Сборник заданий. для учащихся 2 3. классов.
1 Сборник заданий по работе с текстом для учащихся 2 3 классов.
2 Содержание Введение 3 Стр. I. Формирование практических представлений о тексте: 4-15 а) текст и одно предложение; 5-7 б) текст и набор предложений; 8-9 в) текст и его искаженные различные варианты; II. Развитие умений и навыков анализировать текст: а) находить границы предложений; б) определять порядок предложений в тексте; в) делить текст на абзацы; г) определять тему, основную мысль, подбирать заголовок III. Развитие умений и навыков построения текста: а) повествовательный текст; б) описание; в) рассуждение; Список литературы 45 Приложение 46 2
3 Введение Программа составлена с учетом требований нового базисного учебного плана (Тематическое планирование 2 и 3 классы. Москва «Вако», 2010). Задания могут использоваться учителями-логопедами и учителями начальных классов в зависимости от готовности учащихся. Цель сборника состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию речи младших школьников, путем введения теоретических сведений и системы заданий по работе над текстом. Представленная работа над текстом включает в себя 3 этапа: формирование практических представлений о тексте, развитие умений и навыков анализировать текст, развитие умений и навыков построения текста. 2 класс Знать: 1. Общее понятие о тексте. 2. Типы текстов. 3. Структурные части повествовательного текста. Формировать умения: Отличать связный текст от набора предложений, не связанных общей темой; Различать типы текстов; Определять тему текста, основную мысль; Упражнять в делении текста на логически законченные части; Работать с деформированным текстом; Находить опорные слова; Подбирать заголовок. 3 класс Знать: Типы текстов. Уметь: Определять тему и основную мысль; Делить текст на части, соблюдать красную строку; Устанавливать связь между частями текста; Устанавливать последовательность предложений в тексте; Подбирать заголовок; Распознавать текст повествование, рассуждение, описание; 3
7 Задание 8. Записать в 2 столбика: отдельное предложение и текст. Мурзик. У Ани живет кот Мурзик. Он весь белый. На лапах темные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть. В гнезде пищат птенцы. Брат Никита несет корзину. Солнце село. Однажды Митя шел из школы домой. Предложение Текст 7
8 б) Текст и набор предложений Задание 1. Прочитать предложения. Определить, где текст, а где отдельные предложения. При ответе используются выражения: Я уверен, что. Я думаю, что. Мне кажется, что. Я полагаю, что. Щенок. Плачет маленькая Оля. У нее пропал щенок Булька. Он был беленький. Оля кормила его молоком. Маша шьет кукле платье. Я живу в Санкт-Петербурге. Щенок играет с котенком. Вопросы к важным по смыслу словам опорным словам: 1. Кто плачет? ( маленькая Оля) 2. Что у нее случилось? ( пропал щенок) 3. Какой он был? ( беленький) 4. Чем Оля кормила его? (молоком). Пересскажите текст. Задание 2. Прочитать предложения. Выписать в 2 столбика: текст, отдельные предложения. Перескажите текст. У Лены в клетке жил скворец. Лена ухаживала за ним. Летом девочка выпустила птицу на волю. Текст У Пети был попугай. Летом Таня кормила уток. У Лени живет ежик. Предложения Вопросы к важным по смыслу словам: 1. Кто жил у Лены в клетке? 2. Что делала Лена? 3. Что сделала Лена летом? Приходилось ли вам ухаживать за птицами? Расскажите. 8
10 в) Текст и его искаженные различные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста). Задание 1. В рассказе не хватает начала. Добавь 1 предложение. 1. Олень. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду. 2. В саду. Бабушка Анисья и ее внучка Ольга были в саду. Они поливали грядки с луком и укропом. У дома стоит ведро с теплой водой. Ольга шлепнула рукой по воде. Брызги упали на платье. 3. Осы. Катя и Юра увидели большой пень. А там осы. Они гудели. Дети испугались и побежали домой. Задание 2. Выбери подходящую середину рассказа. Рыбка и свисток. К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увидел рыбку. Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток. Но свисток его не радовал. а) Наступил выходной день. б) Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку. в) Виталик достал корм. Мальчики вместе стали ее кормить. Задание 3. Продолжи рассказ по началу закончи его одним предложением. 1. Муравей нашел зерно. Но оно было очень тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей. 2. Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша. 3. Сережа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и ухаживали за ним всю зиму. 4.Маленькая Оля побежала за котенком. Ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась и заплакала. Мимо шли ребята из школы. 10
11 Задание 4. Добавьте 1 2 предложения к данным так, чтобы получился связный текст. 1. Вчера я был в цирке Мама послала Колю в магазин Петя обидел своего товарища Чудесное время года лето! Ты хотел бы научиться играть в шахматы. Задание 5. Прочитать текст. Все ли предложения в нем соответствуют теме текста? Озаглавьте. Спишите. Весенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка сядь у речки и послушай. (По Н. Сладкову) Задание 6. Прочитайте текст. Найдите лишнее предложение. Как вы его определили? Озаглавьте текст. Спишите. Подчеркните слова,которыми автор называет медведя. Пересскажите текст. Захотелось медведю медком полакомиться. Забрался косолапый разбойник на пасеку и разбил ульи. Встревожились пчёлы. Налетели на непрошенного гостя и стали жалить его. Отбивается мишка, но не уходит, уж больно сладок медок! Мёд обладает целебными свойствами. Задание 7. Прочитайте текст. Все ли предложения в тексте соответствуют его теме? Напишите текст без лишних предложений. Красавец павлин. Павлин красивая птица. Он ставит хвост кругом, а на хвосте синие кружочки с золотым и зеленым. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят перышки, как иголочки с шишечками. В зоопарке можно увидеть диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников. Задание 8. Прочитайте текст. Какую основную мысль хотел выразить автор? Все ли предложения в тексте помогают раскрыть эту мысль? Запишите текст, опустив лишние предложения. Многие считают жабу некрасивой, а мне она очень понравилась. Осбобенно ее глаза золотистые и все в пятнышках. Большой беззубый рот придает ей какое-то доброе выражение. Но как неприятна ей скользкая, холодная кожа. Мне кажется, что жаба симпатичное животное. 11
12 Задание 9. Прочитайте. Найдите лишнее предложение. Почему оно лишнее? Вставьте в текст свое предожение, соответствующее теме. Поле. Просыпайся. Вставай. Новый день на дворе. Выйди в поле: кого там только нет. Бабочки из цветочных ваз сладкий сок пьют. Муравьи быстро снуют по дорожкам. Медведь в самой чаще нашел спелую малину. Паучки сети плетут. Ящерки в листьях шуршат. Птицы поют. Что ни шаг то встреча. (По Н. Сладкову) Задание 10. Прочитайте изложение ученика «Как Артемон гонялся за птичками». Какую ошибку в построении текста вы заметили? Нужен ли в этом тексте повтор предложения? Какие еще недочеты вы заметили в изложении? О чем вы написали бы по-другому? Исправьте текст. Запишите исправленный вариант. На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием. Веселый пудель Артемон носился по траве и лаял. Птицы нисколько не боялись его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями. ( По А. Толстому) Задание 11. Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ. 1 Подберезовик. Мама срезала ножом. У гриба маленькая, длинная, мохнатая. Это гриб. Он растет под. Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой. 2 Дедушка подарил внуку. Внук был рад. Он заботился о, часто гулял с. Слова для справок: щенок, собачка, с ним, подарку. 3 Птичья столовая. Под окном стоит. Её сделали. Они насыпали. Сюда слетелись. Птицы. Слова для справок: кормушка, ребята, крошки хлеба, синицы, снегири, рады. 12
13 4 Ели надели белые, Спрятали в колкие. Скачет под елками белый зайчишка, Белый зайчишка в пальтишке. Ни рукавиц у косого, ни, Греют его только быстрые. (И. Пивоварова) Слова для справок: ша. ки, варе. ки, ла. ки, ле. кое, ша. ка, ла. ки. 5 Маша на берегу реки в мячик. Вдруг мячик и в воду. Маша по берегу, а мячик по воде. он, да и к рыбакам в сеть. Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал. 6 Скоро зима Ночью ударил сильный. Он сковал лужи на и. ветер гулял по лесу. Холодно стало. спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. стали готовить для птиц. Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята, кормушки. Задание 12. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Придумайте к тексту короткое продолжение. Например, расскажите о деревьях в лесу. Хорошо и привольно летом в лесу. Зеленой листвою одеты деревья. Громко. птицы. иволга. неугомонные кукушки. В кусах над ручьями. соловьи. В лесу под деревьями. звери. Бродят медведи. лоси. веселые белочки. В темной чащобе. разбойница рысь. ( По И. Соколову-Микитову) Задание 13. Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка? Что помогло вам узнать сказку? Во втором абзаце вставьте пропущенные глаголы. Иван-царевич через стену перелез, увидел терем на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и загорелось: «Ах, какая золотая, драгоценная! Как такую не взять!» Только. до клетки пошел по крепости звук: трубы. барабаны. Сторожа. Ивана-царевича и. его к царю Афрону. 13
15 4 в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное изредка, от, деревья, мороз, потрескивают солнце, лес, утреннее, осветило, спящий в, послышалось, воздух, щебетание, птиц. 5 свете, жила, на, коза хозяйка, нее, у, злая, была клок, давала, день, в, сена, только козы, трудная, у, жизнь, была она, козе, листики, давала, вкусны. 6 Старшие друзья рядом, сад, со, открылся, школой, детский ребята, для, подарки, малышей, готовили шили, кукол, девочки игрушечную, мальчики, мебель, делали и, картинками, нашлись, с, книжки малыши, рады, подаркам, и, были, гостям. 15
16 2. Развитие умений и навыков анализировать текст На 2 этапе проводится работа по формированию практических умений и навыков анализировать текст. Развиваются умения: а) находить границы предложений; б) определять порядок предложений в тексте; в) делить текст на абзацы; г) определять тему, основную мысль, подбирать заголовок. а) находить границы предложений Задание 1. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. 1 Скоро весна. Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха. (По Соколову-Микитову) 2 Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики. (По К. Ушинскому) 3 Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось все выше и выше. 4 Улетают наши птицы Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси. И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (По И. Соколову-Микитову)
17 5 Береза У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. 6 Осенью Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжёлые тучи. Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. 17
18 б) определять порядок предложений в тексте Задание 1. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. 1 Лоси. Вдруг раздался громкий лай. Дети пришли в лес. Лоси пили воду. Около лесного озера они увидели лосей. Лоси быстро скрылись в лесу. 2 В лесу. Там укрылись серые ежики. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Под елкой норка. 3 В роще. Они зашли в глухую чащу. Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу Дети пошли в рощу. Ребята слышат шум машин. Шура стал кричать. 4 Осенью. Весь день стоит ненастная погода. Наступила поздняя осень. Он ломает сучья и срывает листья с деревьев. Яростный ветер гонит над землей клочья туч. Грустный стоит лес. С утра густой туман окутал окрестность. 5 Случай с барсуком. На голове у него стеклянная банка надета, как скафандр. Лесник аккуратно разбил банку. К избе лесника из чащи прибежал барсук. Что-то вкусное было в банке, вот зверёк и попался. За помощью он прибежал к человеку. Счастливый барсук скрылся в тайге. Смотрит барсук сквозь банку, а снять её не может. 18
19 6 Зима. И пруд уже замерз. С каждым днем все холоднее. Запасите осенью побольше ягод рябины. Облетели с деревьев листья. На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод. Хохлатые птицы клюют их. Лужи на улицах покрыты тонким ледком. Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (По Г. Скребицкому) Задание 2. Прочитайте текст. Восстановите правильный порядок предложений в тексте. На прогулке. Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков. Вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла лодочка, закружилась. Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные при построении текста. На горке. Ребята катались на лыжах с горы. Миша въехал в сугроб и упал. Подъехал Вася и смеется. Встал он, отряхнулся. Весело ребятам зимой. Задание 4. Наведите порядок в предложениях так, чтобы получился связный текст. Докажите, что это текст. Запишите. 1. И все цыплята залезли к ней под крылышки. 2. Ходила курочка с цыплятами по двору. 3. Вдруг пошел дождь. 4. Это значит: прячьтесь скорей. 5. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. ( Е. И. Чарушин) Задание 5. Наведите порядок в предложениях так, чтобы получился связный текст. Докажите, что это текст. Запишите. Первая охота. 1. Только к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост. 2. Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там! 3. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. 4. Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. 5. Ящерка давно под камнем сидит, хвост себе отращивает. ( В. Бианки) 19
20 Задание 6. Перед вами набор кубиков, на гранях которых написаны предложения. Составьте из кубиков текст на одну из тем: 1. Умная галка. 2. Как шляпа превратилась в гнездо. 3. Муравей и голубка. 4. Орел и олениха. 5. Как Петя спас птенца. 6. Лев и мышка. Помните, что на одной грани каждого кубика есть одно предложение из данного текста. Выделите сначала предложения на заданную тему, а потом определите их последовательность. Комплект текстов для кубиков. 1. Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда птица стала кидать в кувшин камешки, пока вода в нем не поднялась. Так умная галка смогла напиться. 2. Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошел за ландышами. На сучьях деревьев он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Илья не стал трогать птичье гнездо. 3. Муравей спустился к ручью попить. Волна накрыла его с головой. Голубка бросила муравью ветку. Он сел на ветку и выбрался на берег. Однажды охотник поймал голубку. Муравей укусил его, и охотник выпустил птицу. 4. У высокой скалы паслось оленье стадо. В ее тени лежал маленький олененок. Орел выследил его и бросился на добычу. Олениха услышала шум крыльев громадной птицы. Она встала на задние ноги возле детеныша, а передними копытами старалась ударить разбойника. Растерявшийся орел полетел к своему гнезду. 5. Нал наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял малыша и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. Задание 7. Прочитайте. Что это за запись? Как превратить ее в текст? Как определить границы предложений? А как установить их последовательность? Напишите восстановленный текст. По ягоды. Бабушка с Надей взяли кружечки и пошли в лес вот и земляника поспела только бабушка в кружечку, а Надя в рот у бабушки полная кружечка стыдно ей стало у Нади кружечка пустая, даже дедушку угостить нечем пришли домой они стали собирать ягоду. ( По Я. Тайцу) 20
23 2. Как звали мальчика и собаку? Как играл Леша с Барбосом? Что случилось, когда Барбос заметил кошку? Что стало с Лешей? Он заплакал? 9вторичное чтение самостоятельно.) Посмотри на рисунки. По порядку ли они нарисованы? Почему ты так думаешь? Возьми карандаш и проставь номера в клеточках в нужном порядке. Найди предложения к каждой картинке и прочитай. 23
24 Внимательно перечитай текст еще раз. Теперь закрой его листом бумаги. Внизу перед тобой такой же текст, но последние слоги в некоторых словах от тебя «спрятались». Читай текст внизу, добавляя пропущенные слоги. Перескажи текст по рисункам, как запомнил. 24
27 Задание 5. Прочитайте. Расположите части текста так, чтобы получился связный текст. Запишите. 1. В гнезде появились птенцы. За гнездом следил кот. 2. Ласточки собрались стаей. Они дружно налетели и прогнали кота. 3. Пришла весна. С юга к родным гнездам вернулись ласточки. Одно гнездо совсем осыпалось. Птицы носили в клюве глину и поправляли его. Переделайте первое предложение в вопросительное и восклицательное. Запишите. Задание 6. Прочитайте изложение ученика. Что случилось с текстом? В какой последовательности должны стоять абзацы? Восстановите текст, запишите его. Пушок. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. В доме у нас жил ежик, он был ручной. Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. Задание 7. Прочитайте текст и план к нему. Какие несоответствия вы заметили? Восстановите последовательность абзацев. Третью часть придумайте самостоятельно. Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке. Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся она взъерошилась. Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед. (По В. Астафьеву) 27
28 Задание 8. Составить текст в правильном порядке. Даются мнемотаблицы в правильном порядке. Текст дается вперемешку. Подобрать нужный абзац к своей картинке. Белый медвежонок. Я хозяин Арктики, Белый и большой. Могу я быстро плавать, Стремительно нырять, Могу в открытом море Тюленя я поймать. 28
29 Очень любит медвежонок свою маму. Она большая и сильная. Шерсть у нее белая, густая и длинная. На далеком Севере много-много снега и льда. Там всегда мороз, там всегда тихо и спокойно. А мама-медведица купаться ушла. Ловко она плавает и ныряет. Вот поймает в воде тюленя или рыбку и отнесет домой своему любимому малышу. Сидит медвежонок и вспоминает, как он с мамой играл, как вместе с ней со снежной горки катался. Глаза красивые, черные, зоркие. Нос чуткий. Зубы крепкие и острые. Уши маленькие. Овальные. Только маленький белый медвежонок в берлоге фыркает и плачет. Он маму потерял. Вспоминает медвежонок, как мама обнимала его своими сильными лапами. Подошвы у них покрыты густой шерстью, поэтому ходить по снегу ей не холодно. Чудесные превращения. Закрой глаза и представь себе белую медведицу. Расскажи, какая она. Покажи: как медведица охотится; как медведица плавает; как она рычит, когда сердится. 29
30 г) определять тему, основную мысль, подбирать заголовок Заголовок может быть темой и основной мыслью. Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему. Как бы вы его озаглавили? Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Дима и Таня. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят. Хорошие у мальчика товарищи! Выделите важные по смыслу слова, ответив на вопросы: 1. Что случилось с Сашей? 2. Кто к нему пришёл? 3. О чём весело рассказывали ребята? 4. Как вёл себя Саша? 5. Какие у Саши товарищи? Какой заголовок, на ваш взгляд, отражает содержание текста? Товарищи. Саша заболел. Саше скучно. А есть ли у тебя друзья? Помогают ли они тебе в трудную минуту? Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Из приведенных вариантов выберите тему, основную мысль и заголовок. Объясните свой выбор. Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья. Вопросы: 1. Когда прилетели скворцы? 2. Где они устроились? 3. Что делали птицы? 4. Как они работали? 5. Что они делали вечером? 6. Почему надо беречь птиц? Тема текста: скворцы; вечером они садились на ветку и пели; скворцы прилетели в марте. Основная мысль: трудолюбивые скворцы; скворцы наши друзья; скворцы прилетели в марте; скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Заголовок: скворцы; они наши друзья; птички; скворцы прилетели. 30
32 ответе, столько раз пролает. Ни разу не ошиблась. Вытащили ее оттуда. Все ей хлопают, она раскланивается. Она рада, хвостиком виляет и опять к блюдечку бежит. Настоящая цирковая артистка. Задание 6. Прочитайте текст. О ком говорится в этом тексте? Почему Сашу называют трусом? А ты боишься грозы? Что бы ты посоветовал Саше? Озаглавьте текст. Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно юыло, прошла ли гроза. Сиди, Саша, в шкафу за то, что ты трус. ( Л. Толстой) Вопросы: 1. Что случилось? 2. Что сделал Саша? 3. Как ему там было? 4. Что не слышал Саша? 5. Что сказал автор Саше? Подберите антонимы к словам: темно, трус, влез. Задание 7. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Замените слово русак такими словами: зайчик, косой, он. Запишите текст. Русак перескочил через дорогу. Русак подошел к своей старой норке. Выбрал русак местечко повыше, поудобнее. Раскопал русак снег, лег в новую норку. Уложил русак на спине уши и заснул с открытыми глазами. Словарь: русак это серый заяц, сохраняющий окраску зимой и летом. Найдите антонимы в тексте. Выпишите их. Подберите синонимы и антонимы к словам: заснул, раскопал. Задание 8. Прочитайте текст. Пересскажите текст. Запишите. Ежик и кот. Ежик куда-то спешил. Он смешно семенил ножками. Вдруг ежик увидел кота. Ежик попыхтел и подошел к нему. Кот захотел понюхат незнакомца. Но уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ежик презрительно фыркнул вслед. А через минуту они мирно лакомились хлебом с молоком. Это был кошачий ужин. ( По Г. Филиппову) 32
33 Выберите правильный вариант основной мысли: 1. Ежик и кот подружились. 2. Смешной кот. 3. Кот испугался ежа. 4. Кошачий ужин. 5. Необычная дружба. Задание 9. Прочитайте текст и заголовки к нему. Какой заголовок вы выберите и почему? Подумайте, что отражено в заголовке тема или основная мысль. Такие, что и нарочно не придумаешь! То плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то совсем бесформенные, вроде морского конька тряпичника, похожего на лоскут. Многих рыб и назвали за форму тела. Рыба-сабля похожа на саблю, рыба-молот на молот, рыба-игла на иглу, рыба-ремень на ремень. Рыбаеж, рыба-язык, рыба-кузовок. А камбала! Плоская, словно блин, плавает на боку, и оба глаза с одной стороны. ( Н. Сладков) Заголовки: Разные рыбы. Какие бывают рыбы? Почему рыб так называют? Кто на что похож? Рыбы. С какими предметами сравниваются рыбы? Прочитайте сравнения. Расставьте в тексте паузы и прочитайте его выразительно. Пересскажите текст подробно. 33
34 3.Развитие умений и навыков построения текста На 3 этапе формируется самостоятельное умение создавать текст на основе знания правил его построения. Стандарт 2 не предполагает работу над описанием и рассуждением. Большая часть направлена на работу над текстами-повествованиями, с элементами описания. Формируем понятия о построении текстов описаний и рассуждений. При желании учитель может воспользоваться представленными заданиями. а) Повествовательный текст. б) Описание. в) Рассуждение. а) Повествовательный текст Если в тексте о чем-то рассказывается, повествуется и такой текст отвечает на вопрос «Как это случилось?» («Как это произошло?»), то этот тип текста называется повествованием. Повествовательный текст отвечает на вопросы: кто? Что делала? Где? Когда? Как? Действие протекает во времени, чередой, одно за другимс. Для того, чтобы показать последовательность действия в языке имеются такие слова, как сначала, потмо, затем, тогда, снова, сперва, еще, уже и т.д. Главная особенность повествования сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов. Схема построения повествовательного текста: 1. Начало действия: А) место Б) время 2. Развитие действия А) сообщение о действующем лице Б) особенности и порядок действий. 3. Кульинация. 4. Вывод. 34
35 Задание 1. Прочитайте. Что увидела Каштанка в маленькой комнате? Почему она испугалась? Какие опорные слова можно выделить в данном отрывке? Напишите выборочное изложение по опорным словам, описывая то «неожиданное» и «страшное», что увидела Каштанка. Каштанка. Каштанка поцарапала. дверь, налегла на нее грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку. Задание 2. Прочитайте. Кого разбудили солнечные лучи? Озаглавьте текст. Что отразилось в заголовке тема или основная мысль? Определите тип текста. Докажите. Пофантазируйте, кого разбудил третий луч. Напишите об этом. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Задание 3. Прочитайте начало русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный». Какие слова нужно вставить в текст? Как вы догадались? Определите тип текста. Выпишите самые важные опорные слова. На какие вопросы они отвечают? На лесной опушке, в тепленькой избушке жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный. Воробей с поля прилетел, мышонок от кота. блин со сковороды. Жили они, поживали, друг друга не. Каждый свою работу делал, другому. Воробей еду приносил с полей зерен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова. а блин щи да кашу
36 Задание 4. Прочитайте изложение ученика. Определите, какой части в тексте не хватает. Придумайте ее самостоятельно и запишите. Какого типа текст получился? Друзья. У лесника дома жил щенок. Вот и стали лисенок и щеной расти вместе. Очень занятно они играли. Лисенок лазал и прягал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, с лавки на стол, хвост задерет и смотрит вниз. А щенок ползет, ползет по лавке хлоп! и упадет. Лает, бегает вокруг стола. А потом лисенок спрыгнет вниз и оба лягут спать рядышком. Задание 5. Прочитайте запись. Как превратить ее в интересный рассказ? Дополните каждый абзац несколькими предложениями и запишите. Какого типа текст у вас получился? Лебедь. Лебедь был ранен. Птица была очень красива. Мальчик в корзине сорудил гнездо и уложил в него птицу. С тех пор мальчик и лебедь стали добрыми друзьями. Задание 6. Составление текста по серии сюжетных картинок ( см. приложение). Огурец и капуста. I. Подготовительная работа. а) 1. Ответь на вопросы. Что необычного ты видишь на картинках? Как художник показывает, что прошел целый день? Почему капуста осталась на берегу? Почему огурец покрылся пупырышками? Каким будет твой рассказ: грустным или смешным? 2. Выбери наиболее удачный заголовок. «Огурец и капуста» «Почему у огурца пупырышки?» «Вот так искупались!» 3. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план рассказа. 4. Замени слова пойти, прыгнуть, купаться близкими по смыслу словами. 5. Подбери как можно больше имен прилагательных к словам капуста, огурец. 6. Продолжи предложения. Капуста долго раздевалась, потому что. Огурец покрылся пупырышками, потому что Составь из слов каждой строчки предложения. Купаться, капуста, на, однажды, огурец, пошли, и, реку. Весь, пупырышками, от, огурец, покрылся, холода. 36
37 8. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания. II. План. 1) Вступление. 2) Основная часть. Как вели себя овощи? Как развивались события дальше? Что случилось с огурцом и капустой? 3) Заключение. Вот так искупались! III.Опорные слова и словосочетания. Прекрасный летний денек, купаться, река, кинуться в воду, снимать листья, плескаться, раздеваться, замерзнуть, покрыться пупырышками. 37
38 б) Описание Если в тексте описывается что-либо и текст отвечает на вопрос «Какой?», то этот текст описание. Описание-текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, т.к. текст отвечает на вопрос какой? Каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова: как будто, как словно, похожи на. В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны. Описание дается для того, чтобы читатель видел предмет описания, представил его. Характер описания взволнованный. Изображение красочное. Описание это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид). В описании должны быть представлены основные для данного описания признаки. Схема построения описания. 1.Представление объекта речи. 2.Наиболее характерные признаки объекта речи. 3.Оценка объекта речи. 4.Заключение и вывод. Задание 1. Прочитайте. Во втором абзаце вставьте пропущенные слова. Объясните свой выбор. Какого типа этот текст? Осень в лесу. Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По небу бегут и бегут обдака. В. дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки. стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В. стайки собираются скворцы, улетают на юг. птицы. В. путь отправляются. гуси, покидают. болота. журавли. Задание 2. Прочитайте отрывок из романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера». О каком предмете, найденном у Гулливера, рассказывают лилл\ипуты? Какого типа этот текст? Какие характерные признаки часов описали лилипуты? Составьте от лица лилипутов аналогичный текст, в котором описывается шариковая ручка. Опишите ее форму, материал, из которого она сделана, как устроена внурти, укажите в конце рассказа ее назначение. Начните так: В кармане у Человека-Горы был найден большой предмет. Что это за предмет, неизвестно. 38
40 Красота осеннего леса. III.Опорные слова и словосочетания. Осенний лес, золотые платьица, разрумяниться, дуб-богатырь, нарядный ковер, любоваться. Задание 4. Составление текста по серии сюжетных картинок. Летняя гроза. I. Подготовительная работа. 1. Восстанови последовательность событий. 2. Ответь на вопросы. Какое явление природы изображено на картинках? Ты наблюдал грозу в природе? Расскажи. Что происходит до наступления, во время и после? Какая картинка рождает тревожное чувство, чувство страха, чувство радости и облегчения? Какие краски использовал художник для каждой картинки? Почему? 3. Выбери наиболее удачный заголовок. «Гроза в лесу» «Лето» «Летняя гроза» 4. Озаглавь аждую картинку. Подумай, сколько картинок относится к основной части текста. У тебя получился план. 5. Подбери к словам небо, тучи, ветер, молния, солнце, радуга синонимы, сравнения, образные слова и выражения. 6. Подбери как можно больше глаголов к словам тучи, ветер,молния, дождь. 7. Продолжи предложения. Набежали грозовые тучи. Небо прояснилось из слов каждой строчки составь предложения. туча, солнце, низкая, закрыла. вспышка, вершины, осветила, молнии, деревьев, яркая. из-за, выглянуло, ласковое, туч, солнце. 9. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания. 40
41 II. План. 1) Вступление. Ничто не предвещало ненастья. 2) Основная часть. Описание деревьев в лесу: Ожидание грозы. Гроза набирала силу. После грозы. 3) Заключение. Быстро прошла летняя гроза. III.Опорные слова и словосочетания. В самом разгаре, грозовые тучи, природа, замереть, налететь, крупные капли дождя, молнии-стрелы, радуга, пройти. Задание 5. Прочитайте сочинение. Дополните текст нужными словами. На кокой вопрос они отвечают? Озаглавьте текст. Определите его тип. Раннее летнее утро. На далеком горизонте показались отблески зари. Тихо и прохладно в дубовой роще в этот утренний. Но вот показалось. Проснулся. Легкий. прошелестел по. могучих богатырей. В русских лесах нет дерева мощнее и красивее. Весной позднее других. он распускает свои. А пожелтевшие. иногда висят на. всю зиму. Идешь по зимней снежной. и слышишь шелест сухой растут медленно. Нужно десятки лет. Чтобы зашумела дубовая
42 в) Рассуждение Если в тексте что-то объясняется, доказывается и такой текст отвечает на вопрос «Почему?» («Зачем?»), то такой тип текста называется рассуждением. В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т.д. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак. Построение рассуждения чаще всего бывают такие: высказывается какаялибо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, т.е. вывод в результате приведенных доказательств. Утверждение, под которым нет какой-либо логической опоры, доказательствами не являются. Схема постронеия текста-рассуждения. 1. Вступление. 2. Тезис ( основная мысль, которая будет доказываться). 3. Аргументы (доказательства): А) доводы Б) примеры, случаи, факты, цифры. В) мнения авторитетных людей, цитаты. 4. Вывод. Задание 1. Прочитайте текст. Какой это тип текста? Почему вы так решили? Прочитайте ту часть рассуждения, в которой содержится утверждение. Теперь ту, в которой содержатся доказательства. Назовите слова, которые связывают обе части. Можно ли поменять части местами? Какое словосвязку вы будете использовать? Стриж питается летающими насекомыми. К осени этих насекомых становится меньше. Вот почему стриж рано покидает родные края. Задание 2. Прочитайте запись. Выбрав из нее необходимое, сотавьте текст. Какого он получится типа? Почему вы так решили? Существуют ли варианты в построении данного рассуждения? Какие? Какие слова-связки вы будете использовать в первом случае? А во втором? Маленькая птичка называется поползнем; передвигается по стволу дерева вниз головой; она как будто ползет; поэтому; потому что. Задание 3. Подумайте, почему в Арктике мех у медведей белый? Ответ запишите в форме рассуждения. Какого стиля текст у вас получится? Почему? 42
44 Задание 7. Прочитайте отрывок из сказки Л. Н. Толстого. Верный ли совет дала мышка? Почему? Напишите текст-рассуждение на тему «Воспользуются ли мыши советом?». С этой целью вспомните построение текстарассуждения. Мыши. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем». Задание 8. 1 варинт. Напишите о том, чтобы вы нарисовали и почему, если бы дед Мороз подарил вам волшебные краски. 2 вариант. Напишите, почему очень важно дарить волшебные краски самым добрым детям. Определите тип получившихся текстов. Волшебные краски. Один раз в сто лет один самый добрый из всех самых добрых стариков Дед Мороз в ночь под новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет. Поэтому Дед Мороз приносит краски самому доброму из всех самых добрых детей. ( Е. Пермяк) 44
46 Приложение Текст. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Опорные слова. Предложения в тексте связаны по смыслу, каждое из них имеет границы и свое строго определенное место. В тексте всегда о чем-то (о ком-то) говорится. То, о чем говорится в тексте, называется его темой. Основная мысль текста то важное, главное, что хотел сказать автор (его отношение, оценка того, о чем он пишет). К тексту можно придумать заголовок. Он может называть тему текста или его основную мысль. Опорными называются самые важные слова текста. 46
47 Я уверен, что. Я думаю, что. Мне кажется, что. Я полагаю, что. 47
48 Если в тексте о чем-то рассказывается, повествуется и такой текст отвечает на вопрос «Как это случилось?» («Как это произошло?»), то этот тип текста называется повествованием. Повествовательный текст Повествовательный текст отвечает на вопросы: Кто? Что делала? Где? Когда? Как? Действие протекает во времени, чередой, одно за другимс. Для того, чтобы показать последовательность действия в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, еще, уже и т.д. Главная особенность повествования сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов. Схема построения повествовательного текста. 1.Начало действия: А) место Б) время 2. Развитие действия А) сообщение о действующем лице Б) особенности и порядок действий. 3. Кульминация. 4. Вывод. 48
49 Если в тексте описывается что-либо и текст отвечает на вопрос «Какой?», то этот текст описание. Описание Описание текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, т.к. текст отвечает на вопрос Какой? Каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова: как будто, как словно, похожи на. В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны. Описание дается для того, чтобы читатель видел предмет описания, представил его. Характер описания взволнованный. Изображение красочное. Описание это текст, который указывает признаки объектаречи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид). В описании должны быть представлены основные для данного описания признаки. Схема построения описания. 1.Представление объекта речи. 2.Наиболее характерные признаки объекта речи. 3.Оценка объекта речи. 4.Заключение и вывод. 49
50 Если в тексте что-то объясняется, доказывается и такой текст отвечает на вопрос «Почему?» («Зачем?»), то такой тип текста называется рассуждением. Рассуждение В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т.д. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак. Построение рассуждения чаще всего бывают такие: высказывается какаялибо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, т.е. вывод в результате приведенных доказательств. Утверждение, под которым нет какой-либо логической опоры, доказательствами не являются. Схема постронеия текста-рассуждения. 4. Вступление. 5. Тезис ( основная мысль, которая будет доказываться). 6. Аргументы (доказательства): А) доводы Б) примеры, случаи, факты, цифры. В) мнения авторитетных людей, цитаты. 4. Вывод. 50
54 Белый медвежонок. Я хозяин Арктики, Белый и большой. Могу я быстро плавать, Стремительно нырять, Могу в открытом море Тюленя я поймать. 54