Какой предстает красота природы в описании Тургенева? «Лес и степь» из цикла «Записки охотника»
«Лес и степь» является своеобразным эпилогом к «Запискам охотника», а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.
Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». Сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сырая земля упруга под ногами». В этом небольшом отрывке из произведения «Лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения (упругая земля). И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.
Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. К примеру, небо у Тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет». Прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».
Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. Летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.
Тургенев постоянно олицетворяет природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.
А как разнообразны и «вкусны» звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.
Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года. Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение «Лес и степь», а также весь сборник. Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла. Коротко его можно выразить словами самого автора: «Свежо, весело, любо!»
Степной пейзаж кажется у Тургенева реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. В этом отрывке я ощущаю себя спутником охотника, Тургенев пишет: едете вы, глянешь с горы. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут
Тургеневская степь полна движения
Каждое произведение Ивана Тургенева оказывается психологичным, глубоким, верным, близким для каждого человека. Но рассказ «Лес и степь» — особый шедевр, где писатель фактически объяснился в любви родному краю, родной земле. Это настоящий гимн русской природе.
Краткое содержание рассказа лес и степь тургенева. «Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева
Жанр произведения
Все рассказы цикла «Записки охотника» имеют четкую сюжетную линию и персонажей, которые взаимодействуют между собой. Рассказ «Лес и степь» является исключением. Произведение стало эпилогом к сборнику «Записки охотника». Оно построено в виде зарисовок, описывающих величие природы средней полосы, и представляет собой монолог главного героя — Петра Петровича Каратаева, бывалого охотника и ценителя русской природы. Именно поэтому многие критики считают произведение не рассказом, а очерком.
Краткое содержание
Это произведение раскрывает Тургенева как мастера пейзажа, рисующего красоту русской природы, которая необыкновенна во всех состояниях и в любое время года. Его картины природы живописны и совершенны.
Автор раскрывает ее красоту как художник. Каждый небольшой фрагмент позволяет рассмотреть цвет, движения и свет, почувствовать запахи и услышать звуки.
Очерк состоит из необыкновенно красивых описаний лесных и степных пейзажей в утреннее время, днем и при закате солнца. Автора восхищают все времена года. Такой литературный прием позволяет показать очарование окружающего мира и создать настрой для восприятия рассказа Тургенева «Лес и степь».
Краткое содержание рисует очарование русской природы, которое, по мнению классика, способны рассмотреть только охотники, обладающие зорким взглядом. Произведение начинается с описания сборов и выезда на охоту, когда в доме все спят. Писатель подробно описывает ранее весеннее утро, покрытую ковром телегу и сложенные в нее ящик и самовар.
Дует легкий предрассветный ветер. На небе еще светятся и мерцают звезды. Вдалеке багровеет рассвет, медленно поднимается солнце. В такое время дышится легко. Ранним утром можно увидеть, как просыпается природа. Небо становится светлее и выше. С песнями взмывают ввысь жаворонки, и человек чувствует себя свободнее в предвкушении наступающего дня.
Вечером, когда садится солнце, воздух становится прозрачным. На небе полыхает пожар зари, а на землю опускается легкий туман. На небосклоне появляется первая звезда, и вскоре опускается ночная мгла. В такое время приятно вернуться домой и расположиться за накрытым столом.
Пейзаж Тургенева ярок, эмоционален, красочен. Размышления охотника во время прогулок по лесу дополнены красочными описаниями:
Особое восхищение вызывает у писателя степь, где природа оказывается другой. Она прекрасна зимой, укрытая толщей снега, и весной, когда под первыми лучами солнца появляются проталины. Чтобы добраться до нее, нужно проделать долгий путь. Дорога лежит мимо полей, холмов и оврагов, деревенских домишек и постоялых дворов.
Степь для Тургенева является олицетворением другого мира.
Лес и степь тургенев проблема. «Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева
Тургенев известен как автор многочисленных пейзажных описаний. Русская природа на страницах его книг оживает перед мысленным взором читателя. Тургенев пишет: «…в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна». Истоки любви писателя к природе ведут свое происхождение из места, где родился писатель. Его родовое гнездо в Орловской области – Спасское-Лутовиново. Пейзажные описания в «Записках охотника» покоряют многие поколения читателей.
Произведение начинается с пейзажного лирического стихотворения. Музыкальность лирики позволяет нам погрузиться в звуковое сенсорное пространство природы. Известна музыкальность прозы И.С. Тургенева. Недаром в его романах звучат классические произведения. Не одной инструментальной музыкой наполнены его произведения; музыкальность присуща и его малой прозе, и заключается в самой природе. Читатель погружается в звуковое сенсорное пространство, ведь оно значит ничуть не меньше, чем зрительное описание пейзажа, и мастер слова это понимает.
Как много звуков природы, и крайне мало здесь человека, разве что храп сторожа или разговор. Мы слышим шелест деревьев от ветра, звуки грозы, дождя, пение и чириканье птиц, фырканье лошадей… Как великолепна природа в рассказе Тургенева, и сколь малой частицей здесь представлен человек! Все меньше и меньше таких великолепных пейзажей осталось в наше время. И рассказ Тургенева погружает нас в забытую, но откуда-то знакомую с детства картину.
Больше всего автору нравится лесная тишина и отдельные, возникающие на ее фоне звуки: «Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны»; «Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…». Эти звуки отражаются, возникает эхо: «Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит». Так писатель передает величие и простор русского национального пейзажа.
Русской природе, как и любой другой, свойственны определенные зрительные образы. Это растения, которые перечисляет автор: липа, ландыши, ракиты над водой, дуб, крапива, рожь, и весь этот пейзаж освещается солнечными лучами. Такой пейзаж присущ только русской природе и является важной составляющей национальной картины мира.
Основой зрительного пространства рассказа выступают цветовая палитра и свет. Писатель мастерски использует различные оттенки, освещение, затененность, вечернее и ночное освещение. Советский писатель И.А. Новиков называл эту организацию зрительного пространства «тургеневской светотенью».
Потрясающая гармонию света и тени передана И.С. Тургеневым: «деревья слабо шумят, облитые тенью»; «свет так и хлынет потоком»; «небо темнеет по краям; воздух вблизи как-то особенно прозрачен отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою».
Цветовая палитра также очень богата оттенками, благодаря чему возможна чрезвычайная широта и универсальность цветовых ассоциаций. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, традиционно вызываются предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Такие ассоциации могут быть архетипическими, врожденными. Например, светлые цвета априори воспринимаются человеком как легкие, а темные — как тяжелые.
Преобладающими цветами в рассказе И.С. Тургенева являются красный, белый, синий, желтый и зеленый, а также их многочисленные оттенки: алый, багровый, красноватый, огнистый; водянисто-зеленый; свинцовый, бледно-голубой, васильковый, бурый, серебристый; золотисто-желтый, золотой, золотистый. Палитра рассказа приближена к цветовым традициям русской иконописи. Желтый, или золотой цвет в русской иконографии – это символ Божественного присутствия, небесного света. Белый цвет символизирует невинную чистоту, святость, сияние Божественной славы. Красный цвет может символизировать мученичество и человеческую природу Христа. Синий и голубой цвета символизируют вечность, тайну, мудрость, глубину. Зеленый – цвет гармонии и вечной жизни. Преобладают светлые тона, в рассказе практически отсутствуют мрачные, «тяжелые» цвета.
Таким образом, особенность тургеневской палитры заключается в воздушности, «акварельности», легкости красок. Писатель — мастер полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий.
Пейзажи Тургенева живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря осязательной и обонятельной «насыщенности» картин природы. Художник слова мастерски передает ощущаемый персонажем летний утренний зной и ночную свежесть, весенний ветер и зимний морозный воздух. Все осязательные, тактильные и эмоциональные ощущения мы условно разделили на 4 группы: температурные, эмоциональные, характеризующие психическое и физическое состояние.
:
«вам холодно немножко», «чувствуется близость жары», «уже жарко стало», «колючим зноем пышет неподвижный воздух», «зной густеет», «как воздух свеж и жидок»; «мягкий пар, теплый на вид», «морозным, острым воздухом».
Эмоциональные ощущения
:
«сердце в вас встрепенется, как птица»; «свежо, весело, любо!»; «какое наслаждение выехать весной до зари».
Физическое состояние
и физические ощущения
:
«Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны. »; «Спокойно дышит грудь».
Психическое состояние
:
«вам дремлется», «лень пошевельнуться», «на душу находит странная тревога».
Наиболее обширно представлена группа температурных ощущений. Тургенев описывает мельчайшие погодные изменения, будь то зной, пар или воздух.
В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь»
. Критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его литературной форме. Одни считают «Лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.
В произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника Петра Петровича Каратаева. Он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными взглядами, горячо любящий родную природу. В значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.
«Лес и степь» является своеобразным эпилогом к «Запискам охотника», а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.
Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». Сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сырая земля упруга под ногами». В этом небольшом отрывке из произведения «Лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения (упругая земля). И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.
Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. К примеру, небо у Тургенева «бледно-голубое»
,
«смутно-ясное»
, затем оно
«бледнеет»
. Прилагательные выступают не только эпитетами, но и
метафорами
:
«огнистое море заката»
,
«свинцовая полоса на небосклоне»
,
«золотые полосы»
.
Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. Летом «весело пробираться по узкой дорожке»
, сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.
Тургенев постоянно олицетворяет
природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.
А как разнообразны и «вкусны»
звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.
Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года. Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение «Лес и степь», а также весь сборник. Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла. Коротко его можно выразить словами самого автора: «Свежо, весело, любо!»
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний (проверка дом. задания) (2 мин)
Почему человек должен быть в гармонии с природой? К чему может привести нарушение связи человека с природой?
Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? (Ф.И. Тютчев)
3. Постановка цели урока, выдвижение гипотезы. (3 мин)
Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд 1
Сколько ни пишите еще повестей и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы».
О каком произведении будет идти речь на уроке? Слайд 2
Как вы поняли высказывание Гончарова?
Слайд 3. Задача урока
С какой точки зрения мы всегда анализируем литературное произведение? (понять основную мысль автора)
Сделайте предположение, т.е. сформулируйте гипотезу, какова основная мысль Тургенева в рассказе «Лес и степь»?
С помощью каких средств писатель приводит читателя к этой мысли?
4. Словарная работа. (2 мин)
В рассказе есть упоминание слов, которые могут быть не понятны.
5. Анализ собранных материалов. Групповая работа. (14 мин)
Как условно можно озаглавить части рассказа «Лес и степь»? Слайд 16
В рассказе, на первый взгляд, нет сюжета. Он кажется чисто описательным. Но если проследить расположение частей, то какой вывод можно сделать?
(Сюжет рассказа строится на смене времён года. Это естественный ход жизни природы.)
Ученики дома отбирали и выписывали из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» слова и словосочетания по группам. Все ученики выписывали слова и выражения, обозначающие цвет. Затем ученики по группам составляли перечень слов, обозначающих звуки, осязательные ощущения, запахи и чувства человека, которые упоминаются в рассказе Тургенева «Лес и степь». Распечатки собранных материалов лежат на партах.
Проанализируйте собранный материал. В чём особенность использования цвета у Тургенева в этом рассказе? (См. приложение 2
Чему писатель уделяет особое внимание? (небо, воздух)
Приведите примеры выражений, подчёркивающих эффект блеска, сверкания?
Какие основные цвета использует Тургенев? Слайд 17
(Тургенев использует основные цвета спектра)
Какая часть речи используется чаще для обозначения цвета? (глагол)
Значит, колорит передаётся в динамике.
Когда цвета становятся ярче? (при восходе и закате солнца)
Какой общий вывод можно сделать об использовании цвета в рассказе? Слайд 18
(Колорит разнообразный, для изображения цвета Тургенев часто использует глаголы, значит, цвета показаны в динамике)
Какие языковые средства выразительности использует Тургенев при создании колорита?
6. Сопоставление картин И. Левитана (3 мин)
Сопоставьте картины на одну тему одного художника – И.И.Левитана, которые хранятся в Государственном Русском музее.
Исаак Ильич Левитан. Долина реки. Осень. Слайд 19, 20
Поздняя осень. Слайд 21
Осенний пейзаж с церковью Слайд 22
Какая картина кажется более жизнерадостной? Почему?
С какой частью рассказа Тургенева соотносится каждая картина?
С какой частью рассказа соотносится рисунок, выполненный Варварой Бочковой? Слайд 23, 24
7. Звуки, осязательные ощущения, запахи в рассказе «Лес и степь». (3 мин)
Какие выводы можно сделать, анализируя выписанные слова? Слайд 25
Звуки разнообразные, но при этом рассказчик наслаждается и тишиной. В одном предложении можно прочитать: «Всё проснулось, и всё молчит»)
8. Прослушивание пения (5 мин)
Какие выводы можно сделать, анализируя выражения, определяющие запахи, осязательные ощущения в рассказе?
(Преобладают запах трав, сена, цветов. Человек чувствует прикосновение ветра, веток куста, мха, ржи, цветов, ощущение упругости земли, холода и жары)
Почему Тургенев описывает не только цвета в пейзаже, но и звуки, осязательные ощущения?
(Это делает изображение объёмным)
9. Чувства человека (3 мин)
Какое чувство преобладает? (радость)
Какое синтаксическое средство использует Тургенев при описании чувств человека? (риторические вопросы и риторические восклицания)
Какие предложения делают ближе рассказчика и читателя? (риторические вопросы)
Какие ещё синтаксические и лексические средства выразительности использует Тургенев? (метафоры, олицетворения, сравнения, лексический повтор)
Обратите внимание на развёрнутую метафору в части «Поздняя осень». (жизнь как свиток)
Прочитайте её в контексте. Какое значение она приобретает?
10. Подведение итогов. (5 мин)
Какова тема урока?
Слайд 29
Какую задачу урока мы ставили? (понять основную мысль автора, а также с помощью каких средств он создаёт произведение и доносит свою мысль до читателя) Слайд 30
Какова основная мысль рассказа Тургенева? (показать, что только наедине с природой человек может достигнуть внутренней гармонии, наедине с природой он может получить наслаждение для души и возможность поразмышлять о жизни)
Какую гипотезу выдвигали? Слайд 31
Сопоставьте свои размышления о природе, которые вы писали дома, с нашим выводом.
Какие языковые средства выразительности использует Тургенев? Слайд 32
Как проявляется мастерство Тургенева-пейзажиста в рассказе «Лес и степь»?
В чём особенность использования цвета в этом рассказе?
Почему Тургенев не ограничивается только описание цвета? (объёмность изображения)
Почему Тургенев расположил это произведение в цикле «Записки охотника» последним?
11. Рефлексия. Слайд 33 (3 мин)
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы удивились при анализе?
Какое выражение Тургенева вам особенно запомнилось?
12. Домашнее задание. Слайд 34 (1 мин)
Иван Сергеевич Тургенев
(Из поэмы, преданной сожжению)
Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.
Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fur sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы все-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет да солнце; еще свежо, во уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.
Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря.
А вон, в овраге, колодезь.
Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.
И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
Времена года в рассказе
Краткое содержание «Леса и степи» воспроизводит состояние природы в разные времена года. Необычайно яркое и чувственное описание позволяет увидеть сверкание снега под лучами солнца, появление первых проталинок, осенний листопад и яркий багровый рассвет.
С особым трепетом и волнением Тургенев описывает летнее утро, красоту которого может оценить только человек, оказавшийся в лесу с первыми лучами солнца. Писатель дает возможность вдохнуть прохладный лесной воздух, полный горьковатых ароматов полыни, сладости меда и гречихи. Солнце начинает припекать и все сильнее прогревает воздух. День приносит колючий зной, от которого хочется укрыться в тени около ручья с прозрачной холодной водой.
Внезапно на небе появляется свинцовая туча, слышны раскаты грома, сверкает молния. Начинается ливень, от которого охотник укрывается в сарае. После проливного дождя воздух напоен ароматами свежей зелени, грибов и лесных ягод.
Новые ощущения в прогулках по лесу находят свое отражение в наблюдениях и ярких красках. Особый трепет вызывает описание леса осенью во время охоты на вальдшнепа. Это время года не вызывает у писателя грусти. Он живо описывает мягкий воздух, безветренную погоду, воды небольшой реки, рощу с облетевшей листвой. Осенняя прогулка по лесу навевает воспоминания. В памяти всплывают давно позабытые картины и лица дорогих людей. Писатель мастерски описывает звуки и запахи:
Это позволяет читателю представить картинку природы и прочувствовать ее неповторимую красоту. После ознакомления с кратким содержанием рассказ нужно читать полностью, чтобы сделать пересказ живым и красочным.
Другие пересказы для читательского дневника
В рассказе «Лес и степь» Тургенев очень выразительно показывает красоту русской природы в любое время года. Начинается произведение с описания сборов и выезда на охоту ранним весенним утром. Телега покрыта ковром, а в ногах стоит ящик с самоваром. Все еще спят, громко раздается храп сторожа.
Телега трогается, кучер посвистывает. Дорога пролегает вдоль реки, тянется среди холмов. Через четыре версты небо начинает светлеть, просыпаются птицы. В избах зажигают лучины, слышны сонные голоса. Медленно восходит багровое солнце. Кони идут крупной рысью. Навстречу движется стадо из деревни. С горы открывается великолепный вид: вьется река среди зеленых лугов, вдали поднимаются пологие холмы, над болотом с криком вьются чибисы. Дышится вольно.
Затем следует чудесное описание летнего утра, когда охотник бродит по кустам в поисках дичи. На росистой траве остаются его следы, воздух наполнен запахами трав. Подъезжает косарь на телеге и ставит лошадь в тень. Солнце поднимается высоко и все сильнее начинает припекать. Косарь подсказывает охотнику, что в овраге есть источник. Так приятно напиться прохладной воды и полежать в тени! Но тут надвигается туча, сверкает молния. От грозы можно укрыться в сарае. Ливень быстро заканчивается, пахнет земляникой и грибами.
Вечером половина неба охвачена пожаром зари. Вспыхивают звезды, быстро темнеет, «собаки едва белеют во мраке». Всходит луна. Пора на ночлег. Сквозь окошко виден в избе стол, накрытый к ужину.
Если заложить беговые дрожки и поехать в лес на рябчиков, то легко попасть в тень и тишину. Мошки вьются столбом, звучит «золотой голосок малиновки». Вдруг выскакивает беляк, за ним с лаем бросается собака.
Прекрасен лес и поздней осенью, когда идет охота на вальдшнепов. Кое-где висят последние золотые листья, а в сердце закрадывается неясная тревога. Неожиданно нахлынут воспоминания, и «вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток».
Охотники не любят летние туманные дни, но Тургенев считает, что они по-своему хороши. Ничто не шевелится в беловатой мгле. Когда туман отступает, день становится ярче.
В степи картина совсем другая. Туда нужно ехать мимо постоялых дворов, через необозримые поля, от села к селу. Встречаются по дороге бабы с длинными граблями, помещичья карета, усталый прохожий с котомкой за плечами. Мелькают кривые домики уездного городка, холмы, овраги. А затем открывается безграничный степной простор.
Хорошо также ходить зимой по высоким сугробам за зайцами, а в марте любоваться первыми проталинками. Расставаться легче всего весной.
Когда знакомишься с рассказом Тургенева Лес и Степь, где автор в основном описывает красоту природы, понимаешь, что данная глава скорее всего небольшой очерк, который дает возможность читателям увидеть красоту природы в разное время года.
Тургенев Лес и степь
Рассказ Лес и степь начинается тем, что автор говорит нам, насколько хорошо быть охотником, ведь они одни из тех, кто может увидеть природу со всех ее ракурсов. Так выехав на охоту до зари весной, можно увидеть, как мигают все еще звезды в небе, можно даже услышать ночной шепот, ощутить ветерок. Все еще спят, а вы уже в телеге, где стоит самовар. Вы едете вдоль реки, по дороге и видите, как небо начинает светлеть, как все начинает просыпаться. Вот солнце встает, стадо идет, а посмотришь с горы и видишь красивейший вид. Как же вольно дышится в полную грудь.
А летний день июля, который также прекрасен. Как хорошо побродить ни свет ни заря по кустам. Столько вокруг благоуханья, ароматов. Слышна полынь и ее горечь, аромат гречихи, кашки. Кустарникам нет конца, а вдали стоит лес. Хоть у рано еще, но уже ощущается подступающая жара. Вот вы услышали, как подъезжает телега с мужиком, который приехал косить, а солнце то выше и выше. Становится жарко и хочется холодной воды. И тут приходит на помощь источник, который на дне оврага. попив воды, никуда не хочется уходить. Хочется быть в тени и дышать сыростью. Но вот неожиданно поднялся ветер и вы слышите раскаты грома. Охотиться еще можно, но туча разрастается и вот пошел дождь. Вы спрячетесь в сарае и будете наблюдать за ливнем, за молниями. Но, все прошло, и выйдя из сарая, невозможно налюбоваться окружающей действительностью. Все сверкает и блестит на солнце, а воздух какой он прекрасный после дождя.
Опустился вечер. И он тоже прекрасен. Интересно наблюдать, как опускаются тени, а когда садится солнце, зажигаются звезды, тени исчезают, воздух наливается мглою. Значит пора домой, где ждет ужин на столе и теплая кровать.
А можно отправиться в лес, где вы будете охотиться на рябчиков. Но при этом не забудьте рассмотреть красоту леса, его тишину и тени. Вот птицы запели, а там стоит дуб среди лип. Вы едите по тропинке, а вокруг вас мухи, мошки, где-то виднеется гриб, вы слышите ароматы ландышей.
А как же прекрасен лес осенью с его осенними запахами и красками.
Хороши и туманные дни, которые чаще всего бывают летом, правда, такие дни охотники не очень приветствуют, ведь охотиться не получится, но как все вокруг красиво, все завораживает.
А вот вы решили поехать в степь, через поля, от одной деревни к другой. Сороки летают, женщины идут в поля, а вокруг разворачиваются разнообразные картины природы. Да и в зимний день прекрасно подышать морозным воздухом и поохотиться на зайцев. Снег слепит своим сверканьем и не можешь налюбоваться сводами неба.
А как прекрасны первые дни весны, когда еще лежит снег, но местами появляются проталины, начинают петь жаворонки.
Лес и степь Тургенев главные герои
Определиться в произведении Лес и степь Тургенева с главными героями тяжело, ведь их, по сути, здесь нет. Ну разве сам рассказчик, который делится своими эмоциями, своей любовью к природе, да и героями в рассказе являются непосредственно лес и степь, которые предстают перед нами в разные времена года, в разное время суток.
Иван Сергеевич Тургенев, один из тех авторов, которые несмотря на свою принадлежность к дворянскому роду, хорошо знали жизнь простого народа и не боялись писать об этом. Произведения Ивана Сергеевича всегда имели сюжетную линию, рассчитанную на диалоги. Автор считал, что именно так его работы будут лучше поняты. Произведение «Лес и степь» своеобразное исключение, где писатель, в виде многочисленных зарисовок, описывает красоты средней полосы России и отражает всё величие природы. Рассказ «Лес и степь» подчеркивает талант писателя, завоевавшего сердца любителей литературы.
Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра. В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце. Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни. События дополняются красивым описанием: Река, которая протекает среди зеленых лугов; Пологие холмы, виднеющиеся вдали; Чибисы, вьющиеся над болотом. Каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится. Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов. Следующее описание раскрывает прелести вечерней природы, когда половина неба охвачена зарей, звездами. Всходит луна после того, как темнеет… Наступает время ужина, ночлега. Сквозь небольшое окошко русской избы удается разглядеть стол, на котором уже расставлены блюда к ужину. Эта часть описания, посвященного прекрасной природе и жизни обычных людей, вызывает трепетные эмоции у каждого читателя. Столь же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака. Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами. Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце. Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни. Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни. Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира. В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться… Главная мысльВ рассказе не происходит никакого действия, но он заставляет пережить особое эмоциональное состояние. Русская природа достойна поклонения, ведь она является частичкой жизни человека и пробуждает в нем лучшие чувства. Произведение еще раз подчеркивает многогранный талант писателя. Благодаря правильно подобранным метафорам и сравнениям, использованным для описания природы, композиция становится цельной и яркой. |