Прочитайте отрывок из рассказа степь определите тип речи отрывка на какие признаки

Сказки

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

333. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Установите тип орфограмм.

1. (Не)далеко от холма маленькая реч. ка р. сползалась в луж. цу; г. рячие лучи и раскале. ая почва, жадно вып. вая её, отнимали у неё силу; но (не)множко далее она, вероятно, сл. валась с другой такою(же) реч. нкой, потому (что) шагах в ста от холма по её т. чению з. ленела густая, пышная осока, из которой, когда под. езжала брич. ка, с криком вылетело три б. каса. (Ч) 2. Песня, тихая, т. гуч. я и заунывная, похожая на плач. и едва уловимая слухом, слыш. лась то (с)прав. то (с)лев. то (с)верх. то из(под) (3, з)емли, точно над степью н. сился (не)видимый дух и пел. (Ч) 3. Я летал над Берингов. м, над Баренцев. м морями. (Кав.) 4. Лето мы провели в (С, с)еребр. ом (Б, б)ору, в стари. ом, заброше. ом доме с маленькими лестницами(переходами), с резными деревя. ыми потолками. (Кав.) 5. С. бака моя, (н. )мало (н. )медля, с сверх. естестве. ыми усилиями залезла под д. ван и, (по)видимому, нашла там много пыли, потому(что) расчихалась страшно. (Г.) 6. Среди других играющих детей она [девочка] напоминает лягушонка. Заправле. а в трусы худая рубаш. нка, колеч. ки рыжеватые кудрей р. ссыпа. ы, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и (не)красивы. (Заб.) 7. Меннерс, дли. ый молодой парень, с весну. атым скучным лицом и тем особе. ым выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, перет. рал за стойкой посуду. (Грин) 8. Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы берётесь (в)серьёз. Способности, как и муск. лы, р. стут при тр. нировке. Большие открытия (не)всякому (по)плечу, но кто (н. )решается пробовать, (на)верняка (н. )чего (н. )откроет. (Обр.) 9. Седые кудри складками выпадали (из)под его [Эгля] соломе. ой шляпы; серая блуза, запра- вле. ая в синие брюки, и высокие с. поги пр. давали ему вид охотника; белый воротнич. к, галстук, пояс, униза. ый серебром блях, трость и сумка с нов. ньким ник. левым замочком — выказывали горожанина. (Грин) 10. Взяв стар. нькую, но на её [Ассоль] голове всегда ю. ую ш. лк. вую косынку, она пр. хватила её рукою под подбородком. (Грин)

Читайте также:  Сказки про охоту слушать

334. Прочитайте отрывок из рассказа «Степь». Определите его тип речи. На какие признаки вы при этом опирались? Какие изобразительновыразительные средства языка встречаются в тексте? Назовите их, приведите примеры.

Сколько микротем можно выделить в тексте? Сформулируйте их и запишите.

I. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уж её нежная лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.

II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей- то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

III. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках. Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

IV. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Читайте также:  Пересказ сказки снежная королева маленькая разбойница пересказ

V. Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки- степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!

1. Выпишите выделенные слова, расставьте ударения.
2. Выполните морфологический разбор 2—3 имён существительных (по выбору).
3. Найдите в тексте краткие прилагательные. Каким членом предложения они являются?
4. Найдите в тексте относительные местоимения. Какую роль они выполняют в предложении и какими членами предложения будут являться?
5. Составьте таблицу «Разряды причастий», заполнив её примерами из текста. Выделите суффиксы, укажите время причастий и их форму (полную или краткую), объясните правописание суффиксов причастий.
6. К какой части речи относятся слова чаще и чаще в абзаце IV? Сделайте их морфемный разбор.
7. Какому правилу подчиняется написание ь в глаголах?
8. Объясните написание не—ни в словах текста.
9. Определите вид синтаксической связи словосочетаний рассказы встречных, сказки няньки-степнячки, в трескотне насекомых.
10. Объясните постановку тире в выделенном предложении. Спишите его и выполните синтаксический разбор.
11. Запишите предложение, в котором роль сказуемого выполняют прилагательные сравнительной степени, подчеркните в нём грамматические основы.

Читайте также:  Рассказ про начальника транспортного цеха

335. Прочитайте текст и озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Укажите средства выразительности текста.

За мрачной равниной, миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину — зелёную, ровную котловину, окружённую синими, поразительно яркого цвета горами. Горы имели мягкие очертания, их подножия, покрытые свежей травой, казались аквамариновыми. Цепь густо-синих гор на аквамариновых фундаментах, высившаяся за зелёным простором под хмурым бессолнечным небом, выглядела совершенно сказочной. Впереди над горами виднелся узкий голубовато-стальной просвет — там пролегала долина Дзабхана. При спуске в долину дорога пошла по необычайно чёрным горам. В отличие от обычных гобийских гор, чёрных от пустынного загара, эти низкие, сильно разрушенные горы состояли из насквозь чёрных пород. Такая внутренняя, а не внешняя чернота сразу чувствуется на взгляд, и мне пришла на память монгольская поговорка: «Змеиная пестрота — снаружи, человечья пестрота — внутри».

На вершине перевала, на маленьких ступенчатых площадках, стояло множество очень острых и высоких пирамидок с узкими основаниями. Это были редкой формы выступы, столь же чёрные, как все зубцы, стены, откосы вокруг. Впереди и внизу в чёрных воротах уже виднелся сверкающий Дзабхан. По крутому выпуклому косогору мы стали съезжать в долину. Я заметил, что дорога проведена неладно — нужно было бы немного потрудиться и вскопать косогор.

1. Сформулируйте 7—8 вопросов на правила орфографии:

а) правописание гласных в корне;
б) правописание согласных в корне.

2. Подготовьте по 3—4 вопроса на каждую часть речи.
3. Задайте подготовленные вами вопросы своим одноклассникам.

Источник

Познавательное и интересное