Прочитайте рассказ и тургенева воробей составьте и запишите план текста

Сказки

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

суббота, 15 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Воробей» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 153-154.

Итоговая самостоятельная работа

1. Перечитайте рассказ и проследите, как мастерство писателя помогает вам оживить увиденное, ярко представить все события и пережить их вместе с героями рассказа.

Автор использовал в рассказе средства художественной выразительности, которые помогли оживить описанные события.

2. Назовите всех действующих лиц. От чьего имени ведётся рассказ?

В рассказе четыре действующих лица.

Это автор, от лица которого ведётся рассказ.

Собака Трезор, молодой воробей, старый воробей.

3. Как изменилось поведение собаки? Почему? Какой глагол здесь оказался наиболее выразительным?

Трезор крался к молодому воробью, как к дичи. Но когда перед ним упал старый воробей и стал защищать дитя, Трезор остановился. Он был смущён этим порывом, и не посмел напасть.

Наиболее выразительный глагол: попятился. Собака отступила перед крошечным воробьём, отдавая должное его отваге.

4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы описать внешний вид и поведение молодого воробья?

Воробей очень молод. Поэтому у него желтизна около клюва и пух на голове.

У него едва прораставшие крылышки. Он совсем беспомощный.

5. Опишите черногрудого воробья. Какие глаголы передают его состояние? Сравните: упал и камнем упал. Что достигается этим сравнением?

Это старый воробей, решительный и бесстрашный. Он взъерошенный и отчаянный. Его писк жалок, голосок охрип, тело трепещет от ужаса, но он прыгает на собачью пасть.

Передают его состояние глаголы: трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

Глагол упал говорит лишь о факте падения.

Сочетание камнем упал показывает скорость падения. Воробей упал очень быстро, как неживой камень.

6. Какая сила заставила воробья встать на защиту своего дитя?

7. Есть ли в рассказе строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям?

Такие строки есть. Это предложение: «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей. «

8. Какая фраза отражает главную мысль произведения? Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения.

Главная мысль рассказа: любовью держится и движется жизнь.

Я согласна с мнением писателя.

Любовь толкает человека на самые бесстрашные поступки. Ради любимого он способен совершить подвиг, пожертвовать собой.

Любовь заставляет нас стремиться к лучшему. Сделать так, чтобы любимым было хорошо. А значит заставляет стремиться к совершенству, к улучшению жизни, к прогрессу.

9. Один из читателей так пересказал описанные события: Рассказчик возвращался с охоты, увидел выпавшего воробья, собака хотела схватить воробья, старый воробей кинулся защищать своё детище.

Правильно ли изложены все события и их последовательность? Что исчезло из рассказа?

События изложены верно, их последовательность правильная. Но из рассказа исчезли эмоции, он стал мёртвым.

Это произошло потому, что в пересказе не использовались средства художественной выразительности и не было отражено отношение к происходящему автора.

10. Разделите текст на части. Озаглавьте их. Составьте план. перескажите произведение.

Разделим текст на 6 частей и дадим каждой своё название. Названия частей станут пунктами нашего плана.

План рассказа «Воробей» для 4 класса

Пересказ рассказа Тургенева «Воробей» для 4 класса

Рассказчик возвращался с охоты по аллее сада. Его собака вдруг стала красться, как будто заметила дичь.

Рассказчик увидел на аллее выпавшего из гнезда молодого воробья. Тот был совсем беспомощным, с едва проросшими крыльями, пухом на головке и желтизной около клюва.

Собака приближалась к воробью, как вдруг перед ней камнем упал другой воробей, старый и черногрудый. Он с отчаянным писком прыгнул два раза в сторону собаки. Его тело трепетало от страха, голос охрип, но он защищал своё дитя.

Рассказчик представил, каким огромным чудовищем казалась воробью собака, и удивился той силе, что сбросила воробья с ветки.

Собака тоже остановилась и попятилась. Рассказчик поспешил её отозвать и увести прочь.

Уходя, он думал о великой силе любви и благоговел над героической птицей. Рассказчик понял, что любовь сильнее смерти, и ею держится жизнь.

Источник

Как составить план рассказа И. Тургенева «Воробей»?

Герои рассказа в реальном времени?

План рассказа Тургенева «Воробей» для последующего пересказа довольно прост. Он будет выглядеть к примеру так:

Но нам требуется составить план «в реальном времени», а это означает, что скорее всего наш план будет использоваться для изложения. В таком плане следует уделить больше внимания точным словам из текста, которые можно будет использовать в изложении.

Тогда план получится таким:

Произведение Тургенева «Воробей» совсем небольшое, я составила следующий план:

1) Поход по аллее сада с собакой.

2) Автор видит молодого воробья, выпавшего из гнезда.

3) Взрослый воробей защищает птенца от собаки.

4) Трезор понимает и пятится назад от птенца.

5) Выводы автора о любви, которая сильнее смерти.

В рассказе И.С.Тургенева «Воробей» охотник с собакой, возвращаясь с охоты замечает птенца воробья, который выпал из гнезда. Пес приблизился к птенцу и начал обнюхивать его. Но внезапно к нему спустился взрослый воробей с верхних веток и стал защищать своего детеныша. Он бесстрашно нападал на собаку, которая была гораздо больше чем он. Как хозяин, так и собака были удивлены таким поворотом событий и охотник отвел пса от воробья.

План к рассказу И.С.Тургенева «Воробей»:

Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:

Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:

В выполненном домашнем задании по литературе/литератур­ ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.

План к рассказу Тургенева «Воробей» можно записать следующим образом:

1) Возвращение с охоты.

2) Собака почуяла добычу.

3) Молодой воробей выпал из гнезда.

4) Старый воробей защищает птенца.

5) Собака отступает.

6) Охотник уводит собаку восхищаясь храбростью воробья.

Главными героями рассказа являются собака и два воробья.

1.Воэвращение с охоты(завязка рассказа).

Охотник с собакой шли по аллее.

2.Неожиданная встреча.(начало сюжета)

Собака кого-то учуяла в траве. Это был птенец, выпавший из гнезда.

3.Спасение птенца(развитие сюжета)

Взрослый воробей, желая спасти птенца, падает с ветки и остается один с опаностью.

Испытывая неимоверной ужас перед собакой, казавшейся чудовищем, воробей два раза прыгнул в сторону её пасти.

Собака, испугавшись воробья ушла вместе с хозяином.

Основную мысль рассказа очень чётко выразил сам автор в конце произведения;

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»

И, даже большая собака не устояла перед силой материнской любви.

В реальном времени таких героев тоже можно встретить.Много раз видела, как курица, рискуя своей жизнью, спасала цыплят от хищников, иногда даже мама сама погибла.

Но это уже другая история.

В рассказе И.Тургенева «Воробей» мне кажется, всего три части. Не всегда количество абзацев соответствует количеству частей при составлении плана. Поэтому план рассказа будет выглядеть так:

Читайте также:  Проверочное слово однокоренное к слову сказка

Составить план рассказа И. Тургенева «Воробей» довольно просто, там только четыре пункта, по крайней мере на мой взгляд именно так.

Прогулка с собакой ( возвращение с охоты с собакой)

Воробей и птенец( Упавший из гнезда птенец и его родитель)

Составим план к рассказу «Воробей»:

В рассказе «Воробей» автор рассказывает о смелом поступке взрослого воробья, который не смотря на свой страх, бросился защищать птенца, который выпал из гнезда. План рассказа можно составить так:

2 Трезор притаился.

3 Неожиданная находка, птенец в траве.

4 Появление взрослого воробья.

5 Нападение воробья на собаку.

6 Трезор отступает.

7 Мы уходим, воробей победил.

Думаю, что такой план хорошо отразит содержание рассказа.

Составим план для пересказа рассказа Носова «Леденец»:

Составим план рассказа «Белые амадины» для пересказа:

К рассказу Виктора Драгунского

предлагаю составить такой план:

1). Папе подарили транзисторный приемник.

2). Папа предложил Дениске пойти в зоопарк.

4). Первым папа и Дениска навестили слона, любимца папы.

5). Дениска похвастался слону своим транзисторным приемником.

6). Слон своим хоботом забрал маленькое радио из рук мальчика и проглотил его, как показалось расстроенному Дениске.

8). Все люди смеялись, а мальчишки и девчонки стали подскакивать по команде диктора.

10). Работник зоопарка в синем халате принес слону веники из свежих веток.

11). Слон отдал ему радиоприемник.

12). Дениска обрадовался своему транзисторному приемнику и впредь был осторожен.

Вот наш примерный план, не слишком длинный и не слишком короткий для рассказа «Водяной конь» Виталия Бианки.

1.Старик с внуком выбирают из сетей рыбу.

3.Встеча с плывущей навстречу лосью.

Составим план пересказа для рассказа Носова «Клякса»:

Источник

Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я прочитала этот небольшой рассказ замечательного русского писателя всего за 1 минуту.

Назови героев произведения. Запиши, кто они.

В рассказе Тургенева «Воробей» мы читаем о нескольких главных героях.

В начале рассказа нас знакомят с охотником (повествователем) и его верным псом Трезором.

После этого мы узнаём о главном герое — черногрудом воробье, а также о его подопечном — маленьком желторотом воробье.

Всего 4 героя произведения «Воробей» Тургенева.

Охотник, пёс Трезор, черногрудый воробей и желторотый воробей.

Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Краткое описание реального события в рассказе «Воробей» для 4 класса.

Охотник вышел со своим псом на охоту.

Неожиданно перед ними с дерева упал выпавший из гнезда птенец воробья.

Следом за птенцом с ветки прыгнул большой воробей.

Он закрыл своей грудью птенца от подошедшей собаки.

Охотник поразился храбрости воробья, забрал свою собаку и ушёл.

Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Это событие было интересно тем, что любовь может совершать чудеса.

Именно любовь к своему птенцу из слабой птицы сделала храброго воробья, который бросился на защиту своего детёныша, не испугавшись огромную собаку.

Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

Я бы разделила этот рассказ на 8 частей.

План рассказа Тургенева «Воробей» для 4 класса.

1. Охотник возвращается с охоты.

2. Собака учуяла дичь.

3. Молодой воробушек, выпавший из гнезда.

4. Храбрый черногрудый воробей — защитник.

5. Защита слабого придаёт силу воробью.

6. Собака отступает перед силой воробья.

7. Охотник и собака уходят.

8. Любовь сильнее страха смерти.

Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить

В описании воробья мы читаем, что он был с чёрной грудкой (черногрудый), искажённый от ужаса перед огромной собакой, взъерошенный и отчаянный, но жалко пищащий.

Автор также называет воробья маленькой, героической птицей.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Этот храбрый воробей вызывает чувство восхищения силой Духа и чувство жалости к маленькому созданию.

А также желание помочь ему защитить себя и своего птенца.

Составь текст — описание о нём, используя слова автора.

Текст — описание воробья из рассказа «Воробей» Тургенева.

Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.

Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.

Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.

Сравни поведение собаки и воробья. Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.

Если сравнивать поведение воробья и собаки, то можно увидеть, что собака по привычке охотилась на всё, что казалось ей дичью.

Глаголы, описывающие поведение воробья: сорвавшись, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетал, одичал и охрип, замирал, жертвовал.

Поведение собаки описывают глаголы: уменьшила, красться, приближалась, остановился, попятился, признал.

Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

Автор рассказа «Воробей» для описания образа воробья выбрал такие эпитеты, как маленькая, героическая птица, искажённый, взъерошенный, старый черногрудый воробей.

Я бы дополнила их такими эпитетами: замечательный, любящий, храбрый, растрёпанный, безрассудный, самоотверженный и сильный Духом.

Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Автор назвал свой рассказ «Воробей» в честь главного героя, храброго воробья, спасающего от смерти своего птенца.

Так как сам воробей рисковал своей жизнью, то я бы такой рассказ могла назвать «Храброе сердце» или «Сила родительской любви».

Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главным моментом в развитии действия может считаться — отступление собаки при виде храбрости воробья.

Читая этот момент, я почувствовала восхищение храбростью воробья и благоговение перед силой любви родителей к своим детям.

Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок воробья и собаки описан как наступление воробья на собаку и отступление Трезора.

Этот бой можно считать состоявшимся, так как собака отошла, отказавшись от него.

Победителем боя стал воробей, ну и, конечно, его родительская любовь, которая придала ему силы.

Какие слова и почему повторяются дважды?

Такие слова как «смерть» и «Любовь» повторяются несколько раз для того, чтобы показать читателю, каким храбрым был поступок воробушка.

Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

Главную мысль рассказа «Воробей» Тургенева мы читаем в конце.

Автор говорит «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Это и есть то, что хотел донести автор до своего читателя, на примере этого храброго воробушка.

Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.

Слова Тургенева в произведении «Воробей» я понимаю так: любовь к своим детям, своим родителям и вообще к дорогим и близким людям сильнее самого сильного страха смерти.

Источник

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста͵ и подчеркни их.

Читайте также:  Рассказы для чтения с картинками 1 класс

1.Где происходят события, описанные в тексте?

а) В лесу; б) в саду; в) в парке.

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево; б) воробышек пробовал летать; в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

а) На осине; б) на берёзе; в) на яблоне.

4.Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище; б) сорвался с ветки дерева; в) хотел испугать собаку.

5.Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

а) Ринулся спасать. б) Упал. в) Заслонил. г) Прыгнул.

6.Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца; б) хотел умереть; в) хотел отогнать собаку.

7.Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8.Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают. б) Счастье на стороне смелых. в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9.Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья. б) Возвращение с охоты. в) Отступление Трезора. г) Встреча с беспомощным воробышком. д) Любовь сильнее смерти.

10. От чьего лица ведётся повествование?

11.Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

Источник

Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказы И.С.Тургенева. «Воробей»

Цели урока:

Учебные материалы: учебник «Литературное чтение», автор Л.А.Ефросинина, 3 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс (1 часть), иллюстрации детей к отрывку «Лес и степь».

Ход урока

На доске – эпиграф к уроку:

I. Проверка домашнего задания

— Сегодня на уроке мы снова отправляемся в гости к замечательному писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Назовите произведение, с которого у нас началось знакомство с творчеством этого писателя.

Отрывок из рассказа «Лес и степь».

— Что вы можете сказать об этом произведении?

— Это художественное описание картин природы и чувств человека.

— Какие картины рисует автор?

— Писатель рисует нам наступление весеннего утра, изображает знойный июльский день, описывает тёплый вечер и лунную ночь, показывает, как выглядит лес поздней осенью.

— А как природа влияет на человека?

— Природа вдохновляет и радует человека. Среди ее тишины и красоты легко думается, легко дышится. Природа успокаивает, лечит.

— Ребята, а что вам было задано на дом?

— Найти описание пейзажа (по желанию) и оформить страничку к нашей общей книге. Выучить наизусть описание и нарисовать иллюстрацию.

— Ребята, а что такое пейзаж? Кто может ответить?

— Пейзаж – это описание картины природы в художественном произведении.

— Как вы думаете, почему я задала выучить наизусть описание пейзажа, а не пересказать, например, близко к тексту?

— Описание природы напоминает журчание ручейка, песню, которая звучит в душе. Автор очень точно, выразительно, жизненно, красиво даёт нам описание природы, помогает не только увидеть красоту, но и ощутить ее на себе. Все художественные средства, отобранные писателем, помогают почувствовать прелесть русской природы и красоту художественного слова. А там, где лучше автора не скажешь, надо читать или цитировать. И нам необходимо пополнять свой речевой запас, развивать свою речь.

Некоторые ученики читают наизусть описание природы.

— А кто хочет пояснить свой рисунок? Почему вы выбрали именно этот пейзаж?

— Сегодня я хочу пригласить вас на урок любви.

II. Первичное восприятие произведения

(слушание рассказа И.С.Тургенева «Воробей»)

Послушайте, я его вам прочитаю. Вы можете открыть учебники и следить по книгам, а можете воспринимать на слух.

III. Выявление первичного восприятия (беседа)

— Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

— Мы испытали тревогу и страх за судьбу беспомощного птенца и восхитились героическим поступком старого воробья.

— Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать?

— Когда собака приблизилась к упавшему молодому воробью.

— Когда старый воробей ринулся спасать своё детище и оказался один на один с громадным чудовищем.

— Кто рассказал нам эту историю?

— Рассказ «Воробей» ведется от лица автора и носит повествовательный характер.

IV. Работа с текстом

— А теперь поработаем с этим произведением более подробно. Прочитайте, где произошла эта история.

— «Я возвращался с охоты домой и шёл по аллее сада».

— Почему собака «начала красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте.

— «Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

СХЕМА

СЮЖЕТ

— Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья … он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

— А теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 33 и выполните самостоятельно задание № 2. Прочитайте, как вы дописали предложение.

— «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

— Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец?

— Пух на голове, ещё маленькие, прораставшие крылышки.

— Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно? Прочитайте объяснение автора.

— «Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

— А теперь прочитаем, как взрослый воробей ринулся на защиту птенца.

— « Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!»

— Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывают?

Читайте также:  Рассказы для детей 6 лет с вопросами для обсуждения

— «Всё его его трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!»

— Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, «сильнее его воли», сбросила воробья с дерева?

Прочитайте, что об этой силе говорит автор?

— «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

— Про какую любовь говорит автор?

— Про любовь к своему ребёнку.

— Правильно, молодцы! Откройте тетрадь и выполните задание № 4. Проверим, какие слова вы записали?

— «Только любовью держится и движется жизнь».

— Правильно. Молодцы! А как вы понимаете эти слова?

— Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой жизненной ситуации.

— Запомните эти слова на всю жизнь, они вам ещё пригодятся. Что вам хочется сказать о взрослом воробье? Какой он?

— Смелый, храбрый, сильный, любящий, готовый сражаться с любым чудовищем ради своего детёныша, жертвовать собою ради другог. Даже Трезор признал силу этой героической птицы.

— Подумайте, почему автора восхитил поступок воробья? Почему он благоговел перед этой маленькой, героической птицей?

— Я думаю, такой маленький воробей не испугался огромной собаки и кинулся защищать своего детёныша, несмотря на то что он сам весь трепетал от ужаса, потому что он не думал в такой момент о себе, а думал только о том, как спасти малыша. Воробей победил страх благодаря огромной силе любви, которая способна совершать чудеса ежеминутно.

— Ребята, а что бы вы пережили, если были бы вместе с автором на месте событий, описанных в рассказе «Воробей»?

— Я испытал бы страх, волнение и в то же время гордость за такую отважную птичку.

— Я обязательно помог бы воробью – отогнал бы собаку.

V. Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику

(упражнение в чтении каждой части; выделение слов, выражений и предложений, передающих переживание, страх, восхищение и т.д.)

— Ребята, а теперь мы будем читать и анализировать наш рассказ, используя сюжетно-композиционный треугольник. Вспомните строение этого треугольника: с чего он начинается и т.д.

На доске: (см. схему выше).

— Треугольник начинается со вступления.

— Найдите и прочитайте его.

— «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня».

— Дальше идёт завязка.

— А что такое завязка?

— Это начало действия.

— Правильно. Найдите и прочитайте.

— «Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь».

— Что происходит далее?

— А дальше развиваются действия:

«Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

— Что происходит на вершине нашего треугольника?

— Что такое кульминация?

— Это самое важное событие в рассказе.

— Так какая же кульминация в этом рассказе?

— Это поступок старого воробья.

Дети читают 4-й, 5-й, 6-й абзацы со слов: «Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг» … до слов: «Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда».

— Что же происходит далее?

— Далее продолжает развиваться действие.

— «Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу».

— Посмотрите на наш треугольник. Что вы можете сказать, глядя на него?

— Далее наступает развязка.

— А что такое развязка?

— Развязка – это конец действия.

— Кто нашёл развязку и может прочитать?

— «Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея».

— А чем заканчивается рассказ?

— Показывается отношение автора к поступку воробья. В рассказе есть заключение. Вот оно: «Да, не смейтесь. Я благоговел … и движется жизнь».

— А как вы понимаете слово благоговеть?

— Благоговеть – относится с глубочайшим почтением; очень сильно любить.

— Молодцы! А теперь просмотрите ещё раз весь текст и найдите слова, выражения, предложения, передающие переживание, страх и отчаяние.

«Сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

«Камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти».

— Найдите слова, предложения, передающие восхищение.

— «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…

Он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна ему казаться собака! И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Чтение 5-го, 6-го абзацев.

— Найдите слова,предложения, передающие удивление.

— «Мой Трезор остановился, попятился…

Видно, и он признал эту силу».

VI. Работа с микрокартинами (просмотр диафильма)

— Представим происходящее в рассказе, как будто мы сморим кино: кадр за кадром. Сначала мы видим охотничью собаку. А еще кого?

— Ещё мы видим молодого воробья, который упал из гнезда.

— А можем ли мы в следующем кадре увидеть охотника, то есть самого автора?

— А почему? Ведь можно было показать, как он стоит около дерева и смотрит на дерево или на свою собаку.

— Но ведь это не главное. Важнее показать, как старый воробей кинулся спасать своего детёныша.

— Что произошло дальше?

— К птенчику приблизилась собака, и в этот же миг перед ее мордой камнем упал старый черногрудый воробей.

— Что сделал старый воробей? Представьте его у морды собаки.

— Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти. Он заслонил собою своё детище.

— Что случилось с Трезором? Как он себя повёл?

— Трезор остановился, попятился. Он признал эту силу. Потом автор отозвал смущённого пса.

— Что почувствовали герои этой истории – собака, писатель, молодой воробей, старый воробей?

— Собака почувствовала силу маленького воробья, его огромную любовь к детёнышу, смущение, удивление.

Писатель – глубочайшее почтение перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом, восхищение.

— А что почувствовали вы?

— Мы почувствовали огромную силу любви. Мы поняли, что надо быть смелыми, храбрыми, добрыми.

— Какой урок преподал нам старый воробей?

— Старый воробей преподал нам урок мужества, отваги, мудрости.

— Чему мы должны учиться у старого воробья?

— Мы должны учиться любить.

— Посмотрите на доску подумайте: почему я написала эти слова. Ведь если я их написала, то с какой – то целью. С какой? Подумайте, что хотел показать автор своим произведением?

VII. Формирование читательских умений

— Молодцы! Назовите произведение, с которым мы сегодня работали на уроке.

— Рассказ И.С.Тургенева «Воробей».

— А как вы думаете, ребята, что автор хотел сказать этим произведением?

— Тургенев хотел рассказать нам о любви к ближнему, потому что только любовью держится и движется жизнь.

VIII. Выводы урока

IX. Рекомендации по работе с книгой

Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа. Выучить наизусть 9-й или 10-й абзацы (по выбору), выполнить задания в тетради. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Воробей», оформить по желанию модель.

Источник

Познавательное и интересное