Прочитайте самостоятельно рассказ свидание и расскажите о судьбе его героини

Сказки

«Свидание», анализ рассказа Тургенева, сочинение

Рассказ «Свидание» написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева «Записки охотника». «Свидание» — тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора, её любви. Рассказ небольшой по объёму и по своей композиции совпадает с предыдущими произведениями цикла.

В экспозиции — описание времени года и состояния природы в той момент, когда герой в очередной раз прогуливается по окрестностям своего имения с целью понаблюдать за окружающим миром и найти что-то новое для вдохновения. И, как всегда, погода находится в гармонии с настроением автора и теми событиями, которые происходят на его глазах. Сюжет разворачивается на фоне картины сентябрьского леса, постоянно меняющейся погоды, борьбы уныния и света, тихого «перешёптывания» ещё не облетевших листьев.

Умиротворённый тишиной, охотник засыпает в берёзовой роще, а проснувшись, находит в двадцати метрах от себя девушку-крестьянку. Она притягивает его внимание к себе не только чудесной внешностью, ясным и прозрачным, как осеннее солнечное небо, взглядом. По заплаканному лицу девушки, оцепенению, в котором она пребывает долгое время и по её периодическому вздрагиванию от шорохов леса, он догадывается, что девушка ждёт кого-то важного для неё. Это завязка сюжета.

Наконец появляется тот, кого так упорно ждала несчастная, и дальше развитие сюжета строится на наблюдениях автора за происходящим, его оценке и на диалогах героев. Образ появившегося персонажа контрастирует с образом девушки. Если она сразу же вызывает у автора безоговорочную симпатию и сочувствие, то мужчина действует на него отталкивающе. Виной тому — его небрежная манера поведения, самолюбование, кривляние, равнодушно-пренебрежительное отношение к чувствам девушки. Её имя — Акулина. К своему возлюбленному она обращается робко и по имени-отчеству — «Виктор Александрыч». Казалось, она ждала от этого свидания каких-то перемен к лучшему и в то же время догадывалась, что её любовь безответна.

Важна для понимания авторской позиции и характеристика персонажа через его собственное поведение. Виктор по своему происхождению является всего лишь камердинером при барине. Однако разговаривает с Акулиной свысока, как будто он, в отличие от неё, образован и воспитан. Хвастается будущим путешествием в Петербург, а затем за границу. На фоне всего этого самохвальства поведение девушки выглядит необычайно трогательно и вызывает уважение.

Тургенев, хотя и создаёт реалистическое описание людей из простой среды, показывает тонкую организацию души героини. И тем самым она больше напоминает тургеневскую героиню-дворянку. Писатель рассматривает и природу любви как таковой. В данном случае неразделённой. Акулина не замечает недостатков своего возлюбленного. Она покорно слушает его речи, пугается вести о его скором отъезде и впадает в отчаяние. Уже осознав, что видит Виктора в последний раз, она жадно ловит взглядом каждое его движение, любуется им и одновременно страдает. Кульминацией её переживаний, а заодно и сюжета рассказа, становится момент, когда она, не выдержав своего отчаяния, просит возлюбленного сказать ей хоть одно словечко на прощание. Она напоминает ему, что раньше он был с ней другим. Читатель догадывается, что она помнит его ласковым и приветливым. Но в ответ она видит лишь недоумение и иронию.

Печальная сцена свидания заканчивается тем, что самолюбивый камердинер уходит, так и не проявив внимания к своей бывшей возлюбленной. Охотник чрезвычайно взволнован увиденным и, не выдержав нахлынувших чувств, выбегает из-за укрытия и бросается к Акулине. Но она, вскрикнув, тут же убегает.

В рассказе есть символическая деталь — букетик цветов. Акулина держит его в руках ещё до начала свидания, и уже в этот момент они выглядят увядающими. Когда девушка убегает от охотника, она роняет эти цветы. Из подтекста эпизода мы понимаем, что цветы символизируют загубленную душу молодой девушки, её утраченные надежды на счастье. В финале произведения автор признаётся, что после он долго не мог забыть несчастную Акулину.

Источник

Анализ рассказа «Свидание»

Игорь Ирлин

Анализ рассказа «Свидание».

Рассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».

Система персонажей

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Одежда. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Букет. Это очень важный символ для всего произведения, «густой пучок полевых цветов». В тексте указано, какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно, «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой». Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора. Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.

Виктор. Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном – «с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее.

Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну реплику произносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает и потягивается. Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.

Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и «образование». Но Акулине всего этого не понять, а, вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать.

При расставании тоже происходит «ломание». Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: «не плачь. я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Читайте также:  Рассказы с картинками вместо слов для детей 3 лет

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Букет – очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов. Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что она берегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букету посвящён коротенький эпилог: «. и васильки её, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня».

Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению, очень часто нравятся женщинам».

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.

Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатсвом лексики.

Тематика и проблематика.

Как видно из разбора сюжета, объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.

Источник

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Свидание»

Разделы: Литература

Светлой памяти Леонтия Фомича Лисина,

профессора ИГПИ посвящаю …

Цель работы через яркие, выразительные художественные детали, композицию, пейзаж к раскрытию идейного замысла рассказа, авторской позиции.

Ход урока

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Но по рассказу “Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича (“лгун”, “обманщик”, “предатель”, “мерзавец”), но не пощадили и Акулину: Сама виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину. Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

Старание “придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”, “ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её “беглым и равнодушным взглядом”.Вот он “величественно провел рукой по густым, туго завитым волосам. бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

“Она была очень недурна собой”. “Вся её головка была очень мила”. Рассказчик явно сочувствует ей, видя, как она, “задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени”, ожидала своего возлюбленного. Симпатия к героине и сочувствие ей проявляются и в портрете Акулины: “густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета”, “белый, как слоновая кость лоб”, “побледневшие губы”. “Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром кожа, глаза большие”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Читайте также:  Протест против крепостничества в рассказе муму 5 класс сочинение

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У Шекспира: “все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор не обращает внимание на нее.

Что может нам сказать это “зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

— Она не могла представить, что он её обманет.

— Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.

— Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо, неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Как отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и Виктора?.

— Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

— Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и растоптал цветы.

— Акулина их с такой любовью собирала, а он ничего и не понял.

— Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе деревенской девушки.

Это, конечно, верно, но есть и еще причина: Акулина проста и чиста, как этот пучок полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные васильки Акулины.

Что скрывается за этим многоточием?

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас равнодушными.

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей тупого, ограниченного, самодовольного человека. И эта драма тем более сильна, что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю. Он дважды крепостной человек. Раб в душе. Одно из прекраснейших чувств (любовь) оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с “пожирающим внимание, слегка раскрыв губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира, удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от деревенской “серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, “Мелкий дождик”, но она вся светится.

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик, разрушает царство гармонии и красоты.

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он “не выдержал и бросился к ней”. Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова, которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся.. Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

Источник

Анализ рассказа «Свидание» по плану. И.С. Тургенев

Тема, проблема, идея и значение произведения

При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.

Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:

Завязка сюжета

Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.

Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.

Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.

Жанр, сюжет, композиция

В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.

В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием. Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть. Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.

Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.

Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.

В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.

Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:

Анализ рассказа «Свидание» по плану. И.С. Тургенев

И.С. Тургенев. Рассказ «Свидание». Анализ произведения по плану.

1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.

Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи…

4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.

Читайте также:  Рассказ про простуду на английском

5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.

6. Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простонародья. Однако Тургенев не сделал ее чистокровной крепостной крестьянкой. Образования она не получила. Мать ее умерла: «за милого выдадут сиротинушку», жила с отцом, Виктор: «не дурачься, слушайся отца», она боялась родни «какого же мне теперь в семье», а именно боялась нежеланного замужества.

Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.

Виктор. Появление Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело в лесу», затем «замелькала фигура мужчины». Сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Это избалованный «камердинер молодого, богатого барина». Одежда Виктора выставляет напоказ все его неприятные черты: воротнички поднимают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание на его кривые пальцы. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные рыжие волосинки на толстой верхней губе. Лицо румяное, нахальное с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, одет он совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть, он пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, морщинится и так далее…

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.

7. Роль пейзажа.

Действие этого рассказа происходит в интерьере природы. На мой взгляд, Тургенев употребил здесь аллегорию: описание природы перекликается с сюжетом.

Время года – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это – конец взаимоотношения двух героев. Погода соответствует настроению – упадок, грусть, тревога, печаль. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осина вызывает неприязнь, так же как и Виктор.

К сожалению, такие как Виктор, «очень часто нравятся женщинам…»

8. Автор нам помог раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, он так же высказал свое мнение, с которым мы можем полностью согласиться, в том, что такие люди как Виктор не способны греть чьи-то души лаской и любовью, а могут лишь портить чье-то будущее.

9. На мой взгляд, проблемы затронутые в этом произведении, во многом были актуальны в то время, для прошлого века. Современный же человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуемся колоритом природы, размышляет о вечных проблемах взаимоотношения людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.

Ведь в то время подобных Акулине было множество, те, которые не имели приданого, или были сиротами, оказывались в браке не по любви и всю жизнь были обязаны жить в подчинении.

Таковы жестокие реалии того времени…

Коротко о семье Тургенева и его детстве

Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.

Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла «Записки охотника», поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Жуковский и Карамзин.

Почему Тургенев назвал цикл именно так?

Надо сказать, что сам автор был страстным охотником. Порой Тургенев по многу дней был увлечен своим любимым делом, и многие километры с ружьем в руках и охотничьей сумкой за спиной он гонялся с дичью. А сколько раз обхожены им Тульская, Орловская, Тамбовская, Калужская и Карская губернии! Что дали ему эти походы и путешествия? Безусловно, автор «Записок охотника» свел знакомство со многими людьми, большая часть из которых была самыми простыми крестьянами. Они делились с ним своими впечатлениями, рассказывали о родных краях, что-то советовали.

Мы сейчас проводим анализ цикла «Записки охотника», поэтому говорим о том, что легло в основу его содержания. Да, Тургенев без стеснения общался с простым людом, с бедняками и простыми земледельцами. Он смотрел на них не как на рабов, а как на таких же людей. Он не разделял их по положению, и хотел, чтобы общество было именно таким.

Так и родился цикл «Записки охотника», куда вошли рассказы Тургенева о том, что ему удалось увидеть и услышать. Но самое главное, идея единства народа и желание уравнять людей в обществе по социальному признаку четко прослеживаются в нити повествования. Обратите внимание, например, на то, кто автором был выбран в качестве прототипа главного персонажа. Это спутник по охоте — простой крестьянин Афанасий.

Краткое содержание «Записки охотника» для читательского дневника

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Записки охотника

Число страниц: 128. Тургенев Иван Сергеевич. «Записки охотника». Издательство «Советская Россия». 1988 год

Жанр: Сборник рассказов

Год написания: 1852 год

Записки охотника

«Записки охотника» стали своеобразным стандартом изображения «народа» в русской литературе. Те, кто пытался создать новые формы его описания, отталкивались именно от книги Тургенева: в 1850-е годы это Алексей Писемский, автор цикла рассказов и повестей из народного быта, на рубеже 1850‒60-х годов — радикально настроенные разночинцы Николай Успенский

Ещё при жизни Тургенева книга была переведена на английский, французский и немецкий языки. На Западе её прочитали как непредвзятое изображение российского общества и его проблем. Особенно актуальны «Записки охотника» оказались во время Крымской войны: французская публика восприняла их как свидетельство внутренней слабости России, не способной эффективно вести боевые действия. Тургенева такое прочтение, судя по всему, не устраивало, как и чрезмерно «эффектный» перевод. Зато похвальные отзывы Проспера Мериме, Жорж Санд и других писателей не только были приятны создателю «Записок охотника», но и способствовали созданию его репутации за рубежом как первого современного русского писателя.

Ещё до революции отдельные рассказы включались в школьные хрестоматии и программы — в том числе благодаря небольшому объёму. Известен запрещённый советской цензурой за «формализм»

Формализм — концепция в искусстве, согласно которой именно форма произведения определяет его художественную ценность. В Советском Союзе термин превратился в ругательное идеологическое клише. Кампания по борьбе с формализмом началась в 1936 году вместе с разгромной статьёй об опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», вслед за ней появились публикации, критикующие формалистский подход в балете, архитектуре, изобразительном искусстве. В 1939 году Всеволод Мейерхольд, выступая на съезде режиссёров, закончил свою речь словами: «Охотясь за формализмом, вы уничтожили искусство». Через несколько дней режиссёра арестовали, в 1940 году расстреляли. ⁠ и позже уничтоженный во время Великой Отечественной войны фильм Сергея Эйзенштейна «Бежин луг», от которого осталось несколько кадров. Судя по всему, впрочем, в рассказе и фильме общего было очень немного: действие эйзенштейновского «Бежина луга» происходило в советской деревне времён коллективизации. Несколько рассказов из книги были также экранизированы в 1970-е. Среди театральных постановок стоит отметить много лет не сходящий со сцены спектакль Вениамина Фильштинского «Муму», в котором одноимённый тургеневский рассказ обрамлён сценами из «Записок».

Источник

Познавательное и интересное