Происхождение лексики современного русского языка
31. Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выделите микротемы. Докажите, что текст относится к научно-популярному стилю речи.
Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл.
Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода.
То же произошло и со словом «антенна».
Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А.С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим.
Ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовёсельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами вёсел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), всё же снабжались и мачтой.
Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами.
(И. Уразов «Почему мы так говорим»)
Ответьте на вопрос: как развитие науки и техники влияет на изменение словарного состава русского языка?
32. I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов каждой пары.
Образец: аллегория — иносказание.
Дефект, инициатива, фурор, габарит, анонс, форум, реставрация, афоризм, комментарий, фрагмент, аргумент, экспрессия, патетичный, фьорд, эфемерный, рандеву, гипотеза, этюд, аспект.
II. Выделите в словах иноязычные словообразовательные элементы. Подберите и запишите слова с теми же элементами.
Образец: картотека — фонотека, библиотека, игротека (-тека от греч. theke — вместилище, ящик).
Аэронавт, биосфера, космодром, неологизм, аквамарин, география, архивариус.
33. В приведённом тексте найдите заимствованные слова. Определите их значение и источник происхождения, пользуясь словарями иностранных слов или этимологическими словарями. Найдите в тексте метафоры.
Белокуров жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадном зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да ещё стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией.
Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.
34. Прочитайте выразительно стихотворение А. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи. »). Выделите в нём старославянизмы и укажите их роль в тексте.
Морфологический разбор слов категории состояния (окончание)
299. Прочитайте отрывок из рассказа «Дом с мезонином». Выпишите выделенные слова. Какой частью речи они являются: наречием, кратким прилагательным или словом категории состояния?
Пришёл Белокуров в поддёвке и в вышитой сорочке. Мы играли в крокет и lawn-tennis, потом, когда потемнело, долго ужинали, и Лида опять говорила о школах и о Балагане, который забрал в свои руки весь уезд. Уходя в этот вечер от Волчаниновых, я уносил впечатление длинного-длинного, праздного дня, с грустным сознанием, что всё кончается на этом свете, как бы ни было длинно. Нас до ворот провожала Женя, и оттого, быть может, что она провела со мной весь день от утра до вечера, я почувствовал, что без неё мне как будто скучно и что вся эта милая семья близка мне; и в первый раз за всё лето мне захотелось писать.
— Скажите, отчего вы живёте так скучно, так не колоритно? — спросил я у Белокурова, идя с ним домой. — Моя жизнь скучна, тяжела, однообразна, потому что я художник, я странный человек, я издёрган с юных дней завистью, недовольством собой, неверием в своё дело, я всегда беден, я бродяга, но вы-то, вы, здоровый, нормальный человек, помещик, барин, — отчего вы живёте так неинтересно, так мало берёте от жизни? Отчего, например, вы до сих нор не влюбились в Лиду или Женю?
1. Выпишите из первого абзаца текста предложение с фразеологизмом. Каким членом предложения он является?
2. Найдите в тексте устаревшие слова. Укажите, историзмы это или архаизмы. К каким из них можно подобрать синонимы?
3. Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Можно ли проверить их написание подбором однокоренных слов?
300. Прочитайте отрывок из романа Ю. Трифонова «Дом на набережной». Выпишите предложения со словами категории состояния. Докажите, что это слова категории состояния. Укажите синтаксическую роль этих слов в предложении.
Вокруг Шулепникова сбивались летучие компании, крутилась какая-то особая жизнь: дачи, автомобили, театр, спортсмены. В те годы возник хоккей с шайбой, или, как его называли тогда, «канадский хоккей», просто «канада». Увлечение было модным и, пожалуй, изысканным.
Как Глебова ни тянуло прикоснуться ко всей этой увлекательной жизни, он держался вдалеке: тут было не только самолюбивое нежелание быть десятой спицей в колеснице, но и природная глебовская осторожность, проявлявшаяся иногда безо всяких поводов, по наитию. Но вот от чего Глебов не мог освободиться, что мучающе сопровождало его все годы, начиная с самых ранних, это глубоко на дне теснящая душу обида.
И ни её побороть, ни возвыситься над нею не выходило. Как неизживаемая болезнь: то тяжело, то ничего не заметно, а то такое лихо, что нет сил терпеть. Ну почему, к примеру, ему и то, и это, и всё легко, бери голыми руками, будто назначено каким-то высшим судом? А Глебову до всего тянуться, всё добывать горбом, жилами, кожей. Когда добудешь, жилы полопаются, кожа окостенеет.
Вопросы для повторения
1. В чём основное различие слов категории состояния и наречий на о?
2. Как выражается грамматически категория слов состояния?
«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова
А.П. Чехов, «Дом с мезонином»: краткое содержание, кратчайшее изложение. Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Анализ рассказа.
«Дом с мезонином» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1896 году. Повествование ведётся от лица безымянного художника-пейзажиста. Несколько лет назад он жил летом в усадьбе знакомого помещика и влюбился в молодую соседку Женю. Однако старшая сестра девушки, серьёзная земская учительница Лида, невзлюбила безыдейного художника и велела сестре расстаться с ним. По настоянию сестры Женя уехала, и они с героем больше не виделись.
Содержание
Кадр из фильма «Дом с мезонином», 1960 г.
Мезонин — это надстройка над средней частью дома, нередко с балконом. В мезонине усадьбы живёт Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.
Есть версия, что прототипом чеховского художника послужил великий пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом Турчаниновы, в усадьбе которых писатель гостил летом 1895 года.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.
Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.
Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.
Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.
Зато Женя сближается с рассказчиком: они много гуляют, катаются на лодке, разговаривают о высоком. Одного девушка не может понять: почему её друг всё время спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.
Лида считает его рассуждения глупыми и вредными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.
На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.
Прошло шесть или семь лет. Лида по-прежнему работает в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла земские выборы и «прокатила» Балагина. Где живёт Мисюсь и что с ней сейчас, неизвестно.
Изредка художник вспоминает Женю и дом с мезонином. Иногда в минуты одиночества он думает, что та девушка тоже о нём помнит и что они однажды встретятся снова: «Мисюсь, где ты?».
Анализ рассказа «Дом с мезонином»
В рассказе «Дом с мезонином» переплетаются две темы — любовная и общественная.
Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.
Одновременно художник не является выразителем взглядов автора. Герой говорит о высоком предназначении человечества, но, как отмечал один из современников, писатель вложил «эти высокие мысли в уста столь жалкого и духовно скудного субъекта, что они теряют не только всякое серьёзное значение, но даже как будто профанируются».
Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.
Как часто бывает у Чехова, в рассказе нет явной морали, чёткого и прямолинейного вывода. Зато в нём есть место и легкому юмору, и печальным размышлениям, и пейзажным зарисовкам, и «ненужным» деталям (как сказал критик И. И. Ясинский, «дом с мезонином не играет никакой роли в «Доме с мезонином». Он мог быть и без мезонина»).
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.
С годами он всё реже вспоминает дом с мезонином, но мысли об упущенном счастье всё-таки не дают ему покоя. Произведение завершается риторическим вопросом: «Мисюсь, где ты?». Как и персонажи рассказов «О любви» и «Ионыч», художник мог бы прожить совсем другую жизнь, если бы судьба повернулась иначе. Но дороги назад нет, и теперь ему остаётся только вспоминать любимую и надеяться, что не всё ещё потеряно.