А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ (1)Мне жалко людей, которые рано перестали вери…
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому родничку далёкого детства, чтобы смыть копоть обыденности, золотую пыльцу корысти, разъедающую сердце, и туман самообольщения, который плотной пеленой застилает глаза. (3)Куда охотнее люди осуждают поступки своего детства, не замечая их чистоты и цельности. (4)Они снисходительно посмеиваются, пожимают плечами и не пытаются разглядеть в своём детстве то первозданное, кристаллическое состояние души, которое утратили с годами.
(5)Я часто имею дело с детьми, и моё собственное детство мне кажется не таким отдалённым. (6)И рядом со мной всё чаще появляется мой школьный товарищ Сёмин — Марк Порций Катон Старший. (7)Его двойник, живший во втором веке до нашей эры в Риме, прославился тем, что всю жизнь, изо дня в день, упорно повторял: (8)«Карфаген должен быть разрушен!»
(9)Мой друг не требовал разрушения Карфагена, и не потому, что этот прекрасный город был разрушен римлянами задолго до его рождения (в 146 году до нашей эры), — просто он был добрым малым. (10)Однако имя римского цензора он носил с завидным достоинством.
(11)Эта необычная история началась с разбитого стекла. (12)Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым. (13)И напоминало броню, пробитую снарядом. (14)В образовавшейся бреши, как в пасти чудовища, торчали острые зубы осколков, и директор, маленький подвижный человек с розовой безволосой головой, выглядывал из этой зубастой пасти. (15)В тот день у него был сокрушённый вид, как у человека, и впрямь попавшего в пасть.
(16)— Кто разбил стекло?
(17)Естественно, тот, кто всегда бьёт стёкла, — портфелем, мячом, корзинкой для бумаг, локтями. (18)Воробьёв! (19)Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. (20)Итак, позвать сюда Тяпкина-Ляпкина, то бишь Воробьёва!
(21)Воробьёв открыл дверь, и осколок стекла с лёгким звоном упал к его ногам. (22)В этом звоне звучал укор.
(23)— Ты выбил стекло? — спросил директор, поглаживая маленькой рукой бронзовую лошадь чернильного прибора.
(24)— Не-е! — односложно ответил Воробьёв.
(25)— Воробьёв, хоть раз в жизни признайся чистосердечно, тогда тебе ничего не будет.
(26)— Я выбил… (27)Можно идти?
(28)— Иди, — с облегчением сказал директор и почти с любовью посмотрел на Воробьёва.
(29)А Воробьёв посмотрел на директора, как на соучастника в заговоре.
(30)На этом история с разбитым стеклом могла благополучно завершиться, если бы Сёмин не был в душе Марком Порцием Катоном Старшим. (31)В тот же день мой школьный товарищ открыл дверь с фанерой вместо стекла и с твёрдостью, с какой его римский двойник произносил: «Карфаген должен быть разрушен!», сказал:
(32)— А Воробьёв стекло не выбивал!
(33)— Это что ещё за новости?! (34)— Кто же, по-твоему, выбил?
(36)— Вот-вот, — оживился директор, — не знаешь, а говоришь! (37)Воробьёв сам признался. (38)Понятно?
(39)— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший.
(40)— А Воробьёв стекло не выбивал.
(41)Розовая голова директора поплыла по кабинету, как воздушный шарик.
(42)— Воробьёв говорит — выбил, ты говоришь — не выбивал! (43)Кому прикажешь верить?
(44)— Мне! — приказал упрямый римлянин.
(45)Прошли годы. (46)Уже давно ребята из нашего класса перестали бить стёкла. (47)Наступил выпускной вечер. (48)Все пришли в школу нарядные, возбуждённые и очень шумели, чтобы заглушить грусть. (49)Все произносили речи, как взрослые. (50)Учителя тайком смахивали с глаз слезу и говорили, что лучше нас не было и не будет. (51)И вот тогда «средь шумного бала» неожиданно поднялся наш Марк Порций Катон Старший и сказал:
(52)— А Воробьёв стекло не выбивал!
(53)Все засмеялись, решили, что теперь-то это шутка.
(54)И ждали, что наш римлянин тоже засмеётся. (55)Но на его лице не было лучиков смеха: лицо было напряжено, глаза тоже смотрели напряжённо, а сам он был очень серьёзен. (56)И все почувствовали, что он не шутит. (57)На прощальном вечере у него оставалась последняя возможность доказать свою чудаковатую правоту.
(58)— Честное слово… не выбивал…
(59)Его голос дрогнул. (60)Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись. (61)Ребята притихли, а наш маленький директор с розовой безволосой головой спросил:
(62)— Послушай, Сёмин, чего ты добиваешься?
(63)— Правды, — сказал Сёмин.
(64)— Это было так давно…
(65)— У правды не выходит срок.
(66)— Но правда эта выеденного яйца не стоит. (67)Маленькая правда.
(68)Мой друг твёрдо посмотрел в лицо директору и сказал:
(69)— Правда не бывает маленькой. (70)Правда всегда большая.
(71)Меня так дома учили. (72)Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься… (73)Воробьёв стекло не выбивал!
(74)— Кто же выбил злосчастное стекло?! — вырвалось у директора.
(75)— Если по правде, то я, — сказал длинный парень, за свой рост прозванный Верстой.
(76)Так закончилась эта малозаметная история. (77)Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Сёмин постоянно повторял, что Воробьёв стекло не выбивал?»
Урок по литературному чтению: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву
специалист в области арт-терапии
Урок литературного чтения.
Тема: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву.
Учитель: Киченок О.В.
Пригородная средняя школа
Тема: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву.
Тип: Закрепление знаний
Цель: закрепить знания содержания произведения по Ю. Яковлеву «А Воробьёв стекло не выбивал», Формирования правильного типа читательской деятельности через работу над произведением, сообщить некоторые факты биографии автора.
знать содержание текста, некоторые факты биографии автора, пословицу о честности;
развитие умений работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
развитие творческих и аналитических способностей;
развитие коммуникативной культуры;
содействовать развитию умений общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
воспитывать познавательный интерес к творчеству Ю. Яковлева, стремлении всегда быть честным и нетерпимость ко лжи.
Оборудование: алфавит (с нумерацией букв) раздаточный, видео плеер, телевизор, плакаты для работы в группах (постеры).
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Работа над пословицей.
Чтение текста учащимися.
Исценирование отрывка из произведения.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай трудиться!
Упражнения для развития артикуляционного аппарата (цель: развитие чёткости и правильности речи.)
А) речевая гимнастика:
“ Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.
“ Почисти зубки”. Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
“ Вкусное варенье”. Высунутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы.
“ Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.
Б) скороговорка (на доске):
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
Чтение детьми медленно (чётко [Р]);
Средний темп с чётким выделением звука [Р];
Дежурная буква “Р”.
В) зрительный диктант (развитие кратковременной памяти):
У нас каждый человек должен трудиться. (32 буквы). (На доске)
Открывается каждое предложение на 4-5 секунд. Затем закрывается, а дети должны назвать.
Работа над пословицей.
Зашифрована пословица «Вчера обманул – сегодня не поверят».
О чем пословица? Почему о честности? Кто автор рассказа?
Что было задано на дом?
Кто может рассказать о Юрии Яковлеве?
Почему автор называет происшедшее в рассказе «необычной историей?»
Почему все решили, что стекло в кабинете директора разбил Воробьёв?
Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопрос по тексту.
Найдите диалог Воробьева с директором, что заставило мальчика признаться, что именно он выбил стекло?
Кто такой Семин и почему он пришёл в кабинет директора?
Найдите диалог директора и Семина. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Почему зал загудел, захлопал Семину?
Какие чувства испытали все участники истории, когда раскрылась правда? Почему?
Кто из героев вам понравился больше? Почему? Чей поступок вы осуждаете?
1группа Составить характеристику : «Воробьев и Сёмин» (Диаграмма Венна).
2 группа Написать письмо одному из героев.
Тема- « Правда лучше лжи».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Рефлексия. «Две звезды одно желание»
Дом задание. Работа в тетради.
«Описание материала:
«Урок позволит через применение разнообразных методов и форм закрепить знания текста Ю.Яковлева «А Воробьёв стекло не выбивал»
«Учащиеся имеют возможность раскрыть свои творческие способности. Работая в группах,у ребята формируется коммуникативная культура общения, взаимоуважение сопереживание за товарища. Урок активный, так как работают ученики, а учитель лишь только направляет. Контроль усвоения знаний осуществляется через поисковую деятельность, инсценирование, работой по методу РАФТ.
«На уроке сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная форма организации познавательной деятельности учащихся.
Номер материала: 29000020319
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Краткое содержание Яковлев А Воробьёв стекло не выбивал для читательского дневника
Автор рассказывает необычную историю детства, которая приключилась с его школьным другом Семином.
Как-то раз стекло в двери кабинета директора оказалось разбитым. В этом обвинили мальчугана Воробьева, постоянно бьющего стекла, и неважно чем, портфелем или локтем.
Когда мальчика вызвали к директору, после некоторых пререканий он признался, что разбитое стекло его рук дело и директор, успевший понервничать, успокоился. На этом история могла окончиться, но в тот же день к директору зашел Семин и объявил, что «Воробьев стекло не выбивал!».
Даже после того как Воробьев повторно признал свою вину, Семин, которого сравнивали с римским цензором Марком Порцием Катоном Старшим, все равно стоял на своем.
Когда в классе шел сбор, все ребята спорили и что-то обсуждали. В такой казалось бы серьезной обстановке Семин не упустил возможность вставить свое «А Воробьев стекло не выбивал!».
История повторилась даже тогда, когда он читал пушкинское стихотворение на вечере самодеятельности.
«Воробьев стекло не выбивал!».
Он произнес это предложение так, будто оно являлось частью стихотворения. Весь зал зашумел и засмеялся. Семин тогда подумал, что ребята согласны с ним.
Даже не смотря на слова порядком разозленного директора после завершения мероприятия, мальчик везде и всюду вставлял свою непоколебимую фразу, будь то серьезное школьное событие или дружеский разговор.
Спустя несколько лет, на выпускном вечере, когда многие толкали речь, поднялся Семин и снова выдал: «А Воробьев стекло не выбивал!».
Когда у него спросили, чего он этим добивается, он ответил: «Правды».
И правды он добился, потому что настоящий зачинщик всей этой истории все-таки признался.
Рассказ учит тому, что неважно, сколько пройдет времени, нужно всегда добиваться правды, даже если она кажется маленькой и незначительной.
Читать краткое содержание А Воробьёв стекло не выбивал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Яковлев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок А Воробьёв стекло не выбивал
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В Петербурге в 1894 году родился мальчик, которого назвали Михаилом, ему суждено было стать сатириком советского времени. Он рос в семье, идущей от дворянского рода. Его мать и отец были талантливыми людьми
В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами
Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт
Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться
Урок по литературному чтению: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву
Раздел | Начальные классы |
Класс | — |
Тип | Конспекты |
Автор | Киченок О.В. |
Дата | 25.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения.
Тема: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву.
Учитель: Киченок О.В.
Пригородная средняя школа
Тема: «А Воробьёв стекло не выбивал» По Ю. Яковлеву.
Тип: Закрепление знаний
Цель: закрепить знания содержания произведения по Ю. Яковлеву «А Воробьёв стекло не выбивал», Формирования правильного типа читательской деятельности через работу над произведением, сообщить некоторые факты биографии автора.
знать содержание текста, некоторые факты биографии автора, пословицу о честности;
развитие умений работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
развитие творческих и аналитических способностей;
развитие коммуникативной культуры;
содействовать развитию умений общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
воспитывать познавательный интерес к творчеству Ю. Яковлева, стремлении всегда быть честным и нетерпимость ко лжи.
Оборудование: алфавит (с нумерацией букв) раздаточный, видео плеер, телевизор, плакаты для работы в группах (постеры).
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Работа над пословицей.
Чтение текста учащимися.
Исценирование отрывка из произведения.
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай трудиться!
Упражнения для развития артикуляционного аппарата (цель: развитие чёткости и правильности речи.)
А) речевая гимнастика:
«Забей гол». Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.
«Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
«Вкусное варенье». Высунутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы.
«Задуй свечу». Щёки должны быть втянуты.
Б) скороговорка (на доске):
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
Чтение детьми медленно (чётко [Р]);
Средний темп с чётким выделением звука [Р];
Дежурная буква «Р».
В) зрительный диктант (развитие кратковременной памяти):
У нас каждый человек должен трудиться. (32 буквы). (На доске)
Открывается каждое предложение на 4-5 секунд. Затем закрывается, а дети должны назвать.
Работа над пословицей.
О чем пословица? Почему о честности? Кто автор рассказа?
Что было задано на дом?
Кто может рассказать о Юрии Яковлеве?
Почему автор называет происшедшее в рассказе «необычной историей?»
Почему все решили, что стекло в кабинете директора разбил Воробьёв?
Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопрос по тексту.
Найдите диалог Воробьева с директором, что заставило мальчика признаться, что именно он выбил стекло?
Кто такой Семин и почему он пришёл в кабинет директора?
Найдите диалог директора и Семина. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Почему зал загудел, захлопал Семину?
Какие чувства испытали все участники истории, когда раскрылась правда? Почему?
Кто из героев вам понравился больше? Почему? Чей поступок вы осуждаете?
1группа Составить характеристику : «Воробьев и Сёмин» (Диаграмма Венна).
Тема- « Правда лучше лжи».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Рефлексия. «Две звезды одно желание»
Тема: А воробьёв стекло не выбивал
Опции темы
Отображение
Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер
Этот рассказ я слышал по радио ещё в детстве. И вот сейчас нашёл его в интернете.
А ВОРОБЬЕВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. Они редко припадают к незамутненному родничку далекого детства, чтобы смыть копоть обыденности, золотую пыльцу корысти, разъедающую сердце, и туман самообольщения, который плотной пеленой застилает глаза. Куда охотнее люди осуждают поступки своего детства, не замечая их чистоты и цельности. Они снисходительно посмеиваются, пожимают плечами и не пытаются разглядеть в своем детстве то первозданное, кристаллическое состояние души, которое утратили с годами.
Я часто имею дело с детьми, и мое собственное детство мне кажется не таким отдаленным. И я неожиданно для себя начинаю ощущать себя не взрослым человеком, а состарившимся мальчиком. Это странное состояние, радостное и грустное одновременно, неожиданно увеличивает в своем значении события детских лет. И рядом со мной все чаще появляется мой школьный товарищ Семин — Марк Порций Катон Старший.
Его двойник, живший во втором веке до нашей эры в Риме, прославился тем, что всю жизнь, изо дня в день, упорно повторял: «Карфаген должен быть разрушен!»
Мой друг не требовал разрушения Карфагена, и не потому, что этот прекрасный город был разрушен римлянами задолго до его рождения (в 146 году до нашей эры), — просто он был добрым малым. Однако имя римского цензора он носил с завидным достоинством.
Эта необычная история началась с разбитого стекла. Толстое, шершавое, как бы покрытое морозным инеем, стекло в дверях директорского кабинета оказалось разбитым. И напоминало броню, пробитую снарядом. В образовавшейся бреши, как в пасти чудовища, торчали острые зубы осколков, и директор, маленький подвижный человек с розовой безволосой головой, выглядывал из этой зубастой пасти. В этот день у него был сокрушенный вид, как у человека, и впрямь попавшего в пасть.
— Кто разбил стекло?
Естественно, тот, кто всегда бьет стекла: портфелем, мячом, корзинкой для бумаг, локтями. Воробьев! Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. Итак, позвать сюда Тяпкина-Ляпкина, то бишь Воробьева!
Воробьев заглянул в «пасть» директорской двери:
— Звали?
— Войди! — приказали из «пасти».
Воробьев открыл дверь. Осколок стекла с легким звоном упал к его ногам. В этом звоне звучал укор.
— Ты выбил стекло? — спросил директор, поглаживая бронзовую лошадь чернильного прибора. — Ты?
— Не-е! — односложно ответил Воробьев.
Казалось бы, все ясно. Ведь никто лучше Воробьева не знал, выбивал он стекло или не выбивал. Но, оказывается, ничего не было ясно. По крайней мере директору. Он сказал:
— Пойди подумай. Зайдешь на следующей перемене.
— Подумаю, — буркнул Воробьев, хотя думать ему было нечего. — Зайду.
На следующей перемене «пасти» в дверях директорского кабинета уже не было: ее забили фанерой. Чистой, еще не исписанной словами и словечками. Воробьев постучал в фанеру.
— Подумал? — спросил директор.
— Подумал, — соврал Воробьев.
— Ты выбил стекло?
— Не-е!
Директор ударил рукой по крупу бронзовой лошади.
— Воробьев! Хоть раз в жизни признайся чистосердечно, тогда тебе ничего не будет.
Это был деловой разговор!
— Мать вызывать не будете? — поинтересовался мальчик.
— Не будем!
Воробьев устало посмотрел на директора — верить или не верить? — и решил рискнуть:
— Я выбил. Можно идти?
— Иди, — с облегчением сказал директор и почти с любовью посмотрел на Воробьева.
А Воробьев посмотрел на директора, как на соучастника в заговоре.
На этом история с разбитым стеклом могла благополучно завершиться, если бы Семин не был в душе Марком Порцием Катоном Старшим. В тот же день мой школьный товарищ открыл дверь с фанерой вместо стекла и с твердостью, с какой его римский двойник произносил: «Карфаген должен быть разрушен!», сказал:
— А Воробьев стекло не выбивал!
— Это что еще за новости?! — Рука директора оседлала бронзовую лошадь чернильного прибора.
— А Воробьев стекло не выбивал! — повторил Семин.
— Кто же, по-твоему, выбил?
— Не знаю.
— Вот-вот, — оживился директор, — не знаешь, а говоришь! Воробьев сам признался. Понятно?
— Понятно, — ответил Марк Порций Катон Старший. — А Воробьев стекло не выбивал.
Розовая голова директора поплыла по кабинету, как воздушный шарик.
— Воробьев говорит — выбил, ты говоришь — не выбивал! Кому прикажешь верить?
— Мне! — приказал упрямый римлянин.
Директор вспыхнул:
— Позвать Воробьева!
Позвали. Воробьев пришел.
— Ты выбил стекло?
— Я, — как по заученному, выпалил Воробьев.
— Что ты на это скажешь, Семин? — победоносно спросил директор моего школьного товарища.
— Он врет! — ответил Семин.
— Какой ему резон врать? Если бы он отпирался, тогда другое дело. Но он признается. Не вижу логики!
— Он врет! — повторил Семин, который видел логику.
— Отстань ты! — лениво буркнул Воробьев и тайком погрозил Семину кулаком. — Я выбил.
— Теперь ты убедился? — Директор торжествующе трепал по холке бронзового коня.
— А Воробьев стекло не выбивал!
— Во-он! — тихо сказал директор, и его розовая голова стала пунцовой.
Так была упущена еще одна возможность раз и навсегда покончить с выбитым стеклом. История продолжалась.
В классе шел сбор, посвященный сбору колосков в подшефном колхозе. Все шумно обсуждали колоски. Спорили. Брали обязательства. Мой товарищ поднял руку.
— Обязуюсь собрать мешок колосков, — сказал он и тут же добавил: — А Воробьев стекло не выбивал!
— Какой Воробьев? Какое стекло? — растерялась вожатая. — Ведь мы говорим о колосках!
— Так я и говорю о колосках, — сказал Марк Порций Катон Старший. — А Воробьев стекло не выбивал.
— Выбил, — мрачно сказал Воробьев: он был верен уговору, держал слово.
— Ну конечно, выбил, — подхватила вожатая, — а колоски.
— Не выбивал, — стоически повторил двойник римского цензора.
— Семин, ты говоришь не на тему, — огорчилась вожатая. — Не срывай сбор, посвященный сбору.
— Я за колоски! А Воробьев стекло не выбивал!
На вечере самодеятельности Семину поручили читать стихотворение Пушкина «Вьюга». Он вышел на сцену, привстал на носочки и объявил:
— Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Вьюга», — потом еще выше привстал на носочки и выдохнул: — А Воробьев стекло не выбивал!
Он произнес эту фразу горячо и вдохновенно, как строку пушкинского стихотворения. Зал загудел. Засмеялся. Захлопал.
А Марк Порций Катон Старший смотрел в темный зал и широко улыбался. Он думал: ребята хлопают, шумят и смеются потому, что согласны с ним. Он вдохнул поглубже и радостно стал читать стихотворение:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
В зале стоял гул, шумели, но он не слышал шума, он читал с душевным жаром, и ему казалось, что пушкинские строки подтверждают его правоту. Директор, сидящий в первом ряду, поднялся со стула и пошел прочь, сказав, чтобы Семина немедленно прислали к нему.
Прямо со сцены Семина подвели к дверям директорского кабинета. К тому времени фанеру уже успели исписать и изрисовать вольностями, ее пришлось выкинуть. На ее место вставили толстое шершавое стекло, как бы покрытое морозным инеем. Семин постучал в новое стекло. Вошел.
— Долго это будет продолжаться? — спросил директор.
— Что. продолжаться? — спросил мальчик.
— «А Воробьев стекло не выбивал»! — голосом Семина произнес директор.
Семин немного подумал и тихо сказал:
— Всегда.
Тогда директор положил обе руки на спину бронзовой лошади и сказал:
— Среди древних римлян тоже встречались чудаки. Калигула, например, мечтал сделать своего любимого коня консулом и приводил его в сенат. А цензор Марк Порций Катон Старший все речи в сенате начинал словами: «Карфаген должен быть разрушен!», но так и не дожил до того дня, когда римляне смели с лица земли этот прекрасный город. Кто же ты? — спросил директор моего школьного товарища Семина. — Калигула или Марк Порций?
И мой друг, не моргнув глазом, ответил:
— Марк Порций Катон Старший.
Он стоял перед директором в потертой курточке, в ботинках со сбитыми каблуками, маленький, щуплый, так не похожий на могущественного римлянина в просторной тоге, как бы сшитой из двух простыней. Но в своей гордой непреклонности он был похож на своего древнего двойника. Римский цензор требовал мести — мой друг хотел справедливости, поэтому был выше цензора на целую голову.
С этого момента в нашей школе не стало Семина, а появился Марк Порций Катон Старший. Его только так и называли. А он всюду и везде — на пионерских сборах, на классных собраниях, на встречах с любимыми писателями — повторял свою неизменную истину: «А Воробьев стекло не выбивал!» Сперва на него сердились, с ним спорили. Потом привыкли и стали воспринимать его слова как шутку.
Прошли годы. Уже давно ребята из нашего класса перестали бить стекла. А самый главный стеклобой Воробьев отпустил усы — жиденькие, рыжие усишки — и очень гордился ими. Холил и лелеял.
Наступил выпускной вечер. Все пришли в школу нарядные, возбужденные. Очень шумели, чтобы заглушить грусть. Все произносили речи, как взрослые. Учителя тайком смахивали с глаз слезу и говорили, что лучше нас не было и не будет. И вот тогда «средь шумного бала» неожиданно поднялся наш Марк Порций Катон Старший и сказал:
— А Воробьев стекло не выбивал!
Все засмеялись, решили, что теперь-то это шутка. И ждали, что наш римлянин тоже засмеется. Но на его лице не было лучиков смеха: глаза смотрели напряженно, а сам он был очень серьезен. И все почувствовали, что он не шутит. На прощальном вечере у него оставалась последняя возможность доказать свою чудаковатую правоту.
— Честное слово. не выбивал.
Его голос дрогнул. Пальцы на руках задвигались: он пытался сжать их в кулак, а они, как на пружинках, распрямлялись. Ребята притихли, а наш маленький директор с розовой безволосой головой спросил:
— Послушай, Семин, чего ты добиваешься?
— Правды, — сказал Семин.
— Это было так давно.
— У правды не выходит срок.
— Но правда эта выеденного яйца не стоит. Маленькая правда.
Мой друг твердо посмотрел в лицо директору и сказал:
— Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая. Меня так дома учили. Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься. Воробьев стекло не выбивал!
И тогда поднялся Воробьев и, прикрывая усы ладонью, словно стесняясь их, сказал:
— Не выбивал. Я в тот день в футбол гонял на соседнем дворе. А в школе меня не было.
— Кто же выбил злосчастное стекло? — вырвалось у директора.
— Если по правде, то я, — сказал длинный парень, за свой рост прозванный «Верстой».
Так закончилась эта малозаметная история. Но все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжелого знойного дня припали губами к холодному роднику.
Вот также и я. Буду добиваться правды не потому, что она может принести какую-то пользу или её отсутствие какой-то вред. Само наличие неправды меня оскорблят. А отказ произнести эту правду в слух меня просто бесит. При том, что те, кто отказывается, знает эту правду ничуть не хуже, чем я.
Подумайте, зачем Семину было нужно признание факта, что Воробъёв не выбивал стекла? Ведь Воробьёва даже не наказали.
Подумайте и, может быть, поймёте, зачем мне нужно признание тах фактов, которые все и так знают.