Продолжить рассказ случай с евсейкой горький 3 класс

Сказки

Горький «Случай с Евсейкой»

Максим Горький «Случай с Евсейкой»

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюёт. А день был жаркий, стал Евсейка, со скуки, дремать и — бултых! — свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывёт тихонько, потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!

Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут, качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, а над её тяжёлым щитом играют две маленькие зелёные рыбёшки, совсем как бабочки в воздухе, а вот по белым камням везёт свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стихи вспомнил:

Дом — не тележка у дядюшки Якова.

И вдруг слышит, над головою у него точно кларнет запищал:

Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

— Это вы говорите? — спросил Евсейка.

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбёшка и — смеётся, разговаривает:

— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

— И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

— Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек.

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

Под камнями рак живёт,

Рыбий хвостик рак жуёт,

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

«Серьёзный какой», — подумал Евсейка. Большая же рыба пристаёт к нему:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?

— Так себе. Вроде меня, только — побольше и усы у него. Если не сердится, то — очень милый.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

— Нет, он не ест рыбу, костлявая очень.

— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все мы костлявые! Например — моё семейство.

«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

— Вы бывали у нас наверху?

— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем.

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура. »

И, будто бы беззаботно, ответил:

— Гм! — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы — уже утопленник?

— Вот ещё! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже! Я, вот, сейчас встану и.

Попробовал встать, а — не может: точно его тяжёлым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь — в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет! На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит:

— Желаю с вами познакомиться поближе.

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:

— Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

Читайте также:  Сказки нам повествуют о благородстве

— Погодите, я, может, ещё авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

— Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, — запутались в волосах и дёргают их.

«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы, — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете

Мы бы, рыбы, не могли бы

раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас —

Не родня ли это чудо безобразным

«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было. »

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

— Нравится вам у нас?

— Нет. то есть — да, нравится. У меня дома тоже очень хорошо! — ответил Евсей и снова испугался:

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть. »

— Давайте как-нибудь играть, а то мне несколько скучно.

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

— Это хорошо — поиграть. Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывём наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите.

Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Ну что ж? Поплывём! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цоп её за жабры и кричит:

— Стойте! Вы, чудовище, слишком засунули свои лапы в жабры мне.

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить, не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик. — Ну что вы спорите всё? Играть так играть.

«Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уж я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь:

Ходит щука вкруг леща.

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

Тщетно тщится щука

Вот так это — штука!

Плыли-плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух:

Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зелёная вода заплёскивает на берег, шумит, поёт, Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже — весь сухой!

— Ух, — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул!

Источник

Конспект урока литературного чтения в 3 классе М.Горький «Случай с Евсейкой»

Урок по учебнику УМК «Школа России». Второй урок по произведению М.Горького. Включает работу над сочинением продолжения к рассказу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе М.Горький «Случай с Евсейкой»»

Конспект урока литературного чтения по теме: М.Горький «Случай с Евсейкой». Сочинение продолжения рассказа.

3 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: анализ произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» и интерпретация авторского текста в соответствии с заданной целью

Знать структуру текста –повествования

Использовать в своём тексте средства художественной выразительности

Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение

Находить слова, помогающие увидеть красоту подводного мира

Участвовать в работе группы

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Выявлять мотивы поступков героев и нравственный смысл

Проявлять интерес к чтению произведений русских писателей

Читайте также:  Пришвин кладовая солнца о чем говорится в рассказе

Гордиться своей страной, её людьми, их талантами

1.Мотивация к учебной деятельности

-Настроение каково? Во!

Все такого мнения? Все, без исключения.

Может, вы уже устали? Мы таких с собой не брали.

Может, ляжем отдохнём? Лучше мы урок начнём.

-Сегодня на уроке, ребята, мы с вами дружно плодотворно будем работать и оценим свои результаты. У вас на столе есть полоска для этого. Желаю всем успешной работы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

положительно настраиваются на урок.

-Начнём мы с какого этапа? Что мы первое делаем? Для чего?

Прочитайте на доске слова сначала про себя.

Теперь хором тихонечко. А теперь громче.

Прочитать вопросительно. Вот не знает ещё кто-то, что за голотурия. А теперь с уверенностью, с видом знающего человека.

лангуст краб морская звезда актиния креветка черепаха рак голотурия морской пузырь моллюск сепия сифонофоры

А сами то вы можете себе представить тех, чьи названия здесь написаны?

Итак, справились с первым этапом работы?

Сейчас оценим себя за разминку в первом окошечке.

Читают слова, соотносят их с прочитанным ранее произведением.

Два ученика на доске прикрепляют правильно название к картинке у остальных маленькие карточки со словами, которые они размещают на листке с фотографиями Оценивают себя за этап разминка на листках самооценки.

На доске запись на отдельных карточках каждое слово

На доске фотографии этих обитателей глубины

3.Постановка темы и задач урока.

А что же написано у меня дальше? Что это за слова, откуда они?

И жили они долго и счастливо.

Возникало ли у вас иногда желание узнать, что же было дальше с героями этой сказки? А мы вами что за произведение читали на предыдущем уроке? Какое оно по жанру?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая будет тема урока? Откроем учебник (сами ищут раздел с.11) На какие вопросы уже ответили? Какие вопросы будем сегодня разбирать?

Чему будем учиться? Какие задачи поставим? Новое будем учить или повторять?

Мы найдём это продолжение или придумаем сами? С чего начнём?

1.Вспомним сюжет рассказа и особенности героев, прочитаем по ролям.

2.Выберем настроение, которому должно соответствовать продолжение рассказа.

3.Подберём необходимых героев и слова для их описания.

4.Запишем свои предложения.

5.Оценим наши рассказы, выберем наиболее удачные.

Так заканчиваются сказки.

Мы будем работать над продолжением рассказа М.Горького «Случай с Евсейкой»

Тему записать на доске.

4.Работа по теме урока.

-Сейчас поиграем и вспомним рассказ, особенности героев.

– Какой необычный случай произошел с Евсейкой?

– Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

– Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

– Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?

– Почему же он не заплакал, испугавшись?

Я читаю с любого места в рассказе, а вы должны найти и продолжить.

Запишите на карточках, какие слова подбирает автор для описания героев. Какие слова характеризуют человека? Как мы оцениваем?

– Какой прием использует автор в описании морских животных? (Сравнение.)

– С чем автор сравнивает сепию? (С мокрым носовым платком.)

– С чем автор сравнивает сифонофоры? (Со стеклянными шариками.)

– Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)

Сейчас оценим себя за понимание и хорошее ориентирование в рассказе во втором окошечке

– Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

– Он сказал, что узнал об этом от папы.

– «Так себе. Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый. ».

– Он испугался того, что его сейчас съедят.

– Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.

-Кто первый нашёл читает, остальные уже про себя дальше ему не мешают.

Работают в паре. Пишут в карточке

Надо посмотреть поступки, которые он совершил.

Знает разных обитателей, говорит неправду, предлагает игру, объясняет кто такой папа, передумал плакать, никого не хотел обидеть

Читайте также:  Рассказ либерал салтыков щедрин краткое содержание

высказывают свои предположения.

– Прочитайте разговор Евсейки с рыбой.

Чтобы читать по ролям, что сначала надо определить?

Какое чтение мы назовём отличным? Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать за каждого из героев.

Сейчас оценим себя за чтение по ролям в третьем окошечке. Какую задачу урока выполнили? Над чем будем работать дальше?

-Варианты ответов обучающихся.

Называют действующих лиц: автор, рыба, Евсейка. Читают по ролям со слов: «А болтливая рыба все спрашивает его. »

7.Сочинение продолжения рассказа

Как придумать продолжение сказки, используя слова «никто не поверил», «придется возвращаться», «бурлит», «сейчас съест», «со злостью».

Рассказал Евсейка, что с ним произошло, да только никто не поверил…

Вспомнил Евсейка случай, который с ним произошёл, и решил вновь отправиться к подводным обитателям…

Какие события могли произойти дальше? Кого Евсейка мог встретить? Они опустились на дно, где их ждала …

потому что он был очень голоден

Русалка, подводный царь, акула, говорящий пузырь, Спанч-Боб, врач, учитель, полицейский, телевизор.

Можно ли закончить рассказ так же, как и автор?

С тех пор … И он уже больше никогда не …

Должно называться время и место действия. Должны быть действующие лица. Действие должно завершаться, делается вывод. Всё идёт по порядку.

Смешное, грустное, страшное.

8.Реализация плана Самостоятельная работа

-Переходим к выполнению письменной работы

Рассаживайтесь. Взяли листок, кто у вас секретарь (быстро пишет) сколько предложений надо дописать.

Письменная работа в группах

Рабочая тетрадь с.53

-Давайте сравним наши рассказы.

Оценивать по каким критериям:

Слова выразительные есть.

Правильно построены предложения.

Верно написаны слова.

Оцените свою работу: кто справился с заданием – поднимите руку вверх.

Выступление и оценка групп.

— Для чего создаются такие литературные произведения?

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера

11.Рефлексия и самооценка

-Какая была тема урока?

-Какие задачи мы перед собой ставили?

-Все ли мы успели выполнить?

-Где нам могут пригодиться полученные знания?

-Оцените свою работу на уроке. Оценивать свою работу вы будете с помощью смайликов

спокойный – остались сомнения вопросы, справился не совсем

-Смотрим упражнения для домашней работы.

1) Оформить свой рассказ иллюстрациями к нему.

2)Подготовить чтение по ролям

Варианты ответов обучающихся.

Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

• я выполнял задания…

• урок дал мне для жизни…

Обучающиеся рисуют свои смайлики около нужного на общем формате на доску.

На доске смайлики большие и место возле них

М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках. Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.

М.Горький – литературное имя писателя.

– Как называется литературное имя? (Псевдоним.)

Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась преписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ.

Источник

Познавательное и интересное