Набег (рассказ волонтера)
В десять часов вечера должны были выступить войска. В половине девятого я сел на лошадь и поехал к генералу; но, предполагая, что он и адъютант его заняты, я остановился на улице, привязал лошадь к забору и сел на завалинку, с тем чтобы, как только выедет генерал, догнать его.
Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца, который, образовывая около себя бледный светящийся полукруг на темной синеве звездного неба, начинал опускаться; в окнах домов и щелях ставень землянок засветились огни. Стройные раины садов, видневшиеся на горизонте из-за выбеленных, освещаемых луною землянок с камышовыми крышами, казались еще выше и чернее.
Я не скажу, о чем я задумался: во-первых, потому, что мне совестно было бы признаться в мрачных мыслях, которые неотвязчивой чередой набегали мне в душу, тогда как кругом себя я замечал только веселость и радость, а во-вторых, потому, что это нейдет к моему рассказу. Я задумался так, что даже не заметил, как колокол пробил одиннадцать и генерал со свитою проехал мимо меня.
Торопливо сев на лошадь, я пустился догонять отряд.
Арьергард еще был в воротах крепости. Насилу пробрался я по мосту между столпившимися орудиями, ящиками, ротными повозками и шумно распоряжающимися офицерами. Выехав за ворота, я рысью объехал чуть не на версту растянувшиеся, молчаливо двигающиеся в темноте войска и догнал генерала. Проезжая мимо вытянувшейся в одно орудие артиллерии и ехавших верхом между орудиями офицеров, меня, как оскорбительный диссонанс среди тихой и торжественной гармонии, поразил немецкий голос, кричавший: «Агхтингхист, падай пааааль-ник*!» — и голос солдатика, торопливо кричавший: «Шевченко! поручик огня спрашивают».
Перед собой я видел сплошную колеблющуюся черную стену, за которой следовало несколько движущихся пятен: это были авангард конницы и генерал со свитой. Сзади нас подвигалась такая же мрачная масса; но она была ниже первой: это была пехота.
Во всем отряде царствовала такая тишина, что ясно слышались все сливающиеся, исполненные таинственной прелести звуки ночи: далекий заунывный вой чакалок, похожий то на отчаянный плач, то на хохот, звонкие однообразные песни сверчка, лягушки, перепела, какой-то приближающийся гул, причины которого я никак не мог объяснить себе, и все те ночные, чуть слышные движения природы, которые невозможно ни понять, ни определить, сливались в один полный прекрасный звук, который мы называем тишиною ночи. Тишина эта нарушалась или, скорее, сливалась с глухим топотом копыт и шелестом высокой травы, которые производил медленно двигающийся отряд.
Только изредка слышались в рядах звон тяжелого орудия, звук столкнувшихся штыков, сдержанный говор и фырканье лошади.
Природа дышала примирительной красотой и силой.
Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра.
142. Знаете ли вы, кто такой горностай? Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос какой?
143. Прочитайте словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Из слов каких частей речи составлены словосочетания?
144. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите составленные словосочетания.
145. Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные.
146. Прочитайте текст. Чего, по-вашему, не хватает в описании?
147. Прочитайте рассказ знаменитого русского педагога В. Сухомлинского «Я хочу сказать свое слово».
148. Прочитайте слова. Чем они похожи и чем различаются? Составьте предложения с выделенными словами.
149. Прочитайте отрывок из сказки известного писателя С. Козлова.
150. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова. Как бы вы его озаглавили?
151. Прочитайте стихотворную загадку И. Гамазковой. Обратите внимание на рифму: она может подсказать неверные по смылсу слова.
152. Игра «Угадай-ка». Объясните значение любого из данных слов, не называя самого слова.
153. Прочитайте стихотворные строки.
154. Расскажите, что изображено на рисунке. Какой текст у вас получился: текст-сообщение или текст –описание?
155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом?
156. Рассмотрите рисунки. Составьте предложения со словами кот и стол, опираясь на рисунки.
157. Прочитайте текст, составленный мальчиком-иностранцем, который недавно начал изучать русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Помогите мальчику – исправьте ошибки. Запишите текст грамотно.
158. Прочитайте слова. Соедините их по смыслу с помощью предлогов и запишите. Помните, как пишутся предлоги с другими словами.
159. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.
160. Допишите предложения. Используйте предлоги.