Конспект урока на тему: «Части речи»
План- конспект урока русского языка
на тему «Части речи»
3 класс
Цели урока: Обобщить знания детей о частях речи.
Создать представление о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений.
Формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и правильно их употреблять.
Показать детям различия между самостоятельными и служебными частями речи.
Оборудование: таблицы, слайды, картинки.
Доска домашний добрый дружить дразнить доброта дружный деловой дарить дочка
-Какие орфограммы встречаются?
-Разделите эти слова на группы.
— По каким признакам разделили?
-Как называются такие слова?
-Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.
-Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета.
а) №217. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златогривыми церквами,
С теремами и садами…
(Объяснение значении слов град, златогривые, терем)
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
б) Узелки на память. Стр 122.
в) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Бочка по морю плывет.
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
-Поставьте вопросы к остальным частям речи. Можно? Оказывается, к некоторым частям речи нельзя поставить вопросы.
-Назовите такие части речи.
г).№219 Рассмотрите рисунок. Прочитайте названия частей речи и вопросы к ним. Все ли части речи вам знакомы? Какие части речи незнакомы? К каким частям речи нельзя поставить вопрос?
Показ портрета Крылова. Беседа о его баснях. Прочитать фразы из басен Крылова. Распределить слова по частям речи.
Снежок снежный заснежить
е) –По одному вопросу всегда ли можно определить часть речи?
— Это какая часть речи?
— Белое покрывало всю землю покрывало.
— Солнце село за село.
ж) Объясни значения слов. Какой частью является слово?
Берегу- берегу
Бури-бури
Вести-вести
Еду-еду
Засели-засели
Мела-мела
Соли-соли
4. Итог урока. – О чем говорили на уроке сегодня? –Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? –Какие служебные части речи знаете?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Части речи» »
План- конспект урока русского языка
на тему «Части речи»
Цели урока: Обобщить знания детей о частях речи.
Создать представление о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений.
Формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и правильно их употреблять.
Показать детям различия между самостоятельными и служебными частями речи.
Оборудование: таблицы, слайды, картинки.
Чистописание. Дд Письмо под диктовку:
Доска домашний добрый дружить дразнить доброта дружный деловой дарить дочка
-Какие орфограммы встречаются?
-Разделите эти слова на группы.
— По каким признакам разделили?
-Как называются такие слова?
-Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.
-Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета.
а) №217. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златогривыми церквами,
С теремами и садами…
(Объяснение значении слов град, златогривые, терем)
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
б) Узелки на память. Стр 122.
в) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Бочка по морю плывет.
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
-Поставьте вопросы к остальным частям речи. Можно? Оказывается, к некоторым частям речи нельзя поставить вопросы.
-Назовите такие части речи.
г).№219 Рассмотрите рисунок. Прочитайте названия частей речи и вопросы к ним. Все ли части речи вам знакомы? Какие части речи незнакомы? К каким частям речи нельзя поставить вопрос?
Показ портрета Крылова. Беседа о его баснях. Прочитать фразы из басен Крылова. Распределить слова по частям речи.
Волк из лесу в деревню забежал.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.
Голодная кума Лиса залезла в сад.
Снежок снежный заснежить
е) –По одному вопросу всегда ли можно определить часть речи?
— Это какая часть речи?
— Белое покрывало всю землю покрывало.
— Солнце село за село.
ж) Объясни значения слов. Какой частью является слово?
Итог урока. – О чем говорили на уроке сегодня? –Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? –Какие служебные части речи знаете?
Прочитайте фразы из басни крылова распределите все слова по частям речи используя вопросы
Страница 122. Части речи
217. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.
Попробуйте разделить все слова текста на группы. По каким признакам вы это сделаете? Что такое части речи? Спишите текст, обозначьте орфограммы.
Остров на_море лежит,
Град на_острове стои́т
С_златогла́выми церквя́ми,
С_терема́ми и сада́ми.
Подберите к словам с безударными гласными и парной согласной проверочные слова.
218. Прочитайте и запишите по памяти стихотворение О.Высотской. Какие еще слова можно отнести к указанным в стихотворении частям речи?
Школа, существительное, глагол, прилагательное, день. Просыпается, пришёл. Весёлый, новый, школьный.
1. Волксущ. изпр. лесусущ. впр. деревнюсущ. забежалгл.. 2. Попрыгуньясущ. Стрекозасущ. летосущ. красноеприл. пропелагл.. 3. Голоднаяприл. кумасущ. Лисасущ. залезлагл. впр. садсущ..
Сущ. Прил. Гл.
что? какой? что сделать?
снежок снежный заснежить
дружба дружный подружиться
лёд ледяной заледенеть
чистота чистый очистить
смелость смелый осмелиться
краска красочный покрасить
221. Прочитайте текст. Слова каких частей речи используются в каждом предложении? (сущ, глаголы, предлоги) Ко всем и словам можно поставить вопрос? (нет, к предлогу нельзя)
Спишите текст, выбрав заглавие к нему. Обозначьте кратко части речи: сущ., глаг., прил. Есть ли предлоги в тексте? (да) Как их нужно писать с другими словами? (раздельно)
В_зимнемприл. туманесущ. встаётглаг. холодноеприл., тусклоеприл. солнцесущ.. Зимняяприл. стужасущ. околдовалаглаг. лессущ.. Спятглаг. под_снегомсущ. кустысущ.. От_морозасущ. потрескиваютглаг. деревьясущ.. Их ветвисущ. согнулисьглаг. под_тяжестьюсущ. снегасущ..
Однако жизньсущ. в_лесусущ. продолжаетсяглаг.. На_снегусущ. видныглаг. следысущ. животныхсущ. и птицсущ..
222. Спишите строки из стихотворения С.Есенина. Определите, к каким частям речи относятся слова стихотворения.
Улыбнулисьглагол (что сделали?) сонныеприл. (какие?) берёзкисущ. (что?).
Растрепалиглаг. (что сделали?) шёлковыеприл. (какие?) косысущ. (что?).
Шелестятглаг. (что делают?) зелёныеприл. (какие?) серёжкисущ. (что?),
И горятглаг. (что делают?) серебряныеприл. (какие?) росысущ. (что?).
223. Прочитайте текст, устно озаглавьте его. Найдите орфограммы в выделенной части текста.
Запишите ответы на вопросы. Куда садовник поставил клетку с попугаем? Что сделал попугай? Что принялся делать новый хозяин сада? Как попугай ел яблоко?
Садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню. Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.
224. Прочитайте необычно произведение «Пуськи бятые». Попробуйте определить хоть одну часть речи в тексте, где нет ни одного знакомого вам слова. Эти слова придумала Л.Петрушевская.
Попробуйте, используя вопросы, дописать строки:
Имя сущ. (кто?) Калуша, бутявка, калушата, напушка, пуськи.
Глагол (что делала?) Сяпала, увазила, (что делает?) волит, (что сделали?) присяпали, стрямкали, вычурили, (что сделала?) вздребезднулась, усяпала.
Имя прилаг. (какая? какие?) Некузявая, бятые.
225. Прочитайте текст. Объясните, слов какой части речи больше всего потребовалось для обозначения игрушек, их свойств и действий. (сущ., прил, глаг.)
Выпишите выделенные слова. Подчеркните и объясните орфограммы в выделенных словах.
226. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, озаглавьте его. Можте использовать словосочетания для выбора. Запишите получившийся текст. Обозначьте части речи.
В классе появились новые компьютеры. Все ученики заняли свои места. Молодой учитель вошёл в класс. Он будет учить ребят работать на компьютере. Мальчики выполняют интересные задания. Маша уже все сделала и ждет новое задание.
1. Допишите предложения. Приведите и запишите примеры слов каждой части речи.
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Кошка, класс, окно.
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. Жёлтый, гладкая, острые.
Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие. Идти, закипеть, бежать.
2. Распределите слова на три группы.
1) имена существительные;
2) имена прилагательные;
3) глаголы.
1) Золото, школьник, школа, бег, рассказ, молодость, футболист, пловец.
2) Золотой, школьный, беговой, прибрежный, молодой, плавательный.
3) Позолотить, прибежать, рассказать, молодеть, плавать.
3. Определите, к каким частям речи относятся слова в каждой группе. Составьте по образцу и запишите предложения, взяв по одному слову из каждой группы.
Наступила долгожданная весна. Растаяли длинные сосульки. Вернулись перелётные птицы. Засверкало яркое солнце. Распустились душистые цветы.
Упражнение 227. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите, к какой части речи они относятся.
Владимир Иванович Даль жилгл. давно́, в старыеприл. времена́. Даль был моряко́м, потом врачомсущ., он писалгл. повести, рассказысущ. и сказки. Но главнымприл. деломсущ. его жизни было изучение русского языка и составле́ние словаря́.
Упражнение 228. Найдите в стихотворении предложения с перечислением.
Что увидел мальчик ранним утром вдали? Мальчик увидел вдали голубую страну, голубых людей, голубых лошадей, голубых-голубых индюков.
Что он увидел поздним вечером? Он увидел вдали золотую страну, золотых людей, золотых лошадей, золотых-золотых индюков.
Это второстепенные члены предложения.
Упражнение 229. Прочитайте стихотворные строки. Найдите вопросительное (1-е) и восклицательные (2 и 3-е) предложения. Где есть однородные члены предложения? (в 1-м и 3-м)
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
Идёт Весна
По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворечникова,
Весна Маевна Черешникова!
Кого заставляет улыбаться Весна? Ответ запишите. Спишите последнее восклицательное предложение. Где здесь имена, отчества и фамилии? Какая орфограмма присутствует в этих словах?
Весна заставляет улыбаться зайца, курицу, кота.
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворечникова,
Весна Маевна Черешникова!
Имя: Весна. Отчества: Мартовна, Апрелевна, Маевна. Фамилии: Подснежникова, Скворечникова, Черешникова.
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Страница 134. Повторяем, что знаем
Упражнение 231. Прочитайте и спишите предложения. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Пиласущ. была острой. Сестра пилагл. чай. Мама стала печьгл. пироги. Бабушка затопила печьсущ.. Снежное покрывалосущ. всё поле покрывалогл.. Солнце селогл. за селосущ.. В лодке появилась течьсущ.. Вода из крана стала течьгл. сильнее.
Упражнение 232. Прочитайте начало одной из глав сказки-повести Э. Успенского. Зима в Простоквашино
Выпишите из первого предложения выделенные слова. Что они обозначают? Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова? (да) Запишите их через запятую. Что общего у всех записанных вами слов? На какие вопросы они отвечают?
Метель, снег, ночь, огонёк, почта, почтальон, Печкин, ноги, голова. Слова обозначают предметы, отвечают на вопросы что? или кто?
Упражнение 233. Рассмотрите фотографии, на которых изображена чудо-выставка.
Запишите названия новогодних игрушек, которыми вам хотелось бы украсить свою ёлку. Слова какой части речи вы используете? Составьте и запишите с этими словами несколько предложений.
Мы украсили ёлку блестящими шарами, радужными колокольчиками и серебристой мишурой. На еловых ветках мы повязали красные банты.
Упражнение 234. Игра-соревнование «Кто больше?».
Продолжите строчки имен существительных. Выиграет та команда, которая назовет больше слов данной части речи.
Явления природы: ураган, дождь, снегопад, метель, град, буря, туман, радуга, оттепель, паводок.
Домашние животные: корова, овца, лошадь, свинья, кролик, собака, кошка, утка, гусь, курица.
Дикие животные: волк, лиса, заяц, медведь, лось, ёж, белка, суслик, лев, жираф, антилопа.
Транспортные средства: автомобиль, поезд, самолет, пароход, автобус, троллейбус, трамвай, катер, яхта.
Бытовая техника: телевизор, компьютер, радио, мясорубка, холодильник, плита, духовка, пылесос, фен, соковыжималка.
Инструменты: отвёртка, дрель, молоток, топор, пила, клещи, стамеска, гвоздодёр, напильник, плоскогубцы, лобзик.
Объясните, почему слова, называющие животных, явления природы, технические средства, можно объединить в одну группу — имена существительные. (Потому что это предметы, которые отвечают на вопрос кто? или что?)
Упражнение 235. Спишите предложения. На какие особенности имен существительных указывают выделенные слова?
1. Когда-то зелёные дубравы росли по всей России. 2. Писатель И. Соколов-Микитов хорошо знал русскую природу. 3. Кисти художника И. Левитана принадлежит картина «Владимирка».
Имена существительные называют географические объекты, имена и фамилии, названия картин. Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы.
Упражнение 236. Найдите карту нашей Родины. Рассмотрите её. Прочитайте текст, дополнив его собственными именами существительными. Озаглавьте и запишите дополненный текст.
Упражнение 237. Прочитайте шуточное стихотворение. Сможете ли вы найти в нём ошибки? Запишите текст, верно написав собственные имена существительные.
Я зову собаку Фомку,
А собака лает громко.
Я зову бельчонка Тишку,
А бельчонок целит шишкой
Прямо в лоб мне и кричит:
— Лучше правила учи!
Упражнение 245. Прочитайте текст.
Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Найдите в нём и обозначьте одушевлённые (одуш.) и неодушевлённые (неодуш.) имена существительные. Подчеркните главные члены в предложениях второго абзаца.
Ночь перед Рождеством
Последний день (неодуш.) перед Рождеством (неодуш.) прошёл. Зимняя ясная ночь (неодуш.) наступила. Глянули звёзды (неодуш.). Месяц (неодуш.) велича́во поднялся на небо (неодуш.) посвети́ть добрым людям (одуш.) и всему миру (неодуш.), чтобы всем было ве́село. Было так тихо, что скрип (неодуш.) моро́за (неодуш.) под сапого́м (неодуш.) далеко слышался.
Ни девушки (одуш.), ни парни (одуш.) не показывались ещё под окнами (неодуш.). Только кузнец (одуш.) спешил к дому (неодуш.) краса́вицы (одуш.) Оксаны (одуш.) и её отца (одуш.).
Упражнение 246. Игра «Волшебные превращения». Замените в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Запишите слова парами по образцу: лиса-липа.
Лиса-липа, ворона-ворота, уж-ум, корова-корона, муха-мука, кот-рот, коза-кора, рак-мак, цапля-капля, зверь-дверь.
Упражнение 247. Подберите к неодушевленным именам существительным по одному-два синонима и антонима. Запишите по образцу.
Упражнение 248. Прочитайте слова. Как можно все их назвать и охарактеризовать? Как ещё можно охарактеризовать эти существительные: собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые?
Выпишите слова по группам: 1) житель определённого города; 2) профессия; 3) спортсмен.
1) Москвич, владивостокец, владимирец, новгородец, тверич, минчанин.
2) Писатель, шахтёр, художник, портной, инженер, врач.
3) Хоккеист, боксёр, бегун, теннисист, баскетболист, шахматист.
Упражнение 249. Прочитайте отрывок из рассказа детского писателя. Озаглавьте каждый абзац. У вас получился план. Перескажите текст по составленному вами плану. (Лесной котёнок)
Выпишите из текста по три одушевлённых и неодушевлённых имени существительных. Поставьте к ним вопросы кто? что?
Встреча
Игры котёнка
Укус шмеля
Рысь
Бегство
Воспоминания о рысёнке
Кто? Котёнок, шмель, рысь. Что? Соломинка, ромашка, трава.
Упражнение 250. Прочитайте стихотворные строки. Спишите две первые строки.
Упражнение 251. Попробуйте описать зимний лес, используя приём олицетворения. Какие неодушевлённые предметы в твоём рассказе приобретают свойства живых существ?
Зимний лес дышит волшебством. Деревья нарядились в пушистые белые шубки. Высокие ели кланяются под тяжестью снега. Обо всём позаботилась зима, укрыла лес тёплым одеялом. Только стройные белые берёзки растеряли весь снежок с тонких ветвей и мерзнут на ветру.
Упражнение 252. Сравните пары слов и запишите их. Что в них общего и различного? Окончания слов выделите.
Упражнение 253. Прочитайте и спишите строки из стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». Укажите число каждого имени существительного.
Ночьед.ч. прошла, рассвело.
Нет нигде облачкаед.ч..
Воздухед.ч. лёгок и чист,
И замёрзла рекаед.ч..
Упражнение 254. Измените число имен существительных.
Упражнение 255. Прочитайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого. Спишите его, устанавливая связь между словами. Обозначьте число каждого имени существительного.
В лесуед.ч. трещ[ит] январский морозед.ч., ду[ет] ледяной ветеред.ч., а в ветвяхмн.ч. стар[ой] елиед.ч. пищ[ат] в гнездеед.ч. птенцымн.ч..
Это клестымн.ч., единственные птицымн.ч., которые выводят детеймн.ч. в зимнюю стужуед.ч..
1. Окно, луна, шалаше, берёзонька, долинушка, орешник, кузовок.
2. Дорожках, следы, зверей, детям, рыбаки, сети, шестов, вёсла, лодкам, орехи.
Упражнение 257. Прочитайте стихотворение. Запишите одно из четверостиший по памяти. Укажите число имен существительных.
Язык подарков у животных
Животные довольно часто пользуются языком подарков. Самец чайки, подыскивая себе подругу, ловит рыбу и отдаёт её самочке. Паук несёт паучихе упакованную в паутину муху. Пингвин преподносит пингвинихе целую кучу камешков, а американский свиристель дарит самочке-свиристелихе ягодки. Подарки животные приносят не для еды, а для «разговора», чтобы выразить свою любовь, желание вместе вить гнездо, выводить потомство. Ю.Дмитриев
Прочитайте вопросы к тексту. Запишите ответы. Что дарят друг другу чайки, пауки, пингвины, свиристели? Для чего животные приносят друг другу подарки?
Упражнение 259. Распределите имена существительные в две группы: 1) имена существительные, которые изменяются по числам; 2) имена существительные, которые не изменяются по числам. Запишите слова по группам, вставляя пропущенные буквы.
Подумайте, в какой из двух групп имена существительные обозначают предметы, поддающиеся счёту. (в 1-й)
Имена существительные, которые изменяются по числам: арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машина, группа, трамвай, город. Они поддаются счёту.
Имена существительные, которые не изменяются по числам: храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, горох, сутки.
Упражнение 260. Прочитайте текст. Определите число выделенных имен существительных.
Ваня очень любит каникулы. Можно целыми днями кататься на лыжах или скользить по блестящему льду на коньках. В каникулы он ходит в театр. Там показывают весёлые новогодние представления, Ваня вместе с ребятами участвует в интересных играх. Весело и интересно проходят зимние каникулы.
Mн. ч.: каникулы, днями, лыжах, коньках, представления, играх.
Ед. ч.: льду.
Упражнение 261. Прочитайте текст. Как вы думаете, так бывает на самом деле? Что надо изменить?
Запишите текст, изменив число существительного ученик. Вставьте пропущенные буквы.
Прозвенел звонок, в класс вошла учительница, и ученики́ встали из-за парты. Учительница объясняла новый материал, и ученики́ слушали внимательно. Третьеклассники выполнили все упражнения и побежа́ли на перемену. Там они бегали, смеялись и играли. А потом ученики́ пошли на следующий урок.
Я беру себе учебники, кашу, а сестре отдаю конфеты, игрушки. Я рву для себя крапиву, одуванчик, а для подруги розы, гладиолусы. Я мою кастрюли, сковородки, а маме оставляю мыть чашку, ложку.
Упражнение 263. Прочитайте рассказ И.Тургенева. Воробей.
Составьте и запишите план текста. Устно перескажите текст по составленному плану. Письменно ответьте на два вопроса: 1. Почему автор благоговел перед маленькой отважной птичкой? 2. Чем, по мнению автора, держится и движется жизнь? А вы согласны с мнением автора?
1. Автор благоговел перед маленькой отважной птичкой потому, что её сила любви к птенцу заставила забыть страх смерти и броситься на ужасного врага.
2. Любовью держится и движется жизнь.