Прочитайте отрывок из рассказа а и солженицына отражение в воде отметьте

Сказки

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Отраженье в воде»

Александр Исаевич Солженицын – писатель со стойким чувством совести и справедливости, в своих коротких, лаконичных произведениях под названием «Крохотки» заостряет внимание на таких глубоких философских понятиях, как свобода, жизнь, нравственность. В его рассказах, обыденных и спокойных, можно заметить глубокий и утонченный смысл. И вот, перед вами уже не просто описание, а целая маленькая история о чувствах человека в определенный момент, которая, как зеркало отражает вам его эмоции.

Больше всего мое внимание привлекла крохотка «Отраженье в воде», так как мне близка тема подобных размышлений. В ней Солженицын показывает нам движение жизни, взяв за образец «быстрый поток реки», в котором даже при отсутствии пены и мутности воды в «постоянной струйчатой ряби», мы не можем различить отражений «ни близких, ни далеких». Это, пожалуй, очень удачная аллегория. Жизнь – течение, поток в «неугомонной смене воды». Мы не можем уловить момент, остановить, рассмотреть, так же, как и не можем разобрать отражений в быстром течении речки. И лишь однажды, «когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья», нас настигает покой и умиротворение.

Лада Кокотеева

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Молния»

Я прочитала поэтическую миниатюру Александра Исаевича Солженицына «Молния». Произведение это небольшое по объему, но несет в себе глубочайший смысл. В рассказе повествуется о том, как автор увидел молнию, раскалывающую дерево. Писатель поражен увиденным: с какой силой «прошла молния повдоль и повдоль ствола» липы, «через ее живое и в себе уверенное нутро». Дерево, расколотое молнией, повредило еще несколько «безвинных соседок».

Миниатюра «Молния» проникает глубоко в душу читателя, заставляет задуматься о том, как люди должны относиться друг к другу. Хочется, чтобы каждый человек был добрее, чтобы не настигала его молния раскаяния, не приходилось расплачиваться за совершенное.

Источник

Методическая разработка открытого урока (11 класс) Тема: «Проблема нравственного выбора человека в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

открытого урока по дисциплине «Литература»

Тема: «Проблема нравственного выбора человека в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».

Новое образование состоит в постоянном поиске методов и приёмов созвучных времени, которые так организуют деятельность обучающегося на уроке, что он является не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса. Чем бы студенты ни занимались в будущем, хотелось бы видеть их свободными этичными и интеллектуальными личностями, способными самостоятельно строить свою жизнь. В соответствии с этим желанием стараюсь строить и стиль диалоговой работы на уроке, проблемное построение изложения учебного материала, использовать разнообразие приемов и форм работы обучающихся с изучаемым материалом. Студенту должно быть интересно на уроке, интерес – это синоним мотивации.

Для практической работы на уроке были разработаны рабочие тетради, в которых содержатся задания к каждому этапу урока и отрывки из произведения для анализа.

По ходу урока обучающиеся сами себя оценивают в листах самооценки.

В ходе эвристической беседы обучающиеся составляют кластер, делают сравнительную характеристику персонажей, работают с синквейном.

Домашнее задание дается дифференцированное. В конце урока проводится рефлексия, обучающиеся получают возможность высказать свои впечатления об уроке короткими фразами и пожелания на будущее. Открытый урок рассчитан на 90 минут с дальнейшим его обсуждением.

Тема: Проблема нравственного выбора человека в рассказа

Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».

Цель урока : проанализировать рассказ А. И. Солженицына для осмысления образа Матрёны как праведницы земли.

Образовательные: совершенствовать умение анализировать литературное произведение, повторить способы создания образа литературного героя, совершенствовать навыки монологической речи, раскрыть социальный, нравственный смысл повести.

Развивающие: развивать образное мышление, эмоционально-оценочную деятельность обучающихся, художественный вкус, стимулировать развитие у обучающихся умение аргументировать свой ответ.

Воспитательные: средствами художественной литературы воспитывать духовно-нравственную личность, способную к деятельности в современном мире, формировать активную жизненную позицию.

уметь понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;

устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания;

иметь собственное отношение к произведению;

понимать образную природу литературы как явления словесного искусства .

познавательные – оценивать факты, события с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи;

регулятивные – осознавать критерии оценки выполнения учебных заданий;

коммуникативные- владеть коммуникативными действиями, связанными с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Предоставление обучающемуся пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания.

Образовательные ресурсы : презентация, раздаточный материал.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Староста сообщает об отсутствующих.

Проверяет посещаемость в группе.

Проверяет готовность к работе. Проверяет наличие учебных принадлежностей.

Сообщает о форме работы на уроке.

Актуализация знаний, мотивации.

Организует работу с текстом миниатюры А. И. Солженицына «Отражение в воде».

Работают с текстом в рабочей тетради, отвечают на вопросы, работают с листами самооценки. Эмоционально настраиваются на урок.

Постановка темы занятия.

Предлагает сформулировать тему занятия.

Работают с облаком понятий, формулируют тему занятия, работают с листами самооценки.

Постановка целей занятия.

Предлагает сформулировать цели занятия

Формулируют цели занятия по опорным словам, работают с листами самооценки.

Проблемное изложение нового материала.

Организует беседу по прослушанному сообщению.

Слушают сообщение «Очерк жизни А. И. Солженицына»

Организует анализ произведения по плану:

Отвечают на вопросы преподавателя, работают с заданиями в рабочей тетради, составляют кластер, оценивают свою работу в листах самооценивания.

Читайте также:  Рассказ о том как мы лепили снеговика 3 класс

Организует работу по заполнению таблицы.

Заполняют таблицу, сопоставляют Матрену и Фаддея.

Оцените свою работу в листах самооценки.

Подводит итоги. Выставляет и комментирует оценки.

Организует оценочные высказывания обучающихся.

Оценивают учебную деятельность.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Комментирует дифференцированное домашнее задание.

Воспринимают информацию, выбирают вид домашнего задания.

Урок начинается с установления контакта преподавателя со студентами. Староста сообщает об отсутствующих на уроке. Преподаватель проверяет готовность студентов к уроку, сообщает о форме работы (в парах, в листах с заданиями, с листами самооценки).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы свами познакомимся с творчеством писателя, публициста, общественного и политического деятеля А. И. Солженицына. Прежде чем вы услышите сообщение о жизни этого писателя. Я бы хотела предложить вам прочитать миниатюру (небольшой рассказ) А. И. Солженицына «Отражение в воде».

2.Работа с миниатюрой «Отражение в воде».

Давайте выделим ключевые слова в этом тексте.

— С чем сравнивает быстрый поток воды?

-Почему нельзя ничего разглядеть?

— Когда человек может разглядеть истину?

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

3.Тему нашего урока вы попробуете определить сами. Перед вами облако слов, соотнесите текст миниатюры с облаком слов и определите тему.

Предполагаемый вывод. Тема нашего урока: Проблема нравственного выбора человека

3.Давайте определим по опорным словам цели нашего урока.

Оцените данную деятельность.

— Посмотрите на план, который представлен в ваших рабочих тетрадях, мы сегодня будем работать по нему.

План анализа эпического произведения.

История создания произведения.

4.Работа с эпиграфом. Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая

-Как вы понимаете это высказывание Солженицына? О ком говорит Солженицын?

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1 .Сообщение обучающего о жизни А. И. Солженицына. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Вопросы по сообщению.

-Какими чертами характера обладал Солженицын? Что помогло ему преодолеть жизненные трудности?

2.Знакомство с историей создания рассказа.

Работа в тетрадях (задание 2).

В каком году был написан рассказ?

-Кто был первым цензором? Что посоветовал заменить и почему?

-Где происходит действие рассказа? Кто главный герой?

-Какую трактовку в понимании рассказа предложил А. И. Солженицын?

3. Обратимся к названию рассказа. Первоначальное название «Не стоит село без праведника».

— Кто такой праведник? Работа в листах с заданиями (задание 9).

-Попробуйте самостоятельно дать определение слову праведник.

-Какие качества характерны для нравственного человека?

Человеческая натура несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Если есть нравственные люди, то есть и безнравственные.

Какие качества характерны для безнравственного человека?

-Давайте обратимся к образной системе и определим, кого в произведении можно назвать нравственным, а кого безнравственным человеком? Почему?

4.Анализ композиции. Работа в листах с заданиями (задание 4)

На какие части можно разделить произведение?

Автор-повествователь . Работа с текстом в листах с заданием задание 5.

— Что узнаем о нем из 1 части?

— Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»?

-Давайте проследим путь Игнатьича.

-Куда отправляется герой?

Почему поселяется в Тальново ?

Предполагаемый вывод . После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал. Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение.

— Составьте кластер, черты характера Игнатьича.

-Оцените свою работу в листах самооценки.

Матрена Портрет Матрены. Перед вами фотография Матрены. Портретные детали. (Слайд16). На что автор обращает внимание? Какова роль этих деталей?

Предполагаемый вывод . Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.

-Что окружает Матрену? Что можете сказать о ее доме?

-Как проходил день Матрены? Запишите в листах с заданиями, как проходил день Матрены, что она делала в течение дня. (Задание 6).

Какова история жизни Матрёны?

История жизни Матрены – это череда потерь, но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

Предполагаемый вывод . Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.

Когда появляется Фаддей?

-Как он связан с Матреной?

-Можно ли Фаддея назвать нравственным человеком?

-Почему Матрена любила Фаддея?

-Что изменяется в жизни Матрены? Есть ли предвестники трагических событий?

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Работа в листах с заданиями (задание 7).

Что сопровождает жизнь Матрены, чем отличается она от остальных?

Добро, вера в бога и в людей.

Хорошее отношение к людям,

умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,

Злоба, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность,

Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

-Каковы причины смерти Матрёны. Как ведут себя люди на поминках?

Читайте также:  Рассказ про зиму детям в детском саду

Никто не сказал доброго слова, родственники как будто исполняют обязанность.

В характеристике Матреныы сплошные НЕ: варить не умела, за добром не гналась, за работу денег не брала, даже поросенка не могла завести. И вдруг за этими НЕ проступил образ Матрены, которую никто так и не понял до конца, даже живший рядом с ней Игнатьич.

-Почему автор назвал рассказ «Матренин двор»?

-Что входит в понятие двор?

Вывод. Только Матрёнин двор милосерден и даёт жить старушке по её внутренним законам человечности. В её доме разлита особая душевная теплота. Это особенно отмечает рассказчик, который попав в орбиту Матрёниного двора, остро осознает, как не хватает такой отзывчивости, простосердечности, чуткости в окружающем мире. Поэтому разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного.

Название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.

— Какое название подходит, по-вашему, больше. Работа в листах с заданиями (задание 8).

-Напишите 4 предложения, используя формулу ПОПС.

2.- Составьте синквейн со словом праведник

Оцените свою работу в листах самооценки.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров).

— Вы хотели бы быть похожими на нее?

6.Рефлексия . Продолжите фразу.

-Сегодня на уроке я…..

Работа с листами самооценки, выставление оценок.

Написать эссе: «Актуальны ли праведники сегодня?»

На «4»- нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Составить 10 тестовых заданий для самопроверки.

На «3»- повторить материалы урока.

Задание 1. Прочитайте миниатюру «Отражение в воде», выделите ключевые слова. О чем размышляет автор?

План анализа эпического произведения.

История создания произведения.

Задание 2. Познакомьтесь с историей создания рассказа «Матренин двор».

Задание 4.Проанализируйте композицию. На какие три части можно разделить произведение?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 5. Образ героя- рассказчика. Прочитайте отрывок из рассказа, составьте кластер.

Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города. Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых. Но внутри этих домиков нельзя

Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию.

Задание 6. Образ Матрены. Как проходил день Матрены?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Прочитайте отрывок из рассказа. Составьте сравнительную характеристику образов, заполните таблицу,

вспахать на себе сохою).

передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

А она не имела. Не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом

беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село.

Задание 8. «Не стоит село без праведника» или «Матренин двор». Какое название, по- вашему, больше подходит к рассказу? Почему?

Задание 9. Составьте синквейн. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Отраженье в воде»

Наша жизнь похожа на поток, такая же быстрая и стремительная. Порой, нам не хватает времени просто поднять голову, чтобы взглянуть на небо. А ведь оно всегда такое разное и красивое! Но не всегда будет так. Когда мы будем уже не так молоды, и поток нашей жизни и мыслей станет тихим и спокойным, словно прозрачная, стеклянная вода в горных озерах, это время у нас появится, и мы все чаще будем запрокидывать голову, смотреть на небо, и думать о том, какое же оно красивое. Так я поняла эту «крохотку» Солженицына А.И. «Отраженье в воде».

Наша человеческая жизнь сравнивается то с яростным потоком воды, то с водной гладью озер. После прочтения очень долго думала над тем, как же красиво завуалирована эта мысль в тексте. Последний абзац очень отчетливо отражает суть данного рассказа, «так и ты, так и я» все мы люди одинаковые, многие из нас из-за бешеного ритма жизни каждый свой день проживают одинаково, словно по расписанию, не замечая вокруг себя ничего. Но потом с тоской и грустью оглядываются в прошлое, думают, как было бы хорошо прожить жизнь заново, и что-нибудь исправить.

Ирина Руденко

Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Лиственница»

Я прочитала удивительно короткое произведение А. Солженицына «Лиственница». Нельзя сказать, что мне оно понравилось, ведь я не привыкла к таким лирическим зарисовкам, мне больше нравятся большие по объему произведения с несколькими сюжетными линиями. В этой «крохотке» автор сравнивает прекрасное хвойное дерево с человеком. Итогом сравнения оказались строчки: «Ведь и люди такие есть». Автор, описывая лиственницу, подчеркивает наличие у нее мягкой сердцевины, но ее древесная ткань – «наинадежная в мире, и топор ее не всякий возьмет, и для сплава неподымна, и покинутая в воде не гниет, а крепится все ближе к вечному камню».

Так и человек с виду хрупкий, ненадежный, но добрый внутри, стойкий, твердый неподкупный. Мне бы хотелось, чтобы и в жизни было побольше таких людей. Произведение заставило меня задуматься о человеческой дружбе, о сущности людей.

Читайте также:  Рассказ про кошку 5 класс биология

Источник

Урок, посвященный анализу цикла рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»

Разделы: Литература

Все зло, которое клеймил в мире,
выжигал он прежде всего в себе (и замечал за собой)

Дмитрий Быков,
поэт, обозреватель о А.И. Солженицыне

Слово учителя. Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из нескольких миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И. Тургеневым («Стихотворения в прозе», 1878-1882), В. Короленко («Огоньки», 1900), С. Сергеевым-Ценским («Тундра», 1903; «Береговое», 1908) и И. Буниным («Идол», «Первая любовь», «Полдень», «Небо над стеной», 1930). Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его настроение.
Сегодня мы попробуем понять внутренний мир лирического героя произведений А. Солженицына, увидим, что тревожит его, над чем он заставляет задуматься нас. Итак, тема нашего разговора «Уроки А. И. Солженицына».

Вопросы на уточнение восприятия произведения.

– Выскажите свои впечатления после прочтения лирических рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
– Какие чувства остались у вас после чтения «Крохоток» и с чем они связаны?
– Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
– Как бы вы определили жанр этого произведения – лирические миниатюры, стихотворения в прозе, рассказы?

Аналитическая работа над произведением

Учитель. Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.

Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

– Какие ключевые проблемы можно выделить в лирических произведениях А.И. Солженицына? (Проблемы взаимоотношения человека и власти, взаимоотношения человека и природы, отношения людей и др.)

– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Солженицын?

Работа по группам

Каждой группе даются произведения для анализа, близкие по тематике, и задания.

1-я группа.

Лирические рассказы «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро», «Колхозный рюкзак».

Все эти произведения можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущен, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлению являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное ржавое ведро, плетеный короб – традиционный рюкзак русской деревенской женщины-труженицы. В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию метафорический смысл. Например, «Старое ведро» заканчивается размышлением о том, что совместные фронтовые чаяния, все, чем жили «на что надеялись, и самая дружба…бескорыстная – прошло… дымом».

2-я группа

Лирические рассказы «Дыхание», «Гроза в горах», «Утенок», «Приступая ко дню»

Эти лирические миниатюры отличаются четко выдержанной трехчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит описание фона, ситуации, в которой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая по влиянием увиденного, придающая запечатленному эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.
В «Дыхании» автор развивает мысль о заключении как лишении воли, которая, по его мнению, дороже и важнее человеку, чем самая лучшая пища, напитки и даже женская ласка. В миниатюре «Гроза в горах» автор формулирует мысль о человеке как большого мира. В миниатюре «Утенок» Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, чувству прекрасного

3-я группа

Лирические рассказы «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина»

Все они являются плодами Солженицына по России весной и летом 1958 года. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер. В миниатюре «Прах поэта» писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями. В миниатюре «Озеро Сегден» автор клеймит людей, захвативших озеро, не пускающих никого в округе.

Задания для групп.

1. Самостоятельно прочитать миниатюры из цикла «Крохотки».
2. Выбрать наиболее яркую, на ваш взгляд, и подготовить ее выразительное чтение.
3. Выделить основную проблему, которую автор поднимает в каждом анализируемом произведении.
4. Определить изобразительно-выразительные средства, помогающие понять идею миниатюр.
5. Записать в тетрадь цитаты-уроки А.И. Солженицына, взятые из лирических рассказов писателя.

Выступления учащихся по группам.

Заключение

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Что вы можете сказать о личности писателя, создавшего «Крохотки»?
– О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»?
– В чем особенности прозы А.И. Солженицына?

Домашнее задание: напишите лирическую миниатюру по проблеме, которая вас особенно волнует сегодня. Перед выполнением задания обязательно перечитайте понравившиеся лирические миниатюры А.И. Солженицына «Крохотки».

Литература

1. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.
2. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.

Источник

Познавательное и интересное