Мир общения. Собеседники. 2 класс (урок 3).
Мир общения — собеседники: основные задачи урока
Конспект урока Мир общения — Собеседники
Повторение изученных в 1 классе орфограмм (упр. 5 — стр.7 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ).
Во дворе нашего дома растут старая берёза и молодой клён. Осенью ветер срывает с деревьев жёлтые и красные листья. Ребята собирают их и делают красивые осенние букеты.
Попробуйте передать содержание текста с помощью рисунка. Точно ли рисунок передает содержание рассказа?
Найдите в тексте слова из словарика. Запишите их. Подчеркните в словах орфограммы.
Выполним это упражнение.
Рисунок не передает в точности содержание рассказа.
Выпишем из текста слова из словарика, для этого воспользуемся орфографическим словарём из учебника по русскому языку за 1 класс.
Выпишем следующие слова: б е рёза, вет е р, р е бята.
Понятие орфограммы
Введение понятия орфограммы (сообщение Самоварова,- стр.8 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ). Определение орфограммы не требует обязательного заучивания.
Определение орфограммы
Вспомните правила, которые помогут вам писать без ошибок. Найдите правильные продолжения предложений. Полученные предложения запишите.
Первое слов в предложении пиши …
В конце предложения ставь …
Сочетание жи-ши пиши …
Сочетание ча-ща пиши …
Сочетание чу-щу пиши …
Имена людей, клички животных, названия городов, рек, стран пиши …
Фразы для выбора: с буквой и, с буквой а, с буквой у, с заглавной буквы, точку.
В результате выполнения данного упражнения мы должны записать в тетрадку.
Первое слов в предложении пиши с заглавной буквы.
В конце предложения ставь точку.
Сочетание жи-ши пиши с буквой и.
Сочетание ча-ща пиши с буквой а.
Сочетание чу-щу пиши с буквой у.
Имена людей, клички животных, названия городов, рек, стран пиши с заглавной буквы.
Правило написания заглавной буквы в названиях городов и рек повторяется на материале упр. 8 — стр.9 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 — с дополнительным вопросом: Вы рассказали о городе (селе и т. п.), в котором живете. А что вы знаете о своей стране?
Прочитай слова. Почему некоторые из них написаны с заглавной буквы?
Россия, Волга, Москва, народ, страна, город, Нева, Новгород, Тверь, улица.
Выпиши названия городов и рек.
В каком городе, посёлке или деревне ты живёшь? Составь предложение и правильно его запиши. Используй слова из словарика «Пиши правильно».
Некоторые слова написаны с заглавной буквы, так как это названия стран, городов, рек, а они пишутся с заглавной буквы.
Выпишем название городов:
Москва, Новгород.
Выпишем название рек:
Волга, Нева.
Я живу в городе Новосибирске.
Словарные слова
народ, город, деревня, улица
Следующее упражнение 9 — стр.9 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ).
Россия — большая страна. Её омывают тринадцать морей. В России глубокие реки и густые леса. Многие города моей страны — самые красивые в мире.
Столица России — Москва. Я люблю свою Родину!
Заглавия для выбора: «Россия», «Моя Родина — Россия», «Я люблю свою Родину!».
Какие слова даны в тексте с заглавной буквы? Объясни почему. Спишите текст.
К рассказу подойдет любое из предложенных названий: «Россия», «Моя Родина — Россия», «Я люблю свою Родину!»
С заглавных букв в предложенных названиях пишется название страны, города. Слово Родина в данном случае также пишется с заглавной буквы, так как в данном контексте ей приписывается особый высокий смысл.
Еще примеры, где слова родина пишется с большой буквы:
Орфограмма: заглавная буква в начале предложения
Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. Рамзаева Т.Г 2011
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
В конце предложения ставится точка (.), восклицательный знак (?) или восклицательный знак (!).
Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?
В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.
Работа со словами с не проверяемым написанием: Посмотрите слова из упражнение 4 из рабочей тетради по русскому языку за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2015.
Составь предложение из «рассыпавшихся» слов и запиши. Какие орфограммы встретились в этих словах? Подчеркни их.
1. Жизнь, прекрасна, удивительна, и.
2. Дети, в, верят, чудеса.
3. Каждый, человек, о, мечтает, счастье.
Ж изнь прекрасна и удивительна.
Д ети верят в чудеса.
К аждый человек мечтает о счастье.
В данном упражнении использовалось правило: первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Итог урока Мир общения — Собеседники
Что необходимо знать для того, чтобы пользоваться письменной речью?
Правила написания слов, то есть орфограммы.
Домашнее задание для закрепления материала урока — Мир общения — Собеседники
Упражнение 5 из рабочей тетради по русскому языку за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2015.
Вспомните написание слов из словаря.
Рос..ия, рус..кий, ст..лица, б..рёза, учит..ль, ф..милия, к..рандаш, п..нал.
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте друг друга.
Рос с ия, рус с кий, ст о лица, б е рёза, учит е ль, ф а милия, к а рандаш, п е нал.