек, у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого на свете. Его призвание жить полной жизнью и постоянно со свойственным его безграничным великодушием делиться своим опытом с другими, чтобы и они познали счастье жизни.
А что такое счастье? Кому оно дано? (ответы уч-ся)
Счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2) удача, успех.
Счастье для Хемингуэя заключалось в том, чтобы любить помимо собственных детей,,три континента, несколько самолетов и кораблей, океан, всех сестер, жен, жизнь, утро, полдень, вечер и ночь, честь, плавание, рыбную ловлю, чтение”. Именно в этом искал и смысл жизни.
. Как создавалась эта повесть? ( Сообщение).
IV . Беседа по вопросам. Анализ текста.
-О чём говорится в начале повести? В чём философский смысл начала?
-Как описывает автор главного героя? ( Работа с текстом).
Скажите, какие сравнения служат доказательством того, что он часть мира природы? ( Глаза были цветом похожи на море. Шрамы были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне).
За этими шрамами на руках, изношенным парусом, видим физически обессиленного многолетним трудом человека, который прожил тяжелую жизнь и привык терпеть лишения.
Итак, автор противопоставляет внутреннего человека внешнему. ( Старый, потертый как парус внешне, но сильный свободный, полный веры, надежды, внутренне ).
Рядом со стариком всегда мальчик.
-О чем говорит малыш со стариком? Каковы их отношения? ( Чтение текста по ролям).
-Почему мальчик верит в силы и возможности старика, а его отец не верит?
( Мальчик любит старика, а отец считает его неудачником).
-Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его? ( В отношении видна любовь, он заботится о старике, всегда надеется на него и на лучшее. Он никогда не предаст и не покинет его в беде).
-Ушел бы сам мальчик от старика в другую лодку? ( Нет, т.к. он из любви к старику согласился бы с ним все переносить, во всем ему помогать, и конечно же, никогда не покинул того, кого любит ).
-Давайте еще ответим на вопрос. За что мальчик любит старика? (За то, что научил мальчика. Он заслужил эту любовь, а мальчик оказался благодарным ).
-Какие отношения между людьми более человечны, красивые, благородные – основанные на любви или какой – нибудь выгоде? ( Учащиеся отвечают на вопрос ).
Когда человека окружают такие мудрецы, мир становится теплее, потому что человек не боится человека, т.к. доверяет ему, знает, что тот, другой, не сделает зла.
-Ребята, как вы думаете, счастливы ли главные герои? Если они счастливы, то значит сильны. А сильны чем? (Верой друг в друга, основанной на любви, и надеждой на лучшее. Они не унывают. И малыш с любовью заботится о старике).
И вот старик один в море.
— Чтение стихотворения В.Жуковского. Море. (Климашова М.)
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь, сметенной любовью
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
-Образ моря очеловечен, одушевлен. К этому образу прибегают и поэты, и художники. И море, как и человек, бывает разным: спокойным, взволнованным, грозным, тихим.
-Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами.
— Действительно ли старик одинок, оказавшись один в море? (птицы, деревья)
-Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой ) он размышляет. Размышления старика.
Работа с текстом (Гончарова С.)
1) Мне просто не везет. Может счастье мне улыбнется. Хорошо, когда человеку везет. Когда счастье придет, я буду к нему готов.
2) Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.
3) Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.
4) Можно рассчитывать только на себя.
5) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, человека можно уничтожить, но его нельзя победить. (О смысле жизни).
-Наконец, удача улыбнулась, он поймал рыбу. Сколько времени сражался в море с рыбой? (День и ночь, день и ночь, день и ночью вернулся домой).
Что говорит он пойманной рыбе? ( Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. Видит Бог, мне самому не легче ). ( Чтение отрывка).
Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. ( Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…).
( Чтение и обсуждение).
Легко ли было ему в море? Что значит единоборство с рыбой? (Нет. Солнце днем, усталость, нет возможности отдохнуть, ночью холодно. Голодный. Руки изрезаны, плечо болит. Акулы, бой с ними.)
Таким он был внешне. Но как он чувствует себя, что происходит в его душе?
-Так кто же старик? Победитель или побежденный?
-Какие вопросы космического порядка ставит автор? (Запись в тетради)
— (Чтение последних страниц повести – сны о львах).
-О чем они говорят? (Старик как в юности, вновь молод и непобедим).
Вот она, разгадка жизни для Хемингуэя: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот, что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»
-Что поражает в личности самого Хемингуэя?
Это и есть нравственный вывод «Человека, верящего в себя нельзя победить» – вот правда о жизни в повести.
И другая правда в том, что вводя образ мальчика в сюжет, Хемингуэй избегает привычной для него темы смерти – его повесть обращена в будущее.
V .Закрепление темы (понаблюдаем за сценой): Оптимист и Пессимист
VI . Рефлексия. Быть борцом – жизненная установка? Черта характера? Вынужденная необходимость?
-Отзывы на прочитанное произведение (Высоцкая А., Тананыкин А.)
VII . Домашнее задание. Наизусть стихотворение Б. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
Открытый урок «Старик и море» Э. М. Хемингуэя. Человека, верящего в себя нельзя победить.
специалист в области арт-терапии
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский индустриальный колледж»
Повесть «Старик и море» Э. М. Хемингуэя.
Человека, верящего в себя нельзя победить.
Белгородского индустриального колледжа
Тема: «Старик и море» Э. М. Хемингуэя.
Человека, верящего в себя нельзя победить.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к человеческой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Развивающие: способствовать формированию собственного взгляда на текст, совершенствовать умение анализировать текст.
Оборудование: портрет Э.М. Хэмингуэя, репродукции к повести, сборники произведений.
,,Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры,
иначе жизнь его пуста, пуста”.
Драма «Три сестры» А.П. Чехов.
,,Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”.
Методические приемы: прослушивание сообщений о жизни и творчестве писателя, л беседа по вопросам, анализ текста.
1. Страницы жизни и творчества Э. Хэмингуэя.
2. Стиль его произведений.
4. Анализ текста повести.
6. Работа с тестами.
8. Домашнее задание.
I. Подготовка к восприятию темы урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном творчеству американского писателя 20-го века Эрнесту Хэмингуэю. Приглашаю всех разделить радость открытия удивительного и неповторимого мира Э. Хэмингуэя.
Чтобы понять какую страницу вписал Э. Хэмингуэй в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству писателя и постараться ответить себе на вопросы. Кто же он – Эрнест Хэмингуэй? Какие исторические события выпали на его долю? О чем писал и размышлял? Какие произведения стали главными в его творчестве?
На все эти вопросы помогут ответить консультанты, которые самостоятельно готовили сообщения(запись в тетрадь основных дат жизни и творчества (звучит тихая музыка).
II. Работа над темой урока.
1. Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:
Мир Э.Хэмингуэя стал явлением прозы. Вера в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходима нам сейчас. Хочется прочесть стихотворение И.М.Губермана.
Наш путь из ниоткуда в никуда
Такое краткосрочное событие,
Что жизни остается лишь черта
Меж датами прибытия – убытия.
Два смысла в жизни внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех,
А внутренний – неясный и нездешний
В ответственности каждого за всех.
III. Постановка проблемных вопросов урока
Вопрос о смысле жизни считал самым неотложным и Э. Хэмингуэй. И вся его жизнь подтверждение этому. Это был человек, у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого на свете. Его призвание жить полной жизнью и постоянно со свойственным его безграничным великодушием делиться своим опытом с другими, чтобы и они познали счастье жизни.
А что такое счастье? Кому оно дано?
Счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2) удача, успех.
Счастье для Хэмингуэя заключалось в том, чтобы любить помимо собственных детей,,три континента, несколько самолетов и кораблей, океан, всех сестер, жен, жизнь, утро, полдень, вечер и ночь, честь, плавание, рыбную ловлю, чтение”. Именно в этом искал и смысл жизни.
Как создавалась эта повесть? ( Сообщение).
С начала 40-х годов Хэмингуэй, переселившись на Кубу переживает длительный творческий кризис; ему долго не пишется. До 1942-го года он совершает поездку в Китай, в 1942 выпускает антологию,, Люди на войне “, в которую включает образцы батальной прозы, в 1943 году охотится на катере,, Пилар “ за немецкими подлодками. После долгого перерыва пишет роман,,За рекой в
тени деревьев”, который не стал художественной удачей. Хэмингуэй остро это переживал. Но все – таки взял реванш и написал в 1952 году повесть,,Старик и море”. А в 1954 году получил за эту повесть Нобелевскую премию.
Стиль Хэмингуэя.( сообщение)
ческое напряжение ситуации. Четко выверенные, музыкальные фразы визуализируют картину, читатель ощущает невысказанную тоску, боль и отчаяние.
Как описывает автор главного героя? ( Работа с текстом).
Скажите, какие сравнения служат доказательством того, что он часть мира природы? ( Глаза были цветом похожи на море. Шрамы были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне).
За этими шрамами на руках, изношенным парусом, видим физически обессиленного многолетним трудом человека, который прожил тяжелую жизнь и привык терпеть лишения.
Итак, автор противопоставляет внутреннего человека внешнему. ( Старый, потертый как парус внешне, но сильный свободный, полный веры, надежды, внутренне ).
На доске: внутренний / внешний портрет старика.
Рядом со стариком всегда мальчик.
О чем говорит малыш со стариком? Каковы их отношения? ( Чтение текста по ролям).
Почему малыш верит силы и возможности старика, а его отец не верит? ( Мальчик любит старика, а отец считает его неудачником).
Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его? (В отношении видна любовь, он заботится о старике, всегда надеется на него и на лучшее. Он никогда не предаст и не покинет его в беде).
Ушел бы сам малыш от старика в другую лодку? ( Нет, т.к. он из любви к старику согласился бы с ним все переносить, во всем ему помогать, и конечно же, никогда не покинул того, кого любит ).
Давайте еще ответим на вопрос. За что мальчик любит старика? (За то, что научил мальчика. Он заслужил эту любовь, а мальчик оказался благодарным ).
Какие отношения между людьми более человечны, красивые, благородные – основанные на любви или какой – нибудь выгоде? ( Учащиеся отвечают на вопрос ).
О чем разговаривают старик и мальчик в быту? (О вещах незначительных и повседневных. Мы слышим обыкновенный бытовой разговор об ужине, о сети, о местных игроках в бейсбол, о лотерее ). ( Чтение).
Но ужина и сети нет. Они делают вид, что это как будто есть.
Почему они говорят о несуществующих вещах, как о существующих?
( Это несуществующее – самое необходимое. Оно должно быть у каждого человека. Вера, надежда на лучшее будущее).
А разговор о лотерее? Какую смысловую нагрузку он несет?
(Лотерея – удача. Они надеются и верят, что будет и ужин, и сеть, и все, что нужно для жизни).
Ребята, как вы думаете, счастливы ли главные герои? Если они счастливы, то значит сильны. А сильны чем? (Верой друг в друга, основанной на любви, и надеждой на лучшее. Они не унывают. И малыш с любовью заботится о старике).
И вот старик один в море. Чтение стихотворения В.Жуковского. Море.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь, сметенной любовью
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Образ моря очеловечен, одушевлен. К этому образу прибегают и поэты, и художники. И море, как и человек, бывает разным: спокойным, взволнованным, грозным, тихим.
Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами. Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой ) он размышляет. Размышления старика (запись на доске и в тетради ).
1) Мне просто не везет. Может счастье мне улыбнется. Хорошо, когда человеку везет. Когда счастье придет, я буду к нему готов.
2) Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.
3) Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно. ( Одиночество ).
4) Можно рассчитывать только на себя.
5) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, человека можно уничтожить, но его нельзя победить. ( О смысле жизни).
Наконец, удача улыбнулась, он поймал рыбу. Сколько времени сражался в море с рыбой? (День и ночь, день и ночь, день и ночью вернулся домой).
Что говорит он пойманной рыбе? ( Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. Видит Бог, мне самому не легче ). ( Чтение отрывка).
Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. ( Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…). ( Чтение и обсуждение).
Легко ли было ему в море? (Нет. Солнце днем, усталость, нет возможности отдохнуть, ночью холодно. Голодный. Руки изрезаны, плечо болит. Акулы, бой с ними.)
Так кто же старик? Победитель или побежденный? ( Чтение последних страниц повести – сны о львах).
О чем они говорят? ( Старик как в юности, вновь молод и непобедим. ).
Вот она, разгадка жизни для Хэмингуэя: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот, что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»
Это и есть нравственный вывод «Человека, верящего в себя нельзя победить» – вот правда о жизни в повести.
И другая правда в том, что вводя образ мальчика в сюжет, Хэмингуэй избегает привычной для него темы смерти – его повесть обращена в будущее.
Для закрепления темы поработаем с тестом. ( Работа с тестом).
ТЕСТ
по творчеству Э.М. Хемингуэя
Где родился Э. М. Хемингуэй?
а) в Америке; в) в Германии;
б) в Англии; г) во Франции.
Какая тема характерна для раннего творчества?
а) «Потерянного поколения»; в) любви;
б) дружбы; г) смысла жизни.
Когда была написана повесть «Старик и море»?
Какое произведение не является творением Э. М. Хемингуэя?
а> «Прощай оружие»; в) «По ком звонит колокол»,
б) «Шинель», г) «Праздник, который всегда с тобой»
Как звали главного героя повести «Старики море»?
а) Сантьяго; в) Гамлет;
6. Что главное в образе старика?
а) вера; в) одиночество;
б) надежда; г) счастье.
С кем ведет борьбу Сантьяго?
а) с акулами; в) с китами;
б) с птицами; г) с дельфинами.
Кто снится Сантьяго?
Какой награды был удостоен Э. М. Хемингуэй за повесть «Старик и море»?
а) Международной премии; в) Ленинской премии;
б) Народной премии; г) Нобелевской премии.
1. а) 2. а) 3. а) 4. б) 5. а)
V. Рефлексия. ( Размышления о своем психологическом состоянии, склонность анализировать свои переживания).
VI. Домашнее задание. Сочинение: «На чем будет держаться вера у старика», « Как будет жить старик, останется ли он непобедимым».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10. Классики зарубежной художественной литературы / Под ред. А.М. Горбунова., М.: Худ. Лит., 1961.